РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Елена
Автор DEDA   

01_cm.jpgСегодня гостьей нашей рубрики стала представительница прекрасного пола. Пилот, обладатель высших титулов и наград на самых престижных соревнованиях по высшему пилотажу — Елена Климович…

 

-Елена Викторовна, когда я прочитал ваше резюме, то первой моей реакцией было изумление и восхищение. Программы соревнований по высшему пилотажу и предъявляемые требования одинаковы для мужчин и для женщин. Вы с этим согласны?

 

-Абсолютно…

 

-Елена Викторовна, Никита Михалков как-то сказал, что мы стесняемся своей огромности и все время пытаемся, зажав плечи, сидеть в уголочке. Вы такая?

 

-Может и хотела бы, да не получается. А в других случаях, наглости явно не хватает.

 

-Елена Викторовна, в детстве у вас были образцы для подражания? Вы на кого-то равнялись?

 

-Наверное, был некий собирательный образ, почерпнутый из книг про летчиков, летчиков-испытателей, ученых, инженеров, первооткрывателей… (ну, а в начале, конечно, были мушкетеры, пираты и т. п.) Скажем так, образ сильной личности, увлеченной своим делом.   

 

-Кто был вашим летчиком-инструктором?

 

-Начинала летать с Владимиром Сергеевичем Ларькиным, а к самостоятельному вылету подвел Виктор Андреевич Маркин. Это, если говорить о первом этапе, самом начале летной жизни. Потом были тренеры, друзья-соперники. У нас всегда есть у кого учиться, даже у тех, кого учишь сам.

 

-Расскажите о ваших родителях, семье…

 

-Жила с мамой и бабушкой в городе ткачей (или невест) Иванове. С авиацией город тоже знаком не понаслышке – эскадрилья Нормандия-Неман была на переформировании, в городе было 3 аэродрома – гражданский, военный и ДОСААФ. Мама работала в Энергоинституте, мечтала, чтобы дочь научилась играть на пианино (родители части свои желания и несбывшиеся мечты пытаются воплотить в жизни детей). С моими занятиями сначала в спортивной школе, а потом в ВПША «Высота» мама, скорее, смирялась, но не сразу (Военно-Патриотическая Школа Авиаторов -были в нашем пионерско-комсомольском детстве всяческие школы, кружки, дома пионеров куда пацаны с большим интересом записывались, а слово патриотический не было ругательным или отпугивающим). (Но, как потом оказалось, в молодости сама с подругой в аэроклуб записывалась, да что-то не сложилось).

 

-Весь пилотаж на соревнованиях выполняется в ограниченном пространстве. На земле полотнищами обозначаются оси и углы квадрата со стороной 1000 м, высота пилотирования – от 100 м до 1000 м. Любое нарушение границ пилотажа приносит спортсмену значительные штрафные очки. А в жизни у вас есть граница, через которую вы не переступаете?

 

-Границы границам рознь, одни раздвигать надо, другие соблюдать.

 

-Усложнение программ соревнований заставляет конструкторов постоянно работать над совершенствованием самолетов, что, в свою очередь, позволяет еще более усложнить и разнообразить пилотаж. Расскажите, пожалуйста, о ваших любимых машинах!

-Конечно, спортивные самолеты с логотипом «Су». Идеального самолета нет, и быть, наверное, не может, но то, что ни один зарубежный самолет такого класса не смог бы выдержать интенсивность наших тренировок, это точно. Один наш друг сказал: «Су – это настоящий самолет». Но нет пределов совершенству, и хотелось бы, чтобы конструкторы и инженеры на достигнутом не останавливались. А наши ребята с удовольствием и идей подкинут, и инженерно-конструкторскую мысль в воздухе оценят – и опыт и знания для этого есть. А главное, надо, чтобы эти машины у нас были.

теперь о самом интересном соревновании в жизни… Может быть, оно проходило и не в небе?

 

-Все соревнования по-своему интересны. И всегда интересно, когда есть что-то новое, будь то новый вид программы или новый вид спорта. Потому что добавляется элемент неизвестности – как судьи будут это оценивать, на что способны твои соперники и, в первую очередь, ты сам.

 

-Тем, кто молод, всегда хочется испытать себя в чем-то особенно сложном, требующем максимального напряжения физических и духовных сил. Авиационные виды спорта их путь?

 

И еще приносящем радость полета и общения с увлеченными и интересными людьми, удовлетворение когда что-то получается, новые встречи и единомышленников по всему миру. К сожалению, сейчас не та ситуация, когда любой студент или рабочий может прийти в аэроклуб и сказать: «Хочу научиться летать, примите меня!». Дорого, куча всяких проблем с тем, чтобы малую авиацию у нас признали так, как ее признают в других странах. Раньше нам завидовали – у вас обучение полетам, тренировки бесплатные, массовость огромная. А теперь мы завидуем нашим зарубежным соперникам. У нас сейчас часто даже тем, кто может позволить себе купить самолет и оплатить свои полеты не очень-то удается полетать. Так что, кроме максимального напряжения физических и духовных сил нужно еще терпение, умение добиваться своей цели… А вообще – дорогу осилит идущий!

 

-Как вы росли в небе? Был ли это стремительный рост или планомерное развитие?

 

-Может быть, иногда, слишком постепенно. Начала заниматься самолетным спортом в Москве, где желающих всегда много было, а самолеты и летное время не резиновое. Да и самолеты Як-18А, на которых мы начинали летать, в то время свой век доживали. Стремительное ускорение получила на «молодежных» сборах со сборной командой СССР – вот когда каждый день что-то новенькое было!

 

-Елена, сборная страны обойдётся без вас?

 

-Спросите у сборной…

 

-Как живёт сборная страны за границей?

 

-Достаточно скромно, дружно, подчиняясь единой цели. Не сторонясь общения, но и никому не навязываясь. Есть большой минус – не умеет позировать. И большой плюс – в воздухе сразу видно, кто есть кто.

 

-Что мешало или помогало вам в жизни?

 

-Помогало то, что имела честь быть среди настоящих людей, для которых дружба, долг, честь не пустые слова. Мешало, наверное, больше всего, когда сталкивалась с несправедливостью. А иногда и собственная лень мешала…

 

-Немного о ваших друзьях….и врагах…

 

Считаю, что друзья у меня настоящие. Дифирамбы редко друг другу поем, но положиться на каждого можно. А о врагах что говорить – с ними или бороться надо или их игнорировать.

 

-У вас столько титулов и наград, что невольно осознаешь, что вы нечто особенное. Но вы в первую очередь – женщина. Что как женщина вы бы сделали сегодня утром?

 

-Особо особенной себя не чувствуюу нас все или такие, или лучше. Как-то не думаю, что я делаю «как женщина». Легкая разминка, чашка хорошего кофе – и день начался.

 

-Из чего складывается рабочая неделя лётчика — пилотажника?

 

Хотелось бы, чтобы из полетов и непосредственной подготовки к ним! У нас сейчас полеты – это как награда или отдых от рутины и проблем (если техника и ГСМ есть!). Список первостепенных забот обширен – от ремонта сантехники до оформления таможни до поиска спонсоров до техобслуживания самолетов до кучи бумажной писанины до утрясания вопросов со всевозможными чиновниками…

 

-Вы находите время для отдыха? Что для вас значит «хорошо отдохнуть»?

 

-Самый хороший отдых – активный в кругу друзей.

 

-Есть у вас хобби?

 

-Ну да – самолетный спорт!:)

 

-Инвестор  – человек, который дает деньги в то или иное дело и вынимает их через заданный срок с заявленной доходностью. Во что бы вы вложили свои деньги?

 

-Знаете, каждый своим делом заниматься должен. Инвестор – это тоже знания, умение, призвание, если хотите.

 

-Программа чемпионатов мира и Европы включает несколько комплексов фигур высшего пилотажа, чистота выполнения различных эволюций оценивается судьями с точностью до градуса. Вы комфортно чувствуйте себя на соревнованиях?

 

-Опять же, зависит от соревнований. Сами соревнования я люблю, чувствую себя комфортно, когда результаты соответствуют полетам (не только мои, кстати).

 

-Каковы на ваш взгляд перспективы развития отечественного авиаспорта?

 

-На настоящий момент довольно плачевные. Если государство не будет поддерживать авиаспорт, кому-то когда-то придется все начинать сначала. Поверьте, будет очень трудно. Сейчас, не смотря ни на что, мы лучшие в мире, но если эти позиции будут упущены, просто так в лидеры не пробиться. Советским и российским летчикам всегда надо было на голову, а то и на две, лучше летать, чтобы оказаться на пьедестале почета. Сейчас у нас еще есть школа, созданная и совершенствующаяся сборной командой СССР и России, пока еще есть люди, которые хотят и могут передать свой опыт. Пока еще есть в аэроклубах грамотные инструкторы. Не хочется, чтобы очередной раз что-то было «разрушено до основания», чтобы на обломках было что-то построено. Долгая это история. Хотя мы и хронические оптимисты, на одном оптимизме и энтузиазме вечно не прожить. Писали мы письма и Президенту, и Премьеру и высокопоставленным чиновникам, но воз и ныне там. Нам, в лучшем случае, предлагалось ответить на свое письмо самим…

 

-Спасибо, Елена!

 

-Удачи!

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »