РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Первый полет!
Автор DEDA   

Picture-004_cm.jpgВ эпоху перемен порой слишком долго приходится ждать обычного специалиста с чувством патриотизма, значительно превосходящим личные амбиции. Не случайно у летчиков-практиков создается впечатление, что кто-то сознательно уж если не вредит, то уж точно тормозит процесс возрождения авиации в России.Существует закон, в котором учтен ряд предложений, которые в течение последних лет вносились как предприятиями, так и частными владельцами в целях упрощения процедуры регистрации, сертификации, малой авиации

 

 

Picture-005_cm.jpgВведено, наконец, важное понятие — физического лица в качестве владельца воздушного судна. Введено понятие уведомительного принципа выполнения полетов вместо ранее существовавшего разрешительного. Упрощена система сертификации и регистрации самолетов малой авиации. Прописана и масса других важных изменений. Одним словом, важный и нужный закон. Но, как это часто случается, полезные инициативы то ли сознательно, то ли по недоумию «тонут» в различных подзаконных актах, отрабатывая полновесные «откаты» от иностранных заказчиков. Кое-кому глубоко плевать на тысячи квалифицированных людей, вынужденных торговать вместо сборки первоклассных самолётов и вертолётов. В общем, прилетели… К чему это я? Да к тому, что вчера мне позвонил Вячеслав Сенигов и сообщил потрясающую новость: у новгородского авиационно-спортивного клуба появился новый самолет. Через час я уже сидел в его машине, и мы ехали на аэродром «Борки» известный всей стране по съемкам фильма «Перегон».

Picture-007_cm.jpgЕще через полчаса я стоял возле "ZLIN 142 ". Вячеслав снял чехол и коротко рассказал о покупке: "ZLIN 142 " – двухместный, учебно-тренировочный самолет. Может выполнять фигуры простого, сложного и высшего пилотажа. • Размах крыла,м — 9,34 • Длина, м — 6,94 • Взлетный вес, кг — 970 • Длина разбега, м — 210 • Сухой вес, кг — 730 • Минимальная скорость, км/час — 100 • Максимальная скорость, км/час — 236 • Дальность, км — 495 • Количество мест — 2 • Двигатель — М337 • Топливо бензин — от 92 до 95 • Расход топлива, л/час — 37,5 • Емкость баков, л — 2×60 Самолет изящен и надежен одновременно. Когда Вячеслав предложил мне сесть в кабину, то не скрою, я разволновался. «ZLIN 142» очень похож на истребитель Второй Мировой. Настолько, что даже приборы на нем «классика», как у моего любимого И-16. Под сидением парашюты. В кабине не тесно и очень хороший обзор.

Picture-008_cm.jpgПока Слава рассказывал о перипетиях с получением разрешительной документации на самолет, я пристегнулся. Конечно, на стоянке закрылки работают тяжелее, чем в воздухе, но, поставив триммер в нейтральное положение, понял, что «ZLIN 142» хорошо слушается рулей. Ручка управления не требует особых усилий. Управление закрылками осуществляется рычагом с фиксатором. Сам он удобно расположен между сидениями для пилотов. Рычаг газа неожиданно для меня оказался высоко и не там, где я ожидал. Винт действительно с изменяемым шагом и Вячеслав быстро мне это продемонстрировал. Признаюсь, что в кабине такого самолета я сидел впервые. Это было волнительно и интересно одновременно. Мы поговорили о планах на будущее. «ZLIN 142», по словам Вячеслава Сенигова станет основой курсов по подготовке пилотов-любителей в новгородском авиационно-спортивном клубе. На покупку затрачены приличные средства, и курс будет платным. Новый самолет первый и пусть маленький шажок к возрождению авиа клуба им. И. Каберова в Великом Новгороде.

Picture-012_cm.jpgВячеслав впрягся в это с полным осознанием проблем и препятствий ждущих его впереди. Но под лежачий камень вода не течет! Даже объезжая ямы на взлетной полосе Слава верит в возрождение отечественной авиации. Верит, что к нему придут молодые пилоты, рвущиеся в небо. Пусть это сегодня в России это и не дешево. Пусть пока доступно далеко не всем. Мы расставались с Вячеславом Сениговым, чтобы в ближайшее время вновь встретится на первых полетах «воздушного дельфина». Это был прекрасный весенний вечер. Яркое небо, немного облаков, видимость — без ограничений. Позади полтора года полетов на авиа симуляторе Ил-2 в Сети. Но то, к чему я так стремился многие годы – произойдет сегодня. Полет! Настоящий! Пусть рядом с опытным летчиком-инструктором. Пусть на легком Zlin-142. Главное, что о виртуальности придется забыть… Преодолеть детские страхи и недоверие к небольшому, но красивому самолету. Поверить в себя и убедиться, что мое увлечение симулятором не случайно. Сидя в машине Вячеслава Сенигова я думал о том, что сегодня решается главное — быть или не быть тебе лётчиком или пора в пехоту…

Picture-040_cm.jpgВиртуальные воздушные бои в Интернете принесли несомненную пользу: проведено множество захватывающих поединков, прочитана гора исторической литературы, воспоминаний ветеранов-летчиков, но все это меркнет перед событием, которое произойдет этим вечером. Начало было достаточно будничным. Слава посмотрел двигатель, что-то там требовалось проверить. Залил бензин из канистры в оба бака самолета. Задание на полёт простое: взлёт, набор эшелона по большому кругу, ознакомление с управлением и приборами самолёта, выход на 200–300 метров, заход на посадку. На всё — минут 15–20. Слава Сенигов показал запуск двигателя и проверку систем. Погрели масло. Погоняли движок на земле и порулили на взлетную полосу. Я знал, что мне дадут попробовать поуправлять живым самолётом минуты три-четыре в полёте, дадут посмотреть — как выглядит аэродром и окрестности сверху.

Picture-051_cm.jpgРазбег, подъём, отрыв. Навсегда осталось в памяти: самолёт идёт с набором высоты, а мы спокойно: немного затяжелеем винт, убираем закрылки, выравниваем горизонт. Набрали высоту. Передо мной прекрасное вечернее небо и странное ощущение — вот оно, свершилось, лечу! Под нами картинки уходящего дня: лесопосадки, берег озера Ильмень, какие-то домики тут и там. Через пару минут спрашиваю: «Можно?». А сам волнуюсь. Замялся. Спасает совет инструктора, который слышу в наушниках: «Давай сделаем левый вираж 15 градусов». Я взялся за ручку. Совсем небольшое усилие и… Неожиданно самолет послушно наклонился влево. Без запаздываний. Сразу. Ого! В Иле мы уже привыкли к «кукольной» болтанке, а тут встали вираж и самолет ведет себя изумительно. Не стремится к сваливанию, а плавно идет за твоей рукой. Идет прямо. Описывая плавную дугу, чуть иногда вздрагивая в турбулентности. Мне все время давали какие-то пояснения, и я отвлекся на приборы. Нос в это время чуть ушёл вверх. Инструктор подсказывает: «Горизонт!». Поправил, исподволь спрашивая себя об Иле: « Что не так?- Что непохоже? И отвечал сам себе: „ Да все очень похоже,- Почти…на 90%!“

Picture-052_cm.jpg„Непохожесть“ проявилась в следующем вираже, который делал уже под углом 30 градусов. Азбука. Просто. Но вот тут и пришло откровение, что ты не на стуле и не дома. Самолет наклонен. Ориентиры сместились. Нужно все время поглядывать на прибор горизонта и выдерживать угол. Куполообразная кабина создает ощущение, что ты сейчас свалишься на инструктора. Зад, не смотря на ремни явно не в кресле пилота, а выше. А бочка? А другие сложные фигуры, которые на симуляторе выполняются легко? Вот тут и зарыта собака. Что же там! чувствует пилот? Лучше не думать про это сейчас… Так, вираж закончил… Выровнял… Все! Отдал ручку инструктору. Выдохнул. Напряжение все же сказывается! Вспомнил про фотоаппарат. Сделал пару снимков в воздухе и хоть немного огляделся. Солнце ушло, и весь пейзаж под нами изменился. Если бы был один – понять, где полоса невозможно. Хотя мы всего в паре километров от нее.

Picture-082_cm.jpgЧто запомнилось? Смотрели на температуру масла. Обороты проверяли. Переговаривались с землей. Посадка была идеально похожа на посадку в Ил-2. Так же поставили рычагом закрылки в положение посадки. Прибрали газ перед касанием. Пробежку легко прервали тормозами. Конечно, это ознакомительный полет. Прогулка. Но для некоторых и „нисходящая горка“ с потерей сотни метров — шок. Мне было хорошо! Возможно, прыжковый опыт сказался. Может и так. Только ощущения незабываемые. Слава Сенигов и новгородский авиа клуб им. И. Каберова намерены развивать это направление: ознакомительные полеты за 600 р. Коммерция? Возможно. Только как набирать будущих курсантов-летчиков? Одного желания мало! Пусть попробуют. Пусть так, пассажирами. Небольшой, но маневренный Zlin-142 – это не лайнер со стюардессами. Ваши ноги в педалях и руки на управлении. Вы слушаете движок как собственное сердце. Вы дышите с ним в одном ритме. Только так становятся с самолетом одним целым. Наверняка этот первый короткий полет в небе Великого Новгорода останется со мной навсегда!

 

                                            

 

  „Воздушный бумер“ (12.4 MB)

 

 

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »