РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
ГЛАВНАЯ arrow СТАТЬИ arrow 315-й боевой вылет майора Александра Мясникова ч.13
315-й боевой вылет майора Александра Мясникова ч.13
Автор Ю.А.Мясников, И.Г.Прокофьев, В.И.Суворов, К.И.Тарасов.   

27 сентября 1941 года

1_cm.jpgИз газеты «Победа», № 98 от 27.09.41: «Советский летчик считает для себя законом – выручать товарища, попавшего в беду. Это вселяет в каждого из нас полную уверенность в победе над врагом и в безопасность своего боевого полета. Во время воздушного боя мы стремимся прежде всего защитить хвост впереди идущего летчика, чтобы он мог спокойно атаковать противника.

На днях во время большого воздушного боя нашей шестерки истребителей с группой фашистских бомбардировщиков летчик Бондаренко пошел в стремительную атаку на «Юнкерс-86». Враг пытался зайти ему в хвост. Но в это время на выручку Бондаренко пришел летчик Мясников, который отогнал стервятника, чем дал возможность атакующему ястребку продолжать боевую операцию. Через несколько минут летчик Бондаренко еще раз ринулся в атаку на «Ю-87». Вдруг я вижу, что другой немецкий самолет заходит в хвост Бондаренко, а фашистский стрелок — радист начинает вести по нему прицельный огонь. Я в это время атаковал второго пирата. Что делать? Бить намеченную жертву, или спасать товарища? Решил идти на выручку Бондаренко. Сделал несколько заходов, и задача выполнена: враг бежал, а летчик Бондаренко спокойно и умело сбил фашисткого коршуна. Взаимная выручка в бою – одно из основных условий победы над фашистскими самолетами».

Летчик В. Терехин «Закон советских летчиков»

         Die Deutsche Wochenschau 1941 (18.0 MB)

 

30 сентября

1941 года Из газеты «Победа», № 101 от 30.09.41:

2_cm.jpg«Осмотрительность в воздушном бою и вообще в воздухе является первым условием победы над врагом. При отработанной осмотрительности еще на земле, как при действии одиночным самолетом, так и в группе, когда нет ни одного градуса непросматриваемой воздушной полусферы, самолеты противника не могут быть не замеченными, следовательно, нельзя быть атакованным внезапно. Заметив первым противника, ты имеешь возможность нанести ему внезапный удар, можешь использовать при этом для маневра солнце, облачность с просветами, дымку, если на низкой высоте, то рельеф местности и даже фон лесных массивов. А нанести первым внезапный удар, значит посеять в рядах противника панику, деморализовать его организованную оборону, рассеять строй, а потом бить по частям. На нескольких примерах я хочу показать значение осмотрительности, когда имеешь дело с хитрым и коварным врагом. Прилетев с задания на свой аэродром, летчик Мясников пошел по кругу. Как будто бы ты уже дома, и можешь ослабить внимание по наблюдению за воздухом. Но не к этому приучал себя Мясников. Он ни на секунду не забывал важнейшее правило любого полета: смотреть кругом и видеть все. Подходя к третьему развороту по кругу, Мясников заметил, как из облачности выскочили два «мессера» и начали пикировать на него. Притворясь, будто он их не замечает, отважный летчик начинает делать левый разворот, все время не выпуская их из виду. Как только «мессеры», набрав большую скорость, приблизились на дистанцию выстрела, Мясников делает крутой разворот вправо и открывает огонь. Благодаря хорошей осмотрительности наш летчик не стал жертвой хитрого врага и сохранил ценный самолет. В групповом воздушном бою осмотрительность имеет первостепенное значение. Даже когда в воздухе большое количество самолетов, летчик должен видеть не только, что делается вокруг него, но также и вокруг его товарищей. В одном из воздушных боев летчик Руденко попал, на первый взгляд, в безвыходное положение. Он был зажат противником с нескольких сторон, но благодаря хорошей осмотрительности его товарищей летчиков Мясникова и Халдеева, он вышел из боя невредимым. Немедленно друзья Руденко ринулись к нему на помощь, уничтожили одного стервятника и выручили товарища. Все вышли из боя победителями. При полетах группой на охрану объектов, для лучшей осмотрительности целесообразно летать строем тупого клина. При таком строе левое звено хорошо просматривает переднюю полусферу ведущего, правую сторону и заднюю полусферу, а правое – наоборот. Следовательно, внезапная атака «охотников» уже исключена, так как ведомые звенья могут свободно маневрировать и не допустить ее. При полетах парой целесообразно и необходимо, в целях лучшей осмотрительности, ходить все время змейкой или, как выражается летчик Полях, «фокстротом». Для этого нужна хорошая слетанность, чтобы не допустить разрывов, и тогда полеты парой будут, безусловно, успешыми».

Летчик С. Львов «Смотреть кругом и видеть все»

Из книги В. Трибуца, стр. 108 – 110:

3_cm.jpg«Когда нашим летчикам приходилось отвлекаться для боевой работы на фронте, они не могли дать должного отпора авиации врага, штурмовавшей Кронштадт и другие места расположения кораблей. А когда обстановка под Ленинградом несколько разрядилась, Военный совет фронта разрешил привлекать для обороны Кронштадта не только истребители флота, но и фронтовую истребительную авиацию. Дышать стало заметно легче. С 29 сентября авиация противника прекратила дневные налеты на объекты Кронштадта; теперь корабли беспокоили только артиллерийские обстрелы. Отражение налетов фашистской авиации было важной задачей ВВС флота, как и военно-воздушных сил фронта, но не единственной. Летчики столь же самоотверженно наносили удары по вражеским аэродромам, тем более что расположение их было нам хорошо известно. Так, 9 сентября гитлеровцы недосчитались на своих аэродромах 35 самолетов; всего же в воздушных боях и на аэродромах в сентябре противник потерял 272 самолета. В сентябре наши летчики 4435 раз поднимались в воздух, чтобы сражаться с врагом. С равным напряжением сражались в этот период истребители 61-й авиационной бригады, бомбардировщики и штурмовики 8-й авиационной бригады, разведчики 15-го морского разведывательного полка. Отличала наших летчиков крепкая боевая дружба, готовность к самопожертвованию во имя боевого товарищества, взаимная выручка. Отказавшись от массированных налетов, фашисты избрали другую тактику воздушной войны – тактику охоты за нашими самолетами-одиночками. В небе дежурили фашистские ассы – «волки». Выследив наш одиночный самолет, они набрасывались на него. Особенно активно охотились «волки» за нашими транспортными самолетами и прославленными летчиками-истребителями, которых успели запомнить в ходе воздушных сражений.

«Волками» занялись наши летчики-истребители А. Ф. Мясников, М. А. Ефимов, Г. Д. Костылев, П. А. Чепелкин, К. В. Соловьев и другие». За время сентябрьского штурма сжалось вражеское кольцо вокруг Ленинграда. С выходом противника в район Лигово, Володарского, Стрельны, Петергофа было перерезано сообщение по Приморскому шоссе с Ораниенбаумом, теперь все перевозки для войск 8-й армии и частей флота в Кронштадт и Ораниенбаум можно было осуществлять только водным путем и в ночное время. Противник мог вести артиллерийский огонь по улицам Кронштадта и Ораниенбаума. И все же враг был остановлен. 19 сентября сорвалась его последняя в 1941 году попытка овладеть городом! Обстановка на ораниенбаумском плацдарме оставалась критической до конца сентября. И вдруг разведчики донесли, что немцы возле Гостилиц зарываются в землю! Были видны массовые постановки противотанковых мин и проволочных заграждений. Сомнения исчезли, когда аналогичные сообщения стали поступать с других участков обороны Ленинграда. Да, буквально перед фронтом обороны Ленинграда, на всем его протяжении, гитлеровцы создавали укрепленный рубеж. Они переходили к длительной обороне… После тяжелых потерь, понесенных немецкой авиацией в период налетов осенью 1941 года, противник перестал днем появляться над Ленинградом и Кронштадтом. Однако гарантии в том, что так будет и впредь, никто дать не мог. Поэтому мы приняли решение, одобренное Военным советом фронта – все подводные лодки и большую часть надводных кораблей перевести в Ленинград. Учитывалось, разумеется, и то, что враг не предпринимал даже попыток морем оказать помощь своим войскам, окопавшимся под Ленинградом. В Кронштадте кораблям делать было нечего; в Ленинграде мы могли интенсивно использовать их артиллерию, да и защита с воздуха здесь была надежнее. 24, 30 сентября и 1 октября были перебазированы крейсер «Киров», миноносцы «Гордый», «Сильный», «Суровый», а несколько позже и «Грозящий». Линейный корабль «Октябрьская революция» перешел в Ленинград 23 октября».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »