РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
ГЛАВНАЯ arrow СТАТЬИ arrow Боевое применение P-39 «Airacobra» разных модификаций ч.1
Боевое применение P-39 «Airacobra» разных модификаций ч.1
Автор Rocket man (Александр Родионов) =Eug23= (Евгений Бурляев)   

p39-1_cm.jpgВ настоящем варианте мануала учтены замечания и пожелания вирпильского сообщества. Поправки и дополнения коснулись глав о вооружении, ТТХ, боевом применении, фигурах высшего пилотажа на виртуальном истребителе P-39 «Airacobra», представленном в авиасимуляторе Ил-2ЗС. Кроме того, по многочисленным просьбам к тексту добавлены фото, схемы и новые главы по устройству и тактическому применению этого виртуального самолета. Спасибо всем за участие. Отдельная и большая благодарность SLI=Makc 89= за статьи по триммированию и сведению оружия, а также некоторые общие уточнения.

Предисловие.

Целью данного мануала является наша попытка дать ответы на вопросы начинающих коброводов, а, также, желание поделиться некоторым накопившимся опытом полетов на этом замечательном истребителе ввиртуальном небе. Авторы не претендуют на звания экспертов-коброведов, однако, мы надеемся на то, что наш мануал поможет избежать досадных ошибок в начале летной карьеры новоиспеченным водителям P-39. Отличное сочетание маневренности, скорости и вооружения делает «Аэрокобру» грозным противником на виртуальных театрах боевых действий.

 

p39-2_cm.jpg«На «кобре» я совершил более 100 боевых вылетов, из них 30 разведок и провел 17 воздушных боев. И «кобра» не уступала ни по скорости, ни по динамике разгона, ни по вертикальной и горизонтальной маневренности. Очень сбалансированный был истребитель… Видимо, все зависело от того, что ты хотел получить. Либо ты «мессеров-фоккеров» сбиваешь, либо у тебя «Аллисон» 120 часов вырабатывает». Н. Голодников -генерал-майор авиации в отставке, бывший летчик-истребитель 2-го ГИАП ВВС КСФ им. Б. Ф. Сафонова.

Пилотирование и боевоеприменение виртуального истребителя P-39 «Airacobra» разных модификаций

Вряд ли найдется еще такой противоречивый самолет, как истребитель P-39 «Airacobra». Примечательно, что это определение в равной степени распространяется, как на реальный самолет, так и на его виртуального «клона», реализованного в симуляторе «Ил-2-Забытые Сражения». В этом отношении его можно сравнить, пожалуй, только с одним поршневым самолетом – FW-190, у которого точно также как и у «Кобры», есть не только свои горячие поклонники, считающие, что Кобра очень универсальная машина, но и убежденные противники, считающие, что последняя практически не способна выполнять возложенные на нее задачи: уничтожение самолетов противника, главным образом, истребителей. Давайте попробуем разобраться, в какой же степени справедливы две эти точки зрения. Для этого мы сначала определим основные достоинства и недостатки, присущие модификациям P-39, реализованным в симуляторе Ил-2.

I. Достоинства.

«Аэрокобра» -великолепный самолет. Наши самолеты ЛаГГ-3 и Яки по скорости уже были равны, но рация на «Аэрокобре» была лучше и вооружение. Пушка 37-мм, два крупнокалиберных пулемета, и на плоскостях еще были по 2. С плоскостей я, например, пулеметы снял, а оставшееся оружие соединил на одну гашетку. «Кобра» по своим аэродинамическим качествам и скорости не уступала немецким истребителям». Ф. Архипенко -Герой Советского Союза, 129 ГИАП.

 -Исключительно мощное вооружение

-Отличный обзор вперед иназад*

-Высокие маневренные характеристики

-Хорошаяскорость пикирования

-Выносливый двигатель

-Автоматические нагнетатели и высотный корректор

-Трехстоечное шасси с носовой стойкой

-Вместительные ипротектированные топливные баки

-Хорошаязащита пилота *У ранних серий: P-400, D1, D2, N1

1. Исключительно мощное вооружение

Вооружение практически всех модификаций «Кобры», реализованных в симуляторе (P400, P-39D1, P-39D2, P-39N1), состоит из одной пушки (20 либо 37 мм), расположенной в носовой части самолета, двух синхронизированных 12,7 мм пулеметов и четырех крыльевых пулеметов винтовочного (7,62 мм калибра). Исключение составляют P-39Q1 (37-мм пушка, два синхронизированных 12,7мм пулемета, 2 подвесных (несъемных) подкрыльевых 12,7мм пулемета) и P-39Q10 (37-мм пушка и два синхронизированных 12,7мм пулемета). Кроме того, существует разница в вооружении модификаций P-400, P-39D1, P-39D2, P39N1. Так, более ранние Кобры 41–42 гг.— P-400, P-39D1, P-39D2, несут вооружение, состоящее из 20 мм пушки Испано-Сюиза с боекомплектом в 60 снарядов, двух синхронизированных пулеметов калибра 12,7 мм и четырех крыльевых пулеметов калибра 7,62 мм. Пушка Испано-Сюиза, несмотря на явно недостаточное количество снарядов, тем не менее, характеризуется исключительной скорострельностью, что очень удобно при  поражении перемещающихся и маневрирующих воздушных целей. Скорострельность этой пушки выручает и при стрельбе на встречно-пересекающихся курсах, а также при большихугловых перемещениях целей. 20 мм пушка у модификации P-39D2 в симуляторе может заменяться 37 мм орудием, обладающим достаточно мощной разрушительной силой. Подробней о нем будет сказано ниже.

Стандартное стрелковое вооружение модификации P-39N1 состоит из 37 мм пушки (боекомплект 30 снарядов), двух синхронизированных 12,7 мм пулеметов (боекомплект 200–270 патронов) и четырех крыльевых пулеметов винтовочного калибра с боезапасом по 500–1000 патронов. Стоит отметить, что количество снарядов для 37 мм пушки на всех модификациях самолета одинаково. Кроме того, в ассортимент вооружения и оснащения разных модификаций виртуальной Кобры входят 1 американская 500 фунтовая бомба или советская авиабомба ФАБ-250 и подвесные баки на 75 галлонов.

p39-3_cm.jpgПриведена компоновочная схема истребителя P-39 «Airacobra» серии Q из оригинального руководства по летной эксплуатации самолета. 1. Маслобак редуктора. 2. Кислородные баллоны. 3. Аккумулятор. 4. Кольцевой ленточный магазин 37-мм пушки (боезапас 30 снарядов). 5. Два фюзеляжных 12,7 мм пулемета. 6. Приборная панель. 7. Пулеметнопушечный прицел. 8. Сиденье пилота. 9. Двигатель. 10. Набор инструментов для планера. 11. Расширительный бачок системы охлаждения. 12. Маслобак. 13. Бронеплита маслобака. 14. Радиопередатчик. 15. 37-мм пушка. 16. Бачок с оксигеном. 17. Бачок с гликолем. 18. Два подкрыльевых 12,7 мм пулемета. 19. Цилиндрический маслорадиатор. 20. Радиатор системы жидкостного охлаждения двигателя. 21. Инструменты для двигателя. 22. Крыльевой топливный бак. 23. Первичный авиа-набор (карта). 24. Радиоприемник.

2. Отличный обзор

 «…Обзор из кабины был превосходный. Приборная доска очень эргономичная, со всем комплексом приборов, вплоть до авиагоризонта и радиокомпаса… Бронестекла были мощные, толстенные. Бронеспинка тоже толстая. На первых шли бронестекла и переднее, и заднее, но бронеспинка была без бронезаголовника (заднее бронестекло его 4 роль выполняло). На последних, это, где-то начиная с Q-25, заднего бронестекла не было, но бронеспинка стала с бронезаголовником». Н. Голодников -генерал-майор авиации в отставке, бывший летчик-истребитель 2-го ГИАП ВВС КСФ им. Б. Ф. Сафонова.

p39-4_cm.jpgТрудно найти другой такой самолет, у которого бы был столь замечательный обзор вперед вниз. Это достигнуто благодаря конструктивным особенностям кабины Кобры, а также эргономики довольно узкой и вытянутой приборной панели. Из-за этого создается впечатление, что она находится строго по центру. Вероятно, не надо говорить, насколько ценно значение великолепного обзора вперед, к примеру, при том же пологом наборе высоты, когда пилот видит впереди лежащее пространство и объекты. Это позволяет при своевременно замеченной опасности применить соответствующий оборонительный маневр или более выгодно построить атаку. Не менее хорош задний обзор, который без труда позволяет видеть отклоняющийся в стороны руль направления. Исключение в этом плане составляют модификации Q1 и Q10 на которых обзору назад мешает установленная позади пилота бронеплита. Также не блестящ боковой обзор, которому несколько мешают дверные дуги. На фотографии хорошо видно обширное остекление кабины «Аэрокобры» с прекрасным видом вперед и назад. Заметно, что обзору несколько мешает противокапотажный шпангоут позади головы пилота (в симуляторе Ил-2 это также присутствует). В носовой части хорошо виден кольцевой ленточный магазин 37мм пушки и патронный ящик фюзеляжных пулеметов.

3. Высокие маневренные характеристики

p39-5_cm.jpgМаневренность «Кобры» действительно потрясает, однако использовать ее в полной мере могут только опытные пилоты, как следует освоившие технику пилотирования этой машины. Маневренные характеристики достигнуты путем создания смещенного назад центра тяжести самолета благодаря размещенному сзади двигателю. Это достаточно неплохо реализовано в Ил-2. Из-за своих маневренных характеристик «Аэрокобра» может практически без проблем управляться на скоростях, близких к скорости сваливания, при этом чутко реагируя на рули управления. Однако, повторимся, этого можно добиться, лишь в совершенстве владея техникой пилотажа на P-39.

Приборное оборудование истребителя P-39 «Airacobra»:

p39-6_cm.jpg1. Альтиметр 2. Компас 3. Второй компас 4. Авиагоризонт 5. Указатель тяги двигателя 6. Указатель воздушной скорости 7. Вариометр 8. Указатель крена и скольжения 9. Манометр 10. Указатель температуры воздуха 11. Температура и давление масла 12. Топливомер 13. Тахометр 14. Часы 15. Указатель температуры воздуха 16. Термометр 17. Указатель предельно низкого давления топлива 18. РУД 6 19. Переключатель шага винта

Для сравнения: кабина Кобры, совершающей вылеты в наши дни.

4. Хорошая скорость пикирования

По сравнению с советскими истребителями (Як, ЛаГГ, Ла) за счет материала изготовления (дюралюминий) Кобра имеет достаточно хорошую скорость пикирования (до 780 км/ч). Конечно, по сравнению с немецкими или остальными американскими истребителями, этого явно недостаточно. Тем не менее, флаттер (разрушение отдельных агрегатов, ведущее к неуправляемому пикированию) у «Аэрокобры» наступает значительно позже (разница приблизительно в 100 км/), чем у отмеченных машин. Разрушение начинается с того, что на скорости 780 км/ч у Кобры отваливается левый руль глубины.

5. Выносливый двигатель

Двигатель у Кобры расположен позади кабины пилота. Можно долго спорить о достоинствах и недостатках такой схемы. К примеру, очень удобно атаковывать бомбардировщики, или в случае необходимости идти в лобовую атаку (благо этой уверенности существенно добавляет 37-мм пушка), не беспокоясь о целостности двигателя. Однако такое расположение мотора привело к смещенному назад центру тяжести самолета, вследствие чего проявилась его склонность к обычному и плоскому штопору. Ну а если неприятельскому истребителю (не дай Бог Фокке-Вульфу) удалось плотно усесться Кобре на шесть часов, пиши пропало, -горящий факел из Вашего самолета обеспечен. Выход только один – не сажать врага себе на хвост. Если же это произошло, мгновенно контрманевром выходить из под огня. Вот тут мы подошли к весьма существенной особенности двигателя Аллисон, установленного на Кобре. Благодаря броне он очень хорошо держит попадания, идущие по касательной. А если самолет принял на себя более плотную очередь, и из двигателя потянулась серая струйка дыма, Вы еще можете за себя отомстить, так как с таким повреждением двигатель достаточноустойчиво работает до полной выработки топлива. В случае если из двигателя повалил черный густой дым, это означает одно – Вам как можно скорей необходимо покидать машину, так как через считанные секунды может появиться пламя и произойти взрыв. При наличии высоты можно сбить пламя пикированием, (как вариант -выполнение резкой горки с выпуском закрылков) и пока Вы поддерживаете высокую скорость, оно возникать не будет. Но, в любом случае, рекомендация одна – при возникновении черного дыма нужно максимально быстро покинуть самолет. Случаи успешной посадки Кобры с чадящим черным дымом двигателем редки как грозы в январе в Саратовской области. Напоследок хотелось бы упомянуть еще об одном козыре, который имеет водитель «Аэрокобры». Вирпил избавлен от масляных пятен на лобовом стекле, появляющихся в результате повреждения двигателей на других самолетах. Соответственно, вперед Вы всегда будете видеть хорошо, а это не может не радовать.

6. Автоматические нагнетатели и высотный корректор

p39-7_cm.jpgЕще одним несомненным и существенным достоинством двигателя «Аэрокобры» является его относительная высотность по сравнению с серийными двигателями советских истребителей (Як, ЛаГГ, Лавочкины). Как известно, к неудобству управления последними можно отнести ручное переключение нагнетателей и высотного корректора на заданных высотах (как правило, это 3,5 тыс. м, а у Яков немногим выше 2 тыс. м). На Кобре стоят автоматы и нагнетателей и корректора, которые сами переключается при достижении определенной высоты. Таким образом, в горячке боя пилот избавлен от необходимости следить за границей высотности и переключать положение нагнетателей в то время, когда надо заниматься вписыванием противника в прицел. К границе высотности советских авиадвигателей (3,5 тыс. м) относится и достижение Коброй своей максимальной скорости в горизонтальном полете. В симуляторе она составляет 500 км/ч (310 миль) у модификации P-39N1, а у модификации P-39Q10 – 510 км/ч (315 миль). Тест проводился на карте Смоленска, створки радиатора закрыты, 100% топлива, v.4.02m.

7. Трехстоечное шасси с носовой стойкой

p39-10_cm.jpgТрехстоечное шасси с носовой стойкой является несомненным плюсом Кобры. Надо ли говорить, что это очень удобно при взлете – полностью видна ВПП, а, кроме того, самолет очень хорош при рулежке. Наряду с этим носовая стойка шасси существенным образом облегчает посадку самолета и уменьшает риск капотажа в конце пробега. Это значит, что шансов покалечить самолет или «убиться» на земле после успешного боевого вылета у Вас меньше чем у других пилотов.

8. Вместительные и протектированные топливные баки

По сравнению с основными противниками нашей «бэллочки» -это ее явное преимущество. Примерно там, где Bf-109 нужно заливать 50% топлива, «Аэрокобре» достаточно 25% (следует помнить, что чем легче Кобра, тем она маневренней). При небольшом повреждении баков, они затягиваются, и топливо перестает вытекать, у пилота есть достаточно времени, чтобы закончить поединок. На большинстве догфайт-серверов 50% топлива достаточно дляуспешного пилотирования. Между тем следует отметить, что баки «Аэрокобры» не выдерживают плотных продолжительных очередей и в этом случае быстро загораются.

9. Хорошая защита пилота

p39-9_cm.jpgСхема из оригинального руководства по летной эксплуатации истребителя P-39. Изображены участки бронирования самолета и секторы защиты пилота. В симуляторе Ил2 вирпил Кобры также является одним из наиболее защищенных.

 

продолжение следует…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »