РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Джойстик или штурвал?
Автор DEDA   

1_cm.jpgВыбор устройств управления в боевых авиасимуляторах — тема, заезженная до дыр. Начинающие виртуальные пилоты просто тонут в противоречивой и не достоверной информации. Опытные же пилоты, напротив, страдают от её недостатка. Парадокс. Но если вы подумали, что вас опять собираются потчевать информацией с просроченной датой или рекламной по своей сути, то вы ошибаетесь. Я приготовил для вас нечто совершенно свежее и острое на вкус.

 

В нашей среде давно сформировалась определённая мода на джойстики, педали, устройства обзора. Этой моде следуют, чаще всего опираясь на мнение большинства. Определяющее значение в этом всегда играла точность устройства и его долговечность.

0_cm.jpg

Если оглянуться назад, то путь, пройдённый вирпилами, устлан кусками пластмассы, и нашими разбитыми сердцами. Мы помним модель своего первого джойстика, как первую любовь. Даже если она так и не ответила нам взаимностью. А уж, сколько справедливого гнева выплеснуто на профильных форумах, вспомнить страшно. Наше недовольство порой зашкаливало. Проклятия сыпались на бедных производителей игровых манипуляторов, и те в свою очередь, вскоре предлагали новинку, которая, по их мнению, давала конкурентам сто очков вперёд.Но виртуальные пилоты — парни не простые. Порой без «царя в голове», но знающих, что с чем едят. Что уж скрывать? Для нас реклама не когда не была тем спасительным кругом, что полагается каждому покупателю в довесок к очередной дряни выставленной в магазине. Чаще всего волна всеобщего восхищения сменялась цунами недовольства и неприятия. Какой-то замкнутый круг. А если помножить всё это на не «сбитого по вине нового джойстика» противника, то легко можно было бы признать самые известные бренды тихими «саботажниками».

В игровой среде есть неформальные лидеры, но нет устройств, отвечающих абсолютно всем пожеланиям виртуальных пилотов. И с годами ситуация, к сожалению, не меняется. Рынок джойстиков сегодня — странный и перевёрнутый мир. Мир, в котором рядом гуляют бестолковые решения и перегретые цены. Это порождает лишь дикую путаницу в головах новичков-вирпилов.Одни и те же вопросы на форумах и такие же бесполезные советы «специалистов». Можно заказать РУС и РУД и педали в металле. Можно прикрепить себя и джойстик к стулу, или выпилить кокпит из цельного ствола дерева. Можно порыться в Интернете и купить что-то абсолютно редкое, как дерьмо динозавра. Можно не изгаляться над собой и найти простое решение в соседнем магазине.Если не знать самый главный секрет…
 
7_cm.jpg
На самом деле летать в Интернете можно на всём: клавиатуре, мышке, джойстике. Даже на метле. В мифах о джойстике — «победителе всех джойстиков» всегда упускается главный аспект противостояния в виртуальном небе – сам пилот. Маленький виртуальный человечек. Его навыки, сообразительность, талант, воля к победе. Это он, а не джойстик с педалями творят чудеса в воздушном бою, вызывая зависть коллег по игре. Он это — вы. Вы, со своим ещё не готовым к серьёзному сражению мизерным опытом. Зашкаливающими эмоциями и тактической безграмотностью. И ни что не спасёт, если не умеешь воевать в виртуальном небе, но сильно гордишься дорогой ручкой из пластмассы.

Наше «тихое помешательство» на авиасимуляторах, особенно, если оно длится много лет, приносит знания во многих областях. Про «многие печали» я уже рассказал. Теперь о хорошем: новых знаниях, силе и штурвалах.

3_cm.jpg

Не то, чтобы на тему штурвалов в боевых авиасимуляторах кем-то однажды было наложено табу. Нет. Скорее срабатывал и срабатывает стереотип мышления. Гражданские авиасимы –штурвал. Боевые — джойстик. Педали по обстоятельствам и конфигурации устройств.Когда в новом авиасимуляторе Ил-2 «Битва за Сталинград» стала прорисовываться схема управления самолётами, меня охватила лёгкая нервозность. Я, конечно, слышал об РПО, но ЛаГГ-3, первый из представленных в игре истребителей, заставивший по — новому взглянуть на себя и наше примитивное представление об этом классическом истребителе времён Второй мировой войны.Привыкший в Ил-2 «Штурмовик» к бесконтрольному управлению РУД-ом в процессе боя, я задумался о новой схеме, предложенной разработчиками и Андреем Соломыкиным (Петрович), который является главным инженером и создателем ФМ в Ил-2: БЗС.Для тех, кто не знает, поясню, что РПО — это регулятор постоянных оборотов в винтах изменяемого шага. Предназначен для сохранения постоянными заданных оборотов воздушного винта путем синхронного изменения угла наклона лопастей при изменении режима полета.

РПО совместно с механизмом поворота лопастей изменяет шаг винта (угол наклона лопастей) таким образом, чтобы обороты, заданные летчиком с помощью рычага управления ВИШ, при изменении режима полета оставались неизменными. При увеличении высоты полета мощность двигателя уменьшается и РПО уменьшает угол наклона лопастей, чтобы облегчить работу двигателя, и наоборот. Следовательно, РПО удерживает для нас обороты двигателя с изменением высоты полета постоянными и виртуальному пилоту нет необходимости уделять РУД-у столько внимания, как это было в классическом авиасимуляторе «Ил-2».

4_cm.jpg

Говоря простым языком, РУД вам нужен при взлёте и посадке. Продолжительном пикировании самолёта. В каком-то тактическом манёвре и то, очень плавно и осторожно, чтобы не «спалить» двигатель. Остальное за вас будет делать автомат. «Как же так?» — спросите вы. «А вот так!» — отвечу я. Мы привыкли к автоматическому управлению на Ме-109 и совершенно ничего не знаем о решениях отечественного авиастроения. А они были. Они не были лучше или хуже немецких. Они были просто другими, но также хорошо помогали пилоту во время Великой отечественной войны вести воздушный бой.

Вот так, несколько отступив, я возвращаюсь к теме использования штурвалов в боевых авиа симуляторах. Усложнение схемы управления в БзС однозначно требовало ясного, но явно не простого решения. Какое же из устройств наиболее всего соответствовало кабине ЛаГГ-3? Я не фанат аутентичности. Более того, я просто не знал, что мне нужно и вообще найду ли я что-либо подходящее. А главное – удобное в использовании.

Дело в том, что на этом истребителе, в связке целых три рычага: СМЕСЬ, ГАЗ, ШАГ. Позади слева, ещё три: НАГНЕТАТЕЛЬ, ВОДОРАДИАТОР, МАЛОРАДИАТОР. Все они имеют практическое значение при переходе на полное управление самолётом.

Впрочем, БзС, как всегда напоминает продюсер проекта Ил-2 «Битва за Сталинград» Альберт Жильцов, дружелюбен к новичкам, только начинающим осваивать боевые авиасимуляторы. Если вы не готовы или не хотите, виртуальный помощник возьмёт на себя полное управление двигателем. Вам будет достаточно нажать запуск и сосредоточится на главном – ведении воздушного боя.

2_cm.jpg

Когда ищешь что-то конкретное, Гугл в помощь, как говориться. Форумы виртуальных пилотов и профильные ветки решения не принесли. Проблема усугублялась тем, что собственно классический РУД мне был уже не нужен, а выбор качественных джойстиков, не имеющих ТВИСТА, просто невелик сам по себе. Без педалей я просто давно не могу пилотировать. А это третий и немаловажный фактор, влияющий на ситуацию.Расширяя круг поисков, я совершенно случайно наткнулся на штурвалы, имеющие соответствующий РУД с тремя рычагами: Saitek Pro Flight Throttle Quadrant. Информацию об устройстве я собирал несколько дней. Скверно, но наше сообщество практически игнорирует штурвалы. Информации очень мало. Но какое-то количество пилотов всё же использует квадранты. Это я выяснил быстро, а они подтвердили поддержку устройством Ил-2 «Штурмовик», WT, Ил-2 «БзС» и других игр.

Не скажу, что решение взять штурвал было лёгким. Сила привычки порой сильнее нас. Победило врождённое стремление к чему-то новому, к эксперименту.

В итоге я рискнул, приобрёл штурвал и педали Saitek Pro Flight Cessna Yoke в одном комплекте. Почему Cessna Yoke? Этот штурвал, в отличие от предыдущей модели, поворачивается на 90 градусов влево и вправо. И это крайне важно для моих виртуальных полётов в авиасимуляторе Ил-2 «Битва за Сталинград».

Конечно, были сомнения в адекватной чувствительности управления истребителем на виражах. Оказалось сомнения беспочвенны. Бочки так же выполняются, словно на обычном джойстике. Разницы нет абсолютно. Подогнал под себя в разделе «устройства» ползунками отзыв. Всё. Остальное по умолчанию. По тангажу проблем не было. Ход у штурвала небольшой. Точность абсолютно нормальная. Немного непривычно, но это временное явление. И к новому джойстику не сразу привыкаешь. Штурвалом управлять очень приятно. Летать на истребителях достаточно комфортно. А уж на грозе немецких пехотинцев и танкистов штурмовике Ил-2 -комфортно в двойне.

5_cm.jpg

Неподражаем РУД «Saitek Pro Flight Throttle Quadrant». Назначил на него смесь, газ, обороты. Подумал и купил через Интернет ещё один. Поставил рядом на столе под радиаторы масла, воды и нагнетатель. Удобно и аутентично. Кстати, все дополнительные устройства подключаются через хаб на штурвале, что само по себе очень функционально.Штурвал «Cessna Yoke» совсем небольшой. Достаточно компактный. Справа и слева, под указательные пальцы, есть кнопки. Прекрасная замена спусковому крючку. Под правую руку повесил стрелково-пушечное вооружение. На левую кнопку назначил бомбы и РС. На штурвале более чем хватает и других переключателей. Можно управлять механизацией, уборкой шасси и т. д. Да чем угодно!

Педали Saitek Pro Flight Cessna Rudder Pedals так же оставили самое благоприятное впечатление.

Что же в итоге? Самое важное? Лично для меня? Лично я получил и получаю интересные, необычные впечатления от самого управления штурвалом в виртуальном небе «Ил-2 «Битва за Сталинград». Преодолел личные стереотипы и пристрастия. Избавился от шор. Но ни в коем случае не воспринимайте этот материал, как некую рекламу «Saitek» с моей стороны. И у «CH Products Flight Sim Yoke» есть интересные модели штурвалов. Выбор всегда останется за вами. Но не поделиться интересной информацией и опытом я посчитал себя не в праве.

Давать более глубокие оценки долговечности или дружелюбности приобретённых устройств не буду. В этом нет никакой необходимости. Если недостатки и проявятся, то уже не окажут принципиального влияния на мой неожиданный выбор и, в целом, благоприятное впечатление. Ясно одно: если не штурвал, то джойстик без твиста, педали, РУДЫ «Saitek Pro Flight Throttle Quadrant».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

След. »