РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Савельев Владимир Федорович
Автор Курдюков Андрей, Новосибирск   

4_cm.jpgСавельев Владимир Федорович, один из пионеров российской авиационной промышленности. Родился 14.07.1889 г. в семье железнодорожного мастера, г. Аткарск (по другим сведениям – ст. Елань-Камышинская), Саратовская губерния. По окончании 2-х классов сельской школы в 1903 г. определен в ремесленное училище Саратова, которое окончил в 1908 г. Затем «работал слесарем на постройке трамвая в г. Саратове».

Перебрался в Петербург, где учился и одновременно работал авиамехаником с декабря 1909-го по ноябрь 1912-го г.г. на авиапредприятии ПТА (Петербургское Товарищество Авиации, основано в начале 1910 г. капитаном Сергеем Ульянининым вместе с братьями Владимиром и Александром Лебедевыми и коммерсантом Ломач). В качестве авиационного механика вместе с пилотом А. А. Агафоновым 1 ноября 1912 приехал в воюющую Сербию. Авиаторы облетывали и сдавали военным биплан «Фарман» завода «Дукс», закупленный в России для сербской армии. 2 февраля 1913-го года авиаторы начали продолжительный полет от Ниш к Белграду (примерно 200 км) на предварительно облетанном трофейном аппарате REP. Перелет продолжался три дня, на заключительном этапе полета в предместьях Белграда они разбились. Покинули Сербию в феврале 1913-го.

1_cm.jpgПо прибытии в Россию Савельев работал старшим механиком на авиапредприятии РБВЗ, принимал участие в строительстве и испытаниях первых русских самолетов, в т. ч. «Илья Муромец» (конструктор И. И. Сикорский). В августе 1914-го года назначен старшим инженером-механиком во 2-й авиапарк (Варшава, затем Смоленск). В сентябре 1915 г. в сотрудничестве с другим механиком — Владиславом Залевским, разработали проект оригинального трехмоторного четырехплана, предназначенного для военных целей. Проект развития не получил, однако саму идею четырехплана реализовали при изготовлении одномоторного двухместного разведчика. Самолет известен как «четырехплан Савельева-2». При его постройке использовался фюзеляж и ряд других узлов от «Моран-Ж», двигатель «Гном» 80 л.с. Испытания, проведенные в апреле — мае 1916-го, показали неплохие характеристики самолета, поэтому опыты с ним 2_cm.jpgпродолжились. Позднее использовался двигатель «Гном-Моносупап» 100 л.с., с которым полетная скорость достигла 140 км/час. После проведения доводок аппарат был принят как вполне удовлетворительный. Вооруженный тремя пулеметами находился в эксплуатации в 4-м авиаотряде. На нем летал В. А. Юнгмейстер. В 1917-м УВВФ выдало заказ Савельеву на изготовление 20 подобных машин и даже началось строительство завода под этот заказ, однако осуществить этого не получилось.

После октябрьского переворота Савельев примкнул на какое-то время к Колчаковскому движению, однако уже в декабре 1919-го он «член революционного совета повстанцев и по взятии г. Иркутска назначен начальником авиации Восточно-Сибирской Советской армии» (так в «Жизнеописании»).

В 1921–1923 г.г. построил первый в Советской России самолет, за что был премирован денежной премией. «С 10 мая 1920г. по декабрь 1922 г. состоял на военной службе в Главвоздухофлоте, / реввоенсовет инж. для поручений г. Москва. По демобилизации с марта 1923г. по 1930г. – заведующий. конструкторским бюро вооружения самолетов / завод авиахим № 1 г. Москва» (завод ГАЗ№ 1 им. ОСОАВИАХИМа — это бывший завод «Дукс». Занимался Владимир Федорович разработкой систем вооружения для молодой советской авиации в КБ Н. Н. Поликарпова. Им были спроектированы турельные установки, синхронизаторы, бомбодержатели, бомбосбрасыватели для самолетов Р-1, Р-3, Р-5, ТБ-1, ТБ-3 и др.) Уволен из КБ Поликарпова после очередной чистки 02 августа 1930-го с жуткой характеристикой: «К работе относится формально. Имел связь с вредительскими элементами. Вредил…Снять по 1 категории».

3_cm.jpgТак Савельев оказался в Новосибирске, в очень известной «шарашке» под названием Особое Проектно-Конструкторское Бюро № 14, которая занималась проектированием и внедрением оборудования для угольной отрасли Кузбасса. В бюро работало более 100 человек, в основном политзаключенные. Среди них очень известные, яркие личности. Начальником бюро был Борис Семенович Масленников, один из пионеров российской авиации, в 1923-м высланный из Москвы как «социально-вредный элемент».

Работали там один из основоположников космонавтики Юрий Васильевич Кондратюк, будущий директор Института Горного Дела Новосибирска Николай Андреевич Чинакал, осужденный по «шахтинскому делу» и высланный из Донбасса. В 1932-м Савельев вернулся в Москву, был назначен главным инженером на завод № 32 ГУАПа. Пушечными установками, бомбовыми замками, балочными держателями, сбрасывателями бомб завода была оснащена вся боевая авиация советского государства. За организацию производства от Наркома Тяжелой Промышленности Г. К. Орджоникидзе премирован легковым автомобилем.

7_cm.jpgС 1935-го по 1937-й г.г. заместитель начальника КБ завода № 115 (КБ А. С. Яковлева). В 1938 г. повторно попал в опалу и «перешел» из авиации в Промышленность Моссовета (местная промышленность). Работал главным инженером на заводе «Металлоконструкций», затем в той же должности на «Красном штамповщике». С начала войны завод, выпускавший кухонную утварь, перешел на выпуск гранат. В январе 1944-го арестован и осужден Особым Советом по статье 58 ч.10 на 8 лет ИТЛ. Срок отбывал, вероятно, на поселении под г. Горький. По месту заключения Савельев женится на красивой молодой женщине Галине, прошедшей войну от Москвы до Берлина радисткой в самоходной артиллерии. В 1946-м у них родился сын Владимир. В 1952-м году, после отбытия срока, уехал в поселок Ладан Черниговской области и устроился на завод Противопожарного оборудования (ныне ПожМаш), где работал в Особом КБ № 8 инженером-конструктором, а затем начальником опытного цеха.


8_cm.jpgВ 1953-м в семье рождается второй сын — Александр. 23.02.1955-го года Постановлением Президиума Верховного Совета СССР с В. Ф. Савельева снята судимость. Однако и после этого в Москву его не пустили. В 1958-м году получил персональную пенсию. Летом 1959-го года по приглашению Н. А. Чинакала, полный сил и желания, приехал в Новосибирск для работы в Институте горного Дела. Назначен был сразу начальником СКБ, тут же была предоставлена квартира (к удивлению многих). Несмотря на то, что в институте долгое время работали его жена и сын, никто не знал о том, где и при каких обстоятельствах познакомились В. Ф. Савельев и Н. А. Чинакал. Скончался Владимир Федорович 16 декабря 1960-го года в результате врачебной ошибки. Похоронен в Новосибирске на Заельцовском кладбище.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »