РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
ГЛАВНАЯ arrow СТАТЬИ arrow 315-й боевой вылет майора Александра Мясникова ч.4
315-й боевой вылет майора Александра Мясникова ч.4
Автор Ю.А.Мясников, И.Г.Прокофьев, В.И.Суворов, К.И.Тарасов.   

Курсант Ленинградской пехотной школы

1_cm.jpgДо сентября 1939 года в Советском Союзе всеобщей воинской обязанности не было. В армию, авиацию и на флот призывали лишь некоторых молодых людей, причем лишь тех, кому исполнился 21 год. Призывная комиссия Мошенского района обратила внимание на толкового грамотного парня, активного комсомольца и предложила ему стать кадровым военным, то есть пойти учиться в военное училище. Так 1-го октября 1930 года простой деревенский парень с формальным образованием в объеме четырех классов начальной школы стал курсантом знаменитой Ленинградской Краснознаменной пехотной школы имени Склянского.

 

2_cm.jpgВпереди три года трудной, напряженной учебы. Классные занятия, где курсанты изучали теорию военного дела, сменялись выходами в поле. Там было особенно трудно. Каждое занятие и тактические учения проводились в условиях, приближенных к боевым. А это значит, что ни на время года и суток, ни на состояние погоды скидки не делались, не допускалось поблажки или условности в действиях курсантов. А частые походы, а марш-броски, пеший переход Ленинград – Новгород. Сколько за это время пролито пота, сколько километров исхожено на ногах и исползано на животе. Всегда и во всем здесь придерживались суворовского правила: «Тяжело в ученьи – легко в бою». В 1931 году курсанта А. Мясникова приняли в ВКП (б). По окончании школы в октябре 1933 года младший лейтенант Александр Мясников и несколько других выпускников, к большому удивлению, не обнаружили своих фамилий в приказе о назначении в пехотные части. Оказывается, небольшую группу лучших выпускников решено было направить в авиационное училище. Курсант Военной школы летчиков В тридцатые годы начался быстрый рост нашей авиации. Для нее требовались многочисленные кадры, в том числе и командные. Для их подготовки во 2-й Краснознаменной Военной школе летчиков им. «Осоавиахима», была создана особая группа, которая укомплектовывалась исключительно лучшими выпускниками пехотных училищ. Это облегчало работу преподавателей и инструкторов по 3_cm.jpgподготовке будущих летчиков, которые по окончании школы получали звание «лейтенант» и назначались командирами звеньев. За два года занятий курсанты осваивали несколько типов самолетов. В 19331935 годах это были разведчик «Р-5», истребители «И-3», «И-4» и «И-5». Летные нагрузки были большие. Чтобы их выдерживать, все курсанты занимались физкультурой не только в отведенные учебным планом часы, но и в свободное время. Большинство были значкистами ГТО, членами спортивных секций, играли в футбол. Из письма А. Мясникова матери и сестрам из Борисоглебска 18.04.34 года: «С 25-го апреля начинается ежедневная летная работа, и в это время определенно выявлю свои способности на то, буду я летчиком или нет. А пока проводили планерскую работу – вернее летали на планерах. В течение мая судьба будет решена, где я буду – или летать, или опять в пехоте». В летной школе Мясников подружился с однокурсником Леонидом Белоусовым, который окончил Одесское пехотное училище им. И. Э. Якира. Учебу Мясников и Белоусов завершили в ноябре 1935 года с хорошими показателями. Как было принято в то время, курсантам, успешно закончившим программу, при распределении предоставлялось право выбора места службы. Друзья решили стать морскими летчиками и захотели служить в 61-й истребительной авиабригаде ВВС Краснознаменного Балтийского флота, базировавшейся под Ленинградом.

Женитьба

11_cm.jpgВ родном Овинце в семье Макара Ефимовича и Натальи Александровны Ефимовых росла девочка Мотя, родившаяся в 1903 году. В 1914 году она с «Похвальным листом» закончила третий класс Овинецкой начальной школы и очень хотела учиться дальше, чтобы самой стать учительницей. Впоследствии Матрена Макаровна рассказывала, что в детских мечтах ей представлялась такая картина: она, уже учительница, сидит за учительским столом в классе, к ней подходят дети и робко просят: «Матрена Макаровна, дайте, пожалуйста, пёрышко…». По-видимому, имелось в виду металлическое перо для чернильной ручки, бывшее тогда в большом дефиците. Родители, не умевшие читать и писать, вняли совету П. М. Ледерле и решили дать дочери образование, благо в доме оставался помощник по хозяйству Степан, брат-близнец Моти. Школу первой ступени Мотя закончила в селе Левоча, расположенном в пяти километрах от станции Кабожа, живя в снимаемой маленькой комнатке. 15_cm.jpgПоскольку расстояние от Овинца до Ле-вочи было небольшое, всего каких-то 25 километров, то родители навещали ее и привозили продукты почти каждую неделю. Ближайшая школа второй ступени находилась в городе Боровичи, уездном центре, находившемся от Овинца в 80-ти километрах. К счастью, в Боровичах в это время уже жила ее тетя, родная сестра отца, Верещагина (по мужу) Наталья Ефимовна, приходившейся к тому же Моте крестной матерью, так что проблема жилья и питания решалась проще. После четырех лет обучения Ефимова Матрена Макаровна 17 июня 1923 года получила «Удостоверение об окончании Боровичской 2-й Единой трудовой социальной школы 2-й ступени», на штампе которого уже были слова: «СССР. Комиссариат народного просвещения» На фотографии выпускного класса вместе с преподавателями запечатлены 30 девушек в платьях одинаковой расцветки и покроя, с белыми кружевными воротничками – настоящие гимназистки недавнего прошлого. (По-видимому, 1-я Единая трудовая школа в Боровичах была мужской).

5_cm.jpgВот и сбылась мечта девочки Моти стать учительницей. Выпускниц «2-й Единой Трудовой» сразу же распределили по школам Боровичского уезда для преподавания в младших классах. За образование Советская власть взялась круто, учителей катастрофически не хватало, а выпускницам было по 19 – 20 лет и в их «Удостоверениях» было написано, что они «обнаружили достаточные познания и необходимое общее развитие», чего вполне хватало, чтобы «сеять разумное, доброе, вечное…». В течение семи лет Матрена Макаровна учительствовала в начальных классах разных школ Мошенского района. Приезжая летом в отпуск к родителям в Овинец, она, конечно, сталкивалась с Шуркой Мясниковым, но относилась к нему, как к подростку, млад-шему ее на шесть лет. В 1930 году Матрена Макаровна решила получить высшее образование и поступила в только что открывшийся Ленинградский областной педагогический институт (ЛОПИ) на физико-математическое отделение. В этом же году Александр Мясников стал курсантом Ленинградского пехотного училища. За три года обучения курсант Мясников всего несколько раз заходил в общежитие ЛОПИ, как он говорил, «просто навестить землячку». Никаких прогулок по Ленинграду, походов в кино и других романтических атрибутов не было. Учебу в Ленинграде 6_cm.jpgземляки закончили одновременно в 1933 году. Матрена Макаровна получила направление в среднюю школу поселка Мга под Ленинградом преподавать свою любимую математику, а Александр уехал в Борисоглебск «учиться на летчика». Между ними завязалась оживленная переписка. Известно, что на бумаге свои чувства выразить легче, чем на словах…Решающие слова были все-таки сказаны во время личной встречи летом 1934 года. Затем был еще год переписки, и в результате Ефимова Матрена Макаровна летом 1935 года приезжает в Борисоглебск и 23 июля получает фамилию Мясникова, не без участия Борисоглебского бюро записи актов гражданского состояния.

Предвоенные годы

Боевая учеба

7_cm.jpgЛейтенанта А. Мясникова 14 декабря 1935 года назначили командиром звена 3-й эскадрильи, лейтенанта Л. Белоусова – командиром звена другой эскадрильи этой же части. Квартиры молодые командиры, будучи уже женатыми людьми, получили на одной лестничной площадке жилого дома в поселке Котлы Кингисеппского района, где и прожили до весны 1940 года. Шли дни, месяцы, годы. Летчики планомерно и настойчиво учились искусству ведения воздушного боя. Этому обязывала и международная обстановка. В тот период за рубежом уже полыхала война. Она шла в Китае, в Абиссинии. Открыто готовился к захвату чужих территорий Гитлер. Сознание личной ответственности за безопасность Родины заставляло каждого работать, не жалея сил. И летчики, к этому времени уже приобрели известный опыт, навыки. Многие, например, уже летали по приборам ночью, в сложных метеоусловиях. Весь личный состав настойчиво работал над тем, как повысить боевую готовность 9_cm.jpgчасти, ускорить запуск моторов при срочных вылетах. Летчики усердно осваивали новую технику: в часть поступили истребители «И-16». По тем временам это был прекрасный самолет. Через положенный срок А. Мясникову присвоили очередное воинское звание – старший лейтенант, назначили заместителем командира эскадрильи, затем 25 сентября 1938 – командиром 4-й эскадрильи 13-го Авиационного истребительного полка. В 1939 го-ду незадолго до финской войны он стал капитаном. С начала 1938 года финские самолеты часто нарушали нашу воздушную границу, и на аэродроме звучал сигнал боевой тревоги. Летчики дежурили на аэродроме прямо в самолетах, готовые в любую минуту подняться в воздух. Назревала война с белофиннами, и она началась 30 ноября 1939 года.

Финская кампания

Из газеты “На боевом курсе» от 03.12.39

10_cm.jpg«Самолеты уходили на север. – Счастливого пути, родненькие. Желаем успеха, – неслось вслед уходящим машинам. И словно слыша пожелание, машины, покачав крыльями, скрывались в дымке серого тумана. Долго стояли на месте боевые подруги сталинскими соколов и глядели на север, вслед улетавшим мужьям. Гул летящих машин нарастал. Соколы возвращалась. Вот показался один, второй, третий, все до единого самолеты быстро промчавшись, приземлились на аэродроме. Встреча была радостной. Многие из летчиков первый раз шли на выполнение боевого задания, но все и молодые и «старички» все готовились к решительной схватке в воздухе с хвастливыми вояками Финляндии. Но увы!. Вояки испугались тумана и облачности. Эти вояки забывают одно. – Для советских летчиков прогноз в погоде существует только один – приказ. В лютый мороз и пургу, в туман и дождь, – днем и ночью крылатое племя советской страны готово к бою, к защите своей Родины. И в это серое, туманное утро, как снег на голову, посыпались разящие пули на финских вояк. Под смертоносным огнем истребителей исчезала одна за другой боевые точки. Боевое задание выполнено на отлично. Из машин выходили веселые, радостные летчики. Они с честью справились с поставленной задачей. Придя в кубрик, они были приятно удивлены, их койки были тщательно заправлены, кругом все чисто и вымыто. В палатке шумели примуса. Горячий хороший обед какао, кофе, папиросы все было наготове. Это боевые подруги так встречают своих мужей, славных соколов 12_cm.jpgотчизны социализма. Жены летчиков своими руками убирают кубрики, набивают патроны, готовят обеды, шьют рукавицы, чинят белье краснофлотцам. Все, что под силу, все, что только можно сделать, чем можно помочь скорейшему разгрому финской военщины – все делают боевые подруги. Боевые подруги не хотят стоять в стороне. Патриотки любимой Родины организовали несколько детских комнат, где для детей создали все возможное, а сами все время уделяют боевой работе. Забелинская, Баранова, Долотова, Лебедева А., Ермолаева, Романенко, Сербина, Каменская, Сасина, Овчинникова, Мясникова, Реутова и многие, многие другие, как и их мужья, делают все для полного разгрома врага. Творят великое дело во имя разгрома врага, посягнувшего на нашу землю, во имя освобождения многострадального финского народа». З. Никитина «Вместе с мужьями»

Из газеты «На боевом курсе» от 18.12.39

13_cm.jpg«Тот, кто работал вместе с Александром Федоровичем Мясниковым, пожалуй, не однажды подмечали его крылатое изречение: – В авиации мелочей нет! – То, что вы проводите регламентные работы в полевых условиях быстро и качественно – это хорошо. А то, что не всегда содержите в порядке рабочее место – плоховато. – Говорите боевая обстановка? Правильно! Но она ничуть не снижает требовательности к себе, аккуратности и соблюдения формы. В авиации мелочей нет! Эта фраза со всей глубиной характеризует систему работы командира — большевика Александра Федоровича. За каждой мелочью он видит большие дела. Глубоко вникая и проверяя работу, он дает полезные замечания и на ходу исправляет недостатки. Всякое новое начинание не проходит мимо его. Он считает своим долгом его проверить и убедиться. Только после этого он спокоен за благополучный исход дела и с полной уверенностью ожидает положительного результата. Александр Федорович доверяет людям, надеется на них и верит в их силы и способности. Любое задание он старается довести до каждого так, чтобы его глубоко поняли и осознали необходимость быстрого и точного выполнения. В этом отношении характерен один боевой полет. Получив сигнал, технический состав вышел на свои объекты. В минуты, когда прогревались моторы самолетов, командир решил про-вести коротенькое совещание – Как видите, товарищи, погода скверная, – говорил он, – туман, сплошная облачность. Но при любых метеорологических 16_cm.jpgусловиях мы должны охранять с воздуха подступы к славному городу Ленина… Здесь же т. Мясников дал последнее указание и предупредил о трудностях предстоящего полета… Летчики тт. Овчинников, Александров, Усыченко, Базилюк во главе с командиром, повели свои самолеты по заданному курсу. Пого-да, действительно, была скверная. Высота достигала всего 30 – 40 метров. Густой туман застилал видимость. В пути самолеты застал снегопад. Липкий снег скользил за бортами самолетов и преграждал путь смелым Сталинским соколам. Командир Александр Федорович был уверен, что с такими летчиками можно победить любую стихию. Он знал, что они не растеряются, не отстанут, и решил вести свою группу в слепом полете. Ориентируясь только по компасу и по расчету времени, он мастерски вывел своих храбрецов в заданный район.

17_cm.jpgСтал вопрос о методе барражирования. Летать над городом – мала высота, наткнешься на высокое здание – и неминуемая катастрофа. Александр Федорович, оценив обстановку, решил проводить круговые полеты по замкнутой. Решение оказалось удачным. Благодаря смелости, находчивости и высокой штурманской подготовке командира, самолеты точно выдержали время барражирования и в таком же слепом полете возвратились на свою базу. Командование отметило работу летчиков как исключительно отличную и вынесло им за успешное выполнение боевого задания благодарность. При таком полете все было важно. Мелочей не могло быть, Они были предусмотрены и ликвидированы перед вылетом самолетов в воздух. Теперь каждому ясно указание командира, понятно, почему при десятках боевых вылетов ни один мотор, ни один пулемет не отказал и не мог отказать в воздухе. Заслуга Александра Федоровича в подготовке летного состава велика. В эту летнюю кампанию он весь летный состав за короткие сроки научил работать на материальной части. Он обучил мастерству воздушного боя, меткой стрельбе и бомбометанию. Как командир т. Мясников обладает необходимыми качествами требовательности и заботы о людях. Эти два фактора он сочетает во всей своей практической работе. Как летчик Александр Федорович заслуживает замечательной оценки. Летает на всех самолетах изученного класса. Бомбит со всеми вариантами нагрузок. Он метко стреляет и мастерски ведет воздушный бой. Одним словом, Александр Федорович командир – большевик, волевой, энергичный, бесстрашный летчик сталинской выучки, зовущий своим личным примером весь летный состав на замечательные дела во славу нашей Родины».

 И. Болотный. «Командир – большевик»

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »