РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
ГЛАВНАЯ arrow СТАТЬИ arrow 315-й боевой вылет майора Александра Мясникова ч.2
315-й боевой вылет майора Александра Мясникова ч.2
Автор Ю.А.Мясников, И.Г.Прокофьев, В.И.Суворов, К.И.Тарасов.   

Спустя 61 год… У поселка Невская Дубровка

M_1_cm.jpgВ заболоченном лесу в двух километрах от поселка Невская Дубровка, что во Всеволожском районе Ленинградской области, руководитель местного поискового отряда «Невский пятачок» Сергей Мельниченко в 2002 году нашел место падения неизвестного самолета. Мотора и других крупных металлических частей в воронке не оказалось – весь черный и цветной металл был кем-то почти полностью собран и, по-видимому, сдан в металлолом, лишь мелкие обломки деталей из металла и дюралюминия были разбросаны по брустверу воронки. На некоторых обломках поисковики обнаружили надписи на английском языке.

M_8_cm.jpgТщательно изучив собранный материал, специалисты по авиационной технике, каких немало среди ленинградских поисковиков, пришли к выводу, что здесь разбился один из английских истребителей «Харрикейн», которые в первые годы Великой Отечественной войны поставлялись в СССР по ленд-лизу. На бруствере воронки вместе с обломками самолета были найдены человеческие останки. Это означало, что пилот не успел выброситься из подбитого самолета на парашюте, а оставался в кабине при падении его. Было принято решение установить имя летчика, погибшего в этом самолете. Весь 2002 год ушел у поисковиков на то, чтобы руками перебрать весь отвал, оставленный сборщиками металлолома, и собрать останки летчика. Одновременно в течение этого года специалист по архивной работе Фонда поисковых отрядов Ленинградской области Константин Тарасов ездил в Центральный военно-морской архив в город Гатчину, чтобы разыскать сведения о погибшем неизвестном летчике. Почему в военно-морской архив? Ведь, в небе Ленинграда сражались не только морские летчики. Дело в том, что под Ленинградом самолетами «Харрикейн» были оснащены всего три авиационные части: 26-й гвардейский истребительный полк ПВО, 12-я отдельная корректировочная авиаэскадрилья и 3-й гвардейский истребительный авиаполк (3-й ГИАП) ВВС КБФ. Изучив материалы по 26-му гвардейскому авиаполку и 12-й корректировочной эскадрильи, поисковики установили, что у этих подразделений потерь в этом районе не было, и поэтому пришли к выводу, что самолет, найденный у поселка Невская Дубровка Всеволожского района Ленинградской области, был в составе 3-го гвардейского истребительного авиаполка ВВС КБФ. Перелопатив тонны архивных документов, поисковики изучили материалы по всем 15-ти летчикам этого авиаполка, погибших на самолетах «Харрикейн» после 11 августа 1942 года, то есть с того дня, когда полк приступил к боевым вылетам, пройдя полуторамесячное обучение полетам на «Харрикейнах» на тыловом аэродроме.

M_5_cm.jpgВыяснилось, что в районе Невской Дубровки погибли четыре летчика: 11 сентября 1942 года погиб гвардии майор Александр Мясников. Пропал без вести в районе деревни Манушкино. 11 сентября 1942 года погиб гвардии капитан Сергей Сухов. Вместе с самолетом упал в четырех километрах севернее Невской Дубровки. 28 сентября 1942 года погиб гвардии капитан Дмитрий Буряк. Место падения самолета обнаружено поисковиками в 2001 году в четырех километрах Северо-западнее Невской Дубровки. При подъеме самолета останков летчика не обнаружено. 29 сентября 1942 года погиб гвардии старший лейтенант Виктор Неделин. Место падения самолета обнаружено поисковиками в 2001 году в 200 метрах от Мурманского шоссе. При подъеме самолета останков летчика не обнаружено. По архивным данным установили, что капитан Буряк был захоронен наземными войсками в деревне Манушкино, а старший лейтенант Неделин – в деревне Березовка. Место падения самолета капитана Сухова до сих пор не найдено, известно лишь, что оно находится намного дальше от Невской Дубровки, чем обнаруженное место гибели неизвестного летчика. Было ясно – найдено место падения самолета Александра Мясникова. Однако нужны были вещественные доказательства этого предположения. К моменту начала тщательных раскопок в воронке поисковики знали о майоре Мясникове и его самолете все: номера самолета, двигателя, орденов, пистолета ТТ и вооружения самолета. В документах полка, хранящихся в Центральном военно-морском архиве, было найдено «Донесение о потерях, порче, уничтожению артиллерийского и стрелкового вооружения» (фонд 4144, опись 14с, дело 4). Вооружение самолета Мясникова составляли: две авиационные пушки ШВАК ПС 499 и ЛБ 366 и два авиацион-ных пулемета УБТК ГИ 692 и ГИ 566.

 

Пушка ШВАК № ЛБ 366

M_2_cm.jpgВ жаркий июльский день поисковики питерского отряда «Высота» под руководством Виктора Николаевича Дудина и отряда «Наследие» из Иркутска (руководитель Георгий Вадимович Куприянов) прибыли к месту падения самолета. Выстроившись в цепочку, поисковики ведро за ведром выбирают из воронки торф и опавшую листву. Помпа работает без остановки, так как идет постоянный приток грунтовых вод. Два часа ушло на выкачивание основной массы воды. Попадаются небольшие детали разбившегося двигателя и кусочки дюраля от обшивки самолета. Окончательно становится очевидным, что несколько лет назад место падения самолета подверглось разграблению, так как нет каких либо больших обломков самолета. На дне воронки находится плывун – смесь песка и глины. Сделанная лопатой небольшая ямка, сразу же заплывает этой смесью. Комары и мошка облепляют спины всех участников экспедиции, не помогают никакие мази, только дым от костра позволяет несколько минут постоять без злобных укусов насекомых. Находящийся внизу воронки Виктор Дудин поднимает часть берцовой кости пилота. Ближе к вечеру удается найти нечто массивное и тяжелое на краю все углубляющейся воронки. С трудом удается зацепить этот железный предмет лебедкой. Из плывуна поднимается что-то бесформенное, в чем после очистки от налипшей глины можно узнать конфигурацию авиационной пушки ШВАК. Это удача! Вытащив пушку на бруствер воронки, сразу же отмывается ее казенная часть, на которой выбит заводской номер. Сквозь ржавчину видны буквы и цифры: ЛБ 366… Это именно та маркировка, которая указана в архивных документах по вооружению самолета майора Мясникова!

Последний вылет…

M_3_cm.jpgВ одном из актов расследования причин летных потерь в частях ВВС КБФ, хранящемся в Центральном военно-морском архиве, записано следующее. «11 сентября 1942 года около 8 часов утра при отходе от цели в районе Мустолово на высоте 3200 метров произошла встреча с самолетами противника. Группа непосредственного прикрытия под командованием Александра Мясникова в составе трех «Харрикейнов» была атакована четырьмя «Мессершмиттами — 109». Майор Мясников резким разворотом вышел в атаку, но ведомые этого маневра повторить не смогли и потеряли командира. Мясников был атакован всеми самолетами противника сразу, подбит и вышел из боя. На аэродром не вернулся, пропал без вести». В воспоминаниях Героя Советского Союза Игоря Каберова, который был участником этого боя, написано, что группа Мясникова, сопровождавшая бомбардировщики «Пе-2», после бомбо-штурмового удара по противнику в районе Мустолово была атакована истребителями противника. Разгорелся жаркий воздушный бой. По словам Игоря Каберова, за их боем со своего командного пункта наблюдал командир 61-й авиабригады, в состав которой входил 3-й ГИАП, полковник Кондратьев, вызвавший на помощь морским летчикам истребители ПВО с одного из ленинградских аэродромов. При появлении в воздухе шестерки истребителей «Як-1» немецкие самолеты сразу же прекратили бой и поспешили уйти на свою территорию. Морские летчики вздохнули спокойно, но тут наши «Яки» атаковали самолет Мясникова, приняв его «Харрикейн» за «Мессершмитт». Майор Александр Мясников, не ожидая нападения своих самолетов, был сбит с первого же захода. Потом «Яки» набросились на самолет Каберова и подбили его. Игорю Каберову пришлось сделать вид, что самолет потерял управление и ввести его в штопор. С трудом выведя свой «Харрикейн» из штопора почти у самой земли, Каберов на последних каплях горючего дотянул до своего аэродрома. К сожалению, Игорь Каберов ушел из жизни в 1995 году, и сейчас установить детали последнего боя Александра Мясникова, не представляется возможным. Можно только констатировать, что в архивных документах ВВС КБФ данный случай атаки советских самолетов на «Харрикей-ны» 3-го ГИАП ВВС КБФ не упоминается.

Розыск родственников

M_4_cm.jpgПо материалам Центрального военно-морского архива было известно, что у Александра Федоровича Мясникова был сын Юрий, 1936 года рождения. На следующий день после возвращения из экспедиции поисковики рассказали о своей находке по областному Ленинградскому радио «Гардарика» в надежде, что родственники или близкие Александра Мясникова откликнутся. Первый же звонок был из города Луги от Василия Ивановича Суворова, бывшего главного редактора газеты «Лужская правда». Василий Иванович сообщил, что он уроженец Мошенского района Новгородской области и с Юрой, сыном Александра Федоровича, учился в одном классе Мошенской средней школы и до сих пор поддерживает с ним связь. Сюжет о находке поисковиками упавшего около Невской Дубровки самолета и об установлении имени погибшего пилота был показан также по Петербургскому телевидению в программе «Вести – РТР» 14 июля 2003 года (авторы Михаил Хрусталев и Борис Пашков). Этот сюжет видела однокурсница Юрия по Ленинградскому университету Алексеева Елена Владимировна, которая тут же позвонила ему в Москву, где он сейчас живет. Буквально на следующий день Юрий Мясников связался с заместителем председателя Совета Общественного фонда «Поисковых отрядов Ленинградской области» И. Г. Прокофьевым и высказал пожелание, чтобы останки отца были захоронены на его родине в селе Мошенское Новгородской области рядом с могилой матери, Мясниковой Матрены Макаровны, умершей в 1977 году. Константин и Наталья Маркины от имени фонда поисковых отрядов и правительства Ленинградской области установили связь с главой администрации Мошенского района Голубевым Геннадием Александровичем и военкомом района подполковником Шерышевым Владимиром Николаевичем, а также с администрацией Всеволжского района Ленинградской области, на территории которого находится поселок Невская Дубровка. Была разработана и согласована торжественно-траурная процедура прощания с останками летчика на Ленинградской земле и за-хоронения его на родине. Захоронение останков Александра Мясникова в Мошенском было назначено на пятницу 1 августа 2003 года, а прощание в Невской Дубровке на 31 июля. До этого времени гроб с останками находился в музее боевой славы «Невский пятачок» в поселке Невская Дубровка (директор музея Осипов Александр Иванович).

Проводы в Невской Дубровке

M_10_cm.jpgУ ленинградских поисковиков сложился особый ритуал прощания с найденными останками погибших солдат или офицеров. Накануне погребения к месту гибели погибшего приходят его родственники. Торжественный залп из 3-х сигнальных ракет – отдание воинских почестей. Цветы к месту гибели, стопка водки, накрытая кусочком черного хлеба, глоток водки каждого из присутствующих со словами «Вечная память!» Так это было и 30 июля 2003 года, когда место гибели гвардии майора Александра Мясникова посетил его сын Юрий. В данном случае цветы пришлось разбросать по воде, заполнившей воронку, которая образовалась 61 год назад в результате падения в этот заболоченный лес подбитого самолета. На следующий день 31 июля 2003 года в музее «Невский пятачок» состоялось прощание с прахом летчика перед отправкой его на родину для захоронения. В главном зале музея собрались поисковики, представители правительства Ленинградской области и администрации Всеволжского района, журналисты газеты «Всеволжские вести», жители поселка Невская Дубровка, сын летчика с женой и друзьями. У гроба в почетном карауле со знаменем стояли пятеро моряков из близ расположенной воинской части. Состоялась панихида. «Блажен тот, кто положил живота свою за други своя», – эти слова проникновенно легли на сердце каждого, кто был на панихиде и держал в руках зажженные свечи…

M_11_cm.jpgС краткими прощальными речами выступили представители поисковиков и администрации района и области. Затем под траурный марш духового оркестра процессия прошла по улице до железнодорожного переезда. Над ней трижды пролетели два небольших спортивных самолета, пилоты которых сбрасывали полевые цветы, собранные на аэродроме около деревни Манушкино, расположенной в восьми километрах от Невской Дубровки. На этом аэродроме Александр Мясников неоднократно приземлялся, когда летал на штурмовку фашистских укреплений на левом берегу Невы, помогая героическим защитникам «Невского пятачка». Вдоль дороги, у подъездов домов стояли дубровчане, пожилые женщины вытирали слезы. Небольшой автобус, в который поместили маленький, как для ребенка, обтянутый красной тканью гроб с останками летчика, отравился с сопровождающими его родственниками и представителями поисковиков c ленинградской земли в Новгородскую область, откуда родом Александр Федорович Мясников и где похоронена его жена. Поистине священна дубровская земля. Мало еще правды рассказано о трагедии «Невского пятачка», о той жестокости и беспощадности, которую испытали бойцы, те, кто остался лежать на обоих берегах и на дне спокойной сегодня седой Невы. А во время почти беспрерывных боев вода в ней была красной от пролитой крови. По свидетельствам некоторых историков, более 500 тысяч человек погибли здесь в попытке отвоевать у фашистов плацдарм на противоположном от Невской Дубровки берегу, где тот самый легендарный «пятачок». Сколько их, неувековеченных, безымянных лежит на этой земле – никто точно не знает.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »