РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Принципы стрельбы в воздухе ч.2
Автор Robert L. Show   

1_cm.jpgПри обзоре оборонительных приемов полезно рассматривать оружие как систему. Для того, чтобы поразить цель, каждый элемент этой системы должен выполнить свою задачу; если хоть один компонент этого сделать не сможет, то и вся система сработает вхолостую. Компонентами системы стрелкового вооружения истребителя являются: пушка (пулеметы) и боеприпасы самолет прицел летчик (стрелок).

 

 

 

 

Комбинация свойств стрелкового вооружения и боеприпасов определяет максимальную дальность стрельбы по цели с разных углов. Факторами здесь являются скорость снаряда (пули), скорострельность, рассеяние, аэродинамиа снаряда (пули) и ТТХ взрывателя. Один из лучших способов защиты от огня противника — не подпускать его на дистанцию эффективной стрельбы. Этого легко добиться, если обороняющийся самолет имеет более высокую максимальную скорость. В таком случае, если он не хочет принимать бой, ему следует как можно быстрее развернуться хвостом к противнику и на максимальной скорости уходить от него по прямой до тех пор, пока угроза не минует. Если удаляться от противника под другим углом, то тот вероятно сможет подобраться ближе за счет геометрии, «срезав угол». Различные маневры на этапе отрыва также позволяют даже более медленному, но прямолетящему преследователю сокращать разрыв. В некоторых ситуациях бывает необходимо сохранять противника в поле зрения либо несколько изменить направление отхода. В таком случае для минимизации сближения с противником за счет «срезания углов» необходимо совершить серию небольших резких поворотов, постоянно держа противника так близко к 6 часам, как это возможно без потери его из видимости. В промежутках между этими небольшими поворотами обороняющийся должен лететь по прямой на максимальной скорости, пока преследователь снова не скроется из виду сзади. Маневр повторяют до тех пор, пока не достигнуто желаемое направление. После этого наблюдение за противником может осуществляться с помощью небольших поворото то влево, то вправо от курса. Этот маневр часто называют «Отрывом».

 

Следующим по эффективности методом снижения эффективности огня противника является воспрещение «хорошего» выстрела путем усложнения задач, стоящийх перед подсистемами оружия. На рис 1–4 показаны различные зоны ведения огня /guns envelope/ (цель расположена в центре, вид на цель сверху, цель движется «вверх»). Как видно из рисунка, огонь будет эффективным в зонах, ограниченных границей минимальной дальности ведения огня (которая зависит от скорости сближения атакующего с целью) и границей максимальной дальности ведения огня (которая зависит от баллистики боеприпасов, рассеивания, мощности боеприпасов, размера и уязвимости цели, характеристик прицела и скорости сближения). Заметно, что минимальная дальность ведения огня больше в передней полусфере цели из-за более высокой скорости сближения при атаке спереди. Максимальная дальность ведения огня в передней полусфере также больше по аналогичным причинам. При огне спереди ВП за счет суммирования скоростей атакующего и цели уменьшается, в результате уменьшается рассеивание и повышается вероятность попадания в цель. Поражающее действие боеприпасов также увеличивается за счет дополнительной кинетичской энергии цели. Максимальная эффективная дальность открытия огня больше на траверсах цели из-за бОльшей видимой площади цели и углам встречи снарядов с целью, близким к нормали (при стрельбе в лоб или в хвост часть снарядов/пуль может просто срикошетировать от цели).

 

ris1_4.gifПонятно, что даже внутри «области эффективного огня» некоторые зоны более эффективны, чем другие. Зона сопроводительного огня ограничена по минимальной дистанции способностью цели маневрировать с быстротой, достаточной для постоянного выхода из прицела. На рис. 1–4 видно, что сопроводительный огонь возможен на больших дистанциях даже из передней полусферы цели из положений, близких к траверсу. Насколько далеко эта зона простирается в переднюю полусферу — ограничевается соотношением времени, необходимого на уничтожение цели с временем сближения до минимальной дальности ведения огня. По мере перемещения в переднюю полусферу скорость сближения растет и время сопроводительного огня уменьшается. Но и внутри зоны ведения сопроводительного огня не любое положение одинаково хорошо. Принимая во внимание такие факторы, как легкость сопровождения, скорость сближения и видимая площадь цели, наиболее оптимальным при стрельбе с использованием АГП представляется заход из конуса между 30 и 60 градусами за хвостом цели. При использовании простых кольцевых прицелов конус еще сужается.

 

Хотя данная картинка нарисована в двух измерениях, она слабо изменится при переносе ее в три измерения. Таким образом, оптимальная зона ведения эффективного огня находится между двух расходящихся от хвоста цели назад конусов — один под углом 30, другой — 60 градусов, и ограничена по минимальной и максимальной дальностям ведения огня. Внутри области ведения огня, но за пределами зоны сопроводительного огня возможен лишь заградительный огонь с упреждением. Поэтому, если не удалось воспретить противнику войти в область ведения эффективного огня, необходимо приложить все усилия для того, чтобы не допустить его в зону ведения сопроводительного огня. Это достигается прежде всего резким отворотом в сторону атакующего с целью перевести его в переднюю полусферу, чем ближе к 12 часам — тем лучше, так как при этом у него уменьшаются и шансы на успешное ведение заградительного огня. Наиболее резкого увеличения своего КУЦ обороняющийся достигает перемещением атакующего в плоскость своего отворота креном — так, чтобы атакующий оказался примерно на вертикальной оси симметрии фонаря кабины. Однако, следует помнить, что ввод атакующего в свою плоскость маневрирования существенно облегчает тому задачи прицеливания и должен использоваться с осторожностью. Этот маневр нельзя применять, когда атакующий находится в зоне эффективного огня и положение его самолета в пространстве относительно цели показывает его готовность к открытию огня. Определение степени опасности оценивается обороняющимся субъективно и требует определенного опыта. В большинстве случаев, для того, чтобы представлять какую-либо опасность, нос атакующего самолета должен быть направлен в точку перед самолетом обороняющегося (рассматриваются только самолеты с фиксированным вооружением, направленным вперед).

 

ris1_5.gifЧем же хорош резкий отворот? Более высокие перегрузки и бОльший угол цели затрудняют ведение эффективного огня с упреждением. Вполне вероятно, что после отворота цели атакующий не сможет достичь нужного упреждения. Даже если ему хватит запаса маневренности на доворот, бОльшая перегрузка, уменьшение времени ведения огня и увеличение минимальной дистанции эффективного огня затруднят выполнение им огневой задачи на поражение. Если же атакующий смог сохранить свою позицию, как по дальности, так и по углу цели, продолжать резко отворачивать нет смысла. Продолжение маневра в одной плоскости с атакующим приведет лишь к открытию атакующим сопроводительного огня либо крайне эффективного огня с упреждением. Как только атакующий восстановит свою позицию относительно цели, обороняющийся должен резким креном на 90 градусов с последующим резким отворотом как можно быстрее выйти из плоскости маневрирования атакующего в перпендикулярную ей плоскость. Этот отворот следует продолжать до тех пор, пока атакующий не прервет атаку из-за достижения минимальной дальности ведения эффективного огня либо не прекратит направлять нос своего самолета на цель. При этом обороняющийся должен креном в сторону атакующего удерживать того в своей горизонтальной плоскости (т. е. параллельно своим крыльям), для обеспечения перпендикулярности плоскостей маневрирования. Обороняющийся фактически выполняет нечто вроде «кадушки», описывая круг вокруг атакующего самолета. Как правило, атакующий прекращает атаку либо вылетает вперед цели задолго до того, как обороняющийся завершит свой первый «круг». Этот маневр показан на рис 1–5.

 

2_cm.jpgВ момент времени «1» в этом примере обороняющийся замечает атакующего, приближающегося с правого траверса на одной высоте и стремящегося занять огневую позицию. Обороняющийся быстрым правым креном отворачивает в сторону противника для увеличения своего КУЦ. Атакующий также выполняет правый крен и отворачивает для сохранения необходимого упреждения и начинает пристраиваться в «седло», маневрируя в одной плоскости с целью (в данном случае — в горизонтальном вираже), продолжая сближение.В момент времени «2» обороняющийся по дальности и ориентации самолета атакующего понимает, что тот готов открыть огонь. Продолжение виража в одной плоскости с атакующим становится смертельно опасным, поскольку предлагает атакующему прекрасную возможность для ведения сопроводительного огня. Поэтому обороняющийся снова выходит из виража правым креном, практически переворачивая свой самолет вверх колесами, и берет ручку на себя. После крена обороняющийся будет видеть самолет атакующего слева от себя, рядом с законцовкой левого крыла. Атакующий более не находится в одной плоскости маневрирования с целью и должен резким маневром восстановить свою позицию. В данном случае он также переворачивается и пытается следовать за целью. Обороняющийся продолжает тянуть ручку на себя и слегка кренит самолет в сторону атакующего, чтобы сохранять его «на левой законцовке». В результате самолет движется по спирали, постоянно изменяя свою плоскость маневрирования и тем воспрещая атакующему занять позицию «в седле». К моменту времени «3» атакующий более не может преследовать обороняющегося в этом маневре, теряет необходимое для стрельбы упреждение и выскакивает за пределы траектории обороняющегося.

 

В случае, если атака начиналась в горизонтальной плоскости, у обороняющегося есть два способа выхода из плоскости маневрирования — вверх или вниз (как на рис. 1-5). Что лучше — зависит от конкретной ситуации, но, как правило, отвороту в сторону «брюха» противника сложнее противостоять. Маневр «вниз», т. е. резкая низходящая кадушка, вызовет значительную потерю высоты и поэтому не может применяться на низких высотах. С другой стороны, гравитация помогает в этом случае начать маневр и сохранить скорость при маневрировании, повышая маневренность обороняющегося. Восходящая кадушка съедает скорость, что позволит противнику сократить дистанцию. Если начать ее с недостатком скорости, то в верхней точке самолет может «зависнуть» и станет прекрасной мишенью. Кроме высоты и скорости, на выбор вертикального направления маневра влияют намерения обороняющегося на случай успеха маневра. Восходящий маневр обычно вызывает выскакивание противника вперед перед обороняющимся, что меняет их местами. Нисходящий маневр ставит обороняющегося в значительно более выгодную позицию, если он планирует выйти из боя путем «отрыва». Иногда обороняющийся, заметив приближающегося сзади противника, до самого последнего момента откладывает маневр отворота, надеясь что это не позволит атакующему сохранить необходимое упреждение и, возможно, заставит его выскочить вперед. Хотя подобная тактика и может быть эффективной, лучше ее не применять. Даже при наличии у атакующего необходимого упреждения на больших курсовых углах обороняющийся способен без особого труда уклониться от огня с упрждением небольшими бессистемными маневрами вне плоскости своего основного маневра. Попытка же избежать такого огня путем откладывания до последнего момента отворота грозит в случае неудачи созданием идеальных условий для ведения огня атакующим, и обычно заканчивается ухудшением общего тактического положения обороняющегося.

 

3_cm.jpgВыход из плоскости маневрирования возможен лишь в том случае, если КУЦ обороняющегося достаточно велик. Если атакующий замечен слишком поздно, либо атакует в лобовой, любой отворот обороняющегося будет поворотом в одной плоскости с атакующим. Когда атакующий самолет находится сбоку (на траверсе) атакуемого, относительное перемещение цели и необходимое упреждение зависят от скорости цели, в то время как при атаке в лоб или с хвоста — от резкости маневра цели. Поэтому обороняющийся должен резко отвернуть в любом направлении (неважно даже, вверх или вниз) и продолжать маневр достаточно долго для того, чтобы значительно изменить свою траекторию, но недостаточно долго для того, чтобы позволить атакующему снова прицелиться. Если обороняющийся сохраняет визуальный контакт с атакующим, он сможет определить момент, когда тот вновь займет позицию для открытия огня и опять резко изменить траекторию. Если атакующий не виден, обороняющийся должен оценить необходимый отрезок времени умозрительно на основе знаний о характеристиках самолета и прицела противника. Намек в виде проносящихся над кабиной трассеров — слишком дорогое удовольствие. В любом случае, отворот должен быть сделан в плоскости, перпендикулярной плоскости текущего маневра. Характер бессистемных отворотов не должен быть легко предсказуем, особенно если атакующий не виден — поскольку тот может подготовиться к отвороту заранее и позволить обороняющемуся самому «вплыть» в прицел. Для описываемого маневра крайне важны скорость крена и мастерство пилота. Если у атакющего лучшие характеристики по крену, он сможет постоянно следовать за целью независимо от ее маневров.

 

Бессистемные отвороты продолжаются до тех пор, пока атакующий не прекращает атаку из-за достижения минимальной дальности эффективного огня либо отрыва обороняющегося за пределы максимальной дальности эффективного огня. Если атакующий уже близко и имеет более высокую скорость, скорость сближения может быть специально увеличена обороняющимся за счет снижения оборотов и увеличения воздушного сопротивления (выпуск воздушных тормозов и т. д.), что приедет к проскоку атакующего вперед. Как только атака сорвана, необходимо немедленно приложить все усилия к набору скорости для продолжения боя либо выхода из него. Если скорость сближения невелика и самолет обороняющегося имеет более высокую максимальную скорость, применяется другая методика отворотов. Каждый отворот продолжается до тех пор, пока обороняющийся не имеет достаточного визуального контакта с атакующим, находящимся в его задней полусфере, затем обороняющийся летит по прямой с минимальной перегрузкой для набора скорости до тех пор, пока атакующий не займет снова позицию для ведения огня. После этого вновь следует отворот и прямой участок с набором скорости, и так до тех пор, пока обороняющийся не оторвется от атакующего, выведя того за пределы максимальной дальности эффективного огня. Опять же, для того, чтобы иметь возможность хоть какое-то время лететь по прямой, самолет обороняющегося должен иметь преимущество в скорости крена. Отворот полезен и при атаке в лоб, но в этом случае обычно достаточно одного-двух отворотов. Как видно из рис 1–4, зона эффективного огня при лобовой атаке очень невелика, и большая скорость сближения оставляет лишь мгновение для ведения огня. Разумеется. одним из способов противодействия вражескому огню при лобовой атаке будет первым открыть огонь, и пусть противник озаботится маневрами уклонения. Однако такой способ не следует применять при атаке противника с более мощной системой вооружения либо менее уязвимым самолетом.

 

4_cm.jpgЕще одной техникой, помогающей уклониться от атаки, является примение «грязных» фигур пилотажа, когда летчик при выполнении стандартных фигур дает ногу и его самолет получает дополнительное скольжение. Поскольку позиция атакующего «в седле» практически полностью зависит от его возможности предсказать траекторию цели, для чего он использует визуальную информацию о цели (угол фюзеляжа, расположение крыльев и т. д.), подобные маневры со скольжением заставляют атакующего ошибаться. Также крайне сложно противодействовать оборонительным маневрам с отрицательной перегрузкой. При атаке сзади более полезным маневром уклонения, чем отвороты, будет «кадушка», сходная с описываемой ранее. Обороняющийся вводит самолет в бочку и одновременно тянет ручку на себя, в результате чего его самолет описывает спираль вокруг траетории атакующего. Этот маневр может быть начат как с первоначальной потерей, так и с первоначальным набором всоты, и обычно сопровождается «грязным» пилотажем, снижением оборотов и увеличение воздушного сопротивления для ускорения сближения с противником. особенно эффективен этот маневр когда атакующий близко и имеет значительное преимущество в скорости. Не следует применять его в том случае, если у атакующего выше маневренность (за счет конструкции самолета либо за счет относительной скорости), поскольку в этом случае атакующий сможет удержаться позади обороняющегося после завершения маневра.

 

случае, когда атакующий имеет преимущество по скорости крена и скорость сближения невелика, обороняющийся может применить низконагруженную «кадушку». При этом его самолет кренится в одну сторону со скоростью, всего лишь не позволяющей атакующему совместить плоскость своих крыльев с плоскостью крыльев цели, одновременно обороняющийся слегка берет ручку на себя для производства небольшой «спирали». Подобный маневр не позволяет атакующему прицелиться до тех пор, пока у обороняющегося не появится возможность набрать скорость в пикировании и на максимальных оборотах уйти в отрыв за пределы максимальной дальности эффективного огня. Таким образом, при обороне следует сначала противодействовать пушке (держаться за пределами области ведения огня), затем самолету (резкий отворот для предотвращения возможности сопроводительного огня) и, затем, прицелу и летчику (уход из плоскости маневрирования и бессистемные отвороты). То есть надо не дать противнику шанса открыть огонь, если это не получилось — не дать шанса вести наиболее эффективный огонь, и, затем, максимально затруднить даже неэфективный огонь. Пока обороняющийся имеет представление о взаиморасположении самолетов, скорость и высоту для маневрирования, он может практически бесконечно уходить от атак противника. Описанные маневры не исчерпывают все тактики обороны от пушек протиника, но являются наиболее эффективными.

 

Сокрашения:

ЛВ — линия визирования на цель

ВП — время полета снаряда

КУЦ — курсовой угол цели

НСО — направление ствола орудия

УУ — угол упреждения

АГП — автоматический гироскопический прицел

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.