РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Истребитель-бомбардировщик Bf110С-7
Автор Evgeny Velichko   

1_cm.jpgЗавод фирмы Готаер Вагонфабрик (GWF) в г. Гота, Тюрингия. Производство двухместного двухмоторного многоцелевого истребителя Мессершмитт Bf110 началось на заводе ГВФ в октябре 1938 года, и разворачивалось довольно медленно. За год, к октябрю 1939, было выпущено всего 62 самолёта модификации Bf110B-1 «Берта» (блок заводских номеров 1741 — 1792). В ноябре в серию наконец пошёл «Цезарь» — Bf110С-1, до января 1940 было выпущено 30 истребителей (1793 — 1822).

 

 

 

 

2_cm.jpgВ январе завод получил новый блок зав.номеров для выпуска самолётов Bf110 (2045 — 26хх). За весь 1940 были выпущены самолёты начиная с номера 2045 по 2309. Партия самолётов С-1 пошла в производство в январе, было выпущено 8 самолётов, (2045 — 2052) Далее в производство пошёл С-2, до марта 1940 было выпущено 95 штук (2053 — 2147). Затем последовал двухмесячный перерыв, и в мае производство было возоблено, и продолжалось с лихорадосной сменой вариантов «Цезаря». Сначала со стапелей сошли шесть опытных Bf110° C-6 (2148 — 2153), оснащённых 30мм пушкой MG101 вместо двух MG-FF. Все шесть самолётов были направлены в I./ZG1 для фронтовых испытаний. Затем, в июне была запущена в серию последняя «истребительная» модификация «стодесятки» серии С — Bf110С-4. Было собрано 20 самолётов (2154 — 2174).

 

3_cm.jpgСледующие 15 самолётов были выпущены в варианте разведчика, С-5 (2175 — 2189). Далее следовал возврат к истребительному С-4 (2190 — 2194), на рубеже июня — июля было сдано 5 самолётов. Однако в начале июля следующие 20 самолётов опять были выпущены в варианте разведчика С-5 (2195 — 2214). Следующие 10 самолётов стали истребителями С-4 (2215 — 2224). Затем было постоено ещё 20 разведчиков С-5 (2225 — 2244). Завершили июльское производство 4 истребителя-бомбардировщика С-7 (как раз о них и пойдёт рассказ ниже) с номерами 2245 — 2248 и шесть штурмовиков С-6 (2249 — 2254) для того, чтобы полностью оснастить ими испытательную 1./Erprobungsgruppe 210 (в которой оказались собраны все 12 самолётов этой модификации). Производство в августе началось со сборки 20-ти разведчиков С-5 (2255 — 2274). После этого было решено свернуть на заводе выпуск «стодесяток», и следующие 10 самолётов выпускались очень долго — до середины сентября, и «получились» истребителями С-4. После двухмесячного перерыва производство было снова возоблено, и с ноября 1940 до января 1941 было сдано 25 разведчиков Bf110° C-5 (2285 — 2309), после чего завод приступил к выпуску новой модификации — Bf110E-2 (Эмиль).

 

4_cm.jpgЗавод фирмы Мюленбау-Индустри АГ (MIAG) в Брауншвайге. Завод начал производство «Цезарей» в апреле 1939, и до конца лета выпустил 40 самолётов Bf110° C-1 (2801-2840). Затем наступил длительный перерыв, и производство было возобновлено в мае 1940, когда со стапелей завода стали сходить Bf110° C-2. До первых чисел июля было выпущено 77 самолётов (3487-3563). С начала июля на заводе стали производиться новые С-4, до начала августа было выпущено 54 самолёта (3564-3617). В августе было принято решение отказаться от бесперспективного «истребительного» варианта С-4 в пользу дальних истребителей-бомбардировщиков, коими являлись «Доры» (Д-3) и планируемые в ближайшем 5_cm.jpgбудущем «Эмили» (Е-1). Однако на заводе скопилось ещё значительное количество планеров «Цезарей», которые, не мудрствуя лукаво (т. е. не оснащая их оборудованием «Дор») решили переделать в истребители-бомбардировщики. Для этого в конструкцию были внесены незначительные изменения — усилены стойки шасси и установлен подфюзеляжный бомбодержатель с простейшей системой бомбосброса. Под обозначением Bf110° C-7 самолёт пошёл в серию, было выпущено 35 штук (3618-3652).

 

6_cm.jpgСледующие 70 самолётов новой партии выпускались уже в варианте Bf110D-3 (3653-3720) до ноября 1940, после чего завод перешёл на производство «Эмилей» Bf110E-2. Итак, судьбы выпущенных Bf110° C-7:

Завод ГВФ построил 4 С-7: Bf110С-7, W. Nr.2245 (Stkz. NJ+ZS) — скорее всего, самолёт попал в II./ZG2, и после её переформирования оказался в составе 3./NJG3 и был повреждён в 1941.

 

Bf110С-7, W. Nr.2246 (Stkz. NJ+ZT) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.2247 (Stkz. NJ+ZU, Vbkz. 2N+KR) — попал в 7./ZG76, прошёл БзБ, и был повреждён во время аварийной посадки на аэродроме Сола в Норвегии 11 июня 1941. Скорее всего, доживал свои дни в составе II./SKG210 на Восточном фронте.

 

Bf110С-7, W. Nr.2248 (Stkz. NJ+ZV, Vbkz. S9+GK) — попал в 2./Erpr.Gr.210, и был сбит истребителями RAF 27 сентября 1940 в ходе знаменитого вылета на бомбёжку авиазавода Parnell Aircraft возле г. Бристоль. Экипаж, в том числе пилот — командир Штаффеля оберлейтенант Вильхельм-Рихард Рёссигер — погиб.

 

Завод МИАГ выпустил 35 С-7. Bf110С-7, W. Nr.3618 (Stkz. TD+GS) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна. Bf110° C-7, W. Nr.3619 (Stkz. TD+GT) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3620 (Stkz. TD+GV, Vbkz. G9+FK) — попал в 2./NJG1, и был сбит ночью 15 октября 1940 ответным огнём с бомбардировщика RAF. Экипаж погиб.

 

Bf110С-7, W. Nr.3621 (Stkz. TD+GW) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3622 (Stkz. TD+GX, Vbkz. 3M+HK) — попал в 2./ZG2, и был сбит 2 сентября 1940 Спитфайром из 72 Sqdn. над Дувром.

 

Bf110С-7, W. Nr.3623 (Stkz. TD+GY, Vbkz. 3M+LH) — попал в 1./ZG2 и был тяжело повреждён истребителями RAF 11 сентября 1940 в бою над Портсмутом.

 

Bf110С-7, W. Nr.3624 (Stkz. TD+GZ) — попал в Ausbildungs Kommando ABK-Z, потерян 1 августа 1940.

 

Bf110С-7, W. Nr.3625 (Stkz. TD+KA, Vbkz. 3U+HM) — попал в 4./ZG26, сбит 11 августа 1940 над Ла-Маншем.

 

Bf110С-7, W. Nr.3626 (Stkz. TD+KB) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3627 (Stkz. TD+KC) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3628 (Stkz. TD+KD) — попал в 9./ZG26, легко повреждён — сел на вынужденную из-за техн. неисправности во время перелёта на аэродром 12 сентября 1940. Дальнейшая судьба неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3629 (Stkz. TD+KE, Vbkz. 3U+IM), попал в 4./ZG26, сбит истребителями RAF 27 сентября 1940 в том же бою что и Bf110° C-7, W. Nr.2248. Экипаж погиб.

 

Bf110С-7, W. Nr.3630 (Stkz. TD+KF) — попал в II./ZG26, разбит из-за ошибки пилота 25 октября 1940 во Франции.

 

Bf110С-7, W. Nr.3631 (Stkz. TD+KG, Vbkz. 3U+BD) — попал в Stab III./ZG26, прошёл Битву за Британию, бои над Мальтой в 1941, потерян в Африке в 1941.

 

Bf110С-7, W. Nr.3632 (Stkz. TD+KH) — попал в III./ZG26, прошёл Битву за Британию, во время боёв над Мальтой в 1941 был разбит на взлёте с аэродрома Палермо 16 января 1941.

 

Bf110С-7, W. Nr.3633 (Stkz. TD+KI) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3634 (Stkz. TD+KJ) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3635 (Stkz. TD+KK, Vbkz. 3U+CH) — попал в 1./ZG26, прошёл Битву за Британию, бои над Югославией, Грецией, Восточном фронте. Сбит огнём зениток 19 марта 1942 в районе Гжатска.

 

Bf110С-7, W. Nr.3636 (Stkz. TD+KL) — попал в Stab./ZG26, потерян 24 ноября 1940 в результате столкновения в воздухе во время небоевого вылета.

 

Bf110С-7, W. Nr.3637 (Stkz. TD+KM, Vbkz. 3U+AD) — попал в Stab III./ZG26, повреждён огнём зениток 1 августа 1940.

 

Bf110С-7, W. Nr.3638 (Stkz. TD+KN) — попал в 4./ZG76, был повреждён огнём зениток 24 сентября 1940 над Саутхэмптоном. Дальнейшая судьба неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3639 (Stkz. TD+KO) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3640 (Stkz. TD+KP, Vbkz. 3U+GT) — попал в 9./ZG26, и был сбит 7 октября 1940 над Ла-Маншем.

 

Bf110С-7, W. Nr.3641 (Stkz. TD+KQ) — неизвестно, в какой эскадре служил этот самолёт в начале войны. Известно лишь, что этот трудяга дожил аж до 16 июня 1944, когда был разбит на вынужденной посадке курсантом из Flzg.Fuhr.Sch. B38.

 

Bf110С-7, W. Nr.3642 (Stkz. TD+KR) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3643 (Stkz. TD+KS) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3644 (Stkz. TD+KT) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3645 (Stkz. TD+KU) — этот самолёт, также как и Bf110° C-7, W. Nr.3641, дожил до лета 1944, и был потерян в составе NJG101, когда был разбит на вынужденной посадке после боевых повреждений.

 

Bf110С-7, W. Nr.3646 (Stkz. TD+KV, Vbkz. M8+MP) — попал в 6./ZG76, разбился на посадке после боевого вылета 22 ноября 1940.

 

Bf110С-7, W. Nr.3647 (Stkz. TD+KW) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3648 (Stkz. TD+GX, Vbkz. S9+JK) — попал в 2./Erpr.Gr.210, сбит Харрикейнами над Англией 17 ноября 1940. Междё прочим, ЕДИНСТВЕННЫЙ самолёт, обозначенный в документах частей как Bf110° C-4/B.

 

Bf110С-7, W. Nr.3649 (Stkz. TD+GY) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3650 (Stkz. TD+GZ) — попал в 6./ZG76, прошёл БзБ, повреждён 23 ноября 1940 во время посадки. Дальнейшая судьба неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3651 (Stkz. TD+??) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

Bf110С-7, W. Nr.3652 (Stkz. TD+??) — к сожалению, судьба этого самолёта до сих пор неизвестна.

 

 

Итого, по имеющимся данным: Erprobungsgruppe 210 получила всего два самолёта Bf110С-7, хотя была во время Битвы за Британию ЕДИНСТВЕННОЙ группой, использовавшей Bf110 в качестве истребителя-бомбардировщика. Причина такого малого кол-ва С-7 в том, что в качестве пополнения в группу поступали «Доры», а с октября 1940 — уже «Эмили».

 

7_cm.jpgВсе остальные С-7 пошли на восполнение потерь обычных ZerstorerGruppen, выполнявших в то время функции истребителей. Имеются фото, доказывающие, что во время БзБ в составе III./ZG26, не выполнявших атак наземных целей, были Bf110 с бомбодержателями — Bf110С-7. Странная ситуация, но и она имеет своё обьяснение. Потери в цершторергруппах были достаточно тяжелы, в то же время спрос на Bf110 был очень высок — не стоит забывать о формировавшихся в тот момент группах ночных истребителей. Нахватка стодесятых также ощущалась и в авиашколах. Поэтому в группах были рады и тому, что дают, особенно не задумываясь, есть у самолёта бомбодержатель или нет. Тем более, что все цершторергруппы, выжившие в БзБ, так или иначе к весне 1941 года были полностью оснащены истребителями -бомбардировщиками Bf110D-3 и E-1/2. ZG2 получила 3 самолёта. ZG26 — 10 штук. ZG76 — 4 штуки. Ещё как минимум 2 пошли в эскадры ночных истребителей.

 

9_cm.jpgОстаётся прояснить ещё один вопрос. В ходе работы мне попадались данные о Стодесятых, проходивших по документам как С-7, а на поверку оказавшимися С-1, С-2, С-4. Также, существует множество фото, которые долгие годы были предметом спора для историков, и благодатной нивой для многочисленных ошибок в идентификации. Например, фото, мессершмитта, у которого нет воздухозаборника на носу (характерного для всех Bf110 начиная с Е-1), двигателями DB601N, подфюзеляжными (как у D-3) и подкрыльевыми (E-1 и далее) бомбодержателями, бронеспинкой пилота (устанавливалась начиная с Е-2), «ножницами» на стойке хвостового колеса (конец 1941 года), увеличенными триммерами руля направления (устанавливались с начала 1941)…

 

И самое интересное — проходит по документам как Bf110С-2. Что это за птица? А разгадка вот где: Сразу после завершения боёв над Англией, большинство цершторергрупп (кроме Erpr.Gr.210) были выведены на аэродромы в Гервании, Голландии и Норвегии для отдыха и пополнения, которое было так необходимо. Из-за потерь ZG2 была переформирована, причём из двух Групп едва-едва наскребли два сводных Штаффеля для передачи их в ночную истребительную афиацию. ZG76 вышла из боёв, имея в двух группах и штабе эскадры всего 9 самолётов. В ZG26 их осталось 15, а в V./LG1 после трагических событий 27 сентября 1940 — всего три, да и те на грани списания. Тогда-же все Группы были полностью перевооружены на новые Bf110D-3 и Bf110E. Старые же «Цезари», изношенные во время вынужденных посадок, израненые пулями Спитфайров и осколками зенитных снарядов, были направлены в ремонтные мастерские для капитального ремонта. Вот тогда на них и навешали и броню, и новые двигатели, и бомбодержатели, и оборудования для сброса бомб как на Bf110E, перебили на табличках модель на Bf110С-7 и отправили во фронтовые части. Bf110С-7 выпуска лета 1940 и начала 1941 — два разных самолёта.

 

                                                                              Bf110(51.7 MB)

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »