РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Музыкальная пауза
Автор admin   

1_cm.jpgАмериканцы тщательно проанализировали ход и результаты воздушных боев в небе Вьетнама и 6 января 1970 г. Пентагон объявил конкурс на легкий высокоманевренный скоростной боевой самолет. Вызов был принят 5-ю фирмами, но в конце концов в 1972 году было представлено только два проекта — YF-17 фирмы Northrop и YF-16 фирмы General Dynamics. Этим компаниям Конгресс США выделили по 40 млн. долларов на проведение дальнейших исследований.

 

 

 

 

Проект YF-16 обладал большим количеством новаторских на то время решений. К их числу можно отнести конструкцию крыла, воздухозаборник, размещаемый под фюзеляжем, электронная система управления fly-by-wire, а также необычная ручка управления в виде джойстика, на правом боковом пульте. 20 января 1974 г. был проведени первый испытательный полет, а 11 марта YF-16 достиг скорости Ma=2.0. Поскольку в это же время большинство государств, участников НАТО приступили к снятию с вооружения устаревшего истребителя F-104, General Dynamics не упустила возможности предложить всем заинтересованным армиям исключительно выгодные финансовые условия при закупке нового новой машины, а также помощь в организации сборки самолетов на месте — в Европе должны были выпускаться отдельные узлы F-16, которые шли, в том числе, в оплату самолетов, как бы мы назвали это сегодня, по бартеру.

В результате F-16 оказался соблазнительной приманкой для многих государств — Бельгия, Голландия, Дания и Норвегия в 1975 году заключили договоры на поставку в общей сложности 350 машин F-16A. Самолеты должны были быть собраны на заводах SABCA (Бельгия) и Fokker (Голландия), при этом в кооперацию было вовлечено достаточно много фирм со всех стран Западной Европы. Контракт на поставку F-16 для ВВС США был подписан в мае 1977 г. и предусматривал поставку в общем счете 650 машин. В июле 1980 г. для F-16 было утверждено название Fighting Falcon. На то время F-16 значительно превосходил по маневренности и массе подвесного вооружения основного противника — Миг-23, но уступал ему в скорости полета. Но хотя основное назначение F-16 заключалось в борьбе с летательными аппаратами противника, постепенно акцент в его применении сместился на борьбу с наземными целями.

Постепенно все работы по модернизации самолета были направлены на создание штурмовика, способного действовать в сложных атмосферных условиях. Новая версия получила обозначение F-16° C. Первая машина этого типа была поставлена ВВС США в июле 1984 г., а из иностранных покупателей первой ее получил Израиль в 1986 г. Одновременно с выпуском одноместных самолетов был начат выпуск двухместных учебно-боевых вариантов F-16B и F-16D. В настоящее время за пределами США самолеты F-16 различных модификаций находятся на вооружении ВВС Бахрейна, Бельгии, Дании, Египта, Греции, Нидерландов, Индонезии, Израиля, Южной Кореи, Норвегии, Пакистана, Португалии, Сингапура, Таиланда, Тайваня, Турции и Венесуэлы.

В боевой обстановке впервые F-16 был использован Израилем 7 июня 1981 г. В этот день 8 F-16A совершили налет на иракский ядерный реактор Осирак, который был полностью уничтожен. В начале июня 1982 г. Израиль начал операцию «Мир в Галилее», имевшую цель «умиротворить» палестинские лагеря в Сирии. После уничтожения радиолокационных станций и батарей ПВО с помощью F-4E в бой включились израильские F-15 и F-16, которые в двухдневных боях с сирийскими Миг-21 и Миг-23 одержали, по утверждениям израильской стороны, 82 победы, не потеряв ни одного самолета. Из этих побед около 30 было записано на счет F-16. Пакистан также неоднократно использовал свои F-16 в боевых действиях против афганских (то есть советских) самолетов, которые якобы нарушали воздушное пространство Пакистана. Так было сбито 8 самолетов Миг-21, Су-22, Су-25. Американские F-16 впервые были массово использованы в 1993 г. против Ирака в ходе операции «Буря в пустыне», когда в ход было пущено около 250 самолетов этого типа. В ходе операции F-16 одержали несколько воздушных побед, однако их основным назначением была борьба с наземными целями.

На более поздних этапах операции F-16 атаковали не только нефтехранилища, но и группировки иракских войск. Всего в ходе операции было выполнено 13500 боевых вылетов. В этой операции не обошлось без потерь — 5 самолетов F-16 были сбиты огнем ПВО Ирака, а еще 4 стали жертвой «несчастных случаев», то есть, скорее всего, были повреждены огнем противника и разбились при посадке.

В течение 25 лет эксплуатации F-16 доказал свою отличную пригодность для использования как в качестве истребителя, так и в качестве штурмовика. Самолеты пригодны для ведения боевых действий в любое время суток, и можно ожидать, что они еще длительное время будут находиться на эксплуатации.

 

                                                          

                                                                          Sky Hunters (39.8 MB)

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »