РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Вот такая «Штука»
Автор Афанасьев Вячеслав   

1_cm.jpgОпыт боевого применения звена Ju 87А «Stuka» во время гражданской войны в Испании в составе Legion Condor со всей очевидностью продемонстрировал как сильные, так и слабые стороны нового самолета. Высочайшая точность бомбометания сочеталась с мизерной бомбовой нагрузкой, ограниченным потолком, небольшой дальностью и скоростью полета.

 

 

 

 

Объединив в себе новые тактические приемы, потребности агрессивной стратегии «блицкрига» и массовое производство, на свет появилась «летающая артиллерия» Люфтваффе -пикирующий бомбардировщик Ju 87В. История проектирования и развития История Ju 87В началась в конце 1937 г., когда было принято решение о запуске в серийное производство нового мотора фирмы Junkers — Jumo 211 и группа конструкторов фирмы Junkers под руководством Hermann Pohlmann начала проектные работы над модифицированным Ju 87. Уже в начале 1938 г. в воздух поднялся прототип Ju 87V6 — серийный Ju 87А-1 с мотором Jumo 211Аа. Новый мотор был на 267 мм длиннее и на 200 кг тяжелее Jumo 210. Настоящим прототипом новой модификации «Штуки» стал Ju 87V7. Общая компоновка машины осталась прежней, но кардинальной переделке подверглись двигательный отсек и его капот, остекление кабины и основное шасси. Два цилиндрических маслорадиатора заменили на один сегментный, который разместили над мотором. Воздухозаборник маслорадиатора приобрел несимметричную форму, его высокие боковые выштамповки имели разную длину (левая короче правой). Размеры жидкостного радиатора увеличились, а его форма приобрела обтекаемую полукруглую форму. На входном отверстии были установлены управляемые жалюзи, сечение выходного отверстия регулировалось большим подвижным «совком». Полукруглый воздухозаборник нагнетателя переместился на правую сторону капота двигателя.

 

На прототипе Ju 87V8 радикальной переделке подверглись шасси и фонарь кабины. Конструкция основных стоек шасси упростилась, исчезли дополнительные продольные и поперечные подкосы, обтекатели уменьшились в размерах и приобрели другую форму. Все части левой и правой стоек и обтекателей шасси стали симметричными и взаимозаменяемыми. Фонарь кабины был спроектирован заново. Теперь все подвижные элементы остекления не откидывались на бок, а сдвигались по направляющим назад. На переплете остекления фонаря осталась только одна стойка антенны, но под фюзеляжем появилась стойка буксируемой антенны радиостанции. 7,92-мм пулемет MG 15 стрелка-радиста для защиты задней полусферы был установлен в шаровой установке Linzenlafette ZIOd, которая имела увеличенные углы обстрела. Основательно был изменен состав оборудования кабины, изменилось расположение приборов на доске приборов и форма ручки управления. Прицел Revi С/12А (Stuvi) заменили на новый прицел Revi С/12С. Приемник воздушного давления перенесли на правую консоль. На девятом прототипе провели отладку обновленного бомбардировочного вооружения. К этому времени мощность мотора Jumo 211А выросла с 900 л. с. (на прототипах V6 — V8) до 1000 л. с. Стандартная бомбовая нагрузка Ju 87 теперь составляла одну 500-кг и четыре 50-кг бомбы. Полуавтоматическое устройство Abfanggerat обеспечивало безопасный ввод и вывод из пикирования, нетребующий от летчика больших физических усилий. Во время пикирования в наушниках шлемофона летчика раздавался частый сигнал. После пролета предварительно установленной высоты сброса бомбы с центрального бомбодержателя сигнал пропадал. Летчик нажимал на кнопку сброса на ручке управления и в тот же момент Abfanggerat переставлял триммеры на рулях высоты и изменял угол установки лопастей винта. Окончательно сформировался облик новой машины на десяти (по другим данным пятнадцати) предсерийных Ju 87В-0, которые собрали летом 1938 года. В левую консоль установили второй 7,92-мм пулемет MG 17. По сравнению с Ju 87А максимальная горизонтальная скорость выросла на 30 км/ч, а скорость пикирования увеличилась до 600 км/ч.

 

                                                         Herman Goering baby birds_1 (37.6 MB)

 

 

 

В октябре 1938 г. началось серийное производство Ju 87В-1 и первые пять машин тут же отправились в Испанию в Legion Condor, где приняли участие в боях, в частности поддерживали наступление в Каталонии. Боевые потери в Испании составили один Ju 87В. «Штуки» в Испании были окружены завесой секретности, их обслуживали только немецкие специалисты и после окончания боевых действий все машины вернули обратно в Германию. 1 июня 1939 г. подразделения пикирующих бомбардировщиков Люфтваффе были реорганизованы и сменили названия: I/StG 1 (бывш. I/StG 160), II/StG 2 I/StG 162), I/StG 2 I/StG 163), III/StG 2 II/StG 163), I/StG 77 I/StG 165), II/StG 77 II/StG 165), III/StG 51 III/StG 165), I/StG 76 (бывш. I/StG 168). Для обучения летчиков полетам с палубы авианосца и для вооружения строящегося авианосца Graf Zeppelin, 1 октября 1938 г. была организована отдельная эскадрилья 4. (Stuka)/Tr. Gr.186. 8 ноября 1939 г. она была реорганизована и развернута до полной группы I/Tr.Gr.186. Местом базирования группы была авиабаза Киль-Хольтенау. Последняя группа, имевшая на вооружении Ju 87В, была учебная IV. (Stuka)/LGl. До конца августа 1939 г. Люфтваффе получило около 460 «Штук». Незадолго до нападения на Польшу, в результате трагического происшествия, I/StG 76 понесла огромные потери. Утром 15 августа 1939 г. на полигоне Neuhammer из-за неверного метеорологического прогноза, в условиях низкой облачности в ходе выполнения учебного бомбометания с пикирования, разбились сразу 13 Ju 87В-1.

 

В Польской кампании в сентябре 1939 г. приняло участие 304 Ju 87 следующих групп: II и III/StG2 Immel-man, IV (Stuka)/LGl, 4. (St)/Tr. Gr. 186, I/StG 1, I/StG 2, I/StG 76, Stab, I и II/StG 77. С 10 сентября в составе бомбар-дировочно-штурмовой группы, созданной для проведения специальных операций, которая непосредственно подчинялась командующему 4-го воздушного флота, была введена III/StG 51. Свой первый боевой вылет «Штуки» выполнили еще до «официального начала» — залпа броненосца Schleswig-Holstein в 4.45 утра 1 сентября 1939. Чуть раньше, в 4.26 три самолета Ju 87В поднялись с аэродрома Эльбинг-Ост и через 8 минут атаковали пункты управления подрывом моста в Тчеве, заранее подготовленные польскими саперами. Около 7 часов утра, возвращающийся после налета на аэродром Краков-Раковец, Ju 87В-1 из I/StG 2 перехватили истребители PZL Р.11с, которые поднялись в воздух с полевого аэродрома Балице. Стрелок фельдфебель Frank Neubert сбил истребитель капитана Мечислава.

 

                                                         Herman Goering baby birds_2 (37.2 MB)

 

 

 

Удачное применение первых Ju 87В-1 в боях во время гражданской войные в Испании в составе Legion Condor, вызвало у руководства Рейхминистерства авиации настоящую эйфорию по поводу «превосходных» боевых качеств новой модификации «Штуки». В авиации «националистов» они сохранили стандартный немецкий камуфляж RLM 70/71/65, дополненный «франкистскими» опознавательными знаками Медвецкого, командира Краковского истребительного дивизиона, самолет которого стал таким образом первой воздушной победой, одержанной во второй мировой войне. Вечером произошло первое во второй мировой войне сражение между боевыми кораблями и бомбардировщиками, в котором приняли участие почти весь польский флот и Ju 87В из IV (Stuka)/LGl. «Штукам» удалось повредить самый крупный польский корабль — минный заградитель «Гриф». Через день одиннадцать Ju 87С и В из 4./Tr.Gr.l86 под командованием капитана Hugo Blattnera сначала добили его, а потом потопили эсминец «Вихрь». В течении всей следующей недели «Штуки» бомбовыми ударами «расчищали» дорогу наступающим частям Вермахта, полностью оправдав свое неофициальное звание «летающей артиллерии» (Fligende Arti-llerie). В боях над Польшей немецкая авиация потеряла 28 Ju 87, из которых 11 сбили польские истребители.

 

Следущей операцией, в которой приняли участие Ju 87В, стало нападение на Данию и Норвегию, известное под кодовым названием Weserubung (Учения на Везере). В ней приняли участие пикировщики из I/StG 1. Их мощная поддержка с воздуха позволила уже на следующий день операции — 10 апреля 1940 г. захватить норвежскую столицу Осло. Ударами с воздуха и с моря англичане и французы пытались остановить немецкое наступление, на что «Штуки» ответили ударами по их боевым кораблям. В первые дни мая 1940 г. «Берты» в I/StG 1 заменили на Ju 87R-1, которые имели большую дальность полета и могли теперь действовать по аэродромам союзников Бардуфос и Нарвик. Во время «Учений на Везере» Люфтваффе потеряло 16 Ju 87. 8 мая 1940 г. за бои в Норвегии командир I/StG 1 капитан Werner Hoz-zell первым среди пикировщиков был награжден Рыцарским крестом Железного креста. Не дожидаясь окончания боев в Норвегии, 10 мая 1940 г. Гитлер начал войну с Францией. Люфтваффе распологало 380 самолетами Ju 87В. Подавляющее превосходство в воздухе и массированное применение Ju 87В обеспечило уже к 20 мая выход немецких танковых частей на побережье Ла-Манша. Трудности со снабжением и отрыв тыловых частей не помешал Ju 87В из StG2 поддержать с воздуха операцию по разгрому окруженной под Дюнкерком группировки союзников. Град 250 и 500-кг бомб засыпал порт и суда, которые обеспечивали эвакуацию частей британского экспедиционного корпуса и французской армии.

 

                                                         Herman Goering baby birds_3 (30.9 MB)

 

 

 

29 мая Ju 87В повредили семь эсминцев союзников, потопили три эсминца и пять больших пассажирских паромов. А 1 июня в результате налетов затонул 31(!) корабль. До перемирия 22 июня, в условиях возросшего противодействия французских истребителей, потери пикировщиков возросли, но общий итог сложился в пользу Люфтваффе. Платой за победу во французской кампании стали 123 Ju 87В, потерянные в том числе и в результате катастроф и аварий.

 

Миф о непобедимости «Штук» несколько поколебали боевые действия в воздухе над Британией с 4 июля по 14 ноября 1940 г. До 12 августа пикировщики добились успеха, потопив два боевых корабля и десять торговых судов. Собственные потери составили 18 машин. Однако уже в первый день операции Adlertag («День Орла») 13 августа в первом налете StG 77 из 52 машин потеряла 5 Ju 87В, что было недоброй приметой. Последующие события подтвердили эти предчувствия. 18 августа во время бомбежки радара около Поилинг при выходе из пикирования истребители 43-го и 152-го «скуадрона» RAF сбили 12 и повредили шесть Ju 87В. Всего в тот день было сбито и повреждено тридцать «Штук». Слишком высокой ценой показались эти потери руководству Люфтваффе и по приказу Геринга пикировщики были выведены в резерв. В вылете 14 ноября 1940 г. III/StGl потеряла четвертую часть своих «Штук». После этого Ju 87В был окончательно отстранен от участия в боях над Англией. Следующим театром военных действий, на котором появились Ju 87, стало Средиземноморье. 2 сентября 1940 г. их впервые применила в налете на Мальту итальянская авиация. В начале января 1941 г. в рамках операции Mittelmeer из Норвегии на Сицилию перебазировались 79 «Штук» из Stab/StG 3, I/StGl и II/StG 2. Перед нападением на Югославию и Грецию для быстрой идентификации в воздухе самолетов Люфтваффе, их капоты и консоли крыла снизу покрасили в желтый цвет. Балканы стали следующей целью Ju 87. С 6 по 27 апреля около 150 немецких и итальянских Ju 87 «паровым катком» прошлись по территории Югославии и Греции, от Белграда до Афин. Во время операции Marita Люфтваффе потеряли 29 «Штук». Завершающим аккордом кампании стала высадка на Крит (операция Merkur) в конце мая 1940 г.

 

Для нападения на Советский Союз Люфтваффе располагало 324 Ju 87В. На севере наступление поддерживали пикирующие бомбардировщики из IV (Stuka)/ LG1 5-ого воздушного флота. С группой армий «Центр», наступавшей на Москву, взаимодействовал 2-й воздушный флот. В 7 его состав входили II (эскадра StG 77 в полном составе) и VIII (II и III/StGl, I и III/StG2) Fligerkorps.« Штуки » действовали по хорошо отработанному в Польше, Западной Европе и на Балканах сценарию, уничтожая аэродромы и узлы обороны, сея панику и страх. В конце лета VIII Fligerkorps в составе I и III/StG2 передали в группу армий «Север», наступающую на Ленинград. Они неоднократно участвовали в бомбежках базы Балтийского флота — Кронштадт. 23 сентября 1941 г. оберлейтенанта Hans-Ulrich Rudel, самый известный летчик, воевавший на Ju 87, выполнил свой знаменитый боевой вылет. Его целью стал советской линейный корабль «Марат». Прямым попаданием 1000-кг бомбы в переднюю 305-мм орудийную башню ему оторвало носовую часть. Корабль больше никогда не вышел в море, но уже 15 октября две его оставшиеся башни открыли огонь по противнику. Другим летчикам удалось потопить лидер эсминцев «Минск», тральщик № 31 и подводную лодку М-74. Летчики эскадры StG 77, переброшенной на юг, 11 ноября тяжело повредили крейсер «Червона Украина», который затонул на следующий день. Очевидные успехи применения «Штуки», с другой стороны сопровождались значительными потерями, которые к концу года составили 394 машины. После первых поражений в июне 1941 года советская авиация начинала приходить в себя, оказывая яростное сопротивление. Да и с самого начала войны в России характер боевых действий заметно отличался от того, с чем немецким пикировщикам приходилось сталкиваться в ходе западных блицкригов. Например, за год боев на Западе эскадры Ju 87 лишились 477 самолетов, а в России только за шесть месяцев боев «недостача» составила 394 машины. Немецкие летчики Ju 87 начинали понимать, что самые горькие разочарования у них еще впереди…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »