РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
ГЛАВНАЯ arrow СТАТЬИ arrow Герой Советского Союза Голубев Василий Фёдорович
Герой Советского Союза Голубев Василий Фёдорович
Автор Василий Селантьев   

4_cm.jpgЕму было суждено пройти всю войну «от звонка до звонка», не прекращая летать и сбивать самолеты противника, даже находясь на руководящих должностях. В списке летчиков — балтийцев, по количеству лично сбитых самолетов, он занимал второе место, деля его с командиром эскадрильи 3 гвардейского полка Александром Шилковым.

 

 

 

 

 

 

А по общему количеству (личные + групповые) среди морских летчиков всех флотов СССР, он уступил только Герою Советского Союза Георгию Костылеву. Василий Фёдорович Голубев написал восемь книг и множество статей, которые увековечили память его однополчан лётчиков-балтийцев. Родился Василий Федорович в 1912 году в маленькой деревеньке Каменка, расположенной в Ленинградской области. Родители его были простыми крестьянами. С детства Василий не понаслышке знал о тяжелом крестьянском труде и до совершеннолетия помогал своим близким. Он был влюблён в авиацию. После семи классов средней школы Василий приходит в волховский Осоавиахим, где получает первые навыки управления самолётом. В 1933 году, уже на службе в ВМФ он подает рапорт на поступление в Ейское летное училище летчиков. В 1940-м году, окончив училище «на отлично», молодой лётчик едет служить на Балтийский флот.

 

0_cm.jpg22 июня 1941 года начинается Великая Отечественная Война. Личный состав 13 отдельной истребительной эскадрилья, командиром звена в которой встречает войну Голубев, с первых дней активно принимает участие в боевых действиях. Самолетный парк эскадрильи состоит из истребителей «И-16». Кроме этого в эскадрильи имеется две «Чайки», которые используются для разведки. Вылеты 1941-го летчики звена под командованием Василия Федоровича осуществляют в основном на прикрытие военно-морской базы или разведку. На «Ишачке» с бортовым номером «13» Василий в июле 41-го одерживает свои первые воздушные победы. Его самолеты записывают как групповые, но в действительности они сбиты командиром звена Василием Голубевым, надежно прикрытым ведомыми. Первую официальную личную победу (данные архива ЦВМА в г. Гатчина) Василий Фёдорович одерживает 26.07.1941. В разведывательном вылете совместно со своим ведомым лейтенантом Зотовым. Это был явно неравный бой против четверки «Ме-109». После неожиданной атаки Зотов получил о серию попаданий в двигатель и попытался выйти из боя. Немецкие истребители, потеряв бдительность, устремились добить поврежденный «Ишачок», но Василий Голубев, подойдя на тридцать метров, дерзко сбил ведущего немецкой четверки. Эта атака привела остальных в замешательство. Этим и воспользовались разведчики, оторвавшись от преследования.

 

Уровень летного мастерства Голубева рос с каждым вылетом. Умелое использование возможностей маневренного «И-16» позволяли ему одерживать воздушные победы над бомбардировщиками и истребителями противника. Кроме этого, в эскадрильи на истребителях были установлены направляющие для реактивных снарядов, что делало возможным нападение и на крупные группы бомбардировщиков, не входя в огневую зону стрелков. В октябре 1941 года Василий, в числе шести наиболее подготовленных и закаленных в боях летчиков, откомандировывается на полуостров Ханко, героические защитники которого ведут тяжелые бои с немецко-финскими войсками. Аэродром базирования истребителей находится под постоянным артиллерийским обстрелом, который затрудняет вылеты. В перерывах между обстрелами летчики небольшими группами вылетают на перехват немецких и финских истребителей. Здесь Василий Федорович продолжает увеличивать количество сбитых самолетов: сбивает немецкий разведчик «Ю-88». Затем, в начале ноября, в составе группы сбивает два истребителя «Кертис», управляемые финскими летчиками. В списке побед и истребитель «И-153», который использовался финнами для разведывательных полетов.

 

2_cm.jpgВ конце 1941 года Голубев В. Ф. откомандировывается в 13 истребительный полк (впоследствии 4 гв. иап), который нёс тяжелые потери в боях с немецкими асами. Появление в должности заместителя 3-ей эскадрильи Василия Голубева  сказывается на подъеме морально-психологического климата. Изначально приход «варяга» воспринимается летным составом «в штыки», но Василий Федорович не из робкого десятка и сразу расставляет все на свои места. Вскоре он назначается командиром эскадрильи. Весной 1942 года аэродром базирования 4 гв. иап постоянно блокируют немецкие асы 54 истребительной эскадры, подкарауливая и сбивая самолеты, заходящие на посадку. Потери в личном составе растут. Моральное состояние молодых лётчиков уже начинало вызывать опасения. 12 марта 1942 года Голубев принимает решение «наказать» охотников. Возвращаясь из вылета на штурмовку войск противника и сохранив боезапас, он покинул строй и имитировал полёт повреждённого самолёта. Ловушка сработала. Через некоторое время на горизонте появились две чёрные точки. Это были два «Ме-109». Но когда «охотники» приблизились к «добыче» «повреждённый» «И-16» вдруг резко развернулся навстречу противнику. Голубев, вспоминал:

«…Заканчиваю боевой разворот на высоте около 500 метров, противники намного ниже меня. Они такого маневра не ждали и оказались в так не любимой ими лобовой атаке. Оба «Мессера», задрав жёлтые носы, пошли на меня, видимо считая, что я без боезапаса и делаю ложный манёвр. Тёмные трассы от двух «Ме-109F» уже тянутся к моему мотору. Нервничают… Наконец в прицеле ведущий «охотник», дистанция примерно 500 метров, а это — полторы секунды на всё, пусть даже на жизнь. Ещё немного. Ещё…Три огненные пунктира прошивают тонкое тело ведущего «Мессершмитта», мелькнувшее ниже меня метрах в пяти…»

Вспыхнувший немецкий истребитель еще падает на землю, а Василий Голубев, разворачивается вслед второму «Ме-109». Он продолжает атаку и даёт точный залп реактивными снарядами. Вражеский истребитель, попытавшийся спастись крутой горкой, получает повреждения хвостового оперения. Потеряв скорость и управление, зацепившись за макушки деревьев, он совершает вынужденную посадку на границе аэродрома. Его пилот, раненый осколками, в шоке выскакивает из истребителя, но тут же падает и умирает через несколько минут после окончания боя на руках у медиков. Сбить в одном воздушном бою двух «охотников», да еще на глазах всего персонала аэродрома… Это в очередной раз показало всем сомневающимся, что летчик Голубев является профессионалом высокого уровня.

 

3_cm.jpgПамятными для Василия Голубева были и бои под Кобоной. 28 мая 1942 года локаторы обнаружили несколько групп самолетов противника. На их отражение были подняты 22 истребителя 4-го гвардейского полка. Верхний эшелон заняла эскадрилья В. Голубева. Ей ставилась задача сковать истребители прикрытия. А основная армада насчитывала до 80 бомбардировщиков: «Ю-88», «Хе-111» в сопровождении 24 истребителей «Ме-109» и «Ме-109ф». Получалось пятикратное превосходство противника! В небе над Кобоной завязался тяжелый и длительный бой. Теряя самолеты от огня нашей зенитной артиллерии и истребителей, немцы сначала упорно повторяли свои заходы на корабли флотилии и перевалочную базу. И только потеряв 33 машины, прекратили налет. Эскадрилья Голубева уничтожила тогда 4 бомбардировщика и 2 истребителя. Взбешенные неудачами, гитлеровцы на следующую ночь все же попытались уничтожить корабли флотилии. В налете участвовало три колонны пикировщиков «Ю-87» под прикрытием истребителей. Комэск Голубев предвидел такую атаку и зная, что «юнкерсы» бомбят ориентируясь по ведущему, снова атаковал одну из колонн на встречном курсе. То же сделали его боевые товарищи, применяя реактивные снаряды и пулеметный огонь. Несколько «пиратов», не дойдя до цели, рухнули в воду Ладоги. Остальные, боясь повторных лобовых атак ушли, не выполнив задания. Уже на следующий день командующий Краснознаменным Балтийским флотом вице-адмирал В. Ф. Трибуц поздравил летчиков с боевым успехом и своим приказом всем участникам досрочно присвоил воинские звания. Трех офицеров: Голубева, Байсултанова и Кожанова — представил к званию Героя Советского Союза. Указом Президиума Верховного Совета СССР от 23 октября 1942 года В. Ф. Голубеву присвоено это высокое звание.

 

5_cm.jpgВ весенних боях 3-ая эскадрилья пол командованием Василия Голубева выходит на первое место по количеству сбитых в полку. Право выноса гвардейского знамени предоставляется именно летчикам этой эскадрильи. К концу 1942 года общий счет полка приближается к цифре 250. По количеству сбитых самолетов противника полк лидирует не только на Балтийском флоте, но и среди всех флотов СССР. В начале 1943 года летчики полка в составе двух эскадрилий (одна под командованием Героя Советского Союза Цоколаева Г. Д. продолжает нести дежурства на истребителях «И-16») направляются на переучивание. Получив, новые истребители «Ла-5ф» летчики в конце марта, начале апреля возвращаются под Ленинград в зону боевых действий. За короткое время, на самолётах изготовленных на средства тружеников полей Горьковской области, отважные авиаторы сбивают 34 вражеских самолёта. Газета «Красный Балтийский флот» выступила с тематической полосой, озаглавленной «Слушайте, Горьковские колхозники!». Слово было предоставлено Герою Советского Союза Капитану В. Голубеву, старшине В. Потапову, Капитану Е. Маркунину и другим мастерам воздушного боя, которые рассказали о борьбе с немецкой авиацией, о том, как они уничтожают врага в небе и на море. В заключение газета писала: «Пусть в Горьковских колхозах знают, что машины, созданные на их средства,— в надёжных руках, пусть радует их каждая победа, достигнутая нашими лётчиками». Сильно досталось от Балтийцев и финским летчикам, в апреле-мае 1943 года было сбито порядка 30 истребителей, погибло шестеро финских асов. В конце 1943 года Голубева назначают командиром 4 гвардейского полка и ему, как одному из самых результативных лётчиков, был вручен Орден Британской империи 4-й степени. В отличие от многих других командиров, он продолжал регулярно вылетать на боевые задания и сбивать самолеты противника. С начала 1944 года Василий лично сбивает три высотных разведчика «Ме-110». Кроме этого 6 марта 1944 года в групповом бою с истребителями «Fw.190» из 54 истребительной эскадры «Зеленое сердце» Василий Федорович одерживает свою 38 победу.

 

6_cm.jpgВойну Голубев закончил Гвардии подполковником, командиром 4-го Гвардейского истребительного авиационного полка, который за боевые заслуги был награждён орденом Ушакова 2-й степени. Почти 2 года Василий Голубев командовал полком. Постоянно летал сам, учил молодых лётчиков. Пилоты прославленного полка выполнили 23 000 боевых вылетов, сбили 438 вражеских самолётов, потопили десятки судов и кораблей, в том числе сторожевик и миноносец. При ударах по вражеским войскам были уничтожены десятки танков, сотни автомобилей, железнодорожных вагонов и другой техники. Все это большая заслуга легендарного летчика. Учил, берег, воспитывал, наказывал свой летный состав и карал противника – это слова ветеранов полка, прошедших горнило войны и встретивших победу. К маю 1945 года Василий Фёдорович Голубев совершил 589 (по другим источникам — 546) успешных боевых вылетов и, участвуя в 133 воздушных боях, уничтожил 39 самолётов противника (официально) — 19 лично и 20 в группе с товарищами. По мнению однополчан и ряда историков в области авиации, эта цифра не соответствует действительности. По их мнению Голубев В. Ф. сбил порядка 45 самолетов лично, не считая групповых побед. Ряд сбитых самолетов записывалось на его ведомых. Это делалось для поднятия боевого духа и приобретения уверенности в себе молодого летного состава. С окончанием войны В. Ф. Голубев продолжал осваивать тонкости своей авиационной профессии. В 1951 году он окончил командный факультет Военно — Морской академии. Тогда же он был назначен командиром авиадивизии ВВС Северного флота, где организовал успешное переучивание лётного состава на новые реактивные истребители, а затем на всепогодные перехватчики. Позднее была служба на других ответственных постах в объединениях ВМФ, войсках ПВО и за пределами Родины. По приглашению руководства Египта он был старшим советником по ПВО этой страны в 1968 — 1970 годах. С 1971 года В. Ф. Голубев — старший преподаватель Военной академии Генерального штаба. И снова напряжённая работа: обучение слушателей, написание учебных пособий, монографий, защита кандидатской диссертации, выступления с докладами в управлениях Министерства обороны и в войсках.

 

В запас уволился в 1976 году. Но и после этого продолжал активно трудиться. Встречался с молодёжью, рассказывал о подвигах авиаторов в годы Великой Отечественной войны. В последнее время, Голубев, увлекался литературным творчеством. Работу над очередной книгой он закончить не успел. 17 Апреля 2001 года Василий Фёдорович ушёл из жизни. Похоронен в г. Москве. Славные боевые заслуги Героя Советского Союза Василия Федоровича Голубева отмечены многими наградами. Среди них: два ордена Ленина, семь орденов Красного Знамени, два ордена Отечественной войны I степени, два ордена Красной Звезды, орден «За службу Родине в Вооруженных Силах СССР» III степени, высшие военные ордена Египетской Республики и Великобритании, многие медали. Вечная память Герою!

 

PS. Уважаемые форумчане и посетители сайта «Расправленные крылья». Более трех лет занимаюсь сбором материалов (воспоминания, фото, характеристики, биографии, летные книжки и.т. д) по летчикам-истребителям Дважды Краснознаменного Балтийского флота (пишу книгу). Очень Вас прошу помочь указанными материалами. Отзывы, критику и материалы принимаю по адресу: Этот e-mail защищен от спам-ботов. Для его просмотра в вашем браузере должна быть включена поддержка Java-script С уважением Василий Силантьев.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »