РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Мессершмитт Bf 110 Zerstorer ч.8
Автор Кузнецов С.В.   

0_cm.jpgЛетом 1942 года Bf 110 из I и II/ZG 1 действовали на южном участке советско-германского фронта в районе Ростова-на-Дону и Азовского моря. После операции по захвату Керченского полуострова ZG 1 поддерживала наступление 6-й немецкой армии на Сталинград.

 

 

 

1_cm.jpgВ августе 1942 года гешвадер базировался на аэродромах в Армавире и Фролове, нанося бомбовые удары по железнодорожным путям, танковым колоннам и позициям советских войск на подступах к Сталинграду. Здесь немцы впервые стали подвешивать на Bf 110 две 1000-кг бомбы. В то время, когда шла Сталинградская битва, три летчика из ZG 1 были награждены Рыцарскими крестами. Лейтенант Герберт Куча (Kutscha) имел 14 воздушных побед, а, кроме того, уничтожил на земле 44 самолета, 41 танк, 15 паровозов, 11 пушек и 157 грузовиков. Лейтенант Рудольф Шеффель (Scheffel) одержал только 5 побед в воздухе, но уничтожил около 50 танков. Оберфельдфебель Ганс Петербурс сбил 18 самолетов в воздухе и уничтожил на земле 26 самолетов и 19 танков. Несмотря на эти выдающиеся победы, обе группы ZG 1 понесли не менее выдающиеся потери. 1 февраля 1943 года в «осином» гешвадере, который после разгрома немцев под Сталинградом ретировался назад к Ростову и Но вочеркасску, оставалось только десять боеспособных самолетов. И хотя вскоре прибыло пополнение, новые самолеты Bf 110G-2 и новые экипажи — ZG 1 не долго оставался в России. В марте 1943 года II/ZG 1 была переброшена на Сицилию. I группа в мае оказалась на центральном участке советско-германского фронта, где вскоре развернулась грандиозная Курская битва. 17 истребителей-бомбардировщиков Bf 110 приняли в ней участие действуя в ос новном против советских танков. Но в конце июля 1943 года, можно сказать, в самый разгар сражения I/ZG 1 отзывают с восточного фронта в Германию. Там она была преобразована в I/ZG 26.

 

2_cm.jpgСамым северным театром военных действий на восточном фронте, где применялись Bf ПО, стало Заполярье. На крайнем севере у немцев в составе 5-го воздушного флота с норвежских аэродромов против советских войск действовали Bf 110 из II/ZG 76 и l. (Z)/JG 77. Среди летчиков ZG 76 особо отли чился гауптманн Герард Шашке (Schaschke), который в конце июля 1941 года заявил о 20 одержанных им воздушных победах. Но 4 августа он сам был сбит огнем советских зенитчиков и попал в плен. Другим заполярным асом, летавшим на Bf 110, стал фельдфебель Теодор Вайссенбергер (Weissenberger). Он прибыл в l. (Z)/JG 77 14 сентября 1941 года. Свою первую победу одержал 24 октября, сбив И-153. А к сентябрю следующего 1942 года он уже заявлял о 23 сбитых им советских самолетах, включая восемь «Харрикейнов». К осени 1941 года самолеты ZG 76 отозвали в Германию, где стали необходимы ночные истребители, и на северном фронте осталось лишь несколько 110-х на вооружении JG 77. Позже эта авиачасть на крайнем севере была заменена другой — JG 5. Где «стодесятые» также составляли особые эскадрильи 5. (Z)/JG 5 и 13. (Z)/JG 5. Они располагались на аэродромах близ Киркинеса.

 

Общее количество Bf ПО на севере Карельского фронта в разное время едва ли 3_cm.jpgпревышало 10 самолетов. Необходимо отметить, что в небе вокруг Мурманска в начале Великой Отечественной войны сложилась нетипичная для того периода ситуация. Там, к июлю 1941 года, советская истребительная авиация имела почти семикратное превосходство. Поэтому немцы действовали осторожно, избегая крупных воздушных столкновений. Но и советское командование было вынуждено распылять силы своей авиации, чтобы защитить большое количество военных объектов на огромном пространстве. А система оповещения советской ПВО была слабой. На большей части советских истребителей не было радиостанций, и наведение их с земли оказывалось за труднительным. По многим качествам советские самолеты (И-15бис, И-153, И-16) уступа- ли своему противнику. Все это уравнивало положение сторон и позволяло немцам наносить неожиданные удары и прорываться сквозь тонкую линию обороны даже небольшими силами.

 

4_cm.jpgНесколько раз немцы наносили бомбовые удары по основной базе советской авиации Заполярья — аэродрому Ваенга, пытаясь уничтожить как можно больше советских самолетов на земле. В этих налетах в качестве истребителей сопровождения участвовали Bf ПО. Вот как происходил один из таких налетов. 9 августа 1941 года, около 4 часов утра, над аэродромом неожиданно появились семнадцать немецких бомбардировщиков под прикрытием восьми Bf 110. На земле был уничтожен один и повреждены четыре ДБ-3. Около семи часов утра немцы повторили налет силами двадцати пяти бомбардировщиков в сопровождении девятки Bf 109 и пары Bf 110. На этот раз часть вражеских самолетов была перехвачена на подступах к аэродрому. В воздушных боях немцы потеряли по счету наших летчиков девять самолетов, по немецким данным — четыре. Среди Bf ПО потерь не было. Советская авиация потеряла в воздухе два И-153 и один МиГ-3. В этот день знаменитый ас Заполярья Б. ф. Сафонов, летая на И-16, одержал свою восьмую победу. А еще через месяц, 15 сентября 1941 года, на том же «устаревшем» И-16, прикрывая с воздуха наши войска в районе Западной Лицы, он сбил три немецких самолета, среди которых был один Bf 110.

 

5_cm.jpgВ течение всей войны на советско-германском фронте, кроме уже перечисленных выше относительно крупных подразделений «стодесятых», использовались также отдельные самолеты Bf ПО. Несколько Bf 110G-2 в 1942 году состояли на вооружении St.G 77 в качестве штабных самолетов, и в NAuf.Gr. 5, как ночные разведчики. 3–4 машины составили отдельный штаффель ночных истребителей 10. (NJ)/ZG 1, который действовал на юге Рос сии в 1943 году. К концу 1943 года на восточном фронте остались только «стодесятые» двух эскадрилий: 5./NJG 200 в Одессе и 13. (Z)/JG 5 в Заполярье. Последняя летала на своих Bf 110G-2 вплоть до 1944 года, в основном действуя против английских конвоев, следующих в Мурманск или прикрывая немецкие корабли от атак авиации противника.

 

СЕВЕРНАЯ АФРИКА

 

6_cm.jpgВоенные действия в Северной Африке начались еще в сентябре 1940 года. Итальянские войска предприняли попытку наступления из Ливии против английских войск в Египте. Но в декабре англичане перешли в контрнаступ ление и в начале 1941 года вытеснили итальянцев из Египта и Киренаики. Так же, как в Греции немцам пришлось поспешить на помощь своему незадачливому союзнику. К тому же нельзя было допустить усиления Англии на Средиземноморье. Поскольку в то время в основе военно-политической стратегии Британской империи лежали замыслы подготовки флангового удара по Европе с юга. В конце января 1941 года в Северную Африку стали прибывать немецкие самолеты. В том числе Bf 110° C-4 и D-3. Это были истреби тели из III/ZG 26, усиленной 2-м штаффелем. Группа разместилась на аэродромах Кастель Бенито, Сирт и Арко Филленорум. Немецкая авиация сразу стала наносить удары по английской базе на Мальте, по английским кораблям в Средиземном море и по английским войскам в Северной Африке. В этих на летах Bf 110 использовались весьма активно. Из-за общей нехватки самолетов в Северной Африке им приходилось брать на себя как роль истребителей сопровождения, так и роль бомбардировщиков. Кроме того, Bf HOD увеличенной дальности полета сопровождали транспортные самолеты и суда, которые обеспечивали снабжение немецких и итальянских войск в Северной Африке.

 

7_cm.jpgОсновным противником «стодесятых» стали английские «Харрикейны» и «Томахоки». К концу марта в Африку был переброшен немецкий экспедиционный корпус генерала Роммеля, и в апреле началось его первое на ступление в Киренаике. 14 апреля 1941 года Bf ПО участвовали в налете на Тобрук. При этом ими был сбит «Харрикейн» из 73 эск. RAF. К концу лета 1941 года III/ZG 26 заявила о 33 уничтоженных самолетах противника при потере 23 своих. Bo время второго наступления Роммеля в 1942 году Bf 110 отличились под Эль-Газалой, где они нанесли успешный бомбовый удар по наступающим танковым и моторизованным колоннам англичан. В августе 1942 года в Африку прибыла III/ZG 1, на вооружении которой стояли самолеты Bf 110F и G. В то же время в составе III/ZG 26 на 20 августа 1942 года числилось 46 самолетов Bf 110D и Е. В ноябре, когда после сражения под Эль-Аламейном немецкие части начали отступление из Египта, Bf 110 из III/ZG 26 обеспечивали патрулирова ние дорог, по которым отходили войска Роммеля. После этого к началу 1943 года III/ZG 26 была переведена на Сицилию.

 

ДЕЙСТВИЯ НОЧНЫХ ИСТРЕБИТЕЛЕЙ

 

8_cm.jpg1943–1945 гг. К 1943 году использование Bf 110 в роли тяжелого дневного истребителя все больше ограничивалось. Самолеты, выполняющие эту роль, остались только в ZG 1, ZG 76 и 13. (Z)/JG 5. В основном 110-е теперь поступали на вооружение ночных истребительных подразделений. Там в ночных боях над Европой они показали себя с сильной стороны. В начале 1943 года в составе Люфтваффе насчитывалось 390 боеспособных ночных истребителей, большинство из которых — Bf 110F и G. Так «стодесятыми» были полностью укомплектованы восемь из пятнадцати существующих тогда групп ночных истребителей, а именно: I и III группы /NJG 1, III группа /NJG 3,1, II, III группы /NJG 4, а также I и II груп- пы/NJG 5. Кроме того, еще четыре группы (II, IV/NJG 1 и I, II/NJG 3) использовали смешанное вооружение из Do 217 и опять-таки Bf 110. И только три группы летали на истребителях Ju 88С-6 (I, II/NJG 2 и IV/NJG 3). Несмотря на преобладающее число 110-х в составе ночной истребительной авиации они были далеко не идеальными ночниками. Тяжелая РАС и размашистая радарная антенна, пламегасители двигателей и внешнее вооружение сильно снижали летные данные Bf 110. Непонятно почему у ночных 9_cm.jpgистребителей сохранялись бомбодержатели ETC 500, хотя механизм сброса с них был снят. Немало претензий к самолету предъявлялось и со стороны летного состава. Для оператора радара аварийное покидание самолета оказалось почти невозможным. Его место находилось в середине не слишком просторной кабины. Выход и вход происходили через люк стрелка сзади. Если же стрелок был убит или ранен, то оператор радара оказывался в ловушке и едва ли мог покинуть самолет. На Bf-110 G-4 заднюю часть фонаря кабины пришлось переделать. Исчез откидной козырек стрелка. Вход в кабину оператора радара и стрелка находился теперь сбоку в средней части фонаря. И хотя покидать самолет в экстренных случаях можно было только по очереди, но мешали они друг другу уже меньше.

 

10_cm.jpgВ июле 1943 года англичане в качестве противорадарного средства стали применять сброс с самолетов ленточек металлической фольги. Действия немецких радаров наведения системы «Химмельбетт» оказались пара лизованными, Ночные истребители должны были переходить к новой тактике боя самостоятельной охоты. Но для этого требовались самолеты с лучшими летными данными. Осенью 1943 года радиолокатор FuG 212 стал стандартным для ночных истребителей, получивших обозначение Bf 110G-4a. В конце 1943 года появился радар FuG 220 «Лихтенштейн» SN 2. Он был разработан как противоядие от ленточек фольги, которые разбрасывались союзниками для ослепления немецких радаров. Самолет с новым радиолокатором стал называться Bf 110G-4b. Но на истребителе сохранился и локатор FuG 212, одностоечная антенна которого выступала вперед из самого центра самолетного носа. Тогда как FuG 220 использовал четырехстоечную антенну «Оленьи рога». Дело в том, что 11_cm.jpgновый радар обладал минимальной дальностью обнаружения 360 м. На расстоянии ближе этого он терял цель. Однако в ночной темноте на таком расстоянии летчик еще не видел противника. Тогда за целью продолжал следить прежний FuG 212, имевший минимальную дальность 180 метров. Этого уже хватало для визуального обнаружения. В начале 1944 года проблема большой минимальной дальности обнаружения FuG 220 была решена, и радар FuG 212 убрали. На носовой части фюзеляжа осталась только одна четырехстоечная антенна. Истребитель с одним улучшенным FuG 220 получил обозначение Bf 110G-4c и был во всем подобен своему предшественнику G-4b. Продукция серии G закончилась ночным истребителем Bf 110G- -]d/R-3. Он отличался от G-4c только улучшенными антеннами радара, которые имели меньшее лобовое сопротивление. Однако к тому времени решительно изме нилась обстановка на фронтах. Bf 110 пришлось использовать в качестве истребителя- бомбардировщика и дневного перехватчика. Это приводило к тяжелым потерям и количество Bf 110 в действующих частях стало неуклонно падать. Недостатки Bf 110 стали ощущаться еще сильнее.

 

12_cm.jpgПосле переброски в Европу сначала 8-й, а позже 9-й и 15-й воздушных армий США, союзники стали все чаще прибегать к дневным налетам на территорию Германии. Тяжелые, рассчитанные на ночные действия, истребители Bf 110G совсем не подходили для дневных боев против плотного строя высотных американских бомбардировщиков. Очень скоро пилоты «стодесятых» испытали на себе всю мощь их оборонительного вооружения и убедились в плохой маневренности и недостаточной скорости своего истребителя на больших высотах. Его сильное вооружение днем оказывалось бесполезным поскольку истребитель не мог выйти на удобную огневую позицию. Кроме того, Bf 110 могли пойти на дневной перехват только в том случае, когда бомбардировщики союзников не имели истребителей прикрытия. Но с 1943 года американцы получили возможность сопровождать свои бомбардировщики истребителями дальнего действия, такими как Р-51В «Mustang» и Р-38 «Lightning».

 

 

 

13_cm.jpgВстреча с более скоростными и маневренными «Мустангами» или с более высотными «Лайтнингами» не сулила немецким летчикам ничего хорошего. Впервые Bf ПО столкнулся с «Мустангом» 16 декабря 1943 года над Бременом, и этот бой закончился поражением немецкого истребителя ПВО. 16 марта 1944 года на перехват бомбардировщиков союзников вылетели 43 Bf ПО. В воздухе они встретились с «Мустангами». 26 тяжелых немецких истребителей не вернулись из этого боя. Из-за тяжелых потерь, которые несли под- разделения «стодесятых» в дневных боях, участие в них опытных летчиков было запрещено. По крайней мере сохранить кадры! В начале 1945 года только четыре группы ночных истребителей, оставались полностью вооружены самолетами Bf 110. Это были И, III и IV /NJG 1, а также I/NJG 3. В Цершторер- группах 110-х уже практически не было.

 

 

 

Bf 110 в других странах

 

14_cm.jpgС самого начала Bf 110 находился на особом счету у командования Люфтваффе, по- этому немцы не вооружали им своих союзников. По мере разочарования в «стодесятом» начались экспортные поставки. Тем не менее у союзников Германии было лишь очень небольшое количество Bf ПО. В 1942–43 гг. они поступили на вооружение итальянских ВВС (три — Bf НОС и два — Bf HOG). Несколько Bf ПО было поставлено в Румынию. В 1944–45 гг. шесть истребителей Bf 110G-4 и несколько F-4 были на вооружении 101 эскадры ночных истребителей Венгрии. Непродолжительное время в мае 1941 года несколько Bf 110D-3 из FV7ZG 76 действовали на стороне иракских повстанцев и несли иракские опознавательные знаки. Два из этих Bf 110 были уничтожены 17 мая 1941 года на аэродроме в Рашиде английскими истребителями «Гладиатор». Наконец в 1940 году Советский Союз закупил пять Bf 110. в числе образцов немецкого вооружения.

 

 

 

Обозначение самолетов Bf ПО

 

Основным подразделением Люфтваффе был Гешвадер (Geschwader) — эскадра или авиационный полк. Различались бомбардировочные полки — Kampfgeschwader (KG), полки пикирующих бомбардировщиков — Stukageschwader (St.G), истребительные полки — Jagdgeschwader (JG) и др. Двухмоторные истребители Bf ПО объединялись в Цершторергешвадеры (Zerstorergeschwader — ZG). Обычно гешвадер состоял из трех групп (Gruppe), которые в свою очередь делились на три штаффеля (Staffel) — эскадрильи. Истребительный полк имел на вооружении 108 самолетов. Управление в авиационном полку осуществлялось четырьмя штабами, из которых один — центральный, а три управляли авиагруппами. К этим четырем штабам также были причислены 12 самолетов. Все Bf 110, состоявшие на вооружении раз личных частей Люфтваффе, имели четырех-значный код на бортах фюзеляжа. По левую сторону от национальной эмблемы (черного креста) находился буквенно-числовой код гешвадера. Например, код 3U обозначал при надлежность истребителя к 26-му Цершторер- гешвадеру (ZG 26). Справа от креста находились две буквы. Первая буква обозначала индивидуальность машины и была окрашена или обведена в цвет группы (I группа — белый, II группа — красный, III группа — желтый). Вторая буква обозначала штаффель (эскадрилью) гешвадера в соответствии с установленным порядком. В данном случае «М» означает — 4-й штаффель П-й группы. В начале войны четырехзначные коды наносились на нижнюю поверхность крыла, но вскоре там оставили только индивидуальные обозначения самолетов. С 1943 года в действующих частях код гешвадера нередко закрашивался или наносился мелко.

 

 

 

                                                                        Luftwaffe_5 (33.6 MB)

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »