РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Мессершмитт Bf 110 Zerstorer ч.7
Автор Кузнецов С.В.   

1_cm.jpgК концу 1940 года руководство Германии отказалось от планов вторжения в Англиию. Взгляды немецкого командования обратились на Восток. Началась разработка плана «Барбаросса» — нападение на Советский Союз.Успешной реализации плана мешала невыгодная для Германии военно-политическая ситуация, которая сложилась на Балканах к началу 1941 года.

 

 

 

 

БАЛКАНЫ И КРИТ

 

2_cm.jpgЕще в октябре 1940 года союзник Гитлера — Муссолини напал на Грецию. Наступление итальянцев имело непродолжительный успех, и через некоторое время их войска стали терпеть поражения. На помощь Греции пришли англичане, высадившие там свои войска. А в соседней с греками Югославии у власти оказалось правительство, ориентированное на Советский Союз и не дружелюбно настроенное к Германии, и ее союзникам. В таких условиях было слишком рискованно нападать на Республику Советов. Пока еще небольшой пожар балканской войны мог охватить союзников Германии и в тылу у наступающих немецких войск угрожал разгореться до размеров «второго фронта». Чтобы переломить ситуацию в свою пользу, немцы начинают военные действия против Греции и Югославии. В Балканских операциях были задейство ваны тяжелые истребители Bf 110 из I и II /ZG 26, а также II/ZG 76. Кроме того, в Болгарии на аэродроме Софии находилась 7(F)/LG2 — эскадрилья (штаффель) фоторазведчиков Bf 110° C-5. Утром 6 апреля 1941 года «стодесятые» из I/ZG 26 прикрывали налет бомбардировщиков на Белград. Над городом они столкнулись с югославскими Bf 109E. В воздушном бою несколько югославских истребителей были сбиты. Во второй половине дня Bf 110 из III/ZG 26 атаковали югославский аэродром около Мостара, где им удалось уничтожить два югославских бомбардировщика Савойя-Маркетти S.79. В тот же день Bf 110 приняли участие в налете на аэродром Петровач, где было уничтожено четырнадцать югославских Do 17K. Слабая югославская авиация не могла про тивостоять частям Люфтваффе. Но, тем не менее, в первый день воздушных боев только I и II /ZG 26 потеряли восемь Bf ПО. Даже на устаревших истребителях югославские летчики оказывали заметное сопротивление немцам. В бою между югославскими истребителями-бипланами и Bf 110D из LG 2 капитан Константин Ермаков пытался таранить своим «Fury» немецкий самолет. Немцы потеряли два «стодесятых».

 

3_cm.jpgНо силы были неравны. 11 и 12 апреля I/ZG 26 атаковала аэродромы в Воеводине. В результате были уничтожены 19 югославских бомбардировщиков Бристоль «Бленхейм» Mk.I, несколько самолетов Бреге XIX и один «Харрикейн». 14 апреля 23 истребителя из I/ZG 26 поддерживали высадку десанта на аэ родром Белина. После падения Югославии подразделения тяжелых истребителей стали действовать против английских воздушных сил в Греции. 20 апреля Bf 110 из II/ZG 26 сопровождали около сотни бомбардировщиков Ju 88 и Do 17, вылетевших бомбить Афины. Во время налета «стодесятые» атаковали аэродром Элеусис, где располагались «Харрикейны» 33 и 80 эскадрилий RAF. В этом бою Bf 110 потеряли два своих самолета и засчитали себе пять побед над английскими истребителями. Среди погибших в этом бою оказался Томас Пэттл, английский ас, на счету которого к тому времени числилось около пятидесяти сбитых самолетов. 23 апреля I/ZG 26 совершила налет на аэродром Аргос, где уничтожила до сорока самолетов, в том числе 13 «Харрикейнов». В этот же день греческое правительство капитулировало, но 26 апреля немецкие войска все еще вели бои на Коринфском перешейке и самолеты ZG 26 действовали против наземных целей. Вскоре английские войска были вытеснены с материка и эвакуировались на остров Крит. Но немцы не могли спокойно чувствовать себя на Балканах, пока Крит находился в руках Британской империи. В усло виях господства британского флота на Средиземном море остров представлял собой отличный плацдарм для контрнаступления англичан.

 

4_cm.jpgГерманское командование решило захватить Крит силами седьмой воздушно-десантной дивизии при поддержке двух авиационных корпусов (VIII и XI) 4-го Воздушного флота. 20 мая на острове был высажен парашютный десант, а затем транспортными самолетами переброшено вооружение и более 10 тысяч солдат. Господство англичан на море немцы предполагали нейтрализовать действиями своей авиации, в состав которой входили три группы тяжелых истребителей Bf 110. Это были I и II /ZG 26 и II/ZG 76. В этой операции их задачей было не только сопровождение бомбардировщиков и действие против наземных целей, но и нанесение ударов по кораблям противника. С 21 по 23 мая 1941 года между немецкой авиацией и британскими кораблями разыгралось воздушно-морское сражение. Конечно, в нем главная роль принадлежала бомбардировщикам, но тяжелые истребители также внесли свою лепту. 21 мая «стодесятые» из I/ZG 26 участвовали в атаках на британский линкор «Уорспайт». В тот же день из бухты Суда пыталось вырваться британское вспомогательное судно «Сиверн». Атака Bf ПО капитана Вильгельма Макрокки из I/ZG 26 не позволила англичанам уйти. Правда эта победа досталась экипажу «стодесятого» слишком дорогой ценой. Вот как проходил поединок. Убийственным огнем своих пушек и пулеметов «мессершмитт» сметал с палубы зенитчиков «Сиверна», но новые матросы занимали их место, и судно, огрызаясь, продолжало уходить в море. Снова и снова немецкий самолет заходил на цель, стремясь во что бы то ни стало остановить противника. Наконец, во время шестой атаки на судне взорвались боеприпасы, сложенные на палубе. Но в азарте боя немецкий летчик пролетел так низко, что осколки от взрыва пробили левый мотор его самолета. Машина резко потеряла высоту, врезалась в корабельную мачту и рухнула в воду. Так закончилась военная карьера немецкого аса, который к тому времени одержал на своем двухмоторном истребителе 9 воздушных побед. Английское судно, получив повреждения, вынуждено было вернуться. 23 мая в той же бухте Суда «стодесятые» I/ZG 26 участвовали в потоплении пяти английских торпедных катеров. К началу июня 1941 немцы полностью овладели Критом. И генерал Рихтгофен, командующий восьмым авиационным корпусом, оценивая действия своих летчиков над Критом, мог с гордостью сказать: «…Мы одержали большую решающую победу, мы окончательно доказали, сколь уязвим флот на море в пределах радиуса действия Люфтваффе…»

 

ВОЙНА В РОССИИ

 

5_cm.jpgНа советско-германском фронте Bf 110 широко применялись только в первый период Великой Отечественной войны. С конца 1942 года использование этих истребителей постепенно прекращается. После того, как немцы обезопасили себя со стороны Балкан, ничто более не мешало их нападению на Советскую Россию. Балканская операция лишь отодвинула начало вторжения с 15 мая на 22 июня 1941 года. В самом начале боевых действий на восточном фронте в составе 2-го воздушного флота находилось всего около 90 самолетов Bf 110. В основном это были самолеты из I и II/SKG 210 — скоростной бомбардировочной эскадры (бывшая E. GR. 210), включенные во 2-й воздушный корпус, и самолеты I и II/ZG 26 в подчинении 8-го воздушного корпуса. В первые часы войны, силы Люфтваффе нанесли ощутимый урон советским авиачастям западных округов.  Немецкий летчик гауптманн Йоханн Киль (Johannes Kiel), летавший на Bf 110 в составе ZG 26, так описывает день начала войны:

« Мы взлетели еще затемно. Внизу лежала в глубоком сне покрытая мраком земля. Когда мы пересекали границу я взглянул на светящийся циферблат часов. В тот же миг этого предрассветного часа германские батареи открыли огонь… Заливая землю кроваво-красным светом сквозь облака медленно поднималось солнце… Советские самолеты стояли на своем аэродроме как будто их построили и подготовили к вылету на воздушный парад. Мы спикировали и сбросили на них свои бомбы, а затем стали расстреливать их из пулеметов. Атака была прекращена лишь после того, как мыувидели огонь по всюду. Сорок или пятьдесят самолетов были уничтожены на аэродроме, их ангары разрушены, а взлетная полоса изрыта воронками. После этого мы полетели к соседнему аэродрому и, поскольку все бомбы были уже истрачены, открыли по нему пулеметный огонь. Здесь также самолеты были построены ровными рядами. Через несколько минут над аэродромом вздымались черные клубы дыма…»

 

 

6_cm.jpg22 июня 1941 года Bf 110 из I группы SKG 210 шесть раз вылетали на боевое задание. В целом эскадра совершила 14 налетов на советские аэродромы и уничтожила, по немецким данным, 344 самолета на земле и 8 — в воздухе. Огромные потери, понесенные советской авиацией в первые дни войны, не позволяли ей оказывать должного сопротивления врагу. Отдельные примеры героизма, проявленного нашими летчиками в неравных схватках, успешных налетов на аэродромы в Низино30 км от Ленинграда) Bf 110 уничтожили 15 и повредили тридцать советских самолетов. В воздушном бою над аэродромом были сбиты три И-16 из 47-го ИАП. С 15 сентября 1941 года II/ZG 26 принимала участие в операции «Беовульф» по захвату Моонзундских островов — Сааремаа и Хийумаа. При этом было потеряно два Bf 110. В конце сентября штаб ZG 26 послал в Берлин отчет, где утверждалось, что за три месяца боев, с 22 июня по 27 сентября 1941 года, эскадра тяжелых истребителей уничтожила: 837 самолетов (из них в воздухе — 96), 148 танков, 166 артиллерийских установок, 3280 автомобилей, 49 поездов, 1 бронепоезд, 68 паровозов и 4 моста. Вероятно, эти цифры несколько завышены, что характерно для «официальных» отчетов всех воюющих сторон. Но в целом они говорят о значительном успехе «стодесятых» в начале войны. За десять месяцев боевых действий на восточном фронте семь летчиков этого гешвадера были награждены Рыцарскими крестами: гауптманн Вильгельм Шпис (Spies), гауптманн Ральф фон Реттберг (Rettberg), штаффель капитан Теодор Россиваль, гауптманн Герберт Камински (Kaminski), оберлейтенант Вернер Тирфельдер (Thierfelder), лейтенант Эдуард Мейер и оберлейтенант Иоганн Киль. Но сопротивление советской авиации и сил ПВО с каждым днем войны нарастало, и они наносили немцам чувствительные ответные удары. 27 января 1942 года над Сухиничами был сбит Вильгельм Шпис. К тому времени он имел на счету 20 побед, был уже майором и командиром I группы ZG 26. А 31 марта 1942 года во время штурмовки под г. Велиж погиб другой немецкий ас — Эдуард Мейер также имевший на счету около 20 побед.

 

8_cm.jpgВ течение зимы 1941–42 гг. эскадрильи ZG 26 поочередно отзывались в Германию для отдыха и пополнения. В самом начале весны 1942 года несколько штаффелей из ZG 26 были переброшены на центральный участок советско-гер манского фронта и действовали в районе Витебска и Смоленска. Но к концу апреля 1942 года I и II/ZG 26 были полностью отозваны с восточного фронта в Германию и преобразованы в группы ночных истребителей — I и II/NJG 4. Тем временем, Bf 110 из I и II/SKG 210, действуя как скоростные бомбардировщики, продолжали обеспечивать воздушную поддержку немецким войскам группы армий «Центр». После первых побед SKG 210 также стал нести потери, и к концу лета 1941 года гешвадер потерял в боях пять штаффель- и группен- командиров. С 30 сентября двухмоторные истребители-бомбардировщики с яркими черно- желтыми осами на носу (одна из эмблем эскадры) принимали участие в операции «Тайфун». Так немецкое командование называло свое наступление на Москву. Они действовали в районе Орла и Брянска, поддерживая наступление 2-й танковой группы на Тулу. В начале 1942 года простым переименованием эскадры обе группы SKG 210 стали числиться I, II/ZG 1. Их использование оставалось прежним — оперативная поддержка наземных войск. 3 февраля 1942 года под Торопцем погиб командир II группы, участник битвы за Британию, кавалер Рыцарского креста, гауптманн Рольф Кальдрак (Kaldrack). Его Bf 110 был протаранен советским истребителем МиГ. По мере поступления на вооружение ВВС Красной Армии современных истребителей Як-1, ЛаГГ-3, а к концу 1942 г. — Як-9 и Ла-5, использование Bf 110 на советско-германском фронте становилось все более затруднительным. По- этому «стодесятые» старались теперь избегать воздушных боев, и в основном использовались для разведки и нанесения внезапных бомбовых ударов. Безнаказанность сорок первого года прошла, и тактика изменилась: незаметно подкрасться, ударить и успеть поскорее уйти до подхода советских истребителей. Схватка с ними заканчивалась не в пользу Bf-110. Вот описание одного боевого вылета «стодесятых» ZG 1 весной 1942 года. Оно взято из немецкого журнала того времени «Der Adler»:

 

«Сегодня наши действия направлены против советских войск, которые сосредотачиваются для прорыва немецкого фронта… Холодная погода создает многочисленные трудности и заставляет подолгу прогревать моторы. Прогноз также неблагоприятный: туман до 50 метров затрудняет ориентацию…но мы вылетаем. Звено из четырех самолетов проносится со скоростью 400 км/ч над широкими полями, над сожженными деревнями и небольшими дубравами вдоль глубоких оврагов пересекающих равнину. Иногда самолеты летят…по кромке низких снежных облаков, иногда в нескольких метрах над землей… В эфире соблюдается полная тишина, никаких переговоров по радио. Внизу видны ору- дийные позиции, зенитки, прикрывающие дорогу, танки, ползущие по полю. Мы находимся прямо над линией фронта. Звено снижается до боевой высоты, откуда все выглядит маленьким как будто игрушечным… Теперь справа от линии фронта позиции немецких войск… а с другой стороны советские — цель нашей атаки. Как только мы начи- наем пикировать, танки, пушки и солдаты, которые минуту назад казались игрушечными, сразу оживают и приходят в движение. Наше оружие начинает яростно молотить. Бомбы летят вниз. Один за другим немецкие самолеты заходят на цель со всех сторон, пикируют, поднимаются и снова идут в атаку. Вспышки зенитных пушек на земле… двухсантиметровые трассеры жадно цепляются к нам, но «осиное» звено не прекращает своей атаки… В шлемофонах звучит команда: «…колонна транспорта слева»…Bf  прижимаются к земле как можно ниже, чтобы стать незаметными для противника. И вдруг обрушиваются на него как неожиданный шквал. …

Извергая огонь, церштореры уничтожают советские грузовики. В голове колонны виден большой тягач. Крупная цель. Мы летим на него… Самолет содрогается от выстрелов четырех пулеметов, и через мгновение мы проносимся над целью… громадное пламя охватывает грузовик, и столб черного дыма возносится к облакам. Это оказался бензовоз… Наш боезапас на исходе, мы должны уходить домой. Неожиданно две черные точки возникают на горизонте из тумана. «Истребители в направлении шесть». Проклятье, только не это! Патронов нет, а тут еще истребители. Мы снижаемся до предела. Далеко ли истребители? Может, они не заметят нас? …Где же они? Здесь! Догнали нас очень быстро. Но какая удача! Это наши. Прилетели, чтобы прикрыть нас на обратном пути…Приземление…Слава богу! Мы дома».

 

                                                                         Luftwaffe_4 (34.2 MB)

 

 

 

 

продолжение следует…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »