РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Мессершмитт Bf 110 Zerstorer ч.6
Автор Кузнецов С.В.   

1_cm.jpgТеоретически Bf 110, сопровождая бомбардировщики, должны были идти впереди них на соответствующей дистанции, чтобы успеть связать боем британские истребители. Тогда, следующие за Bf 110 бомбардировщики, при подходе к цели не встречали бы сопротивления истребителей противника, потому что, израсходовав топливо и боезапас в бою с Bf 110 они вынуждены были возвращаться на свои аэродромы.

 

 

 

 

2_cm.jpgБолее того, вражеские истребители, находясь на заправке и пополнении боекомплекта, оказывались весьма уязвимы, представляя собой неподвижные наземные мишени. Вся эта теория на бумаге выглядела весьма гладкой, но на практике оказалась неприменимой. Хотя немецкий двухмоторный истребитель имел очень мощное носовое вооружение, он страдал вялой маневренностью по сравнению с английскими истребителями «Спитфайер» и «Харрикейн». Один 7,9-мм пулемет MG 15 мало помогал защите «Цершторера» от атак сзади. Между тем, если пару лет назад по своим скоростным данным Bf 110 еще превосходил устаревшие одномоторные истребители, то теперь он уже не мог оторваться и уйти от новейших английских. Поэтому немецкие авиачасти, вооруженные Bf 110, несли тяжелые потери и мало помогали своим бомбардировщикам. Более того, сложилась нелепая ситуация, в которой тя желые истребители сопровождения сами нуждались в прикрытии легкими истребителями Bf109! Стало очевидно, что «стодесятые» не могут больше использоваться по своему прямому назначению, но нехватка одноместных самолетов и их малый радиус действия заставляли командование Люфтваффе снова и снова посылать двухмоторные истребители в безнадежный бой. Хотя количество боевых выле тов Bf 110 было ограничено, а тактика их использования изменена, к концу сентября было потеряно еще 83 этих самолета.

 

НОЧНОЙ ИСТРЕБИТЕЛЬ

 

3_cm.jpgИ все же, как уже говорилось, Bf 110 не превратился в совершенно бесполезный самолет. Он не состоялся, как стратегический истребитель сопровождения, однако заложенные в него при проектировании довольно высокие технические данные могли быть использованы для других целей. Если успехи Bf 110 в боях над Англией в 1940 году оказались более чем скромными, то применение этого самолета над Германией выявило его сильные стороны при перехвате английских ночных бомбардировщиков. Первый массированный налет англичан на Германию состоялся в ночь с 11 на 12 мая 1940 года. Тридцать семь английских бомбардировщиков безнаказанно сбросили бомбы на город Менхенгладбах. В ночь с 15 на 16 мая бомбардировочные соединения англичан общим количеством в 99 самолетов совершили налет на же лезнодорожные узлы и индустриальные центры Рура. Исребительные части немецкой ПВО оказались неготовыми к отражению ночных атак. Потребовалось срочно создавать особые подразделения ночных истребителей и разрабаты вать для них совершенно новую тактику и способы взаимодействия с наземными службами.

 

5_cm.jpgОсновоположником немецких ночных истребительных сил считают командира I/ZG 1 Вольфганга Фалька. Его отчет об опыте ночного перехвата послужил основой для определения типа ночного истребителя — Bf 110, и тактики его применения. Вскоре В. Фальк был назначен командиром первой еще только формирующейся эскадры (гешвадера) ночных истребителей — NJG 1 (Nacht-Jagd-Geschwader). В то время назначение в «ночники» расценивалось летчиками-истребителями почти как наказание. Но война диктовала свои правила. Фальк оказался выше предрассудков, более того он стал энтузиастом своего дела и со всей ответственностью подошел к созданию новой части и подбору летчиков. Нужны были не только особые самолеты, особая тактика, но и особые люди. Например, имеющие склонность к ночным действиям и умеющие летать в условиях минимальной видимости. Для повышения авторитета ночных истребителей В. Фальк дал новой части свою эмблему. На гербе был изображен серебряный сокол на фоне ночного неба, поражающий молнией Англию.

 

6_cm.jpgДата рождения NJG 1—22 июня 1940 года. Но этому предшествовала долгая подготовка. В мае 1940 года истребители Bf HOC из 2-го и 3-го штаффелей I группы ZG 1 перевели в Дюссельдорф для отработки тактики ночного боя. Объединившись с IV группой JG 2, летчики которой заменили свои Bf 109D на Bf 110° C, группа I/ZG 1 стала называться 1-ой группой 1-ой Ночной Истребительной Эскадры (I/NJG 1). 20 июля 1940 года I/NJG 1 была развернута в Венло (Голландия), как основа дивизии ночных истребителей. А первую победу в ночном бою эскадра записала на свой счет в ночь с 20 на 21 июля. Одержал эту победу будущий ночной ас Люфтваффе — Вернер Штрейб, сбивший за всю войну 66 самолетов. В ту ночь на своем Bf 110 он перехватил и сбил английский бомбардировщик «Уитли» Mk.V. В сентябре 1940 года I группу ZG 76, до этого выполнявшую задачи по дальнему сопровождению бомбардировщиков, перевели из Дании в Германию для переподготовки к ночным действиям. Группу переименовали во II /NJG 1 и перевооружили новыми истребителями. Другим создателем ночных истребительных сил Германии несомненно нужно назвать оберста (полковника) Юзефа Каммхубера. Именно под его руководством действовал Фальк. 17 июля 1940 года Каммхубер стал ко мандиром вновь сформированной дивизии ночных истребителей, штаб которой разместился в Брюсселе.

 

7_cm.jpgВпрочем, роль этого энергичного офицера оказалась значительнее. Сам бывший летчик, он окажется еще прекрасным организатором и штабистом, и вскоре станет создателем целой системы ночной противовоздушной обороны Германии. 16 октября 1940 года Каммхубер получает звание генерал-майора, возглавляя теперь уже XII воздушный корпус. Он придавал большое значение взаимодействию между ночными истребителями и подразделениями наземных служб ПВО: зенитных батарей, прожекторов, радиолокационных установок, станций обнаружения и наведения и т. п. Под его руководством западнее Мюнстера стала создаваться заградительная освещенная зона, где дейст вовала I/NJG 1. Такие оборонительные зоны вскоре возникнут на всем протяжении западных рубежей Германии и получат название «Химмельбетт» (англичане дадут им название «линия Каммхубера»). Каждый истребитель Bf 110 имел в этой зоне свой сектор патрулирования. Обычно истребитель-перехватчик, выведенный по командам наземных РЛС, подсвечивал с помощью осветительных ракет соединения вражеских бомбардировщиков. Прожектористы цеплялись своими лучами к отдельным самолетам, которые и становились жертвами ночных истребителей. Такая тактика оказалась довольно успешной для перехвата небольших соединений тихоходных бомбардировщиков типа «Уитли» или «Веллингтон». Но очень скоро англичане стали массировано применять более современные и тя желовооруженные четырехмоторные бомбардировщики «Халифакс», «Стирлинг», «Ланкастер». Против них прежняя тактика немцев не была столь эффективна. Требовалось большее количество ночных истребителей и новые средства перехвата.

 

                                                                      Luftwaffe_3 (37.8 MB)

 

 

В октябре 1940 года в дополнение к уже действующим были сформированы II группа NJG 1 и I группа NJG 3, которые также получили на вооружение Bf 110. Но этого было явно недостаточно, и к октябрю 1941 года создали еще четыре подразделения ночных истребителей: вторые и третьи группы NJG 2 и NJG 3. Поначалу ночные истребители Bf 110 не многим отличались от своих дневных собратьев и не имели особых средств обнаружения бомбардировщиков противника в темноте. Полностью черная окраска, антиослепляющие экраны, да пламегасители на выхлопных патрубках — вот и все, что превращало «сто десятый» в «ночника». Истребитель, который с полным основанием можно было бы назвать ночным, появился только к сентябрю 1940 года. Это был Bf 110D-1/U1, сразу же поступивший на вооружение II/NJG 1. Особенностью этой модификации истребителя стала установка инфракрасных приборов ночного видения, которые реагировали на тепло выхлопных газов самолета противника. Прибор называемый Spanner-Anlage представлял собой трубку, установленную в кабине летчика.

 

Сигнал проявлялся на небольшом экране. И хотя это устройство обладало небольшой дальностью действия, с его помощью летчик точнее выводил свой истребитель на цель. Еще большие возможности ночного обнаружения предоставляло использование радиолокатора. Но в то время они были слиш ком громоздки и непригодны для установки на самолете. В июле 1940 года фирма Телефункен предложила небольшую РАС FuG 212 «Lichtenschtein» ВС, которая могла быть использована на ночном истребителе. Радар мог обнаруживать самолет противника на расстоянии от 150 до 4000 метров. Ближе и дальше он уже ничего не различал. На трех отдельных экранах оператор определял азимут цели, высоту ее обнаружения и дальность. Это была довольно непростая работа, с которой мог справиться только специально подготовленный человек. Экипаж «стодесятого» увеличивался до трех человек, в кабине становилось тесно, самолет с новым оборудованием заметно тяжелел, но успешность перехвата обещала резко возрасти.

 

продолжение следует…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »