РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Мессершмитт Bf 110 Zerstorer ч.5
Автор Кузнецов С.В.   

1_cm.jpgВ начале 1940 года производство Bf ПО продолжало расти, и новые истребители поступали в авиачасти. К 10 мая в составе Люфтваффе насчитывалось 355 истребителей Bf 110° C-1 и С-2(измененная электросистема, новая радиостанция FuG 10, «улучшенная позиция» заднего стрелка). Из них 248 самолетов было передано 2 и 3 Воздушным флотам.

 

 

 

 

2_cm.jpgК лету 1940 года число подразделений оснащенных тяжелыми истребителями увеличилось. Кроме упоминаемых выше, 110-е поступили на вооружение III/ZG 26, а также I и II групп ZG 2. На рассвете 10 мая 1940 года немецкая авиация совершила налеты на города, аэродромы и другие стратегические объекты Гол ландии, Бельгии и Франции. Странная война закончилась, и теперь Западным державам предстояло испытать всю мощь германских вооруженных сил, в том числе Люфтваффе. Авиации Бельгии и Голландии не оказали серьезного сопротивления. Французская авиация, тоже была застигнута врасплох и понес ла большие потери на земле, но все же немцам не удалось полностью сокрушить ее боеспособность. После первых поражений французы предпринимали отчаянные попытки оказать сопротивление атакам Люфтваффе.

 

 

 

3_cm.jpgНесмотря на господство в воздухе немецкой авиации потери Bf 110 в боях над Бельгией и Францией оказались неожиданно высоки. К концу мая боевые потери истребителей Bf 110 составили около 40 самолетов. Между тем, большинство разномастных французских истребителей уступали 110-м в скорости. Например, самый многочисленный — Моран- Солнье MS-406° C имел только 480 км/ч против 525 км/ч у Bf 110° C. Чуть позже, в конце мая — начале июня, во время боев над Дюнкерком и Ла-Маншем немецкая авиация столкнулась с большим количеством новых истребителей англичан «Харрикейн» и «Спитфайер», которые превосходили 110-х и в скорости и в маневре. Потери Bf 110 стали еще больше. В одном из боев английский летчик лейтенант Стейнфорд, на своем «Спитфайере» уничтожил три Bf 110! Двухмоторным истребителям немцев все чаще приходилось переходить к оборонительной тактике. При встрече со «Спитфайерами» соединения Bf ПО образовывали оборонительный крут, защищая хвост друг друга, и одновременно вели огонь по атакующим истребителям англичан. Однако таким образом можно было защитить себя, но не бомбардировщики, сопровождать которые ставилось задачей 110-х.

 

 B 1941 году вышла книга командира 5-го штаффеля (эскадрильи) /ZG 26 Тео Россивалля (Theo Rossiwall), где он в виде дневника рассказывал историю своего подразделения. Вот как он описал один из обычных дней войны в небе над Францией:

4_cm.jpg«18 мая 1940. Наконец мы покидали Германию. Эскадрилья получила приказ перебазироваться в Ас — небольшой промышленный город на востоке Бельгии… Утром Группа должна быть готова вылететь в направлении Амьена для уничтожения истребителей противника. Но дела развивались неважно. Бензовозы прибывали медленно, по одному, и заправка самолетов отняла много времени. Наша эскадрилья первой закончили подготовку, и поскольку бомбардировщики намеревались в этот день предпринять налет на Амьен, нам было приказано вылетать одним. Поначалу все шло хорошо. Капитан д'Элза повел свое соединение выше облаков. Поскольку там все было спокойно, он решил посмотреть, что происходит ниже облачности. Эскадрилья стала снижаться и, вьшырнув из облаков, неожиданно обнаружила себя в окружении около 40 «Спитфайеров». Мы попали в самый центр осиного гнезда. Восемь против сорока! Трудно сказать, кто был удивлен больше мы или «томми»? Тотчас разгорелся бой, будто все сорвались с цепи. Мы видели как из общей свалки, объятые пламенем, вывалились три английских самолета…

 

                                                                

 

5_cm.jpgНа аэродроме Ас летчики других эскадрилий оставались в ожидании: …5-я эскадрилья не возвращалась к сроку и это вызывало всеобщее беспокойство… Наконец появилась «красноносая» машина. На ее борту все различили туз пик — знак пятой эскадрильи. Это был оберфельдфебель Рохель. Его самолет получил множество пробоин, но ни он сам ни его стрелок-радист не были даже ранены. Рохель доложил о том, что произошло в воздухе, и сказал, что это был самый тяжелый  бой из всех, какие он видел до сих пор. Еще через несколько минут приземлился ст. лейтенант Нибур. На его самолете был поврежден двигатель, а в разных местах зияли пробоины. Постепенно, следуя друг за дру гом, возвращались другие самолеты пятой эскадрильи. Не вернулись из боя три экипажа, среди них сам командир эскадрильи. Но люди не теряли надежды. Самолеты могли сесть на другой аэродром. Ближе к ночи, когда смолкли телефонные звонки, нам стало ясно, что эскадрилья принесла свои первые жертвы. В бою с врагом мы потеряли шесть своих товарищей. Но все еще надеялись, что они живы. Может быть, попали в плен или ранены? …никто не знал, что могло случится с ними. В этот вечер все мы находились в удрученном состоянии. Капитан д'Элса долгое время командовал эскадрильей и обучал нас летному мастерству…его потеря больно задела людей.»

 

 

БИТВА ЗА БРИТАНИЮ

 

6_cm.jpgПосле поражения Франции противостоять Германии на западе могла только Великобритания. Немецкий генеральный штаб разрабатывал план вторжения на Британские острова, получивший название «Зеелеве» («Морской лев»), В условиях господства на море английского флота эта десантная операция требовала долгой и тщательной подготовки. В том числе обеспечения воздушного превосходства немцев. С начала августа в течение последующих трех месяцев над Ла-Маншем и южной частью Британских островов развернулись настоящие воздушные сражения получившие название «Битвы за Англию». 10 августа 1940 года было определено как день начала массированых налетов на Британ ские острова. Перед немецкой авиацией ставилась задача в первую очередь сокрушить боевые авиационные части противника, его аэродромы и органы снабжения, а также авиационную промышленность и заводы, производящие зенитное вооружение. Эта воздушная наступательная операция получила у немцев название «Adlerangriff»(атака орлов). К ее началу в составе 2, 3 и 5 воздушных флотов Люфтваффе насчитывалось 289 истребителей Bf 110° C и D. Непосредственно в операции приняли участие следующие подразделения, име ющие на вооружении тяжелые истребители и истребители-бомбардировщики Bf ПО:

 

2 воздушный флот: I, II и III/ZG 26; 11 и III/ZG 76; 1. и 2. /E. Gr.210. 3 воздушный флот: IV (Z)/LG 1; I и II/ZG 2; 3(Н)/31. 5 воздушный флот: I/ZG 76.

 

7_cm.jpg12 августа 1940 года был совершен первый массированный налет на Англию. Надо сказать, что английские радары того времени засекали цель на высоте 4500 метров уже над побережьем Франции. Но они с трудом могли «увидеть» самолет, летящий на высоте 150 метров. Поэтому немцы сначала пустили вперед истребители-бомбардировщики Bf 110° C-4/B из E. Gr. 210, которые, действуя на малой высоте, прорвались небольшими группами и вывели из строя радиолокационные установки системы английской ПВО. Вслед за этим по следовал удар сотни бомбардировщиков Ju 88. Бомбы обрушились на Портсмут и Вентор. Этот налет сопровождали около ста пятидесяти истребителей, среди которых было сто двадцать Bf ПО из ZG 76 и ZG 2. В этот день немцы потеряли пять Bf 110. 13 августа во второй половине дня была предпринята еще одна крупная атака на Англию. В воздух поднялись 120 бомбардировщиков Ju 88. Их сопровождали тридцать Bf 110 из V (Z)/LG 1. Четыре тяжелых истребителя не вернулись из налета. А всего в этот день немцы потеряли 14 Bf 110.

 

12_cm.jpg15 августа 1940 года командование Люфтваффе решило нанести фланговый удар из Дании и Норвегии. Семьдесят бомбардировщиков Не 111 взлетели с аэродрома Ставангер и должны были разбомбить английские аэродромы в Дишфорте и Линтоне-на-Оузе. Для их сопровождения с аэродрома Ольборг в Дании вылетели истребители Bf 110D-1/R1 из I группы ZG 76 (всего 21 самолет). Неожиданно для немцев, на подходе к британскому побережью, они были перехвачены «Спитфайерами» из 72 эскадрильи RAF. Первой жертвой в этом бою стал командир немецкой группы тяжелых истребителей капитан Рештемейер, Атакованный истребителями противника, он не успел сбросить подвесной бак. «Брюхо таксы», простреленное одним из «Спитфайеров», взорвалось вместе с самолетом. Еще несколько Bf 110D-1/R1 также не смогли быстро избавиться от своих неуклюжих дополнительных баков, и были сбиты в первые минуты боя. Остальные немецкие истребители, забыв о прикрытии бомбардировщиков, встали в оборонительный круг. Соединение бомбардировщиков Не 111 рассеялось. Часть из них повернуло в сторону Норвегии, другие попытались-таки прорваться к Англии, но были уничтожены английскими истребителями. Потери I/ZG 76 составили семь Bf 110. Остальные вернулись в Ольборг, многие — изрядно поврежденные, едва дотянули до базы. Этот неудачный налет стал единственной акцией 5-го Воздушного флота Германии в «Битве за Англию». После этого поражения немцы не предпринимали больше попыток фланговых налетов на Англию с аэродромов Дании и Норвегии. В тот же день истребители-бомбардировщики Bf 110 из E. Gr.210 совершили удачный налет на ремонтные авиазаводы в Кройдене.

 

8_cm.jpgНо при возвращении их атаковали «Харрикейны» из 32 и 111 эскадрилий RAP. В результате воздушного боя было сбито шесть Bf ПО, включая самолет командира группы капитана Рубенсдорфера. На других участках «авиа- фронта» 15 августа 1940 года немцы потеряли еще двенадцать Bf 110: 8 из II/ZG 76, 3 из III/ZG 76 и 1 из ZG 2. Всего за один день — 26 тяжелых истребителей! В следующие три дня было потеряно еще 22 истребителя Bf 110. 19 августа Г. Геринг обрушил свой гнев на командиров и летчиков цершторер-групп. Он обвинил их в бездарном руководстве и неумении воевать. Он предложил посылать «Церштореры» в бой под прикрытием одномоторных истребителей. Но все оказалось напрасно. Число сбитых двухмоторных истребителей продолжало расти, и к концу августа достигло цифры около 120 самолетов. В сентябре стало ясно, что подавить военно-воздушные силы Великобритании не удалось.

 

 

9_cm.jpg4 сентября 1940 года Гитлер определил для Люфтваффе новую задачу. Теперь целью стали Лондон и другие города Англии. Это решение возникло как ответ на начавшиеся бомбардировки немецких городов английской авиацией. С 7 сентября начались массированные налеты на Лондон, в которых принимали участие Bf 110. Все еще как истребители сопровождения. 27 сентября 1940 года стал еще одним черным днем в истории 110-х. Около тридцати Bf 110 из III/ZG 26 прикрывали налет E. Gr.210 на заводы «Бристоль». 19 «Церштореров» были сбиты. В тот же день из-за тяжелых потерь, которые понесла эскадра ZG 2 в сентябрьских боях, она была расформирована. Оставшиеся боеспособными самолеты и персонал распределены по другим частям. В октябре воздушная битва за Англию стала стихать. Командование Люфтваффе отказалось от дневных налетов и перешло к ночным действиям. Эскадры «стодесятых» были выведены из боев для отдыха и переформирования. Уровень их потерь был признан недопустимым. Настала пора задуматься о дальнейшей судьбе не оправдавшего надежд самолета.

 

                                                                           Luftwaffe_2 (33.5 MB)

 

 

 

 

продолжение следует…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »