РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Мессершмитт Bf 110 Zerstorer ч.4
Автор Кузнецов С.В.   

2_cm.jpgВ 1943 году появилась новая версия Bf 110G-2/R3. В этом варианте носовые пулеметы MG 17 заменялись двумя 30-мм пушками МК 108 с общим боекомплек том в 255 снарядов. Самолет также мог нести под фюзеляжем бомбодержатели ETC 500 или две пушки MG 151 в обтекателе.

 

 

 

 

 

 

3_cm.jpgСледующая версия Bf 110G-2/R4 объединяла два варианта сменного вооружения R1 и R3. То есть при неизменных МК 108 позволяла устанавливать на самолет в обтекателе под фюзеляжем 37-мм пушку ВК 3,7 или две 20-мм MG 151. Версия R5 давала возможность использования сочетаний R1 и R2 с R3. То есть GM 1 + ВК 3,7 + МК 108 или МК 108 + подвесные (не внутренние!) MG 151. R6 позволяла установить GM 1 в дополнение к R3. Одновременно с G-2 выпускались другие модификации серии «G». Это были: истребитель-разведчик дальнего действия Bf 110G-3 и ночной истребитель Bf 110G-4. Разведчик G-3 был запущен в серийное производство в июле 1943 года. На нем устанавли вали две фотокамеры: Rb 50/30 и Rb 70/30, обе сразу. Переднее вооружение самолета состояло из 4 пулеметов калибра 7,9 мм. Защита сзади была усилена. В дополнение к обычному заднему пулемету в нижнюю часть фюзеляжа была каким-то образом вмонтирована 20-мм пушка, стреляющая назад. Предусматривалась подвеска двух 300-л топливных баков под консолями крыла. В полном снаряжении самолет развивал скорость 557 км/ч на высоте 5800 м. Дальность его полета составляла 900 км. На несколько таких истребителей-разведчиков вместо 4 пулеметов MG 17 установили две пушки МК-108. Такая версия обозначалась Bf 110G-3/R3.

 

4_cm.jpgПроизводство ночного истребителя Bf 110G-4 началось летом 1942 года. На нем устанавливалось такое же вооружение, как у стандартного G-2. Самолет получил более совершенное радиооборудование. Кроме обычной рации оно включало: оборудование для «слепой» посадки и определитель «свой-чужой» FuG 25. С апреля 1943 года стали устанавливать передатчик FuG 16 ZY, который успешно боролся с радиопомехами, что обеспечивало бесперебойную связь ночного истребителя с системой наземного наведения «Химмель-бетт». Тяжелые американские бомбардировщики обладали мощным оборонительным вооружением из крупнокалиберных пулеметов. Поэтому для защиты летчика от их огня на поздних G-4 в передней части кабины установили боковые бронеплиты толщиной 5 мм.При разработке G-4 изначально предполагалось, что на нем будет радиолокатор. На новую модификацию ночного истребителя поставили новый радар FuG 212 «Лихтенштейн» С-1. Такие самолеты получили обозначение Bf 110G-4/U-5. Экипаж увеличился до трех человек. Между летчиком и стрелком находился оператор радара. Версия ночного истребителя дополнительно оборудованная пеленгатором FuG 221а «Розендаль-Хальбе» обозначалась Bf 110G-4/U6. Этот пеленгатор реагировал на сигналы британского радара «Моника», который стоял на английских бомбардировщиках. Ориентируясь по этому сигналу, немецкие истребители выходили на соединения английских бомбардировщиков. Антенна пеленгатора устанавливалась в носовой части фюзеляжа в дополнение к антенне радара FuG 212.

 

5_cm.jpgBf 110G-4/U1 повторял версию Bf 110F- 4/U1, т. е. имел «Шрэге мюзик» — две наклонные 30-мм пушки МК-108, установленные в кабине. Для улучшения летных характеристик ночного истребителя использовалась уже знакомая нам по G-2 форсажная система GM 1 с закисью азота. Эта версия обозначалась Bf 110G-4/U7. На этом же самолете появляется новая четырехстоечная антенна радара FuG 220 — так называемые «Оленьи рога», но они не сразу вытесняют «усы майского жука». Генерал-майор Шмидт, назначенный на пост командующего ночными истребителями вместо Каммхубера, стал требовать увеличения дальности полета ночных истребителей. В результате появился Bf 110G-4/U8 с добавочным топливным баком на 540 литров. Бак установили в кабине. Подвесные топливные баки под консолями крыла также сохранились. Но испытания показали неэкономичность этой версии и от нее вскоре отказа лись. Использование различных наборов вооружения Rustsatze порождало новые версии истребителя: Bf 110G-4a/Rl, R2 и R3, и т. д.так же, как у модификации G-2. При этом версия обозначаемая прежде как /U… повторялась с новым обозначением /R… Так U7 = R2, U1=R9, U9 = R3. Кроме того, в действующих частях нередко происходили «местные» доработки и улучшения. Так носовые пушки МК 108 иногда заменялись пушками MG 151/20, длинные стволы которых 6_cm.jpgгораздо больше выступали наружу и были снабжены пламегасителями. Последней модификацией, которая выпускалась серийно, стала Bf 110 Н. Впрочем, последней она была по буквенному обозначению, а в действительности разрабатывалась с 1941 и выпускалась с 1943 года параллельно Bf 110G. Внешне самолеты новой модификации «Н» отличались закругленными законцовками крыла и убирающимся в полете хвостовым колесом. Двигатели DB 605E мощностью в 1730 л.с, усиленное и улучшенное хвостовое оперение, усиленное шасси (вес увеличился до 8600 кг) — вот другие отличия тяжелого истребителя Bf 110H-2 от G-2. Bf 110Н-3 такой же разведчик-бомбардировщик как G-3. Но вместо четырех передних пулеметов на него установили две 30-мм пушки МК 108. Ночной истребитель Bf 110Н-4 такой же, как G-4 и оснащался тем же дополнительным оборудованием и вооружением. В 1942 году было выпущено 577 самолетов Bf 110. В следующем году их производство выросло более чем вдвое.

 

7_cm.jpgВ течение 1943 года было построено 1509 самолетов Bf ПО, половину из которых составляли ночные истребители Bf 110F-4 и G-4. К началу 1944 года количество ночных истребительных групп увеличилось с 15 до 22. 14 из них имели на вооружении истребители Bf ПО. В 1944 году интенсивное производство Bf ПО продолжалось, и было построено 1518 самолетов. В марте 1945 года производство Bf ПО прекратилось. Всего же с 1938 по 1945 год было выпущено 6167 самолетов Messerschmitt Bf 110 всех модификаций.

 

ПОЛЬСКАЯ КАМПАНИЯ И «СТРАННАЯ ВОЙНА»

 

8_cm.jpgПервые предсерийные истребители Bf 110С-0 поступили в Люфтваффе в начале января 1939 года, а уже в конце месяца начались поставки серийных Bf 110С-1. Группа I (Z)/LG 1 стала первым подразделением, получившим эти самолеты. К началу лета Bf 110 поступили на вооружение I/ZG 1 (I Gruppe/ZerstorerGeschwader 1 — т. е. первая группа первой эскадры «Церштореров») и I/ZG 76. К 15 августа 1939 года каждый из этих трех Geschwader'oB (эскадр-авиаполков) имел по две группы, вооруженных Bf HOC. В боях против Польши участвовали три авиагруппы разных эскадр, общей численностью около 90 самолетов. I (Z)/LG 1 и I/ZG 1 находились в составе 1 Воздушного флота Германии как часть первой авиационной дивизии. I (Z)/LG 1 действовала с аэродрома Йессау под Кенигсбергом, a I/ZG 1 с аэродрома Ютерборг-Дамм близ Берлина. I/ZG 76 входила в состав 4 Воздушного флота как часть 2 авиационной дивизии и базировалась на аэродроме Олава под Вроцлавом. Кроме того, к началу польской кампании шло перевооружение I и II /ZG 26. Они заменяли Bf 109 на Bf 110° C.

 

9_cm.jpgВ начале боевых действий в Польше Bf 110 выполняли задачи сопровождения бомбардировщиков. 1 сентября 1939 года во время налетов на Варшаву Bf ПО из I/LG 1 сопровождали бомбардировщики Не 111. В двух воздушных боях над столицей немцы уничтожили шесть польских истребителей PZL (два — Р. 11 и четыре — Р.7). Действия 2 сентября 1939 года над городом Лодзь оказались не слишком успешны для Bf 110 из 2./ZG 76. Им удалось сбить всего два PZL Р. 11, потеряв при этом 3 своих самолета. Но вскоре при налете немцев на аэродром в Деблине Bf 110 из ZG 76 уничтожили на земле 11 польских самолетов. Во второй период войны, после разгрома польской авиации, истребительные группы Bf 110 стали наносить удары по наземным целям. Всего за период с 1 по 28 сентября 1939 года потери Bf 110 составили 12 самолетов, из которых один был сбит 2 сентября собственной зенитной артиллерией немцев. Командование Люфтваффе считало действия Bf 110 во время Польской кампании вполне успешными. Между тем, польские истребители PZL Р. 11 были устаревшими. Их скорость не превышала 375 км/ч, что на 150 км/ч ниже, чем у Bf 110. По вооружению 110-е также почти вдвое превосходили своего противника. Но, если польским летчикам удавалось втянуть тяжелый немецкий истребитель в маневренный бой, когда максимальная скорость теряет свое значение, 110-й проигрывал, и потери немцев возрастали.

 

10_cm.jpgВ способности Bf 110 вести успешную борьбу с бомбардировщиками никаких со мнений не возникало. 18 декабря 1939 года 24 английских бомбардировщика «Веллингтон» из 9-й, 37-й и 149-й эскадрилий RAF были посланы на боевую разведку в район Гельголанда и Вильгельмсхафена, где находились базы ВМФ Германии. Немецкие истребители перехватили англичан над Северным морем. Двенадцать «Веллингтонов» были сбиты. Из них 9 записали на свой счет истребители Bf 110С-1 из I /ZG 76. В этом бою будущий ночной ас гауптман Вольфганг Фальк сбил 2 и повредил 3 «Веллингтона». 2 января 1940 года летчики этого же подразделения уничтожили еще два из трех вылетевших на боевое задание «Веллингтонов», а 12 января сбили 6 «Хэмденов», атаковавших германские корабли в Северном море.

 

ЗАХВАТ НОРВЕГИИ

 

11_cm.jpgВпрочем, после разгрома Польши во время вялотекущей на Западе так называемой «Странной войны» у 110-х было не слишком много поводов проявить себя. Более широко Bf 110 применялись в Норвежской операции. Театр военных действий находился на значительном удалении от аэродромов Германии. Немецкие бомбардировщики едва могли достигать южной окраины Скандинавского полуострова. Между тем, сама Норвегия представляет собой узкую 1800 км прибрежную полосу, уходящую на север. В этих условиях особое значение приобретали авиация и флот. Их умелые действия обеспечивали успех тому, кто опережал противника в переброске и сосредоточении своих сил на ключевых объектах страны. Такими объектами стали Ставангер, Берген, Тронхейм и Нарвик. Для обеспечения воздушного прикрытия операции требовались самолеты, обладающие увеличенным радиусом действия. Неудивительно, что для участия в Норвежской операции были привлечены подразделения Bf 110. Это были знакомые нам I/ZG 1 и I/ZG 76, уже имевшие опыт боев в Польше, а также I/ZG 26. Операция началась 9 апреля 1940 года. При захвате Дании, которая не оказывала заметного сопротивления, отличилась I/ZG 1. Эта группа уничтожила 15 датских самолетов (в том числе пять истребителей Fokker D-XXI) на аэродроме Ольборг, как раз в тот момент, когда они готовились к взлету. При этом было потеряно два Bf 110. Сложность операции по захвату норвежских аэродромов заключалась в том, что запаса топлива у истребителей прикрытия хватало только в одну сторону. Приземлиться Bf 110 могли только на захваченный аэродром. В случае неудачи десанта они были обречены.

 

10_cm.jpgДраматические события развернулись над аэ родромом Форнебу близ Осло. Восемь Bf 110 из I/ZG 26 предшествовали самолетам с парашютным и войсковым десантом. В ожидании над целью 110-е приняли бой с девяткой норвежских истребителей Глостер «Гладиатор», сбив три из них и потеряв два своих. Топливо было на исходе. У трех из оставшихся шести истребителей Bf 110 вышли из строя по одному мотору. Когда же наконец появились Ju 52 с десантом выяснилось, что это не парашютисты, а обычная пехота. Ее нужно было высаживать на уже захваченный аэродром. Положение стало критическим. И тогда с отчаянием обреченных командир 110-х решает посадить свои истребители на вражеский аэродром, отвлечь на себя огонь противника и дать возможность высадить десант немецкой пехоты.

 

11_cm.jpgПрикрывая друг друга, 110-е стали заходить на посадку. Первый, сломав шасси, потерпел аварию. Но остальные, приземлившись, развернули в сторону противника пулеметы стрелков-радистов. Этого оказалось достаточно, чтобы сопротивление норвежцев было сломлено Под Ставангером Bf ПО также поддерживали с воздуха немецкий парашютный десант, который вел тяжелый бой за аэродром Сола. Сопротивление норвежской и английской авиации было сломлено в течение первых дней. 10 из 18 «Гладиаторов» 263-й эскадрильи RAF уничтожены на земле. Как и в Польше, после завоевания немцами господства в воздухе, Bf 110 в Норвегии стали использоваться для нанесения ударов по наземным и морским целям. В Норвежской операции впервые приняли участие истребители Bf HOD — новая модификация с увеличенной дальностью полета. Это достигалось за счет дополнительных баков, которые подвешивались снаружи: под фюзеляжем или под крыльями (См. об этом выше). Bf 110D могли сопровождать бомбардировщики и транспортные самолеты в отдаленный район Нарвика, где развернулись упорные бои. Захват Нарвика англичанами угрожал прекратить поставку шведской железной руды в Германию. Потери Bf ПО за время операции в Норвегии составили 25 самолетов. В основном они были уничтожены силами наземной ПВО.

 

                                                                              Luftwaffe_1 (35.7 MB)

 

 

продолжение следует…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »