РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Мессершмитт Bf 110 Zerstorer ч.3
Автор Кузнецов С.В.   

0_cm.jpgНесмотря на общее снижение производства, в начале лета 1941 года появилась новая модификация, получившая обозначение Bf НОЕ. На нем улучшили оборудование и защиту экипажа и провели местное усиление конструкции. Все доработки были продиктованы опытом боевого применения.

 

 

 

1_cm.jpgНа предсерийных Bf 110Е-0 стояли двигатели DB 601A. Первые серийные Bf 110Е-1 также имели двигатели DB 601 А, но впоследствии на них устанавливали DB 60IN. Модификация Bf 110E-1/U1 представляла собой первый по-настоящему ночной истребитель, оборудованный инфракрасными приборами для ночного поиска самолетов противника по горячему выхлопу. Кроме этого выпускались Bf 110E-1/U2 с местом для третьего члена экипажа. Истребитель-бомбардировщик Bf 110E-1 кроме основной бомбонагрузки под фюзеляжем мог нести еще четыре 50-кг бомбы под крылом на бомбодержателях ETC 50, или два 300-л дополнительных топливных бака вместо бомб. Bf 110E-1/R2 был оборудован двумя бомбодержателями ETC 1000 под фюзеляжем для пары 1000кг бомб, при этом крыльевые бомбодержатели ETC 50 убирались. В 1942 году появилась модификация истребителя-бомбардировщика Bf 110E-2. Этот самолет был подобен D-3, оснащался двигателями DB 601N, а его бомбовая нагрузка была доведена до 2000 кг. Следующая модификация — разведчик Bf 110E-3 — подобен разведчику С-5, но имел удлиненную хвостовую часть, как D-3. С него сняли пушки и бомбодержатели под фюзеляжем, вместо которых установили фотоаппаратуру. Разведчик мог нести два 300-л или 900-л бака под крылом.

 

3_cm.jpgНа Bf 110E проводились опыты по усилению защиты самолета сзади. Для этого по бокам фюзеляжа устанавливались два пулемета MG 17, стреляющие назад. Bf 110F появился чуть позже Bf 110E и заменил его, но некоторое время оба самолета производились одновременно. На новую модификацию установили двигатели DB 60IF мощностью 1350 л.с. на взлете. Надо заметить, что почти каждое усовершенствование на 110-м увеличивало его вес, ухудшая летные данные самолета и управляемость. Но в модификации Bf 110F за счет более мощной силовой установки удалось добиться улучшения летных данных. Предсерийный истребитель Bf 110F-0 был во всем подобен Bf 110E, кроме двигателей. Единственное внешнее отличие — маслорадиатор увеличенного размера. На серийном Bf 110F-1, кроме того, для защиты летчика установили пуленепробиваемый козырек из бронестекла толщиной 57 мм и 35- мм боковые бронестекла. Внутри фюзеляжа перед пилотом крепилась 12-мм бронеплита, а сзади него — 8-мм. За стрелком также устанавливалась 8-мм бронеплита, а его голову защищало 57-мм бронестекло, которое крепилось к верхней части фонаря кабины. Два бомбодержателя ETC 500 под фюзеляжем могли нести две обычные бомбы SC 250 (250 кг) или две такие же осколочные бомбы SD 250. Иногда применялись две бомбы SC 500 (500 кг) или контейнеры АВ 500 с небольшими зажигательными или осколочными бомбами. Но контейнеры иногда взрывались в воздухе и поэтому применялись очень редко. Кроме того, под крылом устанавливались четыре бомбодержателя ETC 50. Bf-110F-2 внешне от личался от F-1 только отсутствием бомбодержателя ETC 500. Разведчик Bf 110F-3 был подобен Е-3.

 

4_cm.jpgДействия немецкой авиации в песчаных пустынях Северной Африки потребовали установки на самолеты специального оборудования. Песчаные бури — «хибли» — поднимали тучи пыли на высоту до 3000 м. Мельчайшие частицы песка проникали внутрь всех механизмов, забивая их и выводя из строя. Для Bf 110E и F (а в последствии и для модификации «G»), действующих в Африке, была предусмотрена установка противопыльных фильтров. Они представляли собой короткую трубу с крышкой и ставились на воздухозаборник двигателя. При взлете и посадке, а также на малых высотах, где пыль многочисленна, воздух проходил через сетчатые фильтрующие боковины. На большой высоте крышка открывалась и чистый воздух свободно проходил в отверстие нагнетателя. Другим пустынным оборудованием стали трубчатые защитные кожухи носовых пулеметов. Наконец, к аптечке добавили запас еды и воды, и… охотничье ружье для защиты от диких зверей. Таково было тропическое оборудование «стодесятых».

 

5_cm.jpg7 декабря 1941 года во вторую Мировую войну вступили США. К середине лета 1942 года американцы перебросили в Англию части 8-й воздушной армии, в том числе тяжелые четырехмоторные стратегические бомбардировщики В-17 «Летающая крепость». Количество ночных налетов авиации союзников стало увеличиваться. Удары английской ночной бомбардировочной авиации на носились теперь более крупными силами. Чтобы противостоять этим налетам немецкой авиации ПВО необходимо было не только численное, но и качественное усиление. Прежнее вооружение немецких истребителей оказывалось слабым при столкновении с четырехмоторными «монстрами» союзников. Поэтому, помимо увеличения выпуска самолетов, разрабатывались новые, более действенные, системы авиационного оружия. Среди нового вооружения, которое испытывалось на Bf 110F-1, были реактивные снаряды Wfr.Gr.21. Их пусковые установки представляли собой спаренные трубы, подвешенные на растяжках под каждой плоскостью крыла. Применение этих снарядов против плотного строя бомбардировщиков оказывалось весьма эффективным.

 

6_cm.jpgОчередная модификация ночного истребителя получила обозначение Bf 110F-4. На этом самолете в обтекателе под фюзеляжем стали устанавливать две дополнительные пушки МК 108 калибра 30мм. Чтобы сохранить летные характеристики потяжелевшего самолета на прежнем уровне, а также для улучшения поведения самолета при полете на одном двигателе, увеличили площадь вертикального оперения (рулей и триммеров). Предусматривалась возможность подвески двух дополнительных топливных баков по 300 л. Экипаж этого самолета мог состоять из трех человек. Летом 1943 года появился истребитель Bf 110F-4/U1. На этом самолете пушки МК 108 или MG FF жестко прикрепили к переборкам в задней части кабины под углом 15 градусов по вертикали. Стволы выступали через крышу кабины вперед и вверх. Истребитель подлетал снизу под брюхо вражеского бомбардировщика и открывал по нему зенитный огонь, сам при этом находясь в зоне наименьшего обстрела. Наведение осуществлялось маневрированием самолета. Летчик использовал особый прицел — Revi C/12D. В этом варианте задний пулемет MG 15 обычно снимали. Такая установка получила неофициальное название «Schrage Musik», то есть «наклонная музыка» (буквальный перевод джаз-музыки). 

 

7_cm.jpg8 конце весны 1942 года Bf 110F-4 получил еще один вид оборудования — радиолокатор воздушного перехвата FuG 202 «Лихтенштейн» ВС. Его войсковые испытания проходили под названием «Операция Адлер». Дальность действия этого радара находилась в пределах 1,5 −2 км. Это было маловато для свободной ночной охоты. Однако, если истребители действовали совместно с наземными локаторами системы «Химмельбетт», которые предварительно выводили их на цель, перехват, как правило, был успешным. Испытания проводились на истребителях Bf 110F-4/U1 из I группы NJG 1, базировавшейся в Венло. А в скором времени большая часть ночных истребителей была оснащена радарами FuG 202. Новая модификация ночного истребителя с радаром получила обозначение Bf 110F-4a. На самолете остались передняя батарея из четырех 7,9-мм пулеметов MG 17 и задний MG 15, но носовые 20-мм пушки MG FF заменялись на MG 151 такого же калибра, но с ленточным питанием. Боезапас размещался внутри кабины в двух патронных ящиках: 300 патронов на левую пушку и 350 — на правую. Возможна подвеска дополнительных 300-л баков. Экипаж состоял из трех человек: летчик, штурман-оператор радара и задний стрелок. Спереди носовой части фюзеляжа устанавливалась антенна для FuG 202, которая получила название «Усы майского жука». Из-за тяжелого радарного оборудования нормальный вес Bf 110F-4a возрос до 9290 кг. Выступающие «усы» и увеличение веса ухудшали летные качества самолета. Максимальная скорость снизилась до 510км/ч на высоте 5600м. Нормальная дальность полета уменьшилась до 840 км. Истребители Bf 110F-4a выпускались в течение 1943 года. С появлением новой серии «G» их производство постепенно прекратилось.Для уничтожения наземных целей разрабатывалась реактивная установка RZ65. Это была батарея из 12 пусковых 73-мм труб под фюзеляжем опытного Bf 110V19. Для усиления огневой мощи предлагалось установить на самолет еще шесть пусковых труб, по три с каждой стороны кабины. Но испытания, которые проводились на полигоне в Тарневице с октября 1942 года по апрель 1943, дали отрицательный результат и были прекращены.

 

8_cm.jpgРабота по созданию тяжелого истребителя модификации «G» началась летом 1941 года. Предсерийный Bf 110G-0 появился в мае 1942 года и отличался от своего предшественника Bf 11OF новой силовой установкой из двух двигателей DB 605B-1 мощностью по 1475 л.с. на взлете и 1355 л.с. на высоте 5700м. На самолет установили новые винты с более широкими лопастями. Максимальный взлетный вес истребителя вырос до 9300 кг. На серийном Bf 110G-1 сняли бомбодержатели и вместо пушек MG FF установили пушки MG 151. Однако G-1 стал лишь переходной машиной. Едва задержавшись на нем, В. Мессершмитт сосредоточил усилия своих конструкторов на новой основной модификации самолета, получившей обозначение Bf 110G-2. Ее выпуск был начат в декабре 1942 года. На более поздних G-2 так же как на F-4 увеличили площадь вертикального оперения и усилили стойки шасси. Вооружение самолета состоя ло из четырех пулеметов MG 17 с боезапасом в 1000 патронов и двух пушек MG 151 с общим запасом 650 снарядов. Для усиления защиты сзади единственный пулемет MG 15 был заменен спаренной пулеметной установкой MG- 81Z с боекомплектом в 800 патронов. Bf 110G- 2 мог использоваться в качестве истребителя или истребителя-бомбардировщика. Два бомбодержателя ETC 500 под центропланом можно было заменить двумя пушками MG 151 в обтекателе. На каждую пушку приходилось по 200 снарядов. Подвеска из двух 300 л топ ливных баков под крылом могла заменяться на 4 бомбодержателя ETC 50.

 

9_cm.jpgДля расширения многоцелевого использования Bf 110G-2 были разработаны, так называемые Rustsatze: комплекты сменного в полевых условиях вооружения (они обозначались Rl, R2, R3 и т. д.). В том числе для усиления огневой мощи самолета в борьбе с тяжелыми бомбардировщиками осенью 1942 года появился Bf 110G-2/R1, вооруженный 37-мм автоматической пушкой ВК 3,7 (Flak 18). Она размещалась под фюзеляжем, на месте бомбодержателя и заключалась в объемный обтекатель, который выклеивался из фанерных по лос и обтягивался материей. Пушка имела боезапас из 72 снарядов. Ее магазин размещался в кабине. При установке этой довольно тяжелой и громоздкой по авиационным меркам пушки на Bf 110 две 20-мм пушки MG 151 приходилось снимать. Однако, снаряд вылетающий из ствола ВК 3,7 обладал высокой начальной скоростью в 1170 м /сек и значительно большей разрушительной силой. Поэтому такое вооружение показало себя весьма эффективным в борьбе с тяжелыми бомбардировщиками противника. Небольшого залпа было достаточно, чтобы разнести в клочья американскую «Летающую крепость» В-17. Но, с другой стороны, большой вес и лобовое сопротивление 37-мм пушки оказывали отрицательное воздействие на летные качества истребителя и потому уязвимость самого Bf 110G-2/R1 от огня бомбардировщиков или истребителей сопровождения также возрастала. Для восстановления летных характеристик, утерянных при установке дополнительного вооружения, самолет оборудовали форсажной системой GM 1. Она позволяла временно увеличивать мощность двигателя DB 605 путем впрыска закиси азота. Бак системы GM 1 емкостью 400 л размещался на месте радиста. Продолжительность «нормального» форсажа составляла 45 минут, а в экстремальных случаях 27 минут. В результате установки GM 1 полетный вес истребителя возрастал на 615 кг. Чтобы не перегрузить самолет приходилось снимать задний пулемет, бронирование задней части кабины и весь механизм бомбосбрасывания. Действительно, ради улучшения качеств высотного истребителя этим можно было пожертвовать. Такой вариант получил обозначение Bf 110G-2/R2. 

 

                                                                  Heavenly opposition_3 (35.0 MB)

 

 

 

В ходе войны противоборствующие стороны совершенствовали свою авиационную технику. Конструкции самолетов становились все более живучими. Огневой мощи пулеметов винтовочного калибра оказывалось уже недостаточно, чтобы нанести противнику гибельные разрушения. Особенно, когда в небе над Германией стали во множестве появляться американские «Летающие крепости» и «Либерейторы». Штурмовые действия по наземным целям также требовали более тяжелого вооружения.

 

продолжение следует…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »