РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Короткая память
Автор admin   

ut_cm.jpgКогда-то, на заре развития русской авиации, первые полеты устраивали на Московском ипподроме. Здесь и летал известный русский летчик Уточкин. По требованию антрепренера он не имел права подниматься выше забора, чтобы безбилетные зрители не могли наблюдать за полетом самолета. Собственно говоря, антрепренер зря беспокоился: в ту пору аэропланы едва-едва набирали высоту нескольких десятков метров над землей. Сегодня его могила, с варварски вырванным портретом, находится на Никольском кладбище Александро-Невской лавры в Петербурге. В стороне от часто посещаемых туристами захоронений, у глухой кирпичной стены. Летом вокруг нее всё зарастает бурьяном, а зимой —  занесено сугробами снега.

 

 

Сергей Уточкин был замечательным пловцом и яхтсменом, фехтовальщиком и боксером, конькобежцем и бегуном, но особенно прославился как велосипедный гонщик. В течение 17 лет не сходил он с трека и одержал бесчисленное множество побед в России и за границей. С велосипеда Уточкин пересел на автомобиль, участвовал в автогонках, ставил рекорды скорости. О его безумной езде знали все одесские городовые. Потом Сергей увлекся воздухоплаванием. Со своим воздушным шаром он отправился в Египет и летал над древними пирамидами и пустыней Сахарой. Когда родилась авиация, Уточкин только и думал о том, как научиться летать на крылатой машине. Аэропланы держались в воздухе уже по часу и более, француз Луи Блерио перелетел через пролив Ла-Манш, а в России все еще не было своих авиаторов. Наконец весной 1910 года в Одессе состоялись полеты первого русского летчика Михаила Ефимова. Он только что вернулся из Франции, где научился летать. Полеты его произвели настоящий фурор. Это еще более укрепило горячую мечту Уточкина. К счастью, самолет в Одессе был — биплан Фармана. И вот в один прекрасный день Уточкин сел на этот самолет, похожий на огромный коробчатый змей, взлетел и совершил полет без всякого инструктажа и самостоятельно. Так Сергей Уточкин стал вторым русским пилотом.

 

В 1910–1911 годах Уточкин совершает в различных городах России публичные полеты, собиравшие сотни тысяч людей. На самолете «Farman» облетает почти всю Центральную Россию, устанавливая рекорды по дальности, высоте и продолжительности полетов. За точность планирующего приземления на Ходынском поле в Москве он получил серебряный кубок из рук самого Жуковского. Публичные полеты стали великолепной рекламой зарождающейся авиации, убеждали людей в ее прекрасной перспективе, в необходимости развивать отечественное самолетостроение. Многие из тех, кто наблюдал первые полеты Уточкина и других русских пилотов, впоследствии стали выдающимися авиаконструкторами, летчиками, создателями самолетов и ракет. Афиша, извещающая о демонстрационном полете Уточкина. Среди них Сергей Королев, Павел Сухой, Сергей Ильюшин, Николай Поликарпов и другие. И как они сами признавались, именно эти полеты зародили у них стремление взлететь в небо, создавать новые аппараты и моторы для них.

 

Ему не раз приходилось переживать смертельно опасные минуты. В Екатеринославе — ветер неожиданно бросил аэроплан на деревья. В Ростове — из-за остановки мотора машина упала и едва не погубила пилота. Опасное падение произошло также недалеко от Бендер. Но роковая авария произошла в июле 1911 года во время перелета Петербург — Москва. Это был первый в России дальний и крайне трудный перелет. В нем приняли участие девять авиаторов, но долетел лишь один — Александр Васильев. 23 июля 1911 года, в три часа утра, на Комендантском аэродроме в Санкт-Петербурге собрались тысячи жителей и гостей столицы. Их внимание было приковано к действию, которое происходило в России впервые. Сразу 11 летчиков на 9 аэропланах должны были взять старт с аэродрома для того, чтобы совершить массовый перелет по маршруту Санкт-Петербург-Москва. Чуть-чуть перелетев Новгород, так и не удержался на воздушной трассе Сергей Уточкин. У села Зайцево пилот попал в сильную «болтанку». Аэроплан резко снизил высоту, и Уточкин, чтобы не расшибиться, выключил мотор. За считанные метры до земли он выпрыгнул из машины в неглубокую речку в овраге. Приземление можно назвать как удачным, так и неудачным. К плюсам можно отнести тот факт, что Уточкин остался жив, к минусам – при этом летчик получил серьезные травмы: перелом ноги, вывих ключиц, коленной чашечки, тяжелые ушибы грудной клетки, головы…

 

Травмы, полученные Уточкиным, существенно осложнили ему жизнь – у пилота начались сильнейшие головные боли, которые он снимал с помощью морфия. Спустя два года он впервые попал в психиатрическую больницу… В 1913 году авиатора постигла личная драма, сломавшая его карьеру и судьбу, — безумно любимая им жена ушла от него к его хозяину — владельцу одесского авиационного завода Артуру Анатра. В жизни Уточкина появились наркотики — гашиш и кокаин, которыми он пытался заглушить тоску и боль. Потом летчик уехал в Петербург, и вскоре его задержали у подъезда Зимнего дворца, где он требовал от швейцара пропустить его к императору Николаю II, якобы ожидающему его. Уточкина доставили в психиатрическую больницу в Питере, оттуда отправили в лечебницу в Одессу, а затем под Кишинев. С тех пор жизнь его превратилась в сплошные мытарства — клеймо безумца и сумасшедшего преследовало его до конца дней.

 

Начавшаяся в августе 1914 года Первая мировая война пробудила в Уточкине новые надежды. Он весь горел желанием попасть на фронт, в авиацию, веря, что его знания и опыт будут востребованы в Русской армии. Но куда бы ни обращался летчик, всюду получал отказ — его считали не вполне нормальным для такого дела, и даже вполне благоприятные отзывы врачей не убедили военные призывные комиссии. Уточкин опять вернулся в Петроград. Жил в полной нищете. Уточкин перебивался случайными заработками от выигрышей на бильярде — благо он мастерски владел кием. Пытался устроиться на авиационные заводы, уже не летчиком-испытателем, а хотя бы надсмотрщиком или даже рабочим. Посылал в разные инстанции свои авиационные проекты. В конце концов, настойчивость Уточкина достигла цели — ему присвоили звание прапорщика и зачислили инструктором в Петроградскую школу авиации. Он снова получил возможность заниматься своим любимым делом — летать.

 

…В декабре 1915 года, во время полетов над Петроградом, Сергей Исаевич жестоко простудился и был отправлен в больницу Св. Николая Чудотворца на Мойке — ту самую, куда он впервые попал летом 1913-го. Там он и скончался от воспаления легких в ночь на новый, 1916-й год (31 декабря 1915-го — 13 января 1916-го по новому стилю). Его похоронили на Никольском кладбище при большом стечении народа, в петроградских и одесских газетах появились некрологи. Людям, близко знавшим Уточкина, не верилось, что ушел из жизни этот большой, веселый и сильный человек…

 

Сегодня, глядя на заброшенную могилу легендарного русского лётчика, становится обидно за наше отношение к собственной истории и недавнему прошлому. Поневоле задаешься вопросом: а где же современные коллеги и наследники летчика Уточкина? Питерцы, где вы?

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »