РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Памятка новичку № 9 ч.2
Автор DEDA   

ГЛАВА № 9 ч.2

0_cm.jpg«Покачиванием самолета с крыла на крыло предупреждаю ведомых о противнике. Энергичным боевым разворотом влево иду навстречу «мессершмиттам». Они, не принимая лобовой атаки, обходят нас левее. Доворачиваю круто влево и ловлю в прицел заднего «Ме-109». В это время вижу правее меня самолет Карповича, а в хвосте у него — «мессер». Резко бросаю своего «мига» в правый разворот, подхожу к самолету врага. Вот он, рядом. С короткой дистанции в упор прошиваю очередью мотор и кабину. «Мессершмитт» задымил, завалился в пикирование и врезался в землю…

 

 

 

Карпович же почему-то уходит в направлении Котовска, хотя его никто не преследует. Все это попало в поле зрения, когда я после атаки уходил вверх, боевым разворотом. Три «Ме-109» с набором высоты пошли за мной. Иду в «лобовую». Они разворотом обходят, стремясь выйти в хвост моему самолету. Снова выхожу на них в «лобовую». Но летчики противника, опасаясь моего огня, опять идут в обход. По-видимому, решаю я, сбит их командир. Это снизило боевую активность врага. Однако и уходить они не хотят. Чувствуют преимущество. Долго пришлось мне отбиваться. Пока я крутился с тройкой «мессершмиттов», наша штурмующая группа выполнила свою задачу. «Чайки» и «И-16» набрали высоту и пристроились ко мне. Вражеским истребителям ничего не оставалось, как выйти из боя и направиться в северном направлении».

Покрышкин А. И.

 

 

 

Красивый заход для атаки сверху со стороны задней полусферы, высокая маневренность и прекрасная реакция пилота, сохранение энергии, способность в любой момент набрать высоту — всё это неизменные составляющие будущей победы. Наступать или обороняться? Альтернатива всегда зависела от стоящих перед вами задач, тактики действий самолётов противника. Если не удалось скрытно подобраться и внезапно атаковать цель, то для вас бой превратиться в бой маневренный, так как наиболее надежным средством защиты являются энергичные эволюции для занятия выгодного положения. О том, что нужно использовать вроде бы всем известные фигуры простого и сложного пилотажа с максимальной пользой для победы в воздушной схватке знают все начинающие. Но этого мало. Мы всегда маневрируем в горизонтальной и вертикальной плоскостях. Иногда сложно, но чаще — примитивно. Как показывает опыт боев в Интернете, количество простых и эффективных маневров при этом не стремится к бесконечности, а исчисляется двумя десятками. Поэтому манёвры должны быть отработаны так, чтобы в любой обстановке вы смогли выполнять их, не задумываясь. Перед любым виртуальным пилотом всегда стоит с виду простая задача: в атаке постараться получить тактическое преимущество, напасть и уничтожить цель: истребитель или бомбардировщик. Обороняющийся же новичок-истребитель должен научиться совершать такие контрманевры, которые не позволят провести успешную атаку на его самолёт, а в последующем помогут перейти к наступательным действиям, контратаковать, или выйти из боя.

Видимо и в сегодняшнем вылете вы были нацелены на результат. Наверное, могли бы слетать на «отлично» или «хорошо», но забыли о том, что изучение способов маневрирования не пустая трата времени. Пусть «Памятка новичку» не заменит вам уроков с инструктором и многолетний опыт боёв в Интернете. Пусть теория кажется сухой и не всегда понятной. Я верю, что внутренне вы всегда настроены на самообразование. Сегодня мы поговорим о очень важной стороне любого воздушного боя: пилотаже. А теперь немного теории…

 

Пилотаж делится по степени сложности: на простой, сложный и высший. А также на одиночный и групповой. Начнём же мы с переворота иммельмана. Это фигура сложного пилотажа: полу петля с полубочкой: половина восходящей петли, которая заканчивается в верхней точке полубочкой на 180 градусов и переходит в обычный горизонтальный полёт. Оригинальный переворот Иммельмана состоит из виража и полу переворота (боевой разворот), в результате, если вы все сделаете правильно, то ваш самолёт выйдет из иммельмана выше и позади вражеского самолёта. Если бой вы ведёте один, а сближение начинаете на встречных курсах, то атаковать и маневрировать вы должны с таким расчетом, чтобы занять позицию, позволяющую уничтожить противника наверняка. Как же это сделать? Сначала о самой фигуре. Для выполнения иммельмана необходимо разогнать ваш самолет. Скорость выбирания ручки на себя в первой половине иммельмана такая же, как и при выполнении петли. При выходе к верхней точке, когда вы будете в перевернутом положении и капот мотора выше горизонта на 10–15 градусов, нужно дать ногу и ручку одновременно в сторону желаемого иммельмана. Нормальная скорость при выводе из иммельмана 230–260 км/час.

 

1_cm.jpgК условиям для выполнения этой фигуры нужно отнести хорошую скорость или как минимум отсутствие значительного превышения над вами противника. Для примера приведу бой, который провел на четырех тысячах на P-47D. Бой короткий, но очень показательный. И так… «Японца» я увидел ещё на 5-ти тысячах. Он с кем-то вел бой на виражах ниже по курсу. Осторожно подлетая по нисходящей спирали, я немного увлёкся наблюдением окружающего воздушного пространства (как всегда думал о большом) и неожиданно понял, что «японец» уже резко сманеврировал и, оторвавшись от противника начал сближение. А я потерял высоту и вот — вот окажусь под атакой. Мы шли друг на друга в лоб, но я чувствовал, что он что-то готовит. Готовил он «горку», но, почти поравнявшись, я молниеносно отработал ручкой и триммером руля высоты. Запас скорости был приличный и, выполнив иммельман, я оказался позади в 100 метрах от «японца», который совершенно выдохся на «горке» и повис как мишень. Расстрелять его было делом нескольких секунд. Одним из обстоятельств этой простой победы послужил, конечно, точный расчёт. Когда вы выполняете петлю нужно на 99% быть уверенным, что противник набирает высоту и вашего движка хватит, чтобы достичь этой высоты. Нужно на 100% вовремя начать выполнение фигуры. Иначе результат может вас удивить. Запас скорости и энергии должен быть таким, чтобы вы легко выполнив манёвр, смогли встать на 6-ть и продолжить преследование, а не тратили время на догон.

 

2_cm.jpgРанверсман. Очень хорошая фигура для контрманевра защиты. Выполняется с максимальной скоростью горизонтального полета. Как выполнить эту фигуру? Разогнав машину, сделайте горку под углом примерно 70–80 градусов. Потеряв скорость до 200–240 км/час, плавно дайте ногу в сторону нужную сторону, а ручку немного от себя и в сторону, противоположную развороту. После разворота самолета уберите газ с таким расчетом, чтобы к моменту перехода в пикирование газ был полностью убран. Ваша машина свалится на крыло и перейдет в пикирование. Выровняйтесь и атакуйте.

 

 

 

3a_cm.jpgВираж — фигура пилотажа, в процессе которой самолёт выполняет разворот в горизонтальной плоскости на 360 градусов с постоянной или переменной скоростью. При правильном вираже (без скольжения) вектор скорости направлен вдоль продольной оси самолета. Развороты, виражи относятся к маневрам в горизонтальной плоскости.

 

 

 

3_cm.jpgЯ заговорил о вираже, так как многие путают его с «боевым разворотом». Разворот — это криволинейный полет, при котором самолет разворачивается на заданный угол в горизонтальной плоскости без скольжения с постоянным радиусом и скоростью полета. Боевой разворот — фигура пилотажа, в процессе которой самолёт энергично набирает высоту с одновременным разворотом на заданный угол. В отличие от «глубокого» 60-ти градусного и более горизонтального виража, боевой разворот выполняется следующим образом: следует дать полный газ, увеличить скорость до максимально возможной. После этого плавным движением ручки на себя и в сторону боевого разворота и одновременным движением ноги в ту же сторону перевести самолет в набор высоты по восходящей спирали с креном до 50 градусов. Вывод из боевого разворота производить на скорости 240–250 км/час при полной мощности мотора. Я делаю разворот немного иначе: 4_cm.jpgпедаль практически до отказа в сторону разворота, а ручка почти до отказа в противоположную сторону. Угол бы как раз и задаёте сочетанием глубины работы ручки и педали. Старайтесь в бою использовать только боевой разворот. Держитесь с помощью него за высоту и уж тем более не выполняйте нисходящие манёвры.

 

 

 

4a_cm.jpgКак использовать эту фигуру в бою? Однажды во время подготовки атаки я сам был атакован 109-м на высоте 4 тысячи метров. Мессершмитт подошёл немного снизу слева. Ему явно не хватило сил красиво, на вираже, лишить меня этого маленького преимущества в высоте, но удалось на хорошей скорости пройти мимо. Я был на И-16. Встань я в глубокий вираж и попытайся довернуть — конец боя стал бы не предсказуемым. Этот манёвр лишил бы «Ишак» скорости и не позволил бы дотянуться до 109-го, который, используя свой более мощный движок, закончил бы дугу горкой и повторной атакой. Когда он задумал эти эволюции я не знаю, но Мессер явно работал головой и переводил невыгодную для себя ситуацию в противоположную. Интуитивно я среагировал на всё это боевым разворотом. Добавить оставалось последний штрих: подождать, когда пилот «Мессершмитта» свалит машину в последней попытке уйти вниз и откроет свой корпус…

 

5_cm.jpgБочка – всеми любимая фигура пилотажа, для выполнения которой вы вращаете ваш истребитель относительно продольной оси на 360 градусов. Управляемые бочки различают по скорости вращения на быстрые и замедленные. Бочки, выполняемые вами на критических углах атаки, называют штопорными бочками. Бочки относительно горизонта разделяют на горизонтальные, восходящие, нисходящие. По количеству вращений – на одинарные, полуторные, двойные, тройные, многократные. Управляемая бочка выполняется за счет отклонения элеронов и руля направления, при помощи которых имеется возможность регулировать своё угловое вращение. Все «старички» применяют бочку и знают, что это великолепный маневр для защиты вышей машины для выхода из — под атаки. Особенно «размазанная». Поговорим о бочке, как о манёвре для атаки вражеского самолёта. Тут нет никакого противоречия. Думаю многие сталкивались с атакой на свой самолёт снизу. Простое пикирование в ответ, скорее всего, приведёт к плачевным результатам. Подобная контратака, в сущности, напоминает «лобовую», только в вертикальной плоскости. Но если вы делаете фиксированные бочки и, контролируя вражеский самолёт в последний момент перед стрельбой «размажете» пару бочек, то противник, скорее всего, потеряет вас из прицела и будет сбит. Суть приёма состоит в том, что, неожиданно «давая» педаль, вы скольжением как бы постоянно выносите себя за линию прицеливания вражеского самолёта. А сам он находится у вас в прицеле постоянно. Конечно, от вас потребуется реакция и уж тем паче вы должны прибирать газ и полностью отклонять ручку в ту же сторону. Можно флюгировать винт вашего истребителя.

Характерные ошибки: при вводе самолета с горизонтального полета вниз не убираются полностью обороты. От этого слишком быстро растёт скорость. Иногда забывают отдать ручка управления от себя. А от большой скорости на выводе имеют многократное превышение перегрузки.

 

8_cm.jpgНепроизвольный срыв в штопор всегда происходит при перетягивании ручки и потери контроля скорости. Чтобы вывести самолет, сначала энергично дайте ногу в сторону, противоположную вращению, и вслед за этим ручку от себя. Как только истребитель прекратит вращение, сразу поставить ноги нейтрально, наберите скорость и плавно выводите самолет из пикирования. Ошибки: слишком долгая задержка ноги в крайнем положении. Ручка недостаточно отдана вперед. Общая суета и несоблюдение последовательности движения рулями. Прекратив вращение, машина всегда стремится перейти на большие углы атаки. В этот момент особенно важно держать самолет в пикировании. Выводите его плавно. Не торопитесь выходить из пикирования. Самолет может вновь перейти в штопор. Штопор можно отнести к оборонительному манёвру в безвыходной ситуации при наличии запаса высоты. Конечно, ваш штопор должен быть управляемым.

 

К классическому оборонительному манёвру относится и переворот. Проста — всегда эффективна. Перед выполнением переворота сбалансируйте самолет триммером руля высоты по горизонту. Для выполнения переворота придайте самолету небольшой угол кабрирования. Затем одновременно и плавно дайте ногу и ручку в сторону желаемого переворота. Выполните полубочку. Переверните истребитель. Затем уберите полностью газ, поставите ноги нейтрально, а ручкой прекратить вращение самолета. Одновременно, плавно подтягивая ручку на себя, выводите самолет из переворота. Не допускайте перетягивания ручки и резких движений при выводе из пикирования, так как самолет становится неустойчивым. Следите за скоростью и высотой.

 

 

 

7_cm.jpgПоворот на вертикали или «поворот на горке». Интересный во всех отношениях манёвр для организации вашей контратаки. Выход на вертикаль делается так же, как делается обычная петля под углом 90 градусов. То есть идём вверх энергичным отклонением ручки управления на себя, увеличивая угол кабрирования, но для изменения траектории на вертикали необходимо отклонить руль поворота в сторону выполняемого поворота. После правильного выполнения фигуры самолет должен перейти отвесное пикирование с набором скорости и выходом в горизонтальный полет. Ошибки: скорость ввода слишком велика и самолет продолжает набор высоты со скольжением. Во время поворота самолет заваливается на «спину». Слишком рано или слишком поздно дана педаль на 6_cm.jpgвывод, и самолет выполняет полет вниз со скольжением. Существует и оригинальный переворот на горке с углом 45°. На скорости примерно 300 км/ч плавным движением ручки на себя переведите самолёт в кабрирование с углом 45° и зафиксируйте это положение. Когда скорость будет равна 200–250 км/ч, выполните полубочку в положении самолёта вверх колёсами и плавным движением ручки управления на себя подведите нос самолёта с таким расчетом, чтобы в конце вывода скорость была около 300 км/ч.

 

 

9_cm.jpgЕсли говорить о «горке», как о фигуре нападения, то она выполняется при сближении и на большой скорости. Если обороняющийся своевременно обнаружил вас приближающегося с большой скоростью и применил «торможение», чтобы пропустить под собой и перейти в контратаку, то «горка» ваш главный козырь в сложившейся ситуации. При этом старайтесь не выпустить противника из виду, для чего кладите самолёт почти на спину, затем выполняйте переворот и атакуете цель на снижении.

 

Энергия и пилотаж — это инструменты опытного истребителя, используемые им для того, чтобы наверняка уничтожать противника. Это не просто сумма высоты и скорости. Энергия — это ключ к победе. Истребители всегда сражались в первую очередь за высоту, поскольку высота представляет главную составляющую энергии, в то время как скорость — временную. Виртуальный пилот всегда должен помнить о маневрировании на протяжении всего боя. Тот, кто маневрирует с сохранением энергии — диктует условия боя. Показанные выше фигуры пилотажа всегда должны быть в арсенале начинающих. Восходящие фигуры ваш союзник в нападении. Нисходящие фигуры — чаще всего ваше спасение. Чувствующие скорость пилоты всегда используют энергию для свободы манёвра и поддержания инициативы в воздушной схватке. Неопытный враг позволяет им удачно преобразовывать энергию в контрманёвр в подходящий для этого момент. Магия такого маневрирования и станет темой следующей главы.

 

Послесловие

Вот пока и все, уважаемый читатель. Надеюсь, что вы изменили свое отношение к тактике виртуального воздушного боя. Стали чуть-чуть мудрее. Если вы ждали «откровения» в предложенных схемах воздушных боев Второй мировой, то будьте благоразумны и сдержаны в своих оценках. Вы, как и я, еще раз убедились, что «простота» – лучшая тактика в воздушном бою. Наши истребители пользовались обычными маневрами. Они не мудрили. Они просто физически не могли действовать иначе. Они шли раз за разом на боевой разворот и вели бои на виражах и вертикали. Пикировали. Атаковали. Срывались в штопор и просто падали. Перегрузки не давали им совершать головокружительных «па». Они выживали порой, просто развернувшись на противника. В реальном воздушном бою этого было достаточно: «Показал, что внезапной атаки не получится, и враг, дороживший своей жизнью не меньше тебя, делал правильные выводы». За всем этим прячется суровая школа воздушной войны. Тайная школа выживания. В ней, как и в обычной школе, все однажды приходят в первый класс и мечтают поскорее сдать экзамены, чтобы перейти во второй. Цена экзамена – жизнь. Нам гораздо проще. Мы беспечно виражим на грани возможного и, будучи сбитыми, воскресаем вновь и вновь. Пикируем, не представляя себе, как это жутко – идти вниз со скоростью 500 км в час. Получая пробоины, просто вздрагиваем. А они, эти двадцатилетние пилоты седели! Нашим русским истребителям во время войны противник редко давал второй шанс, но и мы отвечали ударом за удар. Вы об этом знаете лучше меня. Читая сухие строки донесений о проведенных боях, почти невозможно представить, как все происходило на самом деле. На это ушли бы десятки страниц. Сотни рисунков. Потому, что нельзя в двух словах сухого военного рапорта описать все перипетии воздушного поединка. Тем паче группового воздушного боя. Не тот это жанр. Да и так ли это важно? Заходите на любой сервер, и вы получите яркое представление, о том как это было. Возможно, у вас все будет чуть-чуть иначе. Совсем немного. Плоский экран компьютера скрадывает расстояния и скорость. Нет перегрузок. Вас физически не убивают. Это -виртуальная воздушная война. Это – симулятор. Но думать за вас никто не будет. Все в вашей собственной голове. И победы и поражения…

2009г.

 

продолжение следует…

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »