РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Накануне праздника ВВС
Автор admin   

1_cm.jpgТермин «авиация» в конце XIX века в России был уже известен, но фигурировал в литературе с припиской «так называемая» и рассматривался лишь как одно из направлений воздухоплавания, чисто теоретическое. Тем не менее, в армии уже применялись аэростаты и воздушные шары. Но о летательных аппаратах «легче воздуха» можно было лишь мечтать.

 

 

 

В 1910 г. был создан «Особый комитет по усилению воздушного флота на добровольные пожертвования». Весной 1911 г. Военный Совет одобрил «Положение об авиационной службе», а также штаты и табель имущества авиационного отряда. 21 ноября 1911 г. в Чите при 4-й Сибирской воздухоплавательной роте был сформирован первый авиационный отряд русской армии (впоследствии 23-й корпусной авиационный отряд). 2 декабря военный министр подал Государю записку «О предложении постановки и развития воздухоплавательного дела в русской армии». Предлагалось сформировать 45 авиаотрядов (по 12 машин). 23 мая 1912 г. Император утвердил законы «Об отпуске из государственного казначейства средств на образование и содержание авиационного отдела Офицерской воздухоплавательной школы» и «Об отпуске из государственного казначейства средств на образование и содержание авиационных отрядов воздухоплавательных рот». К этому времени существовало уже 8 авиаотрядов: в Чите, Спасском, Карсе, Ковно, Гродно, Осовце, Киеве, Новогеоргиевске. 12 августа 1912 г. приказом № 397 утверждён и введён в действие штат воздухоплавательной части ГУГШ.

 

Su-35_cm.jpgДвумя годами раньше в России появились первые авиашколы при Одесском авиаклубе и в Санкт-Петербурге. К началу тринадцатого года в стране было больше десятка организаций воздушного спорта и дюжина аэродромов. Около двухсот пилотов имели дипломы международной воздушной федерации. В России полковником Ульяниным был создан для армии спец змей с шарнирными крыльями, увеличивающими площадь змея при ослаблении ветра. Во время Русско-Японской войны 1904-05гг в русской армии были змейковые подразделения. Процесс работы подразделения следующий. В зависимости от силы ветра составлялся поезд из нескольких больших коробчатых змеев, которые прикрепляли к тросу и привязывали корзину для наблюдателя. При сильном и равномерном ветре наблюдатель поднимался в корзине на высоту до 800 метров. Русский военный летчик Петр Нестеров первым в мире выполнил «мертвую петлю», став основоположником высшего пилотажа. Русский авиаконструктор Виктор Сикорский создал первый в мире тяжелый четырехмоторный самолет «Русский витязь». Другой самолет русского конструктора – «Илья Муромец» явился родоначальником тяжелых бомбардировщиков, получивших впоследствии название стратегических.

 

В ходе Первой мировой войны авиация превращается в одно из самых мобильных средств разведки и новым средством огневого поражения. Зарождается новое понятие: борьба за господство в воздухе. На 1.06.1917 г. в составе Военно-Воздушного Флота (без морской авиации) имелось 775 лётчиков (из них 254 нижних чина). На 1 ноября 1917 г. лётчиков из нижних чинов было уже 295 человек. Общая численность личного состава ВВФ составляла около 35 тысяч человек. … Вся история о первых русских авиаторах — это большая скорбь. Долгое время нельзя было сказать о том, что боевой друг Нестерова, возглавивший после его гибели отряд, поручик Александр Кованько в ноябре 1920-го вместе с армией П. Н. Врангеля оказался в Турции, а затем в Югославии, где в 1926 году погиб в авиакатастрофе. Его брат Андрей Кованько, пилотировавший самолеты Сикорского, умер в 1970-м в Нью-Йорке. Летчик и конструктор полковник С. А. Ульянин, начальник Гатчинской военной авиационной школы, умер в 1920-м в Париже. Русский пилот № 2, «талантливый летописец эры аэропланов» Николай Попов — бунтарь, революционер, воевавший против Англии на стороне буров, тяжело раненный в бою с японцами под Ляоляном, победитель авиационных соревнований в Петербурге и Канне, покончил с собой во Франции в 1930-м… А первым получил диплом летчика в аэроклубе Франции в 1910-м Михаил Ефимов, лучший ученик знаменитого А. Фармана, один из основателей Качи, полный георгиевский кавалер. Он ушел к красным и был расстрелян белогвардейцами в Одессе в 1919-м.

 

3_cm.jpgРано умер от последствий полученных при авариях ранений легендарный Сергей Уточкин, чьи полеты поразили воображение П. Н. Нестерова и Н. Н. Поликарпова, С. В. Ильюшина и П. О. Сухого… Была среди плеяды первых авиаторов и «девушка в белом» — дочь генерала, участника Русско-турецкой войны 1877–1878 годов Лидия Зверева, удивлявшая зрителей фигурными полетами на «Фармане». В 1916 году в 26 лет она неожиданно умирает от тифа. Среди ее друзей по авиашколе «Гамаюн» был Александр Агафонов, участник Первой мировой войны. Он уехал во Францию, а в СССР его брат Н. А. Агафонов стал конструктором атомохода «Ленин»… Любивший безответно Лидию Звереву Петр Евсюков, за участие в Балканской войне награжденный болгарским орденом «За военные заслуги», погиб в 1914-м при испытании летающей лодки Григоровича. А муж летчицы Владимир Слюсаренко был похоронен в 1969-м в Австралии. За несколько лет до смерти он просил разрешения приехать в Москву и Ленинград, прочитать лекции по истории русской авиации, но получил отказ… Лишь немногим историкам известен сейчас самый результативный русский летчик-истребитель Первой мировой войны. Забыто имя Александра Казакова, 18 марта 1915 года таранившего по примеру Нестерова немецкий «Альбатрос». Успех сопутствовал поручику. Уничтожив противника, он смог спланировать к земле на «моране» с остановившимся мотором. К ноябрю 1917-го кавалер всех русских офицерских орденов и французского ордена Почетного легиона полковник Казаков имел на своем счету 17 (по другим сведениям 30) побед в воздухе, командовал 1-й боевой авиагруппой. А в Гражданской войне — Славяно-Британским авиаотрядом на Севере. После поражения интервентов Казаков отказался от службы в Лондоне и у А. В. Колчака. 21 июля 1919 года он на своем истребителе врезался в землю… Похоронен был 30-летний полковник в часовне в уральском городе Березняки.

 

Перешел к белым и друг П. Н. Нестерова еще по кадетскому корпусу, кубанский казак Вячеслав Ткачев, первым в той войне награжденный орденом Святого Георгия, начальник авиации у Врангеля. Главком белогвардейской «Русской армии» П. Н. Врангель писал: «Наша воздушная эскадрилья, под руководством выдающегося летчика генерала Ткачева, производила в воздухе ряд блестящих маневров, маневров тем более удивительных, что большинство аппаратов пришли в полную ветхость, и лишь беззаветная доблесть русского офицера заменяла технику». В 1944 году В. М. Ткачев был вывезен из Югославии и осужден в Советском Союзе на 10 лет лагерей. Затем жил на родине, в Краснодаре, написал и издал в 1961 году книгу о Нестерове «Русский Сокол». Мемуары Ткачева так и остались неопубликованными.

 

5_cm.jpgОпыт применения авиации в Первой мировой и позднее в Гражданской войне пригодился в 20-30-е годы прошлого века. Понадобился очень небольшой срок, чтобы создать несколько направлений развития советской военной авиации: разведывательные авиаотряды при отдельных корпусах или целых армиях, бомбардировочные эскадрильи, истребительные эскадрильи. К концу 30-х годов наладилось массовое производство истребителей Поликарпова И-15 и И-16, а также бомбардировщиков Туполева ТБ-1, ТБ-2 и ТБ-3. Одновременно шла работа и в конструкторском бюро Александра Яковлева: фронт получил легкие и маневренные истребители Як. После Великой Отечественной Войны наша авиация, за какие-то 60 лет, из «картонной» превратилась в сверхзвуковую. Но самое необычное в этом празднике то, что все поздравительные мероприятия этого дня проводятся в День Воздушного флота России, отмечаемого в третье воскресенье августа, которое у нас еще впереди. В 1942 г. началась новая эра в развитии советских ВВС. Именно в этом году Герой Советского Союза Григорий Бахчиванжи поднял в небо первый реактивный самолет-истребитель. 18 августа 1948 г., в День Воздушного флота СССР, над аэродромом Тушино пятерка реактивных МиГов, ведущим которой был генерал (впоследствии маршал авиации) Евгений Савицкий впервые в мире продемонстрировала невиданный высший групповой пилотаж. Советская авиация в послевоенный период стремительно перевооружается на реактивные самолеты (фронтовые бомбардировщики Ил-28, дальние бомбардировщики Ту-16, истребители МиГ, Як и др.). В 1958 г. в СССР появляется морская ракетоносная авиация. Первым авиасоединением МРА становится 2-я гвардейская Севастопольская минно-торпедная авиадивизия (Крым), машины которой получают только что созданные в СССР крылатые ракеты воздушного базирования (система «Комета», включавшая КРВБ КС с дальностью пуска 60–90 км). Системами КРВБ с большими дальностями пуска ракет и более совершенной аппаратурой самонаведения оснащается и дальняя авиация. Говоря об этом, нельзя не сказать об уничтожении советской, по существу, бомбардировочной авиации (БА) в 1960-е гг. Никитой Хрущевым, первым секретарем ЦК КПСС. Произошел своеобразный разгром ВВС.

 

Su_27_cm.jpgСегодня особенно трагична ситуация в Военно-Воздушных Силах, где распад принимает тотальные масштабы. Сегодня наши ВВС уже не способны массово воспроизводить подготовленных боевых лётчиков. Их просто некому обучать. Количество лётчиков первого класса в истребительных авиационных полках сегодня не превышает пяти–семи человек. И это при максимально упрощённой за последние годы программе подготовки. При этом 85% первоклассных лётчиков имеет возраст 40–45 лет и фактически находится на пороге увольнения. Особенно острая необходимость — в командирах эскадрилий: просто некого ставить на места увольняющихся комэсок. У молодых летчиков нет ни необходимого уровня подготовки, ни налета, ни опыта. До 45% командиров эскадрильи назначаются на эту — ключевую для обучения и организации боя в ВВС должность, — не соответствуя ей ни по уровню подготовки, ни по налёту, ни по опыту. Больше полвины из них назначаются на эти должности с уровнем лётчика второго класса. Сегодня в России профессия летчика является попросту вымирающей. Количество военных училищ за 15 лет сократилось вдвое, а численность выпускаемых летчиков в три раза. Но даже из тех, кто смог получить диплом летчика, лишь немногие таковыми стали. Так, например, из 1700 летчиков, выпущенных из училищ с 1995 по 2003 год, до уровня 1 -го класса были подготовлены лишь 200 человек, а 500 вообще ни разу за эти годы не поднялись в небо. Некоторые летчики «дослужились» до звания майоров, ни разу не взлетев с аэродрома. Годовой налет большинства лётчиков уже более 10 лет держится на уровне 10 — 15 часов в год, что не обеспечивает даже просто минимально безопасный уровень полетов. Летчик, поднимающийся в небо с таким налетом, ежеминутно рискует своей жизнью. О том, что в ВВС не поступает новая техника (она с заводов полностью уходит в зарубежные армии) не говорит только ленивый. Серийное производство основных типов самолетов для авиации РФ с начала 90-х годов практически прекратилось.

 

6_cmm.jpgНо одновременно сократилось производство запасных частей, узлов и агрегатов для ремонта. Как следствие, исправность самолетного парка ВВС ныне держится на уровне 30–35%. Авиатехника считается исправной при остатке ресурса 5–10 часов и даже меньше. Средствами обеспечения полетов авиаполки оснащены не более чем на 30%. Не хватает ни техники аэродромного обеспечения, ни водителей и механиков, обслуживающих эту технику. Между тем «реформы» в ВВС, направленные на сокращение личного состава, основываются на принципе: нет авиационной техники – нет и личного состава. При этом общий уровень боевой подготовки авиачастей остается крайне низким. Отсутствуют сложные виды боевого применения, нет специализированных полигонов. Существующие полигоны оснащены в основном устаревшей контрольно-измерительной аппаратурой. Летчики слабо владеют навыками стрельбы управляемыми ракетами, ибо у них нет для этого необходимой практики. Руководители полетов тоже утрачивают навыки, так как в летную смену зачастую поднимается в воздух не более 3 машин, об управлении полетами в составе полка и говорить не приходится, ибо большая часть самолетов хронически неисправны. Износ авиационной техники составляет более чем 57%. Из них 55% эксплуатируются более 15 лет, 40% от 5 до 10 лет и всего 20 самолетов менее 5 лет. Так в ВВС на такую технику приходится более 50%, а в ПВО — более 70%. В настоящее время 87% авиационной техники эксплуатируется за счет продления ресурсов и сроков службы. При этом максимальный срок продления эксплуатации большинства этих самолетов, истекает в 2005 — 2009 годах, после чего последует их неизбежный вывод из боевого состава. По самым оптимистичным подсчетам скоро из боевого состава ВВС РФ будет исключено 3 200 самолетов и более 1300 вертолетов. Аэродромная сеть России сейчас меньше сети РСФСР в 2 раза и на сегодняшний день находится в критическом состоянии. Более 70% аэродромов требуют капитального ремонта или реконструкции. Износ авиатехники составляет около 60%… …Для перевооружения Вооруженных Сил требуется существенное увеличение ежегодных поставок вооружения и военной техники в объемах до 5% от их количества, соответствующего боевому составу Вооруженных Сил. Это соответствует примерно следующим количественных показателям: 140–150 самолетов, 40 — 60 вертолетов. Эти показатели от 2 до 5 раз превышают предусмотренные Государственной программой вооружения. И даже столь радикальное увеличение объемов закупок вооружения и военной техники позволит перевооружить весь парк вооружения и военной техники, обеспечив поддержание его в требуемой степени технической готовности, только в течение 20 — 25 лет, или к 2030 году…

 

                                                                           Наши Крылья (31.9 MB)

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »