РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Музыкальная пауза
Автор admin   

1_cm.jpg5 августа 1905 года в армянской деревне Санаин в семье плотника родился авиаконструктор Артём Иванович Микоян. А. И. Микоян учился читать и писать в деревенской школе, а затем, в 1918 г., семья переехала в Тбилиси, где он продолжил учёбу вместе со своим старшим братом Анастасом. В 1923 году  Микоян поступил в техническое училище при машиностроительном заводе  в  г. Ростове-на-Дону и следующий год проработал токарем железнодорожной мастерской.

 

 

 

 

После возвращения из армии он поступил на работу на завод «Компрессор» и в 1931 г. его приняли на учебу в Военно-воздушную инженерную академию им. Н. Е. Жуковского. Там он, помимо прочего, прыгал с парашютом и научился управлять самолетом. В 1935 г. Микоян и два других слушателя академии – Самарин и Павлов, построили легкий самолет «Октябренок», который имел оригинальные для того времени средства механизации крыла – закрылки и предкрылки. Полетная масса авиетки составляла 250 кг, она развивала скорость 130 км/ч при двигателе в 22 л.с. В 1937 г. на «Октябренке» был совершен полет, и авиетка получила положительную оценку Центрального аэроклуба.

 

22 октября 1937 года после защиты дипломного проекта Микояну присвоили звание «военного инженера-механика Военно-Воздушных сил РККА». В 1937 году Микоян закончил академию с красным дипломом и был назначен представителем военной приемки на завод № 1 им. Авиахима. На этом заводе размещалось ОКБ Н. Н. Поликарпова, и завод занимался производством истребителя И-153 Чайка. Сначала Микоян занимался приемкой самолетов, а затем был назначен представителем заказчика (ВВС) в ОКБ Поликарпова. С этого времени он работал в постоянном контакте с Н. Н. Поликарповым. Двумя годами позже, в марте 1939 г., Поликарпов попросил Микояна помочь ему в организации и обновлении производства И-153. В это время его заметили директор завода П. А. Воронин и главный инженер П. В. Дементьев (после ухода П. А. Воронина на пост зам. наркома авиапрома в январе 1940 г. П. В. Дементьев стал директором завода). Летом 1939 года авиаконструкторов принял Сталин, которому понравилась формула будущего самолета – «скорость плюс высота». В декабре 1939 года при заводе организовали новый опытно-конструкторский отдел (ОКО); возглавили его Микоян и Гуревич. Группа Микояна и М. И. Гуревича сконструировала небольшой моноплан «МиГ-1» из древесины и фанеры с низкорасположенным крылом. На самолете установили довольно мощный двигатель А. А. Микулина «АМ-35А». Первый полет «МиГа-1» состоялся в апреле 1940 г. В результате самолет отметили за довольно хорошие аэродинамические качества при повышенной нагрузке на крыло, за усовершенствованные системы охлаждения и выхлопа. Благодаря мощному мотору моноплан развил скорость до 628 км/ч. В результате А. И. Микоян вместе с Гуревичем решил одну из сложных задач по повышению скорости горизонтального полета. После устранения всех недоработок «МиГ-1» принял участие в параде на Красной площади 1 мая 1940 г.

 

Коллектив конструкторского бюро работал в духе взаимопонимания и сотрудничества. Микоян брал на себя подготовку решений, но с учетом реальных возможностей производства и государства. Он успешно сочетал демократизм с твердой дисциплиной, умел уважать мнение сотрудников, не терпел обманов и нежелания учиться. На базе «МиГа-1» стали создаваться модификации. Каждая новая модель отличалась от предыдущей усовершенствованными элементами конструкции. Бюро Микояна продолжило работу по проектированию истребителей нового типа. Оно создало такие известные самолеты, как «МиГ-3» (ему даже установили памятник в бронзе на реке Оке), «И-222» (ЗА) мощностью 1400 л. с., «И-224» (мощностью 1800 л. с.). А. И. Микоян в конце 1940 года получил орден Ленина.

 

В 1941 — 45 под руководством Микояна создан ряд истребителей с высокими лётно-техническими характеристиками, в том числе И-250 с комбинированной силовой установкой. А. И. Микоян был одним из первых, кто оценил будущее реактивной авиации. Первым его самолетом такого типа стал «МиГ-9» с двумя турбореактивными двигателями. Одновременно с основной работой по созданию самолетов конструкторское бюро А. И. Микояна занималось проблемой создания стреловидного крыла, которое значительно бы увеличило скорость самолета. Основным его недостатком был меньший угол атаки и меньшая подъемная сила, что осложняло взлет, маневренность и посадку летательного аппарата. Но такое крыло было просто необходимо для обеспечения полетов на околозвуковых и сверхзвуковых скоростях. Вслед за первыми реактивными самолетами конструкторское бюро Микояна сумело создать новые истребители — более скоростные, совершенные и надежные. Одним из таких стал «МиГ-15» — оборудованный самой современной техникой, более совершенной герметичной кабиной и катапультируемым креслом. Его полет состоялся в 1947 г. Максимальная скорость «МиГа-15» составила 1050 км/ч, его потолок — 15 тыс. м.

 

                                                                          Russian sky (30.7 MB)

 

 

 

Следом появился «МиГ-17» — первый отечественный сверхзвуковой самолет, преодолевший звуковой барьер. На его базе затем создавался перехватчик «МиГ-17ПФ» с радиолокационной системой и форсированным двигателем. К началу 50-х гг. советская авиатехника получила возможность создавать сверхзвуковые боевые самолеты со стреловидным крылом, с навигационно-прицельной системой, летающие и днем и ночью в сложных метеорологических условиях. Именно таким и был «МиГ-19» с двумя двигателями, разработанный конструкторским бюро Микояна в 1954 г. В связи с 50-летием и за заслуги в создании новой техники Микояна наградили орденом Ленина. 20 апреля 1956 года ему было присвоено звание Героя Социалистического Труда. 20 декабря 1956 года Микояна назначили генеральным конструктором, в июне 1957 года вторично удостоили звания героя Социалистического Труда.

 

Гай Лазаревич Туманян, Артем Иванович Микоян, Григорий Саркисович Егиазаров Одновременно с совершенствованием «МиГа-19» в течение нескольких последующих лет происходило создание других самолетов. В это время к Артему Ивановичу, принимающему участие во всех испытаниях своих самолетов, сильно возрос интерес за рубежом как к создателю современных самолетов-истребителей, которым нет равных в мире. Появившийся к этому времени «Миг-21» просто поразил своими данными: он на большой скорости пролетал на довольно низкой высоте, у него была меньшая скорость приземления, меньший угол атаки, более тяжелое вооружение. Самолет отличался легкостью и удобством в управлении и обслуживании, обладая при этом хорошими летными качествами. Как создатель самолетов Артем Иванович Микоян принадлежал к числу наиболее выдающихся авиационных конструкторов мира. Ни один из русских самолетов не пользуется такой славой на Западе, как «МиГ» в его многочисленных модификациях. На самолетах Микояна установлено 55 мировых рекордов. Артем Иванович скончался 9 декабря 1970 года после операции на сердце. Похоронили его на Новодевичьем кладбище. На памятнике отмечено, что он был академиком, доктором технических наук, генерал-полковником инженерно-технической службы, дважды героем Социалистического Труда, лауреатом Ленинской и 6 Государственных премий.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »