РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Hawker Hurricane
Автор admin   

1_cm.jpgХоукер Харрикейн — британский одноместный истребитель разработанный фирмой Hawker Aircraft Ltd. в 1934 году. Различные модификации этого самолёта могли действовать как перехватчики, истребители-бомбардировщики (известные так же как «Hurribombers») и штурмовики. Для действия с авианосцев существовала модификация называемая Sea Hurricane. «Харрикейн» был разработан Hawker Aircraft Ltd в ответ на запрос Министерства авиации на постройку истребителя вооружённого восемью пулёметами и новым двигателем Rolls-Royce PV-12, который позже станет известным под именем «Merlin».

 

 

 

Разработка начатая в начале 1934 года под руководством Сидни Кэма (Sidney Camm) была отвергнута Министерством авиации и Кэм предложил выпустить самолёт как частную инициативу компании Hawker. Для экономии «Харрикейн» был разработан с использованием как можно большего количества существовавших инструментов и оборудования. В действительности самолёт был версией успешного Hawker Fury выполненной как моноплан. Это был главный фактор последующего успеха «Харрикейна». Hurricane Mk1, серийный номер: R4118. Этот «Харикейн» совершил 49 боевых вылетов, уничтожил три и повредил еще два вражеских самолёта.На ранних стадиях разработки «моноплан Fury» оснащался двигателем Rolls-Royce Goshawk, но немного позже заменён на «Мерлин» и оснащён убирающимися шасси. Разработка стала называться «моноплан-перехватчик» и к маю 1934 года была готова в деталях. Для тестирования в аэродинамической трубе Национальной физической лаборатории в Тэддингтоне была построена модель в масштабе 1:10. Серия тестов подтвердила, что жизненно важные аэродинамические качества разработки в порядке и в декабре того же года была построена полноразмерная модель.

Первый прототип, K5083 начал строится в августе 1935 с двигателем PV-12 Merlin. Законченые части самолёта были доставлены на автодром Brooklands, где у Hawker был сборочный ангар, и собраны 23 октября 1935 года. Наземное тестирование заняло около двух недель и, 6 ноября 1935, под управлением главного тест-пилота Hawker P. W. S. Джорджа Булмана (George Bulman) прототип поднялся в воздух в первый раз.

 

                                                                             1940_1 (27.7 MB)

 

 

 

Несмотря на более высокую скорость, по сравнению со стоявшими на вооружении RAF бипланами, дизайн «Харрикейна» был уже устаревшим. Выполнен по традиционной технологии Hawker что и бипланы, где сварным соединениям предпочитались заклепки. Он имел ферменный фюзеляж из стальных труб высокой прочности, к которому крепились лонжероны, обтянутые льняной тканью. Такая конструкция означала высокую прочность «Харрикейна» и большее сопротивление разрывным снарядам чем покрытый металлом Supermarine Spitfire. Изначально крыло состояло из двух лонжеронов и так же обтягивалось тканью. Цельно металлическое крыло из дюралюминия было разработано лишь в апреле 1939. Таким крылом оснащались все последующие модификации. Простота в обслуживании, широкая колея шасси, хорошие лётные характеристики позволяли «Хэрикейну» широко использоваться на театрах военных действий, где надёжность, удобство управления и стабильная платформа для вооружения являлось более важным чем лётные характеристики, например в роли штурмовика.

В США «Харрикейн» был отправлен в серийное производство уже июне 1936 в основном благодаря своей относительной просте конструкции и лёгкости производства. В перспективе все более и более вероятной войны важно было снабдить RAF эффективным истребителем как можно быстрее, если производство гораздо более совершенного «Спитфайра» столкнется с трудностями, в то время когда для «Харрикейн» используется отточенная техника производства. Этот же фактор был важен для обслуживающего персонала эскадрилий, который имел опыт сервиса и починки самолётов схожей с «Харрикейном» конструкции, простота конструкции которого позволяла выдающиеся импровизации при починке в мастерских эскадрилий. Первый серийный самолёт с установленным двигателем Merlin II совершил первый полёт 12 октября 1937 года. В декабре первые четыре самолёта поступили на службу в 111 эскадрилью на базе RAF Northolt. К началу войны было произведено около 500 «Харрикейнов», которыми укомплектовали 18 эскадрилий.

 

                                                                               1940_2 (30.4 MB)

 

 

 

В ответ на запрос французского правительства на десять истребительных эскадрилий для оказания воздушной поддержки эйр чиф маршал сэр Хью Даудинг командующий штабом истребительных сил RAF настоял на том, что такое количество самолётов сильно ослабит обороноспособность Великобритании. Поэтому лишь четыре эскадрильи «Харикейнов» были переброшены во Францию. «Спитфайры» оставлены для защиты британских островов. Первой прибыла 73-я эскадрилья 10 сентября 1939 года. Скоро за ней последовали 1-я, 85-я и 87-я эскадрильи, а ещё немного позже 607-я и 615-я. В мае следующего года 3-я, 79-я и 504-я эскадрильи прибыли для подкрепления в виду набирающего обороты немецкого Блицкрига. 13 мая 1940 дополнительные 32 «Харикейна» прибыли на фронт. Все десять запрошенных эскадрилий дествовали с баз во Франции и в полной мере ощутили всю мощь германского наступления. 17 мая, после первой недели боёв, только три эскадрильи были боеспособны.

Несмотря на тяжёлые потери, «Харикейны» уничтожили примерно вдвое больше вражеских самолётов чем потеряли сами. Флаин офисер Edgar «Cobber» Kain одержал первую победу в октябре 1939 года во время его службы во Франции. Впоследствии он стал первым асом-истребителем RAF Второй мировой войны. В июне 1940 года, направляясь в Англию в увольнение, покидая аэродром он разбился насмерть совершая низко высотную «петлю победы». 27 мая 1940 13 самолётов из 505-й эскадрильи перехватили 24 Heinkel He-111 сопровождаемых 20 Messerschmitt Bf 110. В течение боя 11 «Хенкелей» было сбито, остальные повреждены. «Харикейны» понесли лёгкие повреждения. В конце июня 1940 года, после падения Франции, в большинстве эскадрилий RAF на вооружении стояли «Харикейны».

 

Битва за Британию официально продолжалась с 1 июля по 31 октября 1940 года, но тяжелейшие бои происходили между 8 августа и 21 сентября 1940. «Спитфайры» и «Харикейны» прославились в боях защищая Британию против мощи люфтваффе — «Спитфаеры» чаще перехватывали немецкие истребители, давая возможность «Харикейнам» сфокусироваться на бомбардировщиках. Несмотря на несомненное превосходство в технических характеристика «Спитфаера» перед «Харикейном», на долю последнего приходится большее количество побед в этот период войны: 1593 из 2739 всего сбитых. Крестом Виктории был награждён Эрик Николсон за свои действия 16 августа 1940 когда он был атакован тремя Bf-110. Николсон был тяжело ранен, а его «Харикейн» повреждён и горел, но прочная конструкция оставалась целой. Во время попытки покинуть самолёт Николсон заметил что один Bf-110 преследует его повреждённый «Харикейн». Он вернулся в кокпит, вывел горящий самолёт из пикирования, атаковал врага и сбил Bf-110.

«Харикейны» сыграли значительную роль в обороне Мальты. 10 июня 1940 года, в день когда Италия вступила в войну, Мальту защищали оставшиеся несколько Gloster Gladiator, которые должны были устоять против значительно превосходящих сил итальянских ВВС в течение следующих трёх недель. Четыре «Харикейна» присоединились к ним в конце июня и весь следующий месяц они вместе отражали атаки 200 вражеских самолётов с баз в Сицилии, потеряв только один «Гладиэйтор» и один «Харикейн». Следующее подкрепление из 12 «Харикейнов» и двух Blackburn Skua прибыло на авианосце HMS Argus 2 августа. Это побудило итальянцев задействовать немецкие пикирующие бомбардировщики Junkers Ju 87 для попытки разрушения аэродромов. В конце концов, чтобы сломить сопротивление Мальты, на базу в Сицилии прибыло соединение люфтваффе, многочисленные атаки которого на остров в течение следующих месяцев не дали результата. Прибывшее в конце апреля 1941 года подкрепление из 23 «Харикейнов», и ещё 48 месяц спустя, а также подготовка в нападению на Россию, вынудило командование люфтваффе вывести своё соединение. Так как Мальта расположена на все белее и более важном морском маршруте снабжения сил Оси в Северной Африке в начале 1942 года, люфтваффе вернулись с новыми силами для второй попытки сломить сопротивление маленького острова. В марте, когда противостояние было на своём пике, 15 «Спитфайров» вылетело с авианосца HMS Eagle, чтобы присоединиться к «Харикейнам», но большинство из них было уничтожено на земле атакой бомбардировщиков последовавшей сразу после приземления. И опять «Харикейны» выступали основной боевой силой до следующего подкрепления.

В СССР было поставлено в период 1941–1945 года 2 952 истребителя «Харикейн». Самолеты «Харикейны» Mk II сыграли значительную роль в воздушной обороне Советского Союза в 1941 году, когда немецкие войска приближались к Ленинграду, Москве и нефтяным месторождениям на Кавказе. Великобритания решила посылать помощь в СССР морем в северные порты конвоями, которые должны проходить вне радиуса действия самолётов люфтваффе действующих с баз в Финляндии. Двадцать четыре «Харикейна» Mk IIB из 81-й и 134-й эскадрилий прибыли на авианосце HMS Argus 28 августа 1941 в Мурманск. Ещё 15 самолётов были доставлены в разобранном виде на грузовых кораблях. В дополнение к своей обязанности охранять конвой с воздуха, «Харикейны» так же были задействованный в прикрытии советских бомбардировщиков. Всего в 1942 году в Мурманск было доставлено 845 «Харикейнов».На службе в Советском Союзе «Харикейны» часто перевооружались: вместо пулемётов устанавливались две 20-мм пушки ШВАК и два 12,7-мм пулемёта БС. В 1942 году правительство Великобритании предложило для поставки в СССР модификацию Мk.IIС уже оснащённую четырьмя 20-мм пушками «Hispano». После испытания в НИИ ВВС было решено отказаться от поставок «Харикейна» на основании его недостаточных ТТХ. 

 

Африканский ТВД Первые «Харикейны» появились в Северной Африке в августе 1940 года. Ими была вооружена одна эскадрилья. Формирование других эскадрилий происходило очень медленно, так так оборона Англии считалась более важной чем Африканская кампания. «Харикейны» чаще всего использовались в качестве лёгких бомбардировщиков для штурмовки наземных целей и несли значительные потери от зенитного огня. В течение пятидневного сражения под Эль-Аламейном, начавшегося вечером 23 октября 1942 года, шесть эскадрилий «Харикейнов» уничтожили 39 танков, 212 автомобилей и бронетранспортёров, 26 заправщиков, 42 орудия и 200 единиц другой техники, сделали 842 боевых вылета и потеряли 11 пилотов. Выполняя типичную роль поддержки наземных войск 13 марта 1943 года, «Харикейны» базировавшиеся на базе Castel Benito близ Триполи без потерь для себя уничтожили 6 танков, 13 бронеавтомобилей, 10 грузовиков, пять полугусеничных тягачей, пушку, прицеп и грузовик радиосвязи.

Лучшим асом, летавшим на «Харикейне» был сержант Хэмиш Додз из 274-й эскадрильи уничтоживший 14 самолётов противника, ещё шесть были не подтверждены и ещё семь он повредил.

Всего было произведено около 14 000 «Харрикейнов» и его модификации для действия с авианосцев «Си Харрикейн». Большинство из них было построено компанией Hawker (которая производила их до 1944 года) и Gloster Aircraft Company. В Austin Motor Company построили 300 «Харрикейнов». Canada Car and Foundry расположеная в Форт Уильяме в Онтарио построила 1400 «Харрикейнов» модификации Mk.X.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »