РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Музыкальная пауза
Автор Дмитрий Масуренков   

Me_110_cm.jpgГрозным именем кинопулемет (или фотокинопулемет) называли киноаппарат, который устанавливался на самолете и был предназначен для тренировок летчиков в воздушной стрельбе. Подобные киноаппараты появились в самом начале 20-х годов прошлого века, а одной из первых их начала выпускать фирма «Дебри».

 

 

 

 

По своей форме эти кинопулеметы в точности повторяли форму пулеметов авиационных, ставились на место штатного пулемета на аэроплане и снабжались таким же авиационным прицелом, только вместо патронов заряжались 16-, 35- или даже 65-мм кинопленкой. При нажатии на спусковой крючок кинопулемет фиксировал на кинопленку положение самолета по отношению к поражаемой цели и время стрельбы. Работал он от пружины или бортовой сети, число кадров и скорость съемки зависели от скорострельности настоящего пулемета и числа пуль в боекомплекте: одна пуля — один кадр, частота стрельбы — частота съемки.

                                                                         Gun camera (20.7 MB)

 

В конце 30-х годов кинопулемет стал штатной принадлежностью большинства моделей боевых истребителей. Работал авиационный кинопулемет синхронно и синфазно с пушками и пулеметами самолета, включался и выключался одновременно с ними единой пусковой кнопкой. Но некоторые модели позволяли производить съемку и независимо от работы оружия. Кинопулеметные кадры были самыми лучшими объективными документами воздушного боя, позволяли проанализировать важнейшие этапы действия летчика, выявить его ошибки, продемонстрировать молодым пилотам приемы и тактику воздушных атак. По результатам анализа снятой пленки летчику засчитывалась победа над противником. Именно кадры воздушных боев, которые были получены с помощью кинопулеметов, включены во множество фильмов, посвященных второй мировой войне. К сожалению, даже самые новые модели советских самолетов, участвовавших в Великой Отечественной войне, кинопулеметами не комплектовались. Только в самом конце войны на новейшие советские истребители, специально для летчиков-асов, которые занимались свободной воздушной охотой, их стали устанавливать. По программе военной помощи (ленд-лизу) США поставляли в нашу страну истребители «Аэрокобра». На таком самолете начиная с 1942 года и до конца войны провоевал наш выдающейся летчик, трижды Герой Советского Союза А. И. Покрышкин. «Аэрокобра» комплектовалась кинопулеметом, который монтировался в консоли крыла и представлял собой 16-мм киноаппарат Fairchild Aviation Corojration с объективом 100 мм, установленным на «бесконечность». На объектив навинчивался желтый светофильтр для притемнения неба. Относительное отверстие регулировалось от 3,5 до 16, обтюратор шторного типа имел угол открытия 150Ґ. Частота съемки регулировалась в зависимости от скорострельности оружия с коэффициентом ускорения 1,6; 3,2 или 6,4 и могла составлять от 20 до 50 кадров в секунду. К киноаппарату прилагалась кассета емкостью 50 футов (17 м). Питание двигателя аппарата осуществлялось от бортовой сети. В кинопулемете отсутствовали контрольные приборы и визир — они просто были не нужны.

                                                                              Bf-110 (17.1 MB)

 

К средине 1944 года Красная армия наступала на всех фронтах от Баренцева до Черного моря. Каждый день по радио и в газетах сообщалось о новых победах и новых освобожденных городах. А вот с показом на экране этих событий возникли определенные затруднения, сказывалась катастрофическая нехватка кинооператоров и киноаппаратуры — слишком велик был размах наступления. Действия целого фронта протяженностью в сотню километров снимали 3…5 операторов, а нужно было по крайней мере человек 20…30.В желании как можно полнее запечатлеть на пленке все события грандиозного наступления начальник киногруппы Третьего Белорусского фронта кинорежиссер А. И. Медведкин предложил создать из молодых, но опытных солдат и сержантов-разведчиков киногруппу, научить их простейшим приемам съемки и вооружить кинопулеметами с истребителей «Аэрокобра». А. И. Медведкина всегда отличало стремление искать новые организационные формы для съемок оперативной хроники. Еще в 30-е годы по его инициативе и под его руководством был организован «Кинопоезд» — киностудия, размещенная в нескольких железнодорожных вагонах. Там базировалось несколько съемочных групп, кинолаборатория, просмотровый зал, монтажные, типография, автомобили. Поезд курсировал по главным социалистическим стройкам, на каждой из них снималась серия оперативных репортажей, которые уже на следующий день показывались на местах, что даже по нынешним видеовременам может служить образцом подлинной оперативности. По мысли Медведкина, операторы, вооруженные такими простейшими киноаппаратами, должны были находиться на самых важных участках фронта и вести съемку в центре боевых действий, непосредственно на передовой рядом с солдатом-пехотинцем. Конечно, Медведкин отлично понимал, что качество изображения на 16-мм пленке будет не очень хорошее, но в то время другого выхода просто не было. Идею Медведкина в принципе поддержало и кинематографическое, и военное, и политическое начальство, но воплощение ее потребовало немало времени, организационных и технических усилий. Сама камера кинопулемета не предназначалась для обычных съемок, даже просто удерживать ее в руках было неудобно, а отсутствие визира не позволяло «видеть» снимаемый кадр. Превращение авиакамеры в камеру ручную шло под руководством И. Б. Гордейчука, главного инженера Центральной студии документальных фильмов (ЦСДФ).

Для камеры был изготовлен деревянный приклад со спусковым крючком, схожий с прикладом автомата. Вскинув приклад к плечу, можно было вести съемку с рук. Для наблюдения за снимаемым кадром сверху на корпус камеры был установлен простой визир, а частоту съемки отрегулировали на 24 кадра в секунду. Самая большая проблема возникла с электропитанием мотора кинопулемета. Попытки сделать пружинный привод не увенчались успехом, пришлось делать специальный 20-вольтовый аккумулятор. Он весил более 10 кг, обладал малой емкостью и требовал постоянной подзарядки, но с этими недостатками пришлось примириться. Для удобства аккумулятор был заключен в особый ранец, который носил за спиной оператор. За создание этой камеры И. Б. Гордейчук был награжден орденом Красной звезды. К средине 1944 года, когда изготовили уже около 70 подобных камер, были созданы две группы для подготовки солдат-операторов, в каждой по 15 человек. Одной руководил — Н. Лыткин, другой — Г. Голубов и А. Зенякин. Боевого опыта курсантам было не занимать, все они уже имели награды за проявленные мужество и отвагу, а вот о том, как снимать кино, никто из них не имел ни малейшего представления. Учиться приходилось всему: навыкам зарядки кассет и камеры (а зарядка этой камеры была весьма и весьма сложной), правильно держать киноаппарат, профессионально исполнять основные съемочные приемы, грамотно «брать кадр», снимать монтажно, а главное, выбирать наиболее важные моменты снимаемого события. Короче говоря, руководителям курсов за очень короткий срок нужно было научить своих курсантов всему тому, чему операторов обычно учат в течение нескольких лет. Причем снимать солдатам-операторам предстояло в разгар боев, ежесекундно рискуя жизнью.

Вот мнение Н. Лыткина: «На опыте занятий с сержантами я убедился: обучить технике киносъемки человека можно за два-три месяца. Остальное — общая культура и вкус — приложится». Но для этого приходилось заниматься ежедневно и почти круглосуточно. В начале 1945 года, когда наши войска уже вступили в Восточную Пруссию, после строгого экзамена выпускники курсов получили звание «сержант-оператор» и были направлены в наступающие части. В передовых частях появились операторы с киноаппаратом, похожим на автомат, и с аккумуляторным ранцем за плечами. Опытные разведчики оказывались в самом центре боев, ходили с аппаратом в разведку, снимали атаки в первой цепи наступавших солдат. По свидетельствам А. Медведкина, Н. Лыткина, Г. Голубова и журналиста Е. Воробьева, они с огромным риском для жизни фиксировали на пленке поистине уникальные события: рукопашные бои, засады, взятие «языка», штурмы опорных пунктов. Правда, в горячке боя многие из них часто забывали о полученных навыках и водили кинопулеметом, как автоматом, а в результате изображение получалось полностью смазанным.

Но, к величайшему сожалению, снимающие солдаты не смогли заменить профессиональных кинохроникеров, а 16-мм аппарат кинопулемета — киносъемочную камеру. Не только потому, что изображение на 16-мм пленке получалось низкого фотографического и технического качества, в том числе и из-за того, что ее проявляли в кустарных условиях походных авиационных фотолабораторий, да и перевод с 16-мм формата на 35-мм так и не был налажен. Основной «недостаток» подобных съемок, особенно по тогдашним меркам и требованиям к содержанию кинохроники, заключался в том, что снятые кадры казались «скучными», маловыразительными, нередко слишком натуралистичными. Солдатский труд в атаке или в окопе не располагал к наблюдениям, солдат видел и снимал только то, что происходит перед ним. Смотреть на происходящее со стороны у него просто не было возможности. Жестокая и кровавая проза войны, увиденная солдатом-фронтовиком на переднем крае, выглядела на экране слишком шокирующей, да и опыта профессиональной монтажной съемки у начинающих операторов просто не хватало. Впрочем, подобные проблемы возникали и у профессиональных фронтовых операторов. Наверно, сегодня мы бы смотрели эти кадры совершенно другими глазами, но тогда никто не смог оценить истинную историческую важность подобных съемок. Никто не позаботился о сохранности снятых негативов, и они бесследно исчезли. Во всяком случае, об их судьбе ничего не известно. А вот солдатский кинопулемет остался как память о войне и людях, которые ее снимали.  

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »