РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Памятка новичку № 9 ч.1
Автор DEDA   

ГЛАВА 9

0_cm.jpg«Авиация — это такой вид оружия, в котором особенно большую роль играет качество, а не количество. Это относится и к технике, и к выучке людей.… У нас важным считалась массовость в противовес качеству. А это являлось показателем слабости нашей авиационной культуры. Наши летчики, особенно истребители, прибывали на фронт как пополнение, имея иногда всего 8–10 часов налета на боевых самолетах. Как говорили командиры полков, такие истребители „кроме капота мотора, перед собой ничего и не видели“

                                                                                                    М. М. Громов

 

 

 

Вот уже, который год существования популярных симуляторов виртуального воздушного боя новички продолжают ломать копья, над простым казалось бы вопросом: что было раньше: личные врождённые способности пилота, собственно характеристики его истребителя, тактика или личный опыт? Слово «тактика» имеет греческие корни. Оно происходит от глагола «упорядочивать». Тактика контрастирует с другим понятием — стратегия. Тактика же, в отличие от стратегии на первый взгляд, что-то краткосрочное, сиюминутное, простое. Моей целью всегда было — помочь вам улучшить ваши навыки принятия решений, нахождения ответов на эти «простые» вопросы. Продуманный замысел воздушного боя — это, безусловно, то, без чего, даже самый распрекрасный истребитель превращается лишь в безликое сочетание металла и технических характеристик. А добиться успеха в воздушном бою можно только при умении летчика полностью использовать сильные стороны своего самолета и слабые стороны самолета противника. Так кто же из них главнее? Кто — яйцо, а кто — курица? Впрочем, применительно к воздушному бою ответить на этот вопрос казалось бы достаточно просто. Ибо сама идея создания истребителя проистекала из некоего алгоритма действий, которые следует выполнить для достижения результата, а именно: безусловного уничтожения вражеского самолёта. Родилась она на свет задолго до того, как появились машины, способные эти самые задачи выполнять. Формула: «сблизился-атаковал-уничтожил» — примитивна, а поэтому очень соблазнительна. Для новичка все тактические решения чаще всего лежат на поверхности. Ведь чем доступнее, проще решение — тем лучше…

Нынешние новички, да собственно и вчерашние не особо спешат оптимизировать свои тактические приёмы — мол, мощности оружия или движка хватит, чтобы сгладить все их недостатки боевой или лётной подготовки. Но пилот-истребитель же, даже в виртуальном бою, должен распознавать множество видов всевозможных сигналов. О чём я? Когда мы атакуем или сами находимся под атакой, минимальным информационным элементом для нас становится движение хаткой за мелькнувшим рядом самолётом противника, подсказка ведомого в ТС, неожиданный след трассера над кабиной. Итого — несколько десятков различных сигналов! Все они помогают или мешают летчику вести непрерывное наблюдение за целями, резко изменяющими свое положение в пространстве. Мешают или помогают атаковать или защищаться. А собственно навыки управления виртуальным самолетом в свою очередь, по идее, не должны препятствовать выполнению маневров, которые обеспечивали бы достижение и удержание в бою позиционного преимущества. Так, где же эта золотая середина между тем «как есть» и «как должно» быть в идеале? Соблазн «отключить» половину из этих сигналов очень велик. Наверное, каждый замечал за собой подобные грехи: не видел, не подумал, понадеялся и т. д. Как с этим явлением бороться? Как вы принимаете решения? Скорее всего, в 99% случаев вы просто не думаете об этом. Решения принимаются “на автомате”. И это, в общем, правильно. Зачем усложнять на первый взгляд простые вещи?

Начнем с главного — разбивки кажущегося единым пространства воздушного боя на более мелкие «кусочки». Это только для нас, новичков, воздушный бой выглядит существом монолитным и единым и ограниченным. Это не так: видимых границ воздушный бой не имеет. Как минимум новичок понимает, что он идёт на разных высотах и «привязан» к различным квадратам карты. Теперь, нужно отбросить всё это и понять, что бой существует и на разных логических уровнях. Сколько пилотов вы видите в вашем списке противников — столько и уровней. От самого примитивного «начального», до «изощрённого». И до боевого вылета в Интернете всё внимание вы должны сосредоточить на логической обработке этих человеческих данных. Вы пришли побеждать, а значит начните с главного: анализа. Правда, таким анализом занимается менее десяти процентов пилотов, которые интуитивно понимают: «Какой толк от десятков результативных вылетов, если бою не предшествовал анализ или не было последующего разбора ошибок»?

Мгновенные решения хороши в двух ситуациях: когда раздумывать некогда и когда раздумывать не над чем. На Востоке говорят, что если размышления долгие, то решение не будет хорошим. Бессознательное принимает решение очень быстро. Время уходит не на то, чтобы решение “придумать”. Время уходит на то, чтобы решение боя заметить. Осознать. Впрочем, эти «уровни» проложили до вас. На физическом уровне — бой уже разбит на очаги, которые в свою очередь делятся на секторы и эшелоны и т. д. И весь этот невидимый глазу логический объем воздушного боя, занят опытными пилотами. Вам ещё сложно это представить. Вас, как новичка сейчас волнуют другие проблемы, но знать об этом вы должны. Мистика, волшебство? Ничуть. Просто, рассказывая о логической структуре боя, я намеренно пропустил очень важный момент — создание вашей маленькой личной системы выживания. А именно она позволяет окончательно утрясти данные о боевой обстановке и в любой момент извлечь из этой информационной «помойки» нужный кусочек для достижения победы. Люди — это существа, постоянно создающие смысл из окружающей бессмыслицы. Поскольку внимания у нас иногда очень мало, то на помощь приходит память. Она подсказывает пилоту, куда лучше всего направить внимание в той или иной ситуации и где от него будет больше всего пользы остальным.

Чтобы не заблудиться в собственных мыслях, создайте в самом начале своего пути специальный «путеводитель». Заведите тетрадку — дневник. Это удобно: при таком способе размещения не нужно лихорадочно искать где-то в памяти кусок информации, который подходит для конкретного сервера, пилота, самолёта. Пиши туда всё что вздумается! Веди свой собственный «боевой журнал», который позволит вам быстро ориентироваться в предстоящих боях. Но ведение журнала сопряжено с немалыми трудностями — в особенности для ленивых новичков… Так важная информация уходит мимо, и вы упускаете свой шанс ускорить процесс обучения. Кому-то это всё покажется слишком нарочитым, но если наши истребители во время Второй мировой войны успевали писать отчёты для обобщения боевого опыта и рисовать схемы проведённых воздушных боёв:- так почему вам не найти время для собственных записей? Множество виртуальных пилотов не создает новых тактических приёмов самостоятельно, а лишь пользуется уже готовыми наработками или складывает в копилку крупицы собственного опыта. Потому и называют их «новичками». Впрочем, быть опытным пилотом тоже непросто. Необходимо уметь не только владеть несколькими распространенными «классическими» тактиками, но и ориентироваться в сложном бою с превосходящим по всем статьям противником. А это — всегда непросто. Существуют десятки, если не сотни разнообразных боевых ситуаций, и с каждым вылетом к ним прибавляется новые. Так стоит ли пытаться объять необъятное? Стоит! Поэтому постарайтесь для начала разбить массив данных в вашей тетрадке на несколько групп по степени важности.

Система защиты — это первый и главный посредник между вами и всеми остальными: противниками и друзьями. Это приёмы, которые объединяет большое количество полезных находок, предназначенных для защиты вашего самолёта. К выбору этих приёмов надо подходить особенно тщательно, не боясь переусердствовать. Пропускать что-нибудь действительно полезное не стоит — правильно подобранный приём для конкретной боевой ситуации может существенно облегчить вам жизнь. Хорошо просчитывает варианты своих действий не тот новичок, который это делает быстро, а тот, кто способен сделать их вовремя и правильно. Обнаруженные ошибки или невыгодные решения в воздушной схватке, как правило, оказываются самыми неприятным для новичка, так как они требуют признания в собственной неуклюжести и отсутствии навыков. В то же время, их исправление принесёт наибольшую пользу тем, кто эти проблемы опишет, проанализирует, а возможно и зарисует… Нередко сложившиеся условия заставляют нас предпринимать активные действия для обороны, перехвата инициативы или выхода из воздушного боя. Что же можно предложить начинающему виртуальному пилоту в этой связи?

 

 

00_cm.jpgВо-первых — энергичный разворот с максимальной скоростью и перегрузкой для выхода из области атак противника. Применяется при обнаружении подготовки такой атаки на большой дальности и продолжается до достижения момента разворота, не позволяющего атакующему самолёту добиться требуемого угла упреждения. Его используют в том случае, когда атакующий находится в секторе, ограниченном в стороны от продольной оси самолета не менее чем на 30°, и на дальности в пределах 600–400 метров. При выполнении этого маневра рекомендуется действовать так, чтобы вынудить истребитель противника оказаться на внешней стороне разворота, а самому не потеряв скорости уйти в максимально короткое время из зоны поражения.

 

 

1_cm.jpgВ случае если атака на ваш самолёт внезапна, а расстояние позволяет противнику открыть огонь, то вираж нужно вставать ещё более энергично, но при определённых условиях, из-за потери скорости и высоты, вы можете попасть в еще более сложное положение, если враг не проскочит вперед, а продолжит преследование. Если нельзя спровоцировать противника к проскакиванию, то для ухода в сторону применяется маневрирование с периодическим торможением. Обороты двигателя уменьшаются. Самолет ставится в такое положение, чтобы его носовая часть была намного ниже линии горизонта, и выполняет развороты с последующим возможным переводом в пикирование. В этой ситуации можно изменить направление виража и попытаться уйти резким поворотом в сторону с набором и зайти в хвост противнику, выполняющему боевой разворот. Если это не удаётся, то после пикирования летчику рекомендуется перевести самолет в вертикальную горку с разворотом в противоположную сторону.

 

 

3_cm.jpgЕсли создаются условия для выполнения маневра «ножницы»- уходите в сторону предполагаемого виража противника с набором высоты и, выполнив нисходящую горку (например) на параллельно-пересекающемся курсе зайдите в хвост атакующему. Но, конечно же, новичку лучше всего не зевать, а вовремя развернуться и после проскакивания мимо вражеского самолёта на встречном курсе выполнить энергичный вираж (боевой разворот) в противоположную развороту противника сторону (реверс). А затем продолжить маневрирование для достижения более выгодной позиции.

 

 

 

4_cm.jpgНо, конечно же, новичку лучше всего не зевать, а вовремя развернуться и после проскакивания мимо вражеского самолёта на встречном курсе выполнить энергичный вираж (боевой разворот) в противоположную развороту противника сторону (реверс). А затем продолжить маневрирование для достижения более выгодной позиции. Контратаки возможны при выполнении оборонительных маневров, когда потеря скорости, высоты и угла атаки еще сравнительно невелики. При контратаке ни в коем случае нельзя терять запаса энергии на маневрировании. Если же противник за счет крутого пикирования наберет скорость, а затем высоту, надо немедленно так же перейти в набор высоты, разрывая дистанцию, а не наоборот, и прекратить контратаку. Пара в обороне маневрирует похожим образом, сохраняя огневое и тактическое взаимодействие. Под оборонительным боем всегда подразумевается отражение атак противника при сохранении своего места в боевом порядке. Расхождение пары возможно только в исключительных случаях— при выполнении резких маневров защиты. На пример, ведомый делает поворот на атакующего в горизонтальной плоскости, а ведущий выполняет максимально крутую горку. Атакующий пару противник после разворота на ведомого пары из-за потери скорости в ходе выполнения маневра не сможет перейти на вертикаль и оказывается между самолетами разомкнувшейся пары. В этом положении ведущий, закончивший вертикальный маневр, немедленно атакует противника с пикирования. При атаке вас парой противников можно заставить противника преследовать или ведущего, или ведомого допустив размыкание собственной пары, которая выполнит одновременный разворот в разные стороны в целях рассредоточения огня противника. Или ведомый может сделать доворот на атакующих в горизонтальной плоскости, а ведущийво внешнюю сторону виража с набором высоты.

5_cm.jpgВариантов бесчисленное множество, так как любой противник по определению (простите за иронию) недостаточно хорош с точки зрения наших целей. Он не делает то, что мы бы хотели, чтобы он делал. Хуже того, он мешает нам получить то, что мы хотим. Вот тогда и возникает необходимость что-то изменить в рисунке боя. И эта задача оказывается очень сложной. А решение этой задачи и называется тактическим решением воздушного боя. Если вы вдруг почувствовали, что маневрирование даётся очень тяжело — а это бывает,— вспомните правило: «не мешай самолёту лететь, он может летать сам». Порой и это не срабатывает. Тогда просто отпустите ручку управления, и сразу поймёте, в чём дело: либо вы действительно устали, либо самолёт плохо сбалансирован триммерами.

Для каждой схватки существует свой оптимум интереса и сложности. Если вызов, который предъявляет вам ситуация, слишком велик – вы начинаете нервничать. Если он слишком мал – вам не интересно. Главным же секретом в тактике оборонительного боя всегда была активность: ответ атакой на атаку, разворот не от противника, а на противника, так как известно, что истребителя в бою спасает не бегство, а перехват инициативы. Если в воздушном бою ты допустил ошибку и вовремя её заметил, быстро её исправь и — забудь о ней. Твоя главная задача — успешно завершить бой в целом. Вопросы «как?» и «почему?», задавай себе после приземления. Каждый боевой полет насыщен сложными элементами и включает несколько этапов, в процессе выполнения которых действия виртуального пилота имеют свои особенности и отличаются по содержанию. Так, если вы — истребитель, то вы, скорее всего, ведете поиск цели, маневрируете для занятия выгодной позиции, сближаетесь с противником, атакуете или ведете маневренный ближний бой, или выходите из боя под защиту своих зениток и т. д. Но иногда вашей задачей могут быть и штурмовые действия. Давайте остановимся на этом подробнее…

Штурмовка — это организованные воздушные атаки по объектам противника, уничтожение или подавление которых оказывает непосредственное влияние на ход наземного боя. Обобщенная модель полета истребителя-штурмовика, разделяется на несколько этапов. На первом этапе, используя скрытность полета на малой высоте с задачей войти в зону ПВО как можно позже. На следующем ваш истребитель должен уклониться от поражения огнем зениток, используя скорость и маневрирование. На последнем этапе вы должны переходить к наступательным действиям, когда уклонение становится малоэффективным, единственным средством защиты остается нападение. Такое положение будет часто встречаться в практике, особенно при необходимости прямого прорыва к цели, когда обход невозможен. Здесь самолет должен иметь достаточно эффективное в борьбе со средствами ПВО оружие, а пилот обязан владеть в совершенстве специальными наступательными приемами. Вы должны иметь навыки визуального поиска, уметь различать цели по внешним признакам и привязывать их к наземным ориентирам. Какие тактические приёмы можно использовать?

 

 

6_cm.jpg«Атака с горки», с направления, обратного направлению захода на цель, применяется на малых высотах. Суть тактического приёма состоит в следующем. Группа сначала занимает на большой высоте зону ожидания за пределами района боевых действий, затем пары поочередно выходят из общего боевого порядка и выстраиваются друг за другом в процессе снижения (пикирования). Полет на последнем этапе атаки должен проходить на высоте 50–100 м над рельефом местности. Затем летчики осуществляют корректировку местоположения, находят намеченный линейный ориентир (дорогу, реку, населенный пункт) и «привязываются» к нему. После визуального обнаружения цели увеличивают скорость, а затем самолеты переводятся в крутой набор по типу полу петли. Набрав горкой высоту, выполняют манёвр и вводят самолёты в пикирование с углом до 45°. Бомбы и неуправляемые снаряды сбрасываются залпом, после чего самолеты продолжают снижение и переводятся в горизонтальный полет непосредственно у земли. Тактика истребителя-штурмовика должна быть в основном направлена на то, чтобы облегчить решение задач, стоящих перед сухопутными войсками в бою. Тактические приемы обусловливаются противодействием противника в воздухе, расположением и интенсивностью огня его зенитной артиллерии, видом атакуемой цели и типом применяемого оружия. Замысел боевого полета почти всегда подчиняется требованию своевременного прибытия к цели и точной атаки с первого захода.

7_cm.jpgНа пример, «атаку с боевого разворота» начинают немедленно после пролета звеном траверза обнаруженной цели, причем каждый последующий самолет перед вводом в пикирование разворачивается на больший угол, чем предыдущий. Боковое удаление точки начала маневра от цели обычно было соизмеримо с двумя радиусами разворота. Нередко применяется ложный пролет траверза с тем, чтобы усыпить бдительность расчетов зенитных автоматов, а затем внезапно выполняется атака с обратного направления. В этом случае точка начала маневра выносится за цель и каждый ведомый начинает разворот после пролета расчетного времени по прямой. Продолжительность разворота каждого самолета до перевода его в пикирование должна быть также неодинаковой, в результате чего получается поочередная атака «веером» из сектора 180–270° по отношению к курсу выхода на цель.

«Атака с круга» с разных направлений применяется истребителями в районах с очаговой ПВО, там, где зона прикрытия одного объекта не перекрывается другой. Используя данные воздушной разведки, группа заходит в зону ожидания, а затем размыкается. Выдерживая примерно одинаковые дистанции, вы должны образовывать замкнутый круг с большим радиусом, в центре которого находится цель. «Атака с горизонтального полета» с малой высоты производится с применением бомб одиночными самолетами или группой, выстроенной в колонну с относительно большими интервалами между самолетами. Обнаружив цель, выходите на намеченный контрольный ориентир, над которым нажимайте кнопку сброса. Для точного бомбометания необходимо выдержать заданный режим полета и не допустить рыскания и крена. Снизить уязвимость самолета в зоне зенитного огня возможно, только сократив время атаки. Атака с горизонтального полета истребителем мало эффективна и должна применяться в исключительных случаях…

 

продолжение следует…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »