РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Музыкальная пауза
Автор admin   

1_cm.jpgБитва за Британию — крупнейшее авиационное сражение Второй мировой войны, продолжавшееся с 9 июля 1940 года по май 1941. В ходе ожесточённых воздушных боёв Королевские ВВС Великобритании отразили попытки люфтваффе завоевать господство в воздухе, уничтожить британские ВВС, разрушить промышленность и инфраструктуру, деморализовать население и тем самым принудить Великобританию к заключению мира.

 

 

 

В том случае если бы это не удалось, верховное командование Германии планировало провести морское вторжение в Англию – операция «Морской лев». Чтобы оно стало возможным, люфтваффе должно было также завоевать господство в воздухе. Стратегической целью операции была подготовка к наземному вторжению на Британские острова, операции «Морской лев». Без завоевания господства в воздухе, а в идеале — полного уничтожения британской авиации, вторжение вермахта не могло быть успешным. Как говорилось в директиве Гитлера о подготовке вторжения от 16 июля 1940: «Английские воздушные силы должны быть разгромлены морально и физически, чтобы они не смогли нанести сколь нибудь существенного удара в момент высадки немецких войск.» Кроме того, бомбовые удары Люфтваффе должны были снизить экономический потенциал Британии и нарушить коммуникации. Расчет немецкого командования в этой операции строился на громадном численном перевесе Люфтваффе — примерно 3.500 бомбардировщикам и истребителям к началу Битвы за Британию противостояли лишь 700 истребителей Королевских ВВС.

                                                     

                                                                     BATTLE FOR BRITAIN (25.8 MB)

 

 

Основной костяк истребительной авиации Британии составляли «Харрикейны», сравнимые с немецкими «Мессершмиттами-109» по маневренности, но уступавшие им в скорости. Hawker Hurricane — основной истребитель Королевских ВВС в 1940 году Около трети истребителей составляли недавно принятые на вооружение «Спитфайеры», достойные противники немецких истребителей, уступавшие в скорости набора высоты и «потолке» полета, но превосходившие «Мессершмитты» в скорости и маневренности. К тому же, «Мессершмитт» требовал гораздо большего умения от пилота, в то время, как «Спитфайер» и «Харрикейн» могли «не замечать» мелких оплошностей пилотов-новичков. Последнее было особенно важно, ведь одна из главных проблем Королевских ВВС во время Битвы – нехватка летчиков. Любимое детище Геринга, двухмоторный истребитель «Мессершмитт-110» оказался гораздо слабее английских самолетов. У Люфтваффе основная нагрузка легла на бомбардировщики «Дорнье-17» и «Хенкель-111». Разработанные в начале 30х годов, они уже к началу войны считались недостаточно быстрыми и защищенными. Их главное преимущество было в количестве. К июню 1940 года Германия располагала примерно 1000 самолетов лишь этих моделей. Но у британской авиации было два козыря: система радарного обнаружения и отдаленность баз Люфтваффе. Первое позволяло поднимать истребители в воздух и направлять их против конкретных целей, максимально используя запас горючего. Второе обстоятельство означало, что немецкие истребители могли сопровождать и защищать бомбардировщики в воздушном пространстве Британии не более 20 минут. Идея радара появились и в Германии накануне войны, но была отвергнута по причине, как считало руководство армии, бесперспективности.

Бомбардировочная авиация возлагала большие надежды на радиомаяки (X-Garaet и Knickebein), следуя лучу которых бомбардировщики могли находить путь к цели. Но и в этом англичане обошли немцев – им удалось создать не только систему глушения сигнала, но и лже-маяки, которые уводили самолеты от цели. Отсутствие надежных средств навигации делало ночные налеты неточными и неэффективными. Однако тактика истребителей Королевских ВВС уступала тактике истребителей Люфтваффе. Типичный боевой порядок эскадрильи (12 самолетов) — четыре тройки, летавших плотной группой, клином острием вперед. Немцы отказались от такого построения в ходе войны в Испании, они стали использовать не тройки, а пары. (Кстати, советские летчики с испанским опытом также рекомендовали командованию отказаться от троек, но к ним прислушались лишь после нападения Германии на СССР.) В ходе Битвы за Британию некоторые британские эскадрильи стали использовать другой боевой порядок — 3 потока по 4 самолета. Это было сдвигом в правильном направлении, поскольку четверки уже могли делиться на пары. Однако немцы презрительно называли такой порядок «идиотскими шеренгами».

В первую фазу Битвы за Британию (10 июля — 10 августа) самолеты Люфтваффе еще перебрасывались на аэродромы во Франции, Бельгии и Нидерландах. Налеты совершались в основном на морские суда в Ла-Манше и устье Темзы. Проводилось и прощупывание ПВО Юго-Восточной Англии. В это время большинство лондонцев жили обычной жизнью, как будто и не было войны. Данные радаров и наземных служб наблюдения собирались в центрах управления ВВС Во второй фазе Битвы, до 7 сентября, рейды против морских конвоев продолжались, но главной задачей Люфтваффе теперь было уничтожение Королевских ВВС. Целью бомбардировок были авиабазы в Южной и Юго-Восточной Англии и радарные станции на побережье. Затем Гитлер совершил серьезнейшую ошибку, перенеся основные цели бомбардировок с объектов ВВС на британские города, в первую очередь Лондон. Гитлер полагал, что Люфтваффе сможет нанести, таким образом, громадный ущерб Британии и существенно подорвать моральных дух британцев. Однако перенос ударов с объектов Королевских ВВС позволил значительно восстановить мощь последних. Тем временем Люфтваффе несло сильные потери — большие, чем у британской истребительной авиации. В конце сентября немецкому командованию стало ясно, что поставленные перед Люфтваффе задачи выполнить не удалось. К тому же холодная осень уже не позволяла осуществить морской десант. Операция «Морской лев» была отменена.

Но бомбардировки Великобритании продолжались почти до самого конца войны. На более поздних стадиях в воздушных сражениях также принимали участие итальянские экспедиционные силы (итал. Corpo Aereo Italiano). Битва за Британию – это первое в истории серьёзное сражение, проходившее полностью в воздушном пространстве. Она явилась также первой практической проверкой теории стратегических бомбардировок, появившейся ещё во время Первой мировой войны. В то же время Германия не обладала самолётами, способными бомбить всю территорию Великобритании. Поэтому ряд аэродромов и часть промышленности (в т. ч. авиационной) гарантированно оставались вне зоны досягаемости люфтваффе. Стратегически битва была проиграна Германией ещё до её начала, единственной надеждой был бы психологический перелом в настроениях английского общества.

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »