РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
ГЛАВНАЯ arrow СТАТЬИ arrow 315-й боевой вылет майора Александра Мясникова ч.27
315-й боевой вылет майора Александра Мясникова ч.27
Автор Ю.А.Мясников, И.Г.Прокофьев, В.И.Суворов, К.И.Тарасов   

Фотография в финской книге «Красные Звезды»

1_cm.jpgЭта история началась с небольшой фотографии, напечатанной в одной из посвященной авиации книг, изданных в Финляндии. Ознакомиться с книгой нам дал возможность Виктор Николаевич Дудин, руководитель поискового объедения «Высота», который уже несколько лет, вместе со своими единомышленниками, бывшими сослуживцами – морскими летчиками Северного Флота занимается поиском сбитых в годы войны самолетов и их восстановлением.

Книга уникальна в том смысле, что ее издали в Финляндии, в стране, которая была нашим противником в двух войнах, но в которой сохранилось очень трепетное и уважительное отношение к военной истории соседнего государства. Данная книга была издана в 1993 году под названием «Красные Звезды». В ней помещено огромное количество фотографий советских самолетов и летчиков. И вот, при просмотре книги наше внимание привлекла фотография, приведенная ниже. На ней изображен советский самолет-истребитель МиГ-3, совершивший вынужденную посадку на болото. Самолет почти целый, скорее всего от встречи с каким то деревом при посадке отломана правая консоль и замяты лопасти винта. Рядом с фотографией были две пояснительные строчки, одна на английском, другая — на финском языке. Находившийся вместе с нами Константин Москвин сразу же сделал перевод текста, который гласил: «МиГ-1, бортовой номер 1, заводской номер самолета 2171, пилотируемый лейтенантом Н. М. Естиен совершил вынужденную посадку, после того, как был подбит зенитной артиллерией возле авиабазы Утти на юге Финляндии 12 июля 1941 года. Этот самолет был использован истребительной эскадрильей Балтийского флота». Полученный от Константина перевод был для нас интересен тем, что в нем указывался самолет, входивший в состав ВВС Краснознаменного Балтийского Флота.

Уже несколько лет поисковиками Общественного фонда «Поисковых отрядов Ленинградской области» ведется кропотливая работа по изучению архивных документов Центрального военно-морского архива, который находится под Ленинградом в городе Гатчина. Благодаря работе нашего специалиста Константина Тарасова, собран большой объем информации о летчиках, штурманах, воздушных стрелках и стрелках-радистах ВВС Балтийского флота. Но фамилия, указанная в книге, на первый взгляд показалась нам незнакомой. Мы стали анализировать полученную информацию: «МиГи» в 1941 году в авиации Балтийского флота имелись на вооружении только 5-го истребительного авиаполка. В наших архивных тетрадках имеется выписанный из архива доклад инженера 5-го ИАП «О проведенной боевой работе техническими службами полка в течение с 22 июня по 18 октября 1941 года». В этом документе указаны типы и номера самолетов и моторов, дата происшествия или гибели, а также фамилии летчиков, которые пилотировали самолет. В докладе, в списке потерь самолетов и моторов 5-го ИАП под номером 44 значится: «Самолет МиГ-3 № 2171, мотор АМ-35 № 0352, не вернулся с боевого задания 12 июля 1941 года, летчик Ессин».

Ессин, а не Естиен!

2_cm.jpgСразу же открываем выписанную из архива карточку на летчика: «Командир звена 5 ИАП ВВС КБФ, лейтенант Ессин Николай Михайлович, 1914 г.р. Место рождения – Челябинская область, город Верхне-Уральск, Кожевенный завод, д.247, кв. 8. Мать Пелагея Павловна, жена Анастасия Антоновна, двое детей, проживали в городе Пенза. Кадровый военный, в РККА с 1935 года. Призван на службу по спецнабору ЦК ВКП (б). 12 июля 1941года, погиб в воздушном бою (место гибели и захоронения не указано)». В архивных документах полка о судьбе лейтенанта Н. М. Ессина больше никаких упоминаний нет: не вернулся с боевого задания, погиб в воздушном бою. Где? Как? Ответов нет. Такое часто встречается в документах за 1941 год. Уходили в полет экипажи и отдельные летчики, во время выполнения боевых заданий их сбивали, рассказать об их последнем бое было некому, так как из полета никто не вернулся… В штабах – неразбериха, сказывалась неподготовленность к такой войне, документы составлялись плохо. Отступление на всем фронте, частые перебазирования, составлять оперативные сводки не хватало времени и сил. Одно слово1941 год. Рассматривая опубликованную в книге фотографию и рассуждая о сохранности самолета после вынужденной посадки, мы пришли к выводу, что лейтенант Ессин, пилотировавший данный самолет, скорее всего, остался жив и попал в плен к финнам. А так как в документах ЦВМА он до сих пор значится пропавшим без вести, вполне возможно, что он погиб позже, находясь в плену в Финляндии.

Зная, что в 1992 году между Российской Федерацией и Республикой Финляндия было подписано Межправительственное соглашение, по которому российской стороне были переданы именные списки советских военнослужащих, умерших и погибших в Финляндии, мы обратились в Ассоциацию международного военно-мемориального сотрудничества «Военные Мемориалы», которая находится в Москве. Нашу догадку подтвердил наш друг и коллега, специалист Ассоциации Сергей Садовников. Отправив официальный запрос, мы не утерпели и созвонились с ним по телефону. Действительно, в базе данных Ассоциации «Военные Мемориалы» о советских военнослужащих, погибших в плену на территории Финляндии, составленной по данным, полученным от финской стороны через Общество Красного Креста, значится: «Ессин Николай Михайлович, 1914 г.р. Умер 28 февраля 1942 года, похоронен в братской могиле в Руоколахти, Сююспохья, округ Савонлинна, Финляндия». Чуть позже, в наш адрес пришел официальный ответ, к которому были приложены копии архивных документов. Получив такую информацию, нами были подготовлены и отправлены запросы в Челябинскую область, в город Верхнеуральск. Мы понимали, что, скорее всего, родные погибшего в финском плену лейтенанта Николая Михайловича Ессина до сих пор не ведают о судьбе своего близкого человека. Буквально через неделю в нашем кабинете раздался телефонный звонок. Мужской голос, поинтересовавшись, попал ли он в Фонд поисковых отрядов Ленинградской области, представился: « Я внук Николая Михайловича Ессина, Алексей». Это было до такой степени неожиданно, что в разговоре произошла минутная пауза. Оказалось, что обе дочери Николая Михайловича, Нина и Людмила проживают в Москве. Вместе со старшей дочерью проживает их мать, жена Николая Михайловича – Анастасия Антоновна. Всю жизнь они знали, что их отец и муж не вернулся с боевого задания 12 июля 1941 года и наше письмо, переправленное им из Верхнеуральска, ошеломило их.

3_cm.jpgСпустя несколько дней одновременно пришли письма от дочери летчика Людмилы Николаевны Ескевич и работников Краеведческого музея города Верхнеуральска Челябинской области. Из письма Людмилы Николаевны: «Я, Ескевич (Ессина) Людмила Николаевна, младшая дочь погибшего в 1941 году летчика Ессина Николая Михайловича, получила от родственников из Верхнеуральска Челябинской области копию Вашего запроса главе администрации и военному комиссару. Выражаю Вам и всем людям Вашего Фонда огромную благодарность за ваше святое дело по розыску погибших и пропавших без вести в этой войне воинов… Со слов мамы известно, что папа родился в октябре 1914 года, был младшим ребенком в семье, где было еще 4 брата и 2 сестры. Работал вместе с мамой на Московском заводе «Манометр», оттуда был призван в армию и направлен на учебу в Ейскую высшую летную школу. После ее окончания был распределен на Балтику, под Новый Петергоф. Их гарнизон находился в деревне Низино. Оттуда он вылетел на задание и не вернулся… Об отце знаю со слов мамы, что он был высокий, надежный и веселый человек, участвовал в художественной самодеятельности… В конце семидесятых, начале восьмидесятых годов в деревни Борки Ленинградской области открыли памятник летчикам, погибшим на Балтийском фронте, там в списках есть и наш отец Ессин Н.М…. Мама, мы его дочери, его внук и правнучка считали мемориал в Борках местом захоронения отца, мужа и деда и не раз бывали там в дни празднования Дня Победы 9 мая…».

В письме от директора Верхнеуральского краеведческого музея сообщалось еще о некоторых подробностях: «…Большое спасибо Вам за письмо о нашем земляке Ессине Николае Михайловиче (правильно фамилия звучит как Естин)… 25 июня 1941 года, Анастасия Ессина с двумя дочерьми 1939 и 1940 годов рождения выехала из Ленинграда на Урал, к родственникам мужа. Добирались более двух месяцев, а уже 15 августа они получили извещение о том, что Николай Михайлович пропал без вести. В 1944 году Анастасия Антоновна с детьми уехала из Верхнеуральска и жила в городе Люберцы Московской области. Дочери получили высшее авиационное образование, сейчас на пенсии. Ежегодно 9 мая, они ездили в Ленинград, встречались с сослуживцами мужа и отца, которые говорили, что видели с воздуха, что самолет Ессина был сбит. В городе Верхнеуральске проживают племянницы Ессина Н.М…»

4_cm.jpgИз письма директора краеведческого музея становится ясно, почему отсутствуют более полные сведения о судьбе Николая Михайловича Ессина в архивных документах Центрального Военно-Морского архива. Значит, остались в живых участники того воздушного боя 12 июля 1941 года над финской авиабазой Утти на юге Финляндии, и они смогли вернуться на свой аэродром. Они могли доложить командованию о том, что самолет Ессина был подбит и сел на вынужденную посадку, а сам Ессин при посадке остался жив. Тогда бы в документах полка появилась бы запись: «сбит зенитной артиллерией противника в районе Утти». Но вторая часть этой возможной записи, скорее всего, была бы такая: «попал в плен». И тогда бы, эта вторая формулировка уже повлияла бы на судьбы его родных – жену и дочерей. Вспомните приказ Сталина от 16 августа 1941 года, о преследовании семей красноармейцев и офицеров, попавших в плен. За попавшего в плен офицера, отвечала его семья: родители, жены, дети. Их ссылали, сажали, истребляли. С полной уверенностью можно сказать, что однополчане единодушно не предали своего друга, не дали возможности, даже чуть-чуть усомниться представителям Особого отдела НКВД в том, что морской летчик, лейтенант Ессин Николай Михайлович честно погиб за Родину. Попав в плен к финнам, Николай Михайлович был обречен на верную смерть, ведь знал он о лютой ненависти финнов к летчикам, а особенно к тем, кто был награжден за бои в годы Советско-Финского конфликта 1939–1940 годах. За «Финскую кампанию» Николай Михайлович Ессин был награжден орденом «Красного Знамени». Он отдал свою жизнь чуть позже – 28 февраля 1942 года. И навечно остался в памяти любимых дочерей: высоким, надежным и веселым человеком.

Илья Прокофьев. Общественный Фонд поисковых отрядов Ленинградской области

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »