РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Жизнь в небе и на земле ч.14
Автор Цапов И.И.   

0_cm.jpg2 июня 1944 года оторвавшись в очередной раз от своей группы стал жертвой вражеских истребителей Филипп Морозов. Ведомым у Александра Шилкова был Виктор Головко, который очень надежно прикрывал своего ведущего, имел на своем боевом счету несколько воздушных побед. Небольшого роста, худощавый, спокойный и немногословный, никогда не вступал в пререкания при получении замечаний.

 

 

Старался молча устранить их. В строю держался за ведущим исключительно хорошо. Он не курил и очень мало пил. 21 июня к нам на Сейскар из Лавансари прилетел временно исполняющий обязанности командира полка подполковник К. До этого он занимал должность заместителя командира нашей дивизии. Ставилась задача блокировать вражеский аэродром в районе Раквере. Должны были вылететь поочередно две эскадрильи по 8 самолетов. К. решил сам вылететь на блокировку аэродрома в составе первого звена группы и попросил себе опытного и надежного ведомого. Я посоветовался с Шилковым, и мы дали ему Виктора Головко. На наши самолеты подвесили по две бомбы по 100 кг. Командир полка вылетел ведущим восьмерки. Через некоторое время нам на смену, чтобы обеспечить непрерывность блокирования, должна была прибыть восьмерка от первой аз капитана Ивана Володина. Наша группа шла двумя четверками. Командир шел впереди, я своей четверкой в момент его бомбометания должен был прикрывать его группу. И наоборот, после сброса он должен был занять мое положение для прикрытия. При подходе к вражескому аэродрому К., очевидно, увидел вдалеке вражеские истребители, которых подняли с соседнего аэродрома в районе Кенгиссеппа для деблокирования. Командир после сброса бомб не занял положение прикрытия, а сразу начал выходить из пикирования с набором высоты по направлению к береговой черте. Головко от него отстал, так как бомбы не успел сбросить или они у него не сбросились. Его самолет как-то тяжело тянулся за командирским и отставал, отставал…

— Ноль первый, — задача не выполнена, задача не выполнена! Что случилось с вами? Аэродром не блокирован! — тщетно вызывал я на связь ведущего восьмерки в надежде, что он вернется.

1_cm.jpgГОЛОВКО Виктор Васильевич Род. 25.05.23 в г. Луганске. Окончил 8 кл. В РККА с 18.08.41. Окончил ВМАУ (1943). С 05.07.43 мл. л-т, летчик 2-й аэ 3-го гиап. К апр. 1944 совершил 56 боевых вылетов, в т. ч. 4 на штурмовку. В 9 возд. боях, прикрывая ведущего обеспечил ему 11 побед. Погиб при блокировании вражеского аэродрома 15.06.44. Нагр. орденом Красного Знамени (30.04.44). Имя увековечено на мемориале Борки.

Ответа не получаю. Тройка самолетов уходит, а отставший самолет Виктора быстро настигали самолеты противника. Я сбросил бомбы, то же сделали остальные летчики звена, и мы рва- нулись на выручку. Но расстояние было слишком большим! Помочь Головко мы не могли. Отставший Ла-5 атаковали «фоккеры ». Самолет упал в море. Если бы К. развернул свою группу и хотя бы завязал бой, мы бы прикрыли самолет его ведомого. На смену нам пришла первая эскадрилья Ивана Володина. Им пришлось вести сложный воздушный бой, и самолет, который пилотировал младший лейтенант Володя Касумов был подбит и упал в Финский залив. После полета я откровенно рассказал Александру Шилкову об обстоятельствах гибели его ведомого. Саша и я были очень расстроены. Мы с ним откровенно говорили о поступке командира. Как мог он бросить своего ведомого! Двух «мессеров» вшивых испугался! Ну не имеешь опыта вождения групп в бой, редко летаешь — поручи тому, кто это может сделать! Займи место ведомого в группе, понаблюдай за действиями ведущего. И хоть бы слово потом К. сказал в свое оправдание, объяснил, почему возвратился, не выполнив полностью до конца задание по блокированию? Нет, промолчал, как будто ничего не случилось! Вот так мы потеряли очень хорошего боевого летчика. Мне до сих пор жалко Витю.

НАША ДИВИЗИЯ

2_cm.jpgПоскольку вскоре я убыл с Балтийского флота то, забегая несколько вперед, приведу некоторые итоги боевой деятельности нашей 1-й гиад и ее полков за весь период войны. Небольшой экскурс по истории дивизии, так как много путаницы возникает. Дошло до того, что наша дивизия в музее Великой Отечественной войны на Поклонной горе упомянута в числе отличившихся во время войны частей трижды! Как 61-й авиабригада, затем как 3-я иад КБФ и, наконец, 1-я гиад КБФ. Сейчас это собираются исправлять, но даже среди знатоков истории авиации иногда вспыхивают споры. Первоначально, как 61-я авиационная бригада, соединение было сформировано в 1938 г. В ее состав вошли 5-й иап, 13-й иап, 71-й иап, а также три отдельные авиационные эскадрильи. В ходе Советско-финляндской войны 1939—40 гг. 12-я и 13-я оиаэ были награждены орденом Красного Знамени. 9 человекам из состава бригады присвоено звание Героя Советского Союза: из 5-го иап И. Борисову (посмертно), из 13-го иап — П. Кондратьеву, И. Романенко, В. Савченко, из 12 оиаэА. Денисову, А. Нефедову, С. Шувалову, из 13-й оиаэ — И. Волосевичу и Г. Губа- нову.

С началом Великой Отечественной войны летчики 61-й АБР участвовали в обороне Ханко, Таллина, Кронштадта, Ладоги. За 2,5 месяцев боев они совершили 9200 самолето-вылетов, сбили 200 самолетов противника. На прикрытие Дороги жизни летчики вылетали 3200 раз, провели 61 воздушный бой и сбили 59 самолетов противника. При прорыве блокады в январе-марте 1943 г. произведено 700 самолето-вылетов, в 80 воздушных боях сбито 67 самолетов противника. Все три полка дивизии стали Краснознаменными и были преобразованы в гвардейские:18 января 1942 г. — 5-й иап в 3-й гиап, 13-й иап — в 4-й гиап, 31 мая 1945 г. 71-й иап — в 10-й гиап.

В июне 1943 г. 61-я авиабригада была переформирована в 3-ю иад и почти сразу же, 25 июля того же года, преобразована в 1-ю гиад. Дивизия прикрывала войска 2-й Ударной Армии Ленинградского фронта, обеспечивала боевые действия бомбардировщиков и штурмовиков в Ленинградско-Новгородской наступательной операции в январе 1944 г. При этом в 56 воздушных боях было сбито 80 самолетов противника. В весенне-летний период 1944 г. дивизия вела активные боевые действия в восточной части Рижского залива и на коммуникациях в Балтийском море, способствовала вытеснению немецких кораблей из Нарвского залива. В июне 1944 г. дивизия участвовала в Выборгской операции, за что 2 июля 1944 г. ей было присвоено почетное наименование Выборгской. За участие в завершающих операциях Великой Отечественной вой- ны 4-й гиап КБФ был награжден орденом Ушакова 2-й степени. 25 лет- чиков-истребителей дивизии стали Героями Советского Союза. У нас как-то было не принято делать анализ своих боевых потерь, и долгое время эти цифры были, что называется, за семью замками. Лишь немногие были в курсе. Не знал этих цифр и я, но в период написания книги мне принесли списки потерь личного состава нашей 1-й гвардей- ской Выборгской истребительной авиационной дивизии. Я считаю своим долгом поместить их полностью в конце книги, так как именно они, погибшие на войне, и составляют истинную цену, которую мы заплатили за победу. В большинстве своем молодые летчики авиации Балтийского флота отдали за то, чтобы приблизить миг победы, самое дорогое, что у них было.

5_cm.jpgАнализируя эти цифры, могу сказать, что большие потери 1941 г. обусловлены недостаточной опытностью пилотов, несовершенством боевой техники, бомбежками немецкой авиацией наших аэродромов. Следует учесть, что на истребителях, слабо защищенных от огня любого оружия, мы в тот период совершали частые боевые вылеты в интересах фронта на бомбо- штурмовые действия по войскам наступающего противника, особенно в период его подхода к Ленинграду. Инженерно-технический состав понес большие потери при эвакуации Таллинской ВМБ. При переходе морем из Таллина в Кронштадт 27—29 августа 1941 г. из 5 uan погибло 8 человек, потери 71 uan были еще значительнее — 25 человек. 13-й uan понес значительные потери в летчиках и техниках при обороне острова Ханко.

1942 г. по сравнению с предыдущим, дал резкое сокращение количества потерь. Во-первых, мы научились воевать, во-вторых, активность вражеской авиации резко снизилась, так как основные сражения этого года происходили на юге. К тому же на наше вооружение стало поступать более совершенная техника. Некоторое исключение составляет боевая деятельность 3-го гв. uan на «Харрикейнах» в августе-сентябре 1942 г. С 14 августа по 9 ноября 1942 г. на этих машинах полк провел 37 воздушных боев, сбил 78 самолетов противника, но потерял 18 самолетов и 15 летчиков. «Харрикейны » легко поджигались и быстро горели. Среди погибших были такие опытные воздушные бойцы, как заместитель командира полка гвардии майор Александр Мясников (314 боевых вылетов, 18 побед лично и в группе), заместитель командира эскадрильи гвардии капитан Евгений Теплов (258 боевых вылетов), командир звена 2-й аэ Сергей Сухов (289 боевых вылетов, 18 сбитых лично и в группе), военком 3-й аэ гвардии капитан Дмитрий Буряк (203 боевых вылета и 5 побед лично и в группе) и другие отважные бойцы. О многих из них оставил память Игорь Каберов в своей книге. Еще раз напомню, что место падения самолета Мясникова и останки летчика были обнаружены ленинградскими поисковиками лишь летом 2003 года!

В этом же году я встречался с сыном Мясникова Юрием, который передал мне некоторые материалы о боевой деятельности нашего полка. Сам он написал книгу о своем отце. Мне очень отрадно сознавать, что память о погибших жива, и есть люди, которые эту память хранят.

4_cm.jpgМалые потери в нашем полку в 1943 году обусловлены тем, что мы первыми в дивизии перешли на усовершенствованный самолет ЛаГГ-3. Он, по своим параметрам, не уступал немецким самолетам. Другие полки перевооружились на новые самолеты несколько позже. В 1944 году флот проводил активные наступательные операции и авиация ВМФ принимала в них непосредственное участие. Авиационная группировка врага, как правило, в это время усиливалась. 1944 год по потерям наших летчиков почти сравним с 1941 г. Враг, отступая, яростно огрызался. И бои были ожесточенные. Все же война есть война. Несмотря на богатый боевой опыт в этом году погибли мои товарищи, воевавшие с первых дней войны: Костя Агеев и Коля Ежов. А до победы было так близко!

 Итоги боевой работы 1-й гвардейской Выборгской иад за период Великой Отечественной войны 1941–1945 гг.

 

Количество боевых вылетов и уничтоженной боевой техники и живой силы противника 3-й гиап (5-й иап) 4-й гиап (13-й иап) 10-й гиап (71-й иап) Всего по 1-й гиад
Произведено боевых вылетов >10000 >22000 >20000 >52000
Уничтожено:        
Самолетов в воздухе >500 431 197 1162
Самолетов на аэродромах 17   21 7
Аэростатов наблюдения и заграждения       15
Ангаров       1
Танков / танкеток 71/27 20 31/40 125/67
Бронемашин       2
Паровозов / вагонов     2/58 5/58
Грузовых автомашин 750 358 737 2108
Легковых автомашин       12
Автобусов       19
Мотоциклистов       349
Фургонов       28
Конных повозок       833
Тракторов и тягачей       5
Противотанковых пушек       52
Зенитных орудий       139
Тяжелых полевых орудий       8
Дальнобойных орудий       5
Орудий 18 87    
Минометов       2
Огнеметов       2
Зенитных пулеметов 112     390
Автоцистерн и бензозаправщиков 6     11
Различных плавсредств, в т. ч. 14 128 27 150
Миноносцев       3
Канонерских лодок       1
Торпедных катеров       14
Транспортов       10
Тральщиков       4
Буксиров       1
Катеров       53

 

Мотоботов       1
Шхун парусных       2
Шлюпок       84
Барж       2
Сторожевых катеров       16
Десантных судов       7
Подводных лодок       1
Складов с горючим и боеприпасами       10
Мельниц       1
Заводов       1
Наблюдательных пунктов       12
ДЗОТов       6
Штабов дивизий       3
Казарм       12
Жилых построек       91
Лошадей       695
Кавалеристов       267
Солдат и офицеров противника   До 6000 Св. 11000 34203
Типы сбитых самолетов противника за весь период войны

 

Тип Кол-во Тип Кол-во
Хе-111 32 ФД-24 4
Ю-88 192 ФД-21 34
Ю-87 129 «Северский» 4
Ю-86 9 «капрони» 14
«бристоль-бленхейм» 2 «брюстер» 11
Арадо 95, 96 6 «Фиат 50» 42
Хе-115 7 «кертисс Р-36» * 1
ФВ-189 14 «бристоль-бульдог» 6
До-24 4 Хе-112 4
Хш-126 39 Хе-113 4
Me-110 28 ФИ-153 4
ПЗЛ-24 3 Ю-52 23
Ме-109 248 Гидросамолетов 11
ФВ-190 262 Неопознанных 19
Всего сбито самолетов: 1156
* — ошибочно определенный, как «Спитфайер»

Уже после войны я узнал, что мой боевой товарищ Иван Голосов из 11-го uan погиб ровно за месяц до победы. 9 апреля 1945 года его самолет был сбит прямым попаданием зенитного снаряда. Произошло это в районе порта Пиллау в Прибалтике, когда остатки немецких войск пытались на кораблях уйти в Германию. Он провоевал, что называется «от звонка до звонка». Напористый и расчетливый летчик. Большинство его боевых вылетов произведены на сопровождение штурмовиков. За боевые заслуги он был награжден тремя орденами Красного Знамени и Александра Невского. Родители его жили в Москве в районе Сыромятников, и несколько раз я по его поручению привозил им посылки. Следует заметить, что в приведеной таблице потерь учтены не только боевые потери, а и гибель летчиков и техников в период выполнения служебных обязанностей на земле и в воздухе. Что же касается потерь в самолетах, то, например, за весь период войны наш 3-й uan потерял 178 самолетов. При этом лишь с 22 июня по сентябрь 1941 г. было потеряно 28 самолетов в боях и 14 — на аэродромах, а за весь 1944 г.32 самолета.

продолжение следует…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »