РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Памятка новичку № 8
Автор DEDA   

ГЛАВА 8

0_cm.jpg«…Звено из трех самолетов… Возврат к отжившему строю беспокоил Семенова, и он дал команду опытному летчику Гурьянову действовать на увеличенной дистанции и интервале. Однако обе эти группы пришли к месту боя без запаса высоты и в разное время. Шварева не нашли, он в это время был сбит, покинул самолет на парашюте, а его ведомые, бросив «мессеров», прикрывали командира, пока он не приземлился вблизи занятого нами берега Невы. Таким образом, группы, не обнаружив друг друга, вступили в бой порознь. И хотя, в общем-то, в этом районе было более двадцати наших самолетов, бой шел с тактическим преимуществом противника. Девятка Крутова дралась с двенадцатью Ме-109, избрав оборонительный бой на горизонтальном маневре.

Опытные летчики Кожанов, Цыганов и Петров, которые всегда задавали тон, теперь были вынуждены спасать тройку Крутова. С каждой минутой положение усложнялось. Защищая командира полка, погиб Владимир Петров. Получил ранение в ногу и пробоину в самолете ведомый Кожанова – Евгений Куликов. Ему пришлось выйти из боя. Прикрывая его, ушел и летчик Багиров – тоже на поврежденном самолете. Порознь дравшиеся группы таяли, погиб Григорий Семенов, получил тяжелое повреждение самолет Ежова. Выйти из боя в такой обстановке, когда противник атакует с разных сторон, довольно сложно. Но вот Кожанов и Цыганов один за другим сбивают два Ме-109. Только временное замешательство противника спасло группу командира полка от полного разгрома. Непродуманные, поспешные решения, принимаемые командованием бригады и полка, давали себя знать все ощутимее. Вместо спокойного ввода сил происходило какое-то судорожное дерганье. Бой группы Крутова и все последующие бои до конца дня приносили печальные результаты». Голубев В. Ф.

«Памятка новичку» всегда писалась мной для самых обыкновенных людей, отнюдь не мастеров воздушного боя. Разумеется, те читатели, которые считают себя специалистами в области тактики, тоже могут использовать это пособие, если найдут в нем что-то интересное для себя. Однако признаюсь: в процессе этой работы я меньше всего думал о продвинутых и опытных пилотах. Я не стану утверждать, что стать первоклассным истребителем может любой неравнодушный к воздушному бою человек. Для этого требуются три условия: хороший инструктор, талант, упорство и приличный боевой опыт на серверах. Только где же найти в Интернете опытного мастера тому «среднему» виртуальному пилоту, к которому я обращаюсь? Возраст его отнюдь не юношеский, место жительства в большинстве случаев – провинция, опыт воздушных боев минимальный. Я, например, так и не нашел. Между тем, овладеть основами тактики воздушного боя жизненно необходимо. «Памятка новичку», наверно, и призвана заменить такого пилота-инструктора. Возможно ли такое хотя бы теоретически? Важно сразу понять, что это пособие не есть сборник рецептов на все случаи жизни. Воздушный бой в своем разнообразии безграничен. Предусмотреть все без исключения варианты обороны или нападения практически невозможно. Но если вы овладеете с помощью этого пособия тактическим мышлением, научитесь думать в воздушном бою, то сможете сами находить правильный алгоритм действия при любом стечении обстоятельств. Я хочу верить, что вы не просто читаете текст, а, приобретая собственный опыт, вновь и вновь возвращаетесь к «Памятке» и обнаруживаете, что теперь понимаете все иначе, нежели при первом беглом прочтении.

Необходимо с первого вылета понимать, что в тактике воздушного боя в Сети нет и не может быть готовых схем. Все мы очень разные по своим психическим особенностям и физиологии. Поэтому каждый виртуальный пилот должен создавать свой собственный комплекс тактических приемов. Мало ли что умеют другие. Важно то, что лучше всего получается в воздушном бою у вас. Потому что встречаться с противником придется именно вам, а не этим «другим». Воздушный бой в Сети – чаще всего бой без правил с использованием самых коварных тактических уловок, самых неожиданных, неджентльменских приемов. Нельзя ожидать от людей «благородства» тогда, когда они нападают или защищаются, особенно, если существует угроза для их самолета. Поэтому на серверах с реальными людьми нужна совершенно иная тактика, нежели на собственном компьютере с искусственным интеллектом. Что же касается пилотажа, то он должен быть, с одной стороны, элегантным, а с другой – очень простым. Иными словами, практичная, по-настоящему эффективная тактика может быть только комбинированной. Мало того, что в тактических приемах нет ни одного, который был бы хорош для всех воздушных боев. Однако слишком многие новички начинают верить в необыкновенные приемы, которые они практикуют. В действительности, в воздушном бою важны не скороспелые изыски, а опыт боевого применения и комбинированная тактика в соответствии с особенностями конкретного виртуального боя. Именно из-за игнорирования этого важного момента новички становятся легкой добычей опытных пилотов, возможно, уступающих им в агрессивности, зато мыслящих категориями реального воздушного противостояния. По той же причине заходят в тупик любители вирпильской эзотерики и мифов. Им то читеры чудятся, то колени мешают. Этим начинающим пилотам невдомек, что нет на свете и быть не может «секретных супертактик». На всех серверах, во всех вражеских истребителях сидят обыкновенные люди. Именно поэтому так внешне похожи приемы воздушного боя, которые можно наблюдать из своей кабины. Секрет эффективности не в экстравагантности. Секрет победы – в соблюдении основополагающего тактического принципа: принципа тотального воздушного боя.

 

 

1a_cm.jpgСхема воздушного боя от 29.03.42  Шесть «И-16» (вед. Цоколаев, Байсултанов, В. Дмитриев, Герасименко, Кожанов, Вик. Голубев) вылетали на прикрытие семи «И16» (вед. Шишацкий), получивших задание на разведку вражеских дорог Виняголово — Смердыня. В 10:45, подходя к району Погостья двумя группами, на высоте 2300–2500 м внезапно сзади сверху со стороны солнца были атакованы четверкой «Ме109ф». Затем подошли еще два «Ме-109». Обе наши группы были связаны боем. Закончив безрезультатно бой с шестеркой «Ме-109», вся группа возвращалась на а. Выстав. В 11:10 на высоте 400 м в районе оз. Тянегожское два «Ме-109» сзади с бреющего полета внезапно намеревались атаковать фланговый «И-16» из группы Цоколаева. Это заметил П. Кожанов и вместе с Вас. Голубевым разворотом вле во сверху сзади атаковали один «Ме-109». Заметив атаку, «Ме-109» пошли вверх. Кожанов догнал «Ме-109» и с диет. 100 м из ШКАС и БС дал длинную очередь. «Ме-109» задрал нос вверх, потом резко пошел вниз и упал. 1-я группа из семи «И-16» (Шишацкий, Литвиненко, Байдраков, Кириллов, Дмитриев, Игнатов и Овчинников) и 2-я группа из шести «И-16» (Цоколаев, В. Дмитриев, Байсултанов, Герасименко, К. Теплинский и Кожанов) вылетали на повторную разведку войск в районе Рамцы — Кондуя. Разница высот, на которых шли 1-я и 2-я 1_cm.jpgгруппы, составляла 200–300 м. В 13:40 в районе Виняголово на вы соте 2250 м на встречных курсах увидели двух «Ме-109». В дальнейшем подошли еще две пары «Ме-109ф». Истребители противника парами сверху сзади, снизу сзади и со стороны солнца атаковали «И-16», которые отвечали лобовыми атаками. Цоколаев в хвост с диет. 200–300 м длинной очередью атаковал «Ме-109», который после атаки нижней группы набирал высоту. Атакованный им «Ме-109» резко пошел к земле и упал южнее Виняголово. При отходе наших самолетов на свой аэродром истребители противника отстали. Южнее Шума 1-я группа была атакована двумя «Ме-109», которые подошли незаметно на бреющем полете. Все летчики группы, кроме Овчинникова, обнаружили «Ме-109», развернулись на 180 градусов и атаковали их. Овчинников продолжал идти по прямой и один «Ме-109» успел дать по нему очередь. Из 2-й группы Кожанов на высоте 600 м сзади сверху дал «Ме-109» две точные длинные очереди. Четыре «И-16» с пикирования атаковали оба «Ме-109», но они с разворотом вправо и набором высоты ушли на солнце. Затем «Ме-109» пытались зайти в хвост двум «И-16», но наши развернулись на 180 градусов и атаковали «мессеров» в лоб. Ведомый «Me-109» задымил, резко пошел на снижение и упал. В другом вылете группа в составе Кожанова, Овчинникова, Вик. Голубева и Герасименко сбила одного «Ме-109». У самолета Герасименко, который зашел в зону огня ЗА в районе Погостье, от прямого попадания зенитного снаряда отвалилась плоскость. Самолет перешел в плоский штопор и упал в районе Рабочего поселка No 5. Летчик погиб. Десять «И-16» (вед. Шишацкий, Литвиненко, Байдраков, Кириллов, Е. Дмитриев, Агуреев, Вас. Голубев, Байсултанов, В. Дмитриев и К. Теплинский) в 15:50 в районе Виняголово вели воздушный бой с четырьмя «Ме-109». Истребители 1b_cm.jpgпротивника держались со стороны солнца, поочередно парами атаковали фланги наших групп. Наши самолеты ходили встречными курсами, имея разницу в высоте 300–500 м. Шишацкий и Литвиненко снизу спереди с дист. 300–30 м атаковали один «Ме-109», ему же в хвост дал очередь Агуреев, после чего самолет противника с черным дымом ушел на солнце и больше не появлялся. Остальные «Ме-109» также ушли на солнце. При возвращении на аэродром в 16:20 южнее оз. Тянегожское три «Ме-109» пытались зайти группе в хвост. Пятерка «И-16» развернулась на 180 градусов и поочередно пушечно-пулеметным огнем атаковала одного «Ме-109», который с дымом и снижением ушел в южном направлении и упал в районе оз. Тянегожское. Вторая пятерка «И-16» также развернулась и атаковала пулеметным огнем и «РС»-ами два оставшихся «Ме-109». «РС»-ы разорвались около самолетов. Один «Ме-109», сделав две горки, с сильным дымом и снижением пошел вниз и упал в 68 км юго-западнее ст. Жихарево. Третий «Ме-109» боя не принял и ушел на свою территорию. Шишацкий, Литвиненко и Агуреев предположительно сбили одного «Ме109». Второго «Ме-109» сбили в группе Дмитриев, Кириллов и Литвиненко. «Ме109» упал в районе оз. Тянегожское. Срыв заданий по разведке в течение этого дня был обусловлен неудачным выбором маршрута, который проходил через район активных действий вражеской авиации.

 

В основе принципа тотального воздушного боя я лежит старый как мир постулат: всегда веди бой на уничтожение противника, не ограничивая себя какими-либо правилами, моральными нормами, применяй все, что поможет тебе победить. С позиций здравого смысла так и должно быть: «убей или погибнешь сам!». Его суть в решительных и безжалостных действиях по надежному выведению из строя каждой цели, сколько бы их не было. Для этого надо научиться эффективно и в кратчайшие промежутки времени причинять максимальный ущерб максимальному числу ваших воздушных противников. В таком случае, что является решающим фактором, склоняющим чашу весов в ту или иную сторону? По моему глубокому убеждению, этим фактором является психологическое состояние истребителя. Не пилотаж, не тактика, хотя они тоже важны. Прежде всего, ваш дух! Если в воздухе на вас напали, значит этот «кто-то» во вражеском самолете уверен в своем безусловном превосходстве. Иначе не посмел бы атаковать вас. Не имеет значения, что за превосходство: тактическое, численное или ТХК его машины. Вот эту уверенность и надо выбивать из противника в первую очередь. Ведь самоуверенность, превратившаяся в свою противоположность – крайнюю неуверенность – называется страх. Ни один пилот на сервере не хочет получить повреждения, тем более – погибнуть. Он атакует вас из иных побуждений. Вы же должны научиться вызывать растерянность или страх у любого противника первыми же своими действиями. Пусть из невыгодной позиции. Пусть всего на секунды. Если вы научитесь внезапно превращаться из безобидного новичка в яростного хищника, результат будет удивительным!

Подобная трансформация всегда вызывает у атакующего нечто вроде шока. Поменяйте местами «охотника» и «жертву». Не вступайте в маневренный воздушный бой (такая тактика всегда пассивна) не пытайтесь соревноваться, по принципу «кто кого перекрутит». Не бойтесь, еще ничего не случилось! Ваша главная, самая первая, если хотите – единственная тактика состоит в том, чтобы не дать вражескому самолету делать с вами то, что он хочет. Поэтому обороняйтесь в небе решительно, смело и даже жестоко. Превращая воздушный бой в возню, вы только оттянете неизбежное на какое-то время. Эффективность вашей тактики необходимо оценивать и степенью ее психологического воздействия. Тем, с какой надежностью она приводит вражеского пилота в состояние, не позволяющее ему продолжать бой. Мы устроены таким образом, что от сильного психологического удара, на какое-то время теряем способность контролировать себя и самолет. В этот момент вроде бы смотрим, но не видим, слышим, но не понимаем, движемся, но бестолково. Конечно, через несколько секунд противник адаптируется, и в какой-то мере восстановит свою боеспособность. Но в эти несколько секунд он практически не может адекватно защищаться, а вы сможете делать с ним все, что захотите. Нанесите ему один неожиданный жестокий удар из всех стволов, и можете считать, что он вышел из воздушного боя надолго. У вас есть теперь выбор: уйти или добить его самолет окончательно. Атаки, не причиняющие вражеской машине существенных повреждений, скорее всего, приведут вас к поражению. А отсутствие контратак на все 100% отправят ваш истребитель к земле. В таком случае лучше просто лететь по прямой с огнями, надеясь, что вас пожалеют и бить не станут. Так обычно думают те, кто готов сдается сильному противнику без сопротивления. Такой новичок просто уверен в том, что его действия не смогут причинить вражескому самолету какой-то ущерб. Или, что ему одному не удастся справиться сразу с несколькими нападающими.

 Маневрировать надо таким образом, чтобы в зоне поражения перед вами в каждый момент боя находился только один самолет, а другие не могли вас «достать». Прикройтесь им от остальных. Крутите, свой самолет так, чтобы нападающие мешали друг другу, а для этого всегда резко меняйте направление и высоту. Если истребителей противника больше одного, то перемещайтесь в сторону ближайшего по отношению к вам, чтобы, прикрываясь им, мешать действиям остальных. Если же вы оказались окруженным со всех сторон, то вырывайтесь из кольца либо внезапным переворотом, либо полубочками, либо тем, что вы считаете целесообразным маневром.

В неравном воздушном бою атакуйте не прямолинейно, но после обманного маневра в сторону, противоположную направлению отхода. Или займите более выгодное положение через неожиданную смертельную атаку на самого слабого. Старайтесь не доводить ситуацию до момента, когда вы вдруг окажитесь зажатым между двумя-тремя атакующими и потеряли высоту. Маневрирование должно быть непрерывным даже в ограниченном пространстве, например, за счет раскачивания корпуса самолета из стороны в сторону, поворотов, уходов вниз или вверх, работы рудом.

Всячески отвлекайте внимание тех, кого собираетесь контратаковать. Не направляйте самолет туда, куда хотите ударить. Бейте в тот момент, когда противник подставился. Подобное возможно только в трехмерном измерении виртуального неба. Только там условно можно левое назвать правым, а правое – левым. Неожиданно переверните ваш самолет, и под атаку попадет тот, кто зазевался, а не тот, на кого направлено оружие вашего истребителя в данном отрезке боя. В то же время осторожность требует, чтобы ваши контратаки завершались сохранением или восстановлением устойчивой позиции за счет высоты.

Обращайте в свою пользу сложившиеся условия боя. Например, если на карте яркое солнце, заканчивайте контратаку так, чтобы оно светило в глаза вашим врагам. Конечно, маневрировать в горизонтали гораздо проще, чем все время двигаться в разных плоскостях. Но только непрерывная комбинация маневров по вертикали и горизонтали сокращает до минимума вероятность критических повреждений после атак противника. Ваши перемещения в различных направлениях и различным вектором рассеивают его внимание, заставляют открываться, утомляют и раздражают. Повторяю, установка на уничтожение не обязательно приведет к реальному уничтожению вражеского самолета, чаще всего она лишь поможет вам навязать свою волю, изменить фатальность на неопределенность. Но вы должны твердо верить: только установка на уничтожение непременно приведет вас к победе. Каждый новичок должен взлетать с этой установкой. Каждый неопытный пилот должен научиться генерировать в своем сердце холодную ненависть, направленную именно на то, чтобы уничтожить противника. Только неизменное следование принципу тотального воздушного боя сделает из вас непобедимого воздушного бойца в любой, самой невыгодной ситуации.

 Идеальных асов не бывает, но чем меньше будет загружено ваше сознание, чем меньше вы станете думать во время стрельбы, маневрирования, отступления или атаки, тем лучше будет результат. Когда я провожу свои лучшие бои, мне очень трудно восстановить картину в целом. Отчетливо всплывают только отдельные фрагменты, в которых принималось важное решение. Перипетии собственно боя, например, какие-то перестроения для улучшения позиции в том или ином конкретном случае я затрудняюсь вспомнить в деталях. Работал ли я газом, какая педаль, левая или правая, позволила мне увернуться от вражеского огня. То есть мышление в идеальном воздушном бою как бы вовсе не участвует.

Хорошо выстроенный бой на истребителе – это на первый взгляд идеально отточенные рефлексы. Но вот отшлифовать их надлежащим образом можно лишь путем самоконтроля воображения. Только воображение создает интересный тактический замысел, а обостренные рефлексы помогают его реализации. По-другому не бывает. Спонтанные действия будут значительно более быстрыми, нежели обдуманные, и совершенно неожиданными даже для того, кто их совершает, а потому очень эффективными. Спонтанность и воображение – единственные друзья начинающего свой путь новичка, даже в безвыходных, на первый взгляд, ситуациях.

А теперь, что такое комбинированная тактика. Прошу не пугаться! Ничего сложного я не предлагаю. Все очевидно, так как ваша тактика в воздушных поединках может быть активной по своей сути, пассивной и комбинированной. Пассивная тактика истребителя – это заранее предусмотренное предоставление инициативы противнику для того, чтобы в нужный момент предпринять неожиданные активные действия. Собственно активная тактика – это безусловное, намеренное навязывание сопернику своих действий. Комбинированная тактика включает в себя как активные, так и пассивные формы ведения воздушного боя. Просто? Конечно, не сложно! С терминологией мы разобрались. Давайте теперь поговорим о наиболее подвижном элементе тактики, о боевых порядках, под которыми понимается размещение самолетов (групп самолетов) в воздухе для совместного выполнения боевой задачи.

Передвигаться в сомкнутом и красивом строю до контакта с противником вы можете, например, в «правом» или «левом пеленге», «фронтом», «близким к фронту», «клином» и т. д. Выбор за вами. Как быстро перестраиваться при появлении противника, не теряя контакта между парами и звеньями, я писал в нескольких главах «Памятки». Напомню, что лучшего варианта для компактного передвижения звена, чем маневрирование в «кильватерной колонне» для получения преимущества по высоте, скорости и выхода на выгодную позицию для атаки я не знаю. Перемещаться «кильватерной колонной» означает всегда самую минимальную, но безопасную дистанцию между самолетами. Пары располагайте в шахматном порядке. Помните о спутной струе. Слишком растянутая колонна не годится для активного маневрирования на истребителях.

Развертывание звена нужно производить четко, скоординировано, с учетом складывающейся обстановки и задачи, которую вы преследуете. Добавлю: в бою не двигаетесь в составе эшелонированных по высоте групп в одном направлении. Не смешивайте занимаемые эшелоны. Разделяться и менять ваш эшелон можно лишь для приобретения выгодной тактической позиции. Всегда по команде старшего и только находясь вне опасности быть атакованными при перестроении. Вспомните, что я писал о работе пары. Правила эти распространяются и на звено. Нельзя допускать ситуации, при которой находящееся под атакой звено отходит с боем в непонятном направлении, а звено прикрытия его все время догоняет. Центр воздушного боя нужно смещать на свою территорию, к своим зениткам, в сторону ближайших дружественных самолетов, а не на оборот. Прикрывающие вас истребители не должны тратить время на набор высоты и догон.Терять пару или разваливать звено нельзя. Разваливать звено означает вести воздушный бой парами в направлениях, противоположных условному центру. Разваливать пару – терять визуальный контакт с напарником. Это уже прямое нарушение взаимодействия в бою. Ответы типа «я закрутился» не могут служить оправданием ни для пары, ни для растерявшего пилотов командира звена. Всегда ищите друг друга. Поддерживайте визуальный и радиоконтакт. Если встали в оборонительный круг, то закручивайте противника в эту воронку с набором, а не наоборот. Всегда навстречу друг другу и в сторону своей территории. Если получится, то образуйте две наклонные «мельницы», лопасти которых вращаются в разных направлениях: по часовой стрелке и против. Работайте на встречно или параллельно пересекающихся курсах в зоне прямого визуального контакта друг с другом. Координируйте работу в «ТС». Не давайте выбивать вашего напарника. Боритесь в бою за свободного пилота в паре. За свободную пару в звене. За свободное звено в группе. Переламывайте самую невыгодную ситуацию в вашу пользу. Бейтесь до конца.

Преимущество в высоте, достигнутое к началу боя, важно сохранять в течение всего боя и расходовать его очень экономно. Если не требуется поддержка другим самолетам или группам, пары и звенья, добившиеся успеха в бою, должны немедленно набирать высоту и присоединятся к прикрывающей группе или сами выполнять ее задачи. Даже в бою с численно превосходящим противником нужно выделять свободное звено или пару для маневрирования с превышением. В этом случае угроза внезапной атаки сверху скует действия противника, отвлечет его внимание и затруднит ему маневрирование в вертикальной плоскости. В районе патрулирования группа должна эшелонироваться по высоте с интервалом, равным набору высоты истребителем вашего типа за один боевой разворот, что должно обеспечивать, если понадобится, взаимодействие между группами. Если одна из групп, например, находится на высоте 2000 м, то вторая должна занять эшелон, скажем, на высоте около 2600 м, третья – 3200 м и т. д. При этом направление полета ваших групп по кругу должно быть противоположным, т. е. навстречу друг другу.

Группы истребителей, расположенные в нижнем ярусе, обычно имеют задачу атаковать бомбардировщики противника. Верхний эшелон обязан сковывать истребители их прикрытия, а также контролировать работу группы, которая патрулирует ниже. Избавившись от необходимости непрерывного наблюдения за верхней полусферой, истребители нижних ярусов получают возможность спокойно работать по бомбардировщикам противника и оказывать им групповое противодействие еще на подступах к объектам нападения. Если истребителям прикрытия и удается внезапно атаковать, то эффективность такой атаки будет незначительной. Этому должно способствовать внимание и повышенная маневренность каждой группы. Взаимное прикрытие друг друга от нападения сверху.

А. И. Покрышкин в свое время перешел к патрулированию на повышенных скоростях, для чего стал водить свою группу не на одной высоте, а по вертикальному эллипсу, разгоняясь за счет пологого снижения и набирая снова высоту горкой или боевым разворотом. Тем самым обеспечивалось почти постоянное сохранение больших скоростей. В то же время расход горючего не увеличивался, и общее время патрулирования не сокращалось. Такому звену «охотников» предоставлялась большая инициатива в выборе маршрута, высоты полета и способов атаки; они ограничивали себя только в отношении района действий и продолжительности полета. В нашем случае звено «охотников» на сервере обычно состоит из пилотов, обладающих высокой выдержкой, опытом виртуальных боев, умеющих хорошо ориентироваться в воздухе и взаимодействовать друг с другом.

Боевой порядок истребителей сопровождения обычно состоит из трех групп, непосредственного прикрытия, ударной и резерва. Группа непосредственного прикрытия, как правило, располагается сзади (200–400 м) сбоку с превышением 150–300 м или на одной высоте с бомбардировщиками или штурмовиками; она предназначается для отражения атак противника, направленных непосредственно против сопровождаемых самолетов. Для более надежного обеспечения прикрываемой группы от внезапных атак противника группа непосредственного прикрытия следует отдельными парами и звеньями, расположенными вокруг прикрываемых самолетов. Ударная группа должна идти с превышением 800–1000 м над бомбардировщиками или штурмовиками и сзади сбоку с сохранением зрительной связи, имея задачей в любой момент вступить в бой с истребителями противника и не допустить их к прикрывае мой группе. При приближении к району действий сопровождаемых бомбардировщиков или штурмовиков ударная группа всегда выходит вперед, в сторону вероятного появления противника, не теряя при этом из виду своих бомбардировщиков и группу непосредственного прикрытия. Ударная группа должна расстраивать боевые порядки противника и уничтожать его самолеты, прикрывающая – обеспечивать от нападения истребителей противника и поддерживать ее действия, уничтожать выходящие из боя группы и отдельные самолеты противника, прикрывать сбор и содействовать выходу группы из боя.

Резервная группа истребителей должна лететь по отношению к ударной группе и группе непосредственного прикрытия в стороне или сзади с превышением над ударной группой 600–1000 м. При завязке боя ударной группы или группы непосредственного прикрытия она может внезапными атаками повлиять на его исход. Эта группа служит для наращивания усилий в фазе неблагоприятно протекающего боя. В ее состав обычно входят наиболее опытные виртуальные пилоты. Как показывает опыт виртуальной воздушной войны, успех действий истребителей зависит главным образом от эшелонированного построения всех групп прикрытия и правильной организации управления. Количество истребителей прикрытия зависит от ожидаемого противодействия противника и от величины прикрываемой группы. Когда истребители противника на маршруте проявляют активность и ходят большими группами, то даже на звено бомбардировщиков или штурмовиков иногда нужно было выделять минимум такое же количество истребителей. Когда же у противника истребителей мало, и они ходят отдельными парами, для прикрытия группы достаточно двух пар опытных истребителей.

Наибольшая группа, действиями которой можно успешно управлять, – это эскадрилья. Командир эскадрильи обычно находится в составе ударной группы, которой лично управляет в бою, и координирует действия остальных, предоставляя возможность командирам звеньев управлять боем. Сохранение своего места в общем боевом порядке в течение всего полета являлось одним из главных требований и условий ус пеха выполнения истребителями задачи сопровождения. В случае нападения истребителей противника истребители сопровождения обязаны были вести бой, не отрываясь от прикрываемых самолетов и не теряя огневой и зрительной связи с ними. Возвращение по тому же маршруту, по которому осуществлялся полет к цели, допускалось лишь в исключительных случаях.

Немецкие летчики в условиях сильного противодействия русских истребителей наряду с непосредственным сопровождением часто применяли тактический метод заблаговременного вытеснения противника и создания на подступах к цели сильных заслонов на период выполнения бомбардировщиками и штурмовиками своих задач. При таком способе обеспечения истребители прибывали в район действий обычно на 3–5 минут раньше бомбардировщиков и штурмовиков, чтобы до их прихода очистить воздух в районе цели от самолетов противника и связать их боем. Состав группы истребителей, вылетавших для расчистки воздушного пространства, зависел, прежде всего, от ожидаемого противодействия, наличия собственных сил и удобства управления в бою. Так как управление в группах составом более 10–12 самолетов, как говорилось выше, было чрезвычайно сложным, то немцы обычно действовали звеньями и отдельными эскадрильями. В последнем случае истребители эшелонировались по высотам и составляли ударную группу, прикрывающую группу и группу резерва. Несмотря на достаточно высокую надежность, полной гарантии от ударов противника с воздуха по прикрываемым самолетам данный способ не давал. Поэтому он применялся, как правило, одновременно с непосредственным сопровождением бомбардировщиков и штурмовиков.

 Большое распространение в ходе войны получило обеспечение действий авиации путем подавления вражеских истребителей на аэродромах и блокирования их с воздуха. С этой целью за 15–20 минут до прибытия обеспечиваемых самолетов в район их действий истребители наносили штурмовой удар по ближайшим аэродромам истребителей противника, а затем оставались над ними, блокируя их. В бою с превосходящими силами противника первыми атаковывались те самолеты, которые были наиболее опасны (находившиеся выше), а также слабо защищенные (на флангах и сзади боевых порядков противника) или требовавшие меньше времени для атаки. Как лучше всего идти на штурмовку объектов? Для малых высот это пары, растянутые в колонну. Ведущий контролирует высоту, а ведомый держится с превышением. Для распыления зенитной обороны противника нужно комбинировать атаки, т. е. атаки одновременно с высоты и с бреющего полета. Бреющий полет может быть использован для подавления зенитной артиллерии. Чтобы атакующие не подвергались опасности возникновения хаоса над целью или чтобы исключить столкновения друг с другом, должны быть заранее распределены объекты нападения и спланировано время атак, а также отдан единый приказ относительно направления подхода к целям и возвращения.

У истребителей долгие годы держалось трехэлементное построение: ударная группа, группа истребителей непосредственного сопровождения и группа подавления зенитной артиллерии. Она обычно включалась в состав ударной группы, но действовала с некоторым упреждением относительно ее способом заслона. Роль «приманки» должна выполнять демонстративная группа, которая начинает бой. Ложным маневром она должна увлечь противника на преследование и дать возможность остальным отбомбиться по цели. Но ударная группа не должна ввязываться в ближний маневренный бой. Вот тут как раз и должна применяться комбинированная тактика. Также частично ее задачей является отвлечения внимания средств ПВО на себя. Подобный тактический вариант ведения боя требует точного расчета, строгой координации усилий и тщательного предварительного планирования на земле. Любое рассогласование действий отдаст инициативу противнику. Только располагая полными данными об обстановке по «ТС», командир может принимать правильное решение, которое может предусматривать выполнение группового маневра, перестроение боевого порядка, уточнение боевых задач в воздухе и т. д.

 

 

 

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »