РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Памятка новичку № 5
Автор DEDA   

ГЛАВА 5

0_cm.jpg«…Основное преимущество «чайки» перед «мессершмитом» заключается в скорострельности и секундном залпе в триста семьдесят граммов как основном факторе, важном для победы в бою. – Совершенно верно, – резюмировал Жизневский. – В мире нет скорострельнее нашего оружия. – Большая скорострельность, – не унимался Дементьев, ободренный похвалой командира, – увеличивает вероятность попадания. Дал очередь перед носом противника, он и вскочит в сноп огня». Сейчас над таким ответом летчики хохотали бы до упаду. А ведь большинство из нас именно так и представляло тогда победу в бою: длинная очередь по противнику, лобовая атака – это считалось основным арсеналом тактических приемов. По рукам ходили затертые до дыр газеты и журналы, в которых описывались, неотразимые лобовые атаки известных наших летчиков, воевавших в небе Испании и на Халхин-Голе. Для нас это были непревзойденные примеры героизма. Вспоминая сейчас то время, удивляешься, как примитивно мы изучали тактику! О противнике мы не знали ничего. В каких боевых порядках летают немецкие самолеты? Как они атакуют цели, ведут воздушные бои? Представление обо всем этом было самое, что ни на есть, смутное». Г. А. Речкалов

 

 

Главная проблема в воздушном бою – выбор дистанции. И хотя летчики-асы всегда стреляли с возможно более короткого расстояния, но, в отличие от пилотов-новичков, опытные асы на своей шкуре познали, где у вражеских бомбардировщиков есть непростреливаемые ими зоны. Например, у «Ю-87» кормовой пулемет почти не мог стрелять вниз, и именно оттуда было наиболее удобно его атаковать под ¾. Так же у любого другого бомбардировщика были свои мало простреливаемые зоны. Опытные пилоты хорошо их чувствовали и старались приблизиться к врагу именно с этих направлений, а также умело использовали различные способы маскировки и внезапность. Поэтому им и удавалось приблизиться на близкое расстояние, чтобы наверняка расстрелять самолет противника. А малоопытные пилоты либо шли напролом, либо стреляли издалека. Трусливые же пилоты просто не рисковали подходить близко к врагу. Но эта трусость не является неотъемлемым человеческим свойством – она порождалась нежеланием активно атаковать противника и искать его слабые стороны.

 

 

1_cm.jpgСхема воздушного боя от 13.01.43 Гв. капитан Татаренко: вылетел ведущим на прикрытие войск в составе 4-х самолётов «ЛаГГ-3». В 14.50 был над целью в районе Лобаново -Шлиссельбург -Синявино -Мга. В 15.35 южнее Шлиссельбурга 4 «Ме-109» атаковали 8 самолётов «Китихаук». Я находился выше на 300–400 м. Сверху атаковал одного «Ме-109» на выходе из атаки. С Д=70–50 м. под ракурсом 2/4 открыл огонь. «Ме-109» пытался уйти от меня горкой. Затем лег в вираж с оттягиванием на свою территорию. Я дал по нему еще одну очередь. «Ме-109» вышел из виража. На прямой, сзади в хвост я дал ещё одну длинную очередь. В это время сверху подошёл еще один «Ме-109». Я резко развернулся. После разворота атаковываемого «Ме-109» не видел. Видел в этом месте парашютиста. Район западнее Синявино.

 

 

Многие думают, что успешность побед асов в ближнем бою происходит только из-за увеличения вероятности попадания – так как цель становится больше. Это, конечно, верно, но и не только поэтому. Великолепный летчик и писатель А. В. Ворожейкин стрелял по цели с предельно близкой дистанции – не дальше ста метров. Однако главной находкой Ворожейкина был не сам факт стрельбы в упор. Дело в том, что все другие летчики во время учебной стрельбы быстро сближались с противником, и поэтому стреляли с дальней дистанции, боясь столкнуться. От этого стрельба была не точной. А Ворожейкин придумал способ, как замедлить движение самолета. Он, зигзагами менял курс перед самой мишенью, и почти останавливал свою машину, во всяком случае, скорость у него в момент прицеливания была очень маленькой. Это эффективно в случае атаки одиночки, но в собачьей свалке подобный стиль атаки очень опасен.

В настоящем же воздушном бою с дальней дистанции легче нацелить свой самолет, чем с ближней. Противник вынужден разворачиваться по кругу малого радиуса, а атакующему в этом случае – позволительно делать плавный доворот по большой дуге. Казалось бы, простейший закон воздушного боя: подходи к противнику сзади вплотную, и только тогда стреляй – наверняка станешь победителем. Но вот в этом кроется ошибка. Приближаться вплотную выгодно, но только к истребителю и только к новичку-одиночке.

 

 

2a_cm.jpg13.01.43 Гв. капитан Татаренко: вылетел ведущим на прикрытие войск в составе 4-х самолётов «ЛаГГ-3». В 14.50 был над целью в районе Лобаново-Шлиссельбург-Синявино-Мга. В 15.35 южнее Шлиссельбурга 4 «Ме-109» атаковали 8 самолётов «Китихаук». Я находился выше на 300–400 м. Сверху атаковал одного «Ме-109» на выходе из атаки. С Д=70–50 м. под ракурсом 2/4 открыл огонь. «Ме-109» пытался уйти от меня горкой. Затем лег в вираж с оттягиванием на свою территорию. Я дал по нему еще одну очередь. «Ме-109» вышел из виража. На прямой, сзади в хвост я дал ещё одну длинную очередь. В это время сверху подошёл еще один «Ме-109». Я резко развернулся. После разворота атаковываемого «Ме-109» не видел. Видел в этом месте парашютиста. Район западнее Синявино.

 

 

Разница между симулятором и жизнью порой слишком велика. Любая попытка написать пособие или небольшой учебник наталкивается на искажающие инстанции, которые чаще всего скрыты в индивидуальных особенностях самих пилотов. Это словно игра в «испорченный телефон». Вы что-то шепчите на ухо своему соседу, тот следующему и так далее. Версии, интерпретации, недопонимание. Ошибки могут быть очень серьезными, до бреда включительно. Среди нас, таких непохожих друг на друга, каждый слышит свое. Однажды вы поймете, что не можете победить в очередной схватке. Это страшно и неприятно – заподозрить, что кто-то лучше вас, а вы сами вдруг стали совсем маленьким, слабым, потерялись. Не удивляйтесь и не впадайте в крайности. Разница между новорожденным и годовалым ребенком безмерна. Так же глубока пропасть между новичком и опытным воздушным бойцом. Поверьте, что, стартуя в разное время, мы рано или поздно догоняем друг друга. Пройдет год и гусеница превратится в бабочку.

Смотрите на свои неудачи, как на лучшую школу воздушного боя. Заниматься же индивидуальной или групповой психотерапией лучше с более опытным противником. Доверьтесь ему. Любите его как самого надежного учителя и наставника. Он всегда покажет вам настоящую школу пилотажа и снайперской стрельбы. Будьте готовы впитывать и запоминать произошедшее с вами в бою. Я совершенно серьезен. В каждом новичке есть талант, который он сам же порой и хоронит. Никакие пособия не заменят вам реальные схватки по Сети. Помните об этом всегда.

 

 

4a_cm.jpg15.02.43 Восемь «ЛаГГ-3» из 3-го гиап (Каберов, Шестопалов, Шилков и Потемкин; Агеев, Рябушкин, Минаев и Андрющенко) вылетали на прикрытие поиск в район Красного Бора. В 16:45 при подходе к району барража на высоте 3500 м получили приказание по радио: «Держите высоту 4500 м». В это время на высоте 3500 м появились два «Ме-109» и два «ФВ-190». Из донесения гв. ст. сержанта Шилкова: «В 16:45–16:50 один «Ме-109» зашел в хвост Андрющенко. Заметив его атаку и видя, что никто эту атаку Не отбивает, я решил оторваться от своей группы и атаковать противника. Но я опоздал, и «Ме-109» дал длинную очередь по самолету Андрющенко. Он сильно задымил, падения его я не проследил. Зайдя в хвост «Ме-109», я дал по нему две очереди. «Ме-109» с дымом пошел в сторону Слуцка. После этого ра шрнулся влево и пошел к своей группе, но был атакован «ФВ-190» сверху справа, на встречном. Заметив атаку противника, я боевым разворотом развернулся влево, так как «ФВ-190 пошел правым виражем. Я зашел ему в хвост и с диет. 70-150м дал три очереди. «ФВ-190» с резким снижением 3_cm.jpgи дымом пошел на свою территорию. Преследовать его я не стал и падения не наблюдал. Второй «ФВ-190» был вверху, но атаки по мне не производил. Я стал искать свою группу, спустился на 2000м. Увидев со стороны солнца выше меня восемь «Ю-88» на высоте 3000м, я резко перешел на горку и пошел им в лоб. «Ю-88» с пикирования бросили бомбы и, выходя из пикирования выше меня, с правым разворотом ушли на свою территорию. Имея меньшую высоту, догнать я их не мог». Из донесения гв. капитана Минаева: «…самолет Андрющенко с дымом пошел вниз. Я резко развернулся на «Ме-109», но Шилков атаковал «Me-109» сверху и зажег его. «Ме-109» со снижением пошел в сторону Пушкина. На высоте 1000м южнее Колпина наблюдали парашютиста». Подбитый Шилковым «Ме-109» горящим упал восточнее г. Пушкин. Андрющенко выбросился на парашюте в районе Колпино над территорией противника. Летчик попал в плен.

В воздушном бою стоит чуть прибавить темперамента, как моментально впадаешь в сверхактивность. Сдержался, пригасил себя – угодил в пассивность, а пассивность притягивает противника, как магнит. Вот и колеблешься в этом диапазоне, стараясь приблизиться к равновесию. Я решаю эту проблему, доверяя своей интуиции. Порой больше, чем она этого заслуживает. Доверяя интуиции, нужно научиться гибко перестраиваться на классическую школу воздушного боя. Вы обязаны научиться балансировать свойственные только вам черты. Например: вспыльчивость или тревожность разбавить противоположными качествами. Преодолевайте в себе рецидивы упрямства и всеотрицания. Читайте. Пишите на форумах. Спрашивайте. Анализируйте. Даже через пару лет активных боев вы будете делать все те же ошибки. Инерция стереотипов. А это – симптом.… Воспринимайте каждый свой вылет, как практическое занятие. А систематические, правильно организованные занятия в сочетании с теоретической подготовкой разовьют в вас выдержку, храбрость, волю к победе.

 

 

4d_cm.jpg24.01.43 В 11:15 шесть «ЛаГГ-3» (вед. Татаренко) на высоте 4000 м в районе Синявино вели бой с одним «Ме-110» и четырьмя «ФВ-190». На высоте 200 м при резком развороте для атаки по «ФВ-190» самолет лейтенанта Щеголева свалился в штопор и упал в двух км сев. Арбузово. Летчик погиб. В 11:30 четыре «И-16» из 4-го гиап на высоте 4200 м в районе Красный Бор вели бой с двумя «Ме-109». Лейтенант Левченко двумя «РС-82» подбил один «Ме-109». Самолет противника перевернулся и со снижением ушел по направлению к Тосно. Шесть «ЛаГГ-3» (вед. Львов) вылетали на прикрытие наших войск в районе Синявино — Дубровка Из донесения гв. капитана Львова: «В 11:50, находясь на высоте 4500 м в районе Синявино, на высоте 3500м сзади заметил одного «Ме-110». Сделав переворот, атаковал с пикирования. С дистанции 200м произвел одну очередь, после чего сделал боевой разворот и пристроился к «Ме-110» в хвост. «Ме-110» пытался уйти левым разворотом со снижением. Сблизившись до 100 м, открыл огонь сзади справа под ракурсом 2/4. Мой ведомый Прасолов был на 50м ниже и с такой же дистанции, атаковал слева снизу. Произвели еще четыре очереди из пушек. У «Ме-110» сразу же разрушилось хвостовое оперение, ионе штопоре без хвоста упал в районе северо-восточнее Раб. поселка № 7». Сержант Ф. Белоус не вернулся с боевого задания. Пять «ЛаГГ-3» из 3-го гиап (вед. Каберов) 4b_cm.jpgвылетали на прикрытие наших войск в районе Шлиссельбург — Липка — Раб. поселок № 6. Из донесения гв. капитана Каберова: «В 14:50 в районе Синявино на высоте 4500м, сделав управляемый переворот, атаковали сверху сзади одиночный «Ме-110» тремя «ЛаГГ-3» (Каберов, Прасолов и Шилков). Произвели по самолету противника две длинных очереди с диет. 50 м, в правый мотор. «Ме-110» задымил. Самолеты «ЛаГГ-3» продолжали производить атаки сзади сверху, сзади слева, сзади справа, ведя огонь с диет. 50–160 м. «Ме-110» упал в лес в 2-3-х км юго-западнее г. Мга. Два «ЛаГГ-3» (Цапов и Шестопалов) в 15:00 на высоте 3000–4000 м вели бой с двумя «Ме-109», которые пытались атаковать нас. Атаки производили на горизонтальном маневре, огонь открывали с диет. 100–200 м, один «Ме-109», предположительно, сбит. Место падения не наблюдали. Во время боя один «Ме-109» пытался произвести атаку сзади по «ЛаГГ-3» Цапова. Шилков резким разворотом, спасая товарища, пошел в атаку и дал заградительную очередь. Второй «Ме-109» стрелял, зайдя в хвост самолету Шилкова, сзади сверху. В результате самолет Шилкова получил повреждения (было перебито хвостовое оперение, плоскость и бензобак). Летчик выше л из боя и сел на своем аэродроме благополучно. В 15:10 получили команду по радио атаковать «Ме-110» в районе Си нявино (снизившись до высоты 800, Каберов, Прасолов и Шестопалов атаков.сзади сверху «Ме-110». Огонь открывали с диет. 150–50 м, всего произвели ю пяти атак. «Ме-110» задымил и, сделав переворот, пытался уйти на Юг. Прасолов, сблизившись до дист. 20 м, открыл огонь. У «Ме-110» вспыхну левый мотор, и самолет с густым дымом упал в трех -пяти км южнее Ивановских порогов. В 15:10на высоте 1000м Цапов вступил в бой с двумя «Ме-109». Атаку произвел на встречном курсе. Сблизившись до диет. 150-200м, дал длинную очередь — «Ме-109» задымил и резко пошел вниз. Падение не проследил, т. к. в это время второй «Ме-109» пытался зайти Цапову в хвост. Цапов резким разворотом атаковал его. «Ме-109», не приняв боя, пикированием ушел на юг.

Выводы:… Ведомый Шестопалов при втором бое ушел от ведущего. Гвардии капитан Цапов, увлекшись атакой по «Ме-110», действовал неправильно, так как его паре была поставлена задача «ходить» выше и охранять «ЛаГГ-3» от атакующих их «Ме-109».

 

Пилот, летающий часто, быстрее приобретет навыки защиты и нападения. Трудно ждать прогресса там, где в виртуальных боях вы участвуйте раз в неделю или реже. Не внушайте себе мысль, что две-три удачные атаки сегодня автоматически прибавляют вам мастерства завтра. Боев должно быть много. На разных серверах и на разных типах самолетов. Очень важное значение в воздушном бою имеет правильная работа с дистанцией.

1) Дистанция вне огневого контакта. Пилоты ожидают момента для результативной атаки, делая всевозможные обманные маневры и перестроения.

2) Дистанция огневого контакта. Пилоты производят завершающий маневр сближения и выходят на дистанцию действительного открытия огня.

3) Дистанция открытия огня. Обычно это 200–50 метров.

Очень редко обоих противников удовлетворяет одна и та же дистанция. Борьба за выход на дистанцию открытия огня и есть суть любого боя. Самое главное здесь – вовремя навязать противнику свою дистанцию. Сведите бортовое оружие на то расстояние, где ваш огонь наиболее эффективен. Держите противника на той дистанции, где он не сможет нанести огневого поражения или внезапно атаковать. Очень немногие способны поражать цель за пределами 300 м. Это означает, что вы не должны настаивать на сближении в невыгодной для вас позиции. Очень распространенная ошибка – не держать дистанцию, а сокращать ее ради немедленной скороспелой атаки.

Сделайте сохранение дистанции вашим союзником. Воздушный бой, в отличие от боя пехотинца, очень динамичен. Всегда можно резко и неожиданно сократить дистанцию и атаковать. То есть ваше положение к противнику нельзя считать устойчивым. Вы не в окопе. Очень многие начинающие пилоты грешат отсутствием обманных маневров. Прямолинейность в воздушной схватке смертельно опасна. В любой атаке нужно иметь в запасе два-три обманных маневра. Воздушный бой, в сущности, очень похож на схватку двух борцов. А это означает, что нужно всегда ставить противника в невыгодное положение.

 

 

7_cm.jpgСхема воздушного боя от 21.05.43 15.45–16.30 Четыре «И-16» и четыре «И-153» из 71-го иап (Гаврилов -Нижник, Ситников -Дерунов, Абрамов -Петунии, Парфенов -Брюханов) производили разведку с бомбоштурмовым ударом по плавсредствам противника. При подходе к о. Лавансаари, благодаря информации с КП полка: «…южнее Лавансаари 2 «Ме-109» и 4 «ФВ-190» на высоте 1500 м», они заблаговременно узнали о появлении противника, что позволило ведущим своевременно занять выгодные позиции для атак самолетов противника, использовать внезапность нападения на него. Пара «И-16» (Абрамов — Петунии) набрала высоту 3000–3300 м с превышением 800 м над «И-153» и слева от них в 800-х м, другая пара «И-16» (Парфенов — Брюханов) имела над «И-153» превышение 400 м. Бой начался в 16:05 в 15-ти км юго-западнее острова Лавансаари на высоте 2500 м атаками трех «Ме-109», идущих один за другим. Он прошел с явным перевесом нашей стороны.

Из донесения лейтенанта Гаврилова: «…Мною противник был замечен сзади на удалении 3–4 км с принижением 800–1000 м. Впереди шла группа в 4 самолета, которая догоняла нас с набором высоты. Первую атаку в лоб снизу приняли «И-153». После первой атаки противник стал уходить вверх к солнцу и оттуда снова атаковать «И-153» и пару «И-16», ведомую Петуниным. Почти все атаки противника в первую половину боя были парами в лоб с превышения или с горизонтали на большой скорости с последующим уходом в сторону с набором высоты к солнцу. Несколько раз противник пытался атаковать наши самолеты с хвоста. В одну из атак «ФВ-190» на пару Петунина в лобовую я и Нижник развернулись на самолет противника и атаковали его «РС»-ами и пулеметным огнем. На выходе из атаки «ФВ-190» задымил и резко ушел вниз. Момент падения самолета противника в воду я не видел, т. к. был занят отражением очередной атаки. При одной из атак «Ме-109» был очень дружно встречен всей группой «И-16» и «И-153», которые буквально засыпали его «РС»-ами и обстреляли пулеметным огнем. «Ме-109» из атаки ушел дымящий со снижением в направлении о. Б. Тютерс. В середине боя я увидел «Ме-109», атаковывающего ведущего второй пары «чаек» (Ситников -Дерунов) в лоб. Мы со своим ведомым развернулись для поддержания Ситникова, но атаковать не смогли, т. к. дистанция была еще слишком велика. Ситников шел строго в лоб «Ме-109». Сближение самолетов происходило по горизонтали с небольшим преимуществом в высоте со стороны противника. И только почти в момент столкновения оба самолета дали небольшой правый крен, и столкнулись левыми полукоробками. Взрыва не было. «И-153» лишился полностью своей полукоробки, «Ме-109» также. Оба самолета стали падать беспорядочным падением. Все это произошло на высоте 2000–2200 м. На высоте 1000–1200 м от «И-153» отделился летчик и, сделав небольшую затяжку, нормально распустил парашют. Падение «И-153» и парашютиста я проследил до конца. Парашютист упал в четырех км западнее острова. Падение «Me-109» до конца не проследил.

6_cm.jpgВо второй половине боя активность противника снизилась намного. Начатые атаки противник не заканчивал, а только уходил из атаки в самом ее начале, держась все время стороны солнца. Весь бой проходил на высоте 2500 −1500 м». Из донесения ст. сержанта Дерунова: «…На моего ведущего Ситникова спереди сверху шел «Ме-109». Я набрал высоту с превышением над ведущим, развернулся и атаковал «РС»-ами, которые не взорвались, но «Me-109» отвернул и со снижением ушел вниз. Так как машина у меня была с бомбами, я на этой скорости не мог развернуться. Я свалил машину на крыло, набрал скорость, развернулся к ведущему, но был с принижением в отношении ведущего. В это время второй «Me-109» шел в лоб Ситникову. Я попытался атаковать «РС»-ами, которые опять же не сбросились и с дист. 50–70 м я дал пулеметную очередь. «Ме-109» продолжал идти в лобовую и лишь в конце атаки положил машину на крыло. Произошло столкновение. Я в этот же момент отвернул вправо со снижением…

Из донесения ст. сержанта Нижника: «…Мы с лейтенантом Гавриловым развернулись и пошли в лобовую атаку. Но в это время второй «Ме-109» со стороны солнца пошел на нас в атаку. Я развернулся и пошел ему в лоб, с дист. 150–200 м дал пулеметную очередь и выпустил 2 «PC», которые разорвались у самого мотора «Ме-109. Он дал горку, но завис, задымил и переворотом пошел вниз. Тогда Гаврилов произвел атаку по нему «РС»-ами и пулеметным огнем». Из донесения мл. лейтенанта Парфенова: «…Четыре «ФВ-190» пошли в хвост четырем «И-153». Отбивая атаку одного «ФВ-190» из под хвоста «И-153», выпустил 2 «PC» и сбил его. В это время один «И-153» развернулся и в лоб дал очередь по нижней части фюзеляжа «ФВ-190». Я зашел ему в хвост и с дист. 50 м и дал пулеметную очередь тоже по нижней части фюзеляжа. «ФВ-190» вошел в пикирование и загорелся. Брюханов его сопровождал со стрельбой до воды. Оставшись один на высоте 2600 м, я выбивал самолеты противника из-под хвоста «И-153» пульогнем и «РС»-ами. В ходе боя видел падение одного «Ме-109» и двух «ФВ-190». Бой продолжался более 15 мин.». Из донесения ст. сержанта Брюханова: «…Одновременно развернулся Парфенов и тоже бьет в лоб. «Ме-109» вплотную проскакивает их. К этому времени я развернулся ему в лоб и бью очередями. Не доходя метров 50 делаю разворот на него и буквально на расстоянии сантиметра проскакиваю вблизи его, доворачиваю дальше за ним. Вижу, самолет противника переходит в падение с крыла на крыло и один «И-153» еще бьет ему в лоб. Я сначала думал, что он имитирует падение и начал короткими очередями бить его. Когда увидел, что он загорелся, бросил его сопровождать». Благодаря эшелонированию групп «И-16» и «И-153» по высоте, самолеты противника после атак «И-153» уходили вверх к солнцу и там были атакованы «И-16». Всего в бою было сбито два «Ме-109» и два «ФВ-190». Было отмечено, что таранить самолет противника на большом удалении от своей территории и от своих кораблей нецелесообразно. Три «И-153», вылетавшие на прикрытие катеров, вышедших к месту приводнения Ситникова, провели короткий воздушный бой с «мессершмиттами». Летчики повредили один «Ме-109», который со снижением ушел в направлении о. Соммерс. Сбит самолет ст. сержанта Софьина.

 

 

Атаковать немедленно в любой благоприятный момент. Опытный пилот сам редко становится в невыгодное и рискованное положение. Опытный летчик всегда разменяет дистанцию на высоту, если он не задумал что-то необычное. Другими словами, он, а не вы готовит нападение. Поэтому на любые подготовительные маневры нужно отвечать контрманеврами. Еще одна ошибка начинающих пилотов состоит в том, что они по неопытности подходят к воздушному бою, как к двумерному сражению, хотя оно, очевидно, является трехмерным. Надо как можно быстрее научиться использовать третье измерение. Следует освоить технику боя не только в горизонтальной плоскости, но и атаку с других эшелонов по высоте. Если кому-то суждено совершать ошибки и гибнуть, то, скорее всего, это произойдет именно на этом этапе. Тот, кто неправильно выберет нужный маневр или исполнит его небрежно, тот даст противнику неоценимый шанс на победу.

Вот именно эту фазу боя нам как раз чаще всего и показывают в кино, когда самолеты соперников сплетаются в головоломный клубок в поисках удачного момента, чтобы всадить в противника очередь из пушки. Те маневры, которые при этом применяются, известны давным-давно. Это обычные фигуры высшего пилотажа, и придумать здесь что-то новое, наверное, невозможно. Все дело только в правильном выборе нужной фигуры и тщательности ее исполнения. Если Вы хотите побеждать в воздушных сражениях, Вам надо как следует потренироваться в исполнении этих фигур, но не только… Вам надо также научиться легко распознавать те маневры, которые начинает ваш противник, чтобы вовремя успеть предпринять ответные действия.

 

 

8_cm.jpgСхема воздушного боя от 21.05.43 Двенадцать «Ла-5» из 3-го гиап (вед. Катков) вылетали на блокирование а. Раквере. В 06:24 с высоты 3000–2000 м восемь «Ла-5» произвели бомбоудар. После сброса бомб ходили над аэродромом по кругу, не давая возможности вражеским истребителям подняться в воздух, однако трем «ФВ-190» удалось взлететь. В 06:26 Жучков с пикирования пошел на них в атаку, но она из-за большого превышения не удалась. Затем Жучков атаковал взлетающий «ФВ-190» с дист. 200 м. Результата не наблюдал, так как в это время два «ФВ-190» заходили ему в хвост. Сделав левый раверсман, повторил атаку по ведущему «ФВ-190» сверху сзади с дист. 300 м. «ФВ-190» легли в левый разворот с набором высоты. Жучков левым боевым разворотом зашел в хвост ведомому «ФВ-190» и атакой сзади сверху с дист. 150–100 м сбил его. В 06.30 на отходе, находясь на высоте 4000 м, Кравцов заметил впереди справа двух «ФВ-190», круто пикирующих вниз. Дав заградительную очередь по ведомому, заметил вторую пару «ФВ-190», со стороны солнца идущих на него в атаку. Кравцов резким левым боевым разворотом пошел на ведущего «ФВ-190». Последний левым переворотом пошел вниз. Н. Морозов, довернув на него, дал две 9_cm.jpgдлинных очереди ему в хвост. «ФВ-190» продолжал уходить. В то время, как ведущий сделал левый переворот, ведомый «ФВ-190» сделал правый переворот. Кравцов с боевого разворота, свалив самолет вправо и оказавшись в хвосте «ФВ-190» на дист. 20–15 м, четырьмя длинными очередями сбил его. При атаке аэродрома были обстреляны сильным огнем ЗА. «Ла-5» Грищенко имеет повреждение правой плоскости, отбита трубка Пито.

Двенадцать «Ла5» из 4-го гиап (вед. Карпунин) совместно с «Ил-2» и «Як-9» вылетали на блокировку а. Кахула. В 06:23 восемь «Ла-5» с высоты 800 м нанесли бомбоудар по аэродрому. В момент удара с аэродрома взлетело шесть «ФВ-190», которые пошли к нашим кораблям. Восьмерка «Ла-5» после удара пошла в залив за «ФВ190». Остальная четверка продолжала блокировать аэродром. В 06:35 на высоте 2500 м в 10-ти км северо — вост. Каннука Бычков, отбивая атаку двух «ФВ-190» по «Як-9», атакой снизу сзади сбил ведущего «ФВ-190». Возвращающаяся с блокировки а. Кахула пара Федорин и Потапов встретила вторую пару «ФВ-190», пытавшихся атаковать «Ил-2» и прикрывающего его «Як-9. Они находились выше «ФВ-190» на 400–500 м, но как только истребители противника заметили их, то попытались уйти правым боевым разворотом. В верхней точке разворота Федорин атакой сзади с диет. 50–20 м сбил ведомого «ФВ-190». Ведущему удалось уйти пикированием. В 10:13 двенадцать «Ла-5» из 4-го гиап (вед. Федорин) снова вылетели на блокирование а. Кахула с целью обеспечения удара «Ил-2» 9-й шад по кораблям противника. В 10:30, находясь в районе б. Вигрунд, наблюдали взлет шести «ФВ190» с а. Кахула. Восемь «Ла-5» пошли за «ФВ-190» и в 10:50 на высоте 4000 м севернее д. Молдова вступили с ними в бой. Федорин атакой сзади сверху с диет. 50 м и Алпатов атакой сзади в хвост с диет. 100 м сбили одного «ФВ-190». Куликов сзади сверху с диет. 150–100 м сбил второго. При возвращении на свой аэродром юго-вост. о. Б. Тютерс на высоте 2300 м Селютин был атакован двумя «ФВ-190». Активно отбиваясь, атакой сверху сзади сбил ведущего «ФВ-190».

 

Сегодня на любимом сервере вы опять встретились в воздушном бою со своим виртуальным врагом. Не простым врагом, а подлым, коварным, глубоко продвинутым «вражиной». Кончились праздники – за ними будни пошли. Тебя атакуют грамотно и настойчиво. Позвонить и спросить: «Что делать?» – некому. Все болтаются вокруг, как сосиски, и все такие же, как ты, молодые пилоты. Большая часть из них просто не видит, что у тебя серьезные неприятности. Они еще очень мало что видят. Если немедленно не помогут, то гореть придется яркой свечкой и до самой земли. Советы типа: «Смотри, что люди делать будут, то и ты делай»не годятся. Идет бой, и на кону твоя голова. Книжку не раскроешь и не прочитаешь, как быть. У нас народ талантливый, но одного таланта мало для выхода из создавшегося положения. Оглянулся, а за тобой уже очередь. Длинная вереница самолетов называемая «паровозик». Самолеты всяких марок, всяких цветов. Одно их родниттакие же новички, как ты. Все как на подбор. А тот опытный ушел. Не хочет рисковать высотой ради легкой добычи.

Это означает, что ты слил тысячу метров, убегая от опытного врага. Убежать-то убежал, но взамен из тебя сделали решето такие же новички, которые в изобилии водятся у матушки-земли. «Вот если бы был напарник!» – думаешь ты. Конечно, пара лучше, чем целая куча добровольных помощников, которые сами несут немалую опасность окружающим своими неумелыми маневрами и рискованной стрельбой. А что было бы там на верху? Бой двух против одного. Пусть опытного виртуального пилота. Как бы сложился такой бой? Как это работает? В одной из статей я касался этой темы. Пара всегда находится в более выигрышном положении, чем пилот-одиночка.

 

 

10_cm.jpgСхема воздушного боя от 20.05.43 06:45–08:08. Четыре «И-153» из 71-го иап (Карпенко, Ольшанский, Мачабели и Рустамов) прикрывали корабли на переходе о. Сейскар — о. Лавансаари, находясь над кораблями на высоте 300 м. Получили по радио сигнал о появлении самолетов противника в районе о. Сейскар. Из донесения ст. сержанта Мачабели: «Осмотревшись, я заметил сверху сзади два «Ме-109», идущих в атаку на меня и моего ведомого. Я резко развернулся, идущий на меня «Ме-109» проскочил, по второму «Ме-109» я открыл огонь из пулеметов с диет. 400–200 м, но он успел сделать атаку по моему ведомому, которого подбил. После атаки «Me-109» переворотом стал уходить. Я выпустил по нему 4 «PC», которые разорвались сзади в 15-20м. Рустамов пошел на посадку. Я стал его сопровождать, но он, не дотянув аэродрома, упал западнее озера на о. Лавансаари». Из донесения ст. сержанта Карпенко: «…Рустамов начал разворачиваться за ведущим, в это время по нему с диет. 600м «Ме-109» открыл огонь. Я в это время находился справа. Увидев «Ме-109», я развернулся на 90 градусов влево и открыл заградительный огонь с диет. 900м. «Ме-109», не обращая внимания, продолжал атаковывать Рустамова. После атаки Мачабели и Рустамов ушли на о. Лавансаари. Я с ведомым Ольшанским был атакован двумя «Ме-109» с бреющего полета сзади в хвост. Резко развернулся в лоб, но «Ме-109» успел проскочить и начал разворачиваться вправо. Развернувшись на 180градусов, выпустил 2 «РС», которые разорвались с 10b_cm.jpgнедолетом. Подвернув, я открыл заградительный огонь из пулеметов. «Me-109» ушел бреющим полетом на северо-запад. Второй «Ме-109» атаковал Ольшанского, который также развернулся в лоб. Последующие три атаки были также произведены с бреющего полета. Последняя атака была произведена в следующем порядке. Один «Ме-109» пошел в атаку на меня с бреющего точно в хвост. Ольшанский находился справа. Я быстро развернулся в лоб и с диет. 650м открыл огонь из пулеметов, ведя его до 150 м. «Ме-109» в 150-ти м от меня сделал горку. Я в это время с диет. 150-100м дал по нему в «пузо» прицельную пулеметную очередь. После выпустил PC, которые разорвались точно по курсу выше на 10–15 м. После этой атаки «Me-109» с рез ким снижением стал уходить на северо-запад. К нему сверху пристроился второй «Ме-109». После этого над караваном их не было». Карпенко и Ольшанскому подтвердили сбитие одного «Ме-109», а Рустамов, чей самолет с перебитым управлением рулей поворота потерпел аварию, был отправлен в госпиталь. 20:00–21:15. Четыре «И-153» из 71-го иап (Лучков -Софьин, Мачабели -Ольшанский) прикрывали корабли вблизи о. Лавансаари.

Из донесения ст. сержанта Мачабели: «…Время патрулирования подходило к концу. Капитан Лучков со своим ведомым пологим планированием пошел к о. Лавансаари. Сделав один круг, я со своим ведомым, планируя пошел за ведущим группы. Снизившись до высоты 400м, я заметил сзади сверху три «Ме-109». Один из них пошел в атаку на моего ведомого, два остались наверху. Я резко развернулся ему в лоб и с диет. 400-200м открыл огонь из пулеметов. Не выдержав лобовой атаки, «Ме-109», сделав горку, подставил мне «пузо». С дист. 150 — 100м я дал прицельную очередь. После этого «Ме-109» развернулся влево и со снижением, дымя, пошел на север. Развернувшись за ним, я выпустил 2 «PC», которые разорвались сзади справа в 20-ти м. В это время к нам подошла пара ведущего. Собравшись четверкой, пошли к острову». Из донесения ст. сержанта Ольшанского: «…Мачабели пустил 2 «РС», которые разорвались сзади справа от «Ме-109» в 20-ти м. Я развернулся за ведущим, но находясь сзади него в 100м, огонь не открывал. После атаки «Ме-109» с легким дымком стал уходить вправо вверх и на выходе подставил мне «пузо». Я дал по нему прицельную очередь из всех пулеметов. Самолет противника отвернул и ушел со снижением на северо-запад. Предполагаю, что этот «Ме-109» был поражен осколками «PC» и огнем пулеметов ст. сержантом Мачабели».

 

 

Действия пары основано на очень простой схеме: пока один нападает – другой защищает. Свободный пилот не связан ничем. Он осуществляет визуальное наблюдение за ведущим и окружающим пространством. Он немедленно переходит к атакующим действиям в случае ухудшения положения ведущего. Например, потери энергии для продолжения схватки. Подобная смена ролей должна происходить молниеносно. Один принцип остается всегда неизменным: принцип «взаимной поддержки». Все остальное вы должны переосмысливать на основе совместных боевых действий вашей пары. Эта тема безгранична и очень интересна во всех отношениях.

Как же выстроить систему нападения вашей пары, которая будет неизменно приводить к успеху? Первое, что нужно научиться делать – это эффективно использовать строй пары и интервал. В поиске не нужно держаться слишком близко друг к другу. Разойдитесь, получите наилучший обзор сразу после набора высоты и не дайте врагу подобраться к вам незамеченным. Оптимальным будет широкое разделение пары по вертикали. Дистанция должна быть достаточной для того, чтобы ведомый не потерял вас. А если есть одиночная цель для нападения, то пара сможет провести атаки и использованием вертикальных ножниц.

Очень часто подобные атаки не приносят результата, потому что пара забывает главный принцип: атакующий сверху не должен атаковать одновременно и в одном векторе с напарником. Атака ведомого должна проходить в противоположном направлении по отношению к ведущему пары. Мало вероятно, что подвергшийся вашей атаке вражеский самолет сможет среагировать на вертикальные ножницы. Если пара под атакой одиночного самолета, то расходитесь в противоположных направлениях. Это разделение пары уже само по себе прием. Один кинул мяч, а другой поймал. Он поставит нападающего перед нелегким выбором – кого же атаковать. Если вы выбрали тактику на истощение энергии противника, то помните, что вовлекаете себя в довольно длительный процесс с очень непредсказуемым результатом. Я бы посоветовал вашему ведомому в процессе сближения занять максимально возможную для визуального контакта точку с превышением и по команде ведущего сбить цель коротким вертикальным ударом.

 

 

11_cm.jpgСхема воздушного боя от 26.05.43 19:58–20:10. Четыре «И-153» из 71-го иап (Гаврилов -Нижник, Кучерявый -Дерунов) прикрывали караван судов. Из донесения лейтенанта Гаврилова: «…на 15-й мин после вылета замечены два «ФВ-190», заходившие на сторону солнца и выбиравшие исходное положение для атаки. Я и Нижник находились на высоте 1700м, на 200м ниже — Кучерявый и Дерунов. Первую атаку самолеты про тивника произвели на пару Кучерявого. Уходя из невыгодных атак и сами атакуя противника, пара Кучерявого стала терять высоту. Такую же ошибку допустил и Нижник, потом исправил ее и стал на моей высоте. Я высоту не терял умышленно и атаковал противника на выходе с горки, заходя ему в хвост на вираже. Несколько атак я произвел сверху разворотом в хвост, выбивая противника из атаки по второй паре. Во второй половине боя у меня были исключительные положения, благодаря тому, что я ловил противника на выходе с вертикального маневра вверх, когда он имел малую скорость и входил в вираж (почти все время в левый). Преимущество было на моей стороне настолько, что самолеты противника ни разу не смогли атаковать меня. Но я также во второй половине боя не мог ничего предпринять, кроме маневра, т. к. все четыре пулемета отказали после четырех очередей. Все «РС»-ы ложились преимущественно с перелетом, т. к. дистанция была 400–100 м. В конце 11b_cm.jpgбоя один из самолетов противника ушел в юго-восточном направлении, сильно дымя». Из донесения ст. лейтенанта Кучерявого: «…Противника атаковала пара лейтенанта Гаврилова и «ФВ-190» ушли вверх. Как только Дерунов стал набирать высоту, его атаковал «ФВ-190» сверху спереди. Дерунов вел пулеметный огонь с диет. 100м. «ФВ-190» стал отворачивать. Я на развороте также атаковал его пулеметным огнем, после чего он с дымом стал уходить в сторону южнее о. Пенисаари, где по моему предположению упал. Остальные вышли из боя на юг». Из донесения ст. сержанта Дерунова: «…Из мотора показался дым. При уходе переворотом получил пробоины винта, узла элерона правой консоли и левой стороны фюзеляжа». Четыре «Ла-5» из 4-го гиап (вед. Багиров) вылетели на прикрытие перелета самолетов «Ил-2» с о. Лавансаари на а. Бычье Поле. В 20:25 Полканов и Приходько из группы прикрытия в районе Лавансаари вели бой с двумя «ФВ-190» и четырьмя «Моран-406». Сбили один «ФВ-190», но был подожжен и «Ла-5» Полканова. При посадке на большой скорости с убранными шасси на о. Лавансаари самолет был разбит. Летчик в тяжелом состоянии отправлен в госпиталь. Сержант Приходько на аэродром не вернулся. По докладу начальника штаба 71-го иап с о. Лавансаари наблюдали падение в воду «Ла-5» в 10-ти км от острова.

 

 

Если же пара подверглась нападению другой пары, то разделение пары на одиночные самолеты дает вам простор для воображения. Помните о том, что, разделившись, вы не должны терять визуальный контакт. Вы должны работать на вертикали и на встречных курсах. Если вы ведомый, то это не означает, что нужно упускать возможность собственной атаки, если враг раскрылся и вы в выгодном положении. Эти переходы от обороны к нападению со сменой ролей и есть то, к чему нужно стремиться. То есть давление на противника должно быть непрерывным и нарастающим, а не наоборот. Меняйте точки выхода на набор высоты.

Очень часто на серверах атаки пары на мой самолет выглядели затянутыми и предсказуемыми по причине однообразного набора и выполнения атак из одних и тех же положений, с одной и той же скоростью, с неизменным вектором атаки. Это неправильно. Возьмите за правило действовать на опережение друг друга. Одиночки почти всегда переводят бой на виражи, но пара, придерживающаяся принципов «меча и щита», не должна одновременно входить в вираж. Всегда: один на вертикаль, другой в виражи наоборот. Пара должна поддерживать высокий уровень энергии всеми средствами. Осторожность, внимательность, уважение к противнику!

Один всегда работает с превышением. Наступательные и защитные функции в паре должны переходить без дополнительных комментариев в «ТС». У пилотов одиночек очень часто возникает дилемма: кого же атаковать в паре первым, если он находится в выгодном положении? Однозначного ответа нет. Я всегда при атаке пары действую по принципу: «атакуй наиболее уязвимого противника». Возможно, это не очень верно, но инициатива должна исходить от вас, т. к. пара на этапе схождения видит лишь потенциальную жертву, а не бойца.

Пара, вступившая в бой с опытным одиночкой должна избегать эффекта «фиксации». Нельзя подвергать себя опасности «лепиться» к одиночке ради немедленной победы. Нельзя «размазывать» на него все внимание и энергию. Атаку нужно выстраивать быстро и скоординировано. Это функция принадлежит ведущему. Он решает, стоит ли цель усилий или положение пары ставит ее в момент атак под удар. Задача ведущего – минимизировать количество попыток уничтожить цель. Он – сценарист боя. Нельзя действовать импульсивно, и импровизация должна готовиться. Для нее также должны быть созданы условия. Переход от атаки к обороне должен быть быстрым и своевременным. Задача пары в бою – всегда иметь «свободного» пилота.

Это означает, что даже в поединке 2 на 2 вы должны выстраивать маневры так, чтобы ваш напарник «освободился» и занял выгодное положение. Как только это произошло – бой фактически выигран. Все это звенья одной цепи: координация совместных действий – постоянный визуальный контакт – асинхронность в маневрировании – постоянное увеличение давления на противника – «освобождение» напарника – выбор фазы нападения и как результат – неожиданная и результативная атака. Как ни парадоксально, но истребитель в первую очередь предназначен для защиты от вражеского нападения. Ваша задача – превратить свою пару в меч, опускающийся на головы противника. Ведите наступательный бой. Зачищайте воздушное пространство вокруг вашего аэродрома. Поиск и уничтожение, контроль воздушного пространства, поддержка пилотов, попавших в сложную ситуацию. Идентификация цели и перехват. Невозможно связать пару узкой и ограниченной задачей. Этим вы отнимите у пары инициативу. Лучше возьмите самые ценные качества, которыми обладает пара: агрессивность, взаимная поддержка, дух свободы, радость атаки и страсть охотников.

Тактика – это способ и метод для достижения победы. В воздушном бою и, в частности, для действия парой можно выделить три основные задачи: разведывательная, наступательная и оборонительная. В ходе разведывательных действий пара получает информацию о действиях противника, окружающей обстановке, перерабатывает ее и принимает решение о плане боя в целом, а также об использовании различных приемов, подходящих в данный отрезок времени. В ходе разведки наиболее активно включаются внимание и тактическое мышление ведущего пары.

Для наступательной формы боя характерно то, что ведущий принимает решение проводить атаку или контратаку и прилагает все усилия к практическому осуществлению этого. В этих действиях ведущую роль играют мотивация и такие волевые качества, как решительность, смелость и настойчивость, способствующие преодолению сопротивления противника и захвату инициативы. Оборонительная форма боя применяется в том случае, когда агрессивный и тактически сильный противник захватывает инициативу или когда специально ставится задача вымотать соперника, применяя маневрирование, защитные действия и отдельные контратакующие удары с тем, чтобы затем перейти в наступление. Воздушный бой с применением той или иной тактики может длиться секунды или минуты. Бой в паре является сложным сочетанием передвижений, выполняемых на разных дистанциях, с разной скоростью и интенсивностью. Дистанция, на которой ведется воздушный поединок, во многом определяет особенности техники и тактики.

 

 

12_cm.jpgСхема воздушного боя от 21.02.43 Шесть «ЛаГГ-3» из 3-го гиап (Громодвинников -Шилков, МинаевЛобко, Агеев- Шестопалов) вылетали на прикрытие войск в районе Красный Бор — Никольское. Из донесения гв. капитана Минаева: «В 12:15 на высоте 4500м со стороны Пушкина показалось два «ФВ-190», которые со стороны солнца пытались атаковать нашу группу. Заметив атаку, я в паре с Лобко развернулся на них и пошел в лобовую атаку. Ведущий группы капитан Громодвинников тоже развернулся на них. В это время наша пара была выше остальной четверки на 300-400м, а «ФВ-190» друг за другом пошли в атаку на четверку и атаковали капитана Громодвинникова. Заметив атаку противника, я дал заградительную очередь с диет. 50-100м. «ФВ-190» отвалил вверх. На горке я произвел по нему еще одну очередь с диет. 100 м. «ФВ-190» задымил и беспорядочно стал падать. Падения не 12b_cm.jpgнаблюдал вследствие большой высоты. После этого я пристроился к остальной группе и продолжал барраж». Сбитый Минаевым «ФВ-190» упал в районе г. Пушкин. В результате атаки у самолета Громодвинникова оказалось пробито хвостовое оперение и консоль правого крыла. Восемь «ЛаГГ-3» из 3-го гиап (вед. Татаренко) прикрывали войска в районе Колпино. В 16:25 на высоте 4500 м со стороны солнца были атакованы двумя «ФВ- 190». В бой вступили еще два «ФВ-190». Татаренко сверху спереди с дист. 100–150 м атаковал и подбил «ФВ-190», который дымящий с резким снижением ушел в сторону г. Пушкин. В бою поврежден «ЛаГГ-3» Шилкова и он про извел вынужденную посадку в районе Овцино.

 

Бой на каждой дистанции проходит в самых разнообразных условиях и имеет свои закономерности. Они зависят от лимита времени и высоты дефицит времени или высоты на разных дистанциях определяет выбор соответствующей техники и такти ческих приемов, зависящих в свою очередь от различного уровня развития быстроты, реакций и мышления, скорости и координации движений в паре, силы и скорости в применении атак и защитных маневров.

Ведя бой на дальней дистанции, пара находится вне сферы ударов, что позволяет ей подготовить свою атаку, постоянно маневрируя и отвлекая внимание противника ложными действиями, затем уверенно атаковать, в то же время успевая относительно легко реагировать на все действия соперника.

Бой на средней дистанции является развитием атакующих или контратакующих действий. Здесь идет борьба за инициативу, моральное, техническое и тактическое превосходство. Бой на средней дистанции предъявляет паре повышенные требования к быстроте реакции и движений. Высокая плотность боя, частота, скорость требуют мгновенного перехода от атаки к защите и обратно, что предполагает высокий уровень развития психических качеств и слетанность.

Бой на ближней дистанции ведется, когда соперники находятся почти вплотную друг к другу. Поскольку на ближней дистанции зрительное восприятие действий соперника ограниченно, и пилоты зачастую не могут видеть, что делает противник, вам жизненно необходимо увеличить интенсивность переговоров в «ТС». В ходе боя, под влиянием обстановки и из-за необходимости противодействовать противнику, опытная пара часто изменяет привычную ей манеру ведения боя и тактику. Она находит новые боевые приемы для того, чтобы поставить противника в опасное положение. А самой выйти из-под контроля и приспособиться к изменениям в тактике противника. Гибкость – ваше первое оружие! Именно комбинационный стиль боя выявляет мастерство вашей пары, позволяющее ей противостоять любому виду тактики и умело решать самые разнообразные задачи, возникающие в ходе воздушного поединка.

Многие хорошо подготовленные пилоты предпочитают атаковать с дальней дистанции и немедленно после атаки отходить от противника на ту же дистанцию с превышением. Такие бойцы обычно умело маневрируют и дезориентируют противника, легко и быстро передвигаясь в различных направлениях. Разнообраз ный в тактическом отношении пилот, сочетая маневрирование с быстрыми и неожиданными атаками, часто пользуется для этого резким изменением темпа действий. Такой противник опасен даже паре. Поэтому я еще раз напоминаю о главном: всегда ведите бой за «свободного» пилота.

Тактика ведения боя в паре против такого врага заключается в том, чтобы нейтрализовать его, лишить преимущества в быстроте маневра, навязать не свойственную ему ближнюю дистанцию. Вы должны применять: активное сближение, используя защиту при встречных ударах. Пара, строящая бой на контратаках, – одна из самых искусных, так как, обладая запасом высоты и скорости, может умело вытягивать противника на неподготовленные атаки и немедленно прерывать их фатальным контрприемом. Для этого она и применяет ложные «открытия» с последующей контратакой, попутные перестроения и приманки, сопровождая свои атакующие действия. Такая пара чаще терпеливо выжидает, но еще чаще активно создает необходимую ситуацию и благоприятный момент для нанесения удара.

На серверах часто встречаются молодые пилоты, активно идущие на сближение с противником, действующие в быстром темпе на средней или ближней дистанции и старающиеся выиграть бой за счет создания большой плотности огня. Действия пары в данном случае заключаются в быстром, разнообразном и широком маневрировании, преимущественно на дальней дистанции, в сочетании с защитой виражами. Еще более рациональный способ ведения боя против таких пилотов заключается в том, чтобы пара сама вела плотный атакующий бой, используя превышение, а не ждала, когда соперники резко усилят темп боя и бросятся во взрывную атаку.

 В бою с таким противником, если пара не хочет идти на обмен ударами, она должна своевременно прерывать свою атаку и разрывать дистанцию. Когда противник посчитает, что набрал достаточно очков для победы, пара должна резко увеличить темп проведения атаки, всячески заставляя противника принять бой и максимально используя высоту. Заканчивая эту статью, я хочу заметить, что не бывает тактик «вообще». В каждом конкретном случае она является результатом взаимодействия нескольких факторов: намерений и возможностей вашей пары, намерений и возможностей противника. Все факторы, влияющие на тактику ведения боя, взаимосвяза ны между собой и изменение любого из них влечет за собой другие варианты в выборе форм и средств ведения борьбы.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »