РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Памятка новичку № 4
Автор DEDA   

ГЛАВА 4

0_cm.jpgКомандир 216-й смешанной авиационной дивизии, генералмайор авиации А. В. Борман в своем докладе на имя командующего ВВС фронта писал: «Я пришел к выводу, что в корне надо менять психологию летчика, которая крепко в него вклинилась, – этот метод оборонительного боя первых дней войны, локтевая или зрительная связь, когда товарищи как будто подбадривают. Для сегодняшнего дня это большое зло. Надо дать летчикам почувствовать свободу маневра, чтобы они больше не ходили «роем и не жужжали, как пчелы». Надо дать почувствовать летчикам их силу в паре. Ликвидировать мнимую боязнь – потери себя в воздушном пространстве. Нужен перелом. Нужно влить уверенность в наших летчиков…»

Каждый новичок на себе испытал стремительный переход от безумной суматохи воздушного боя к опасному одиночеству в кажущемся пустым виртуальном небе вашего сервера. Это кажущаяся пустота. Ваша шея должна быть «резиновой». Постоянно оглядывайтесь. Ваша жизнь зависит от того, успеете ли вы заметить противника раньше, чем он атакует вас. Нет смысла просто шарить глазами по небу. Научитесь фиксировать глаза на определенном секторе, и тщательно осматривайте его. Во время всего полета постоянно старайтесь заметить малейшее движение в воздухе и опознать замеченный самолет. Вы скоро обнаружите, что постоянная тренировка позволяет значительно улучшить наблюдательность. Лучше всего это делать в паре. «Как в паре?» — спросите вы.- «Я же новичок». «Да»,— отвечаю я. – «Меньше всего тут я хотел бы вас удивить. Создавайте пару хоть в первый день и на своем первом сервере!» Многим кажется, что это привилегия «старичков». Нет! Вы сможете быстрее учиться взаимодействию в роли ведомого или ведущего. Так вы сразу начнете понимать друг друга и начнете проходить освоение ступеней мастерства вместе. Пусть поначалу будет много ошибок. Пусть вы несколько раз поменяете пару. В этом нет ничего плохого. Это нормально. Ваш опыт будет на порядок интереснее и смелее.

Если вы ведомый, то главная обязанность ведомого – не уничтожение вражеского самолета, а обеспечение лидеру пары чистого неба в заднем секторе. Исключительно важно сохранять строй во время поиска цели и правильно использовать преимущества солнца, облаков, высоты. Вы, как ведомый, должны быть чуть ниже ведущего и всегда с той стороны, где солнце. Вы должны быть рядом, а не плестись в хвосте, тратя всю энергию и внимание на то, чтобы удержаться за лидером. Дистанция между истребителями должна быть 100—120 м. Идите, рядом, в правом или левом пеленге, держа друг друга в поле зрения. Что это за строй, если вы не видите соседа? Мне на своем горьком опыте не раз пришлось убедиться, что тактика пары или группы должна быть максимально простой. На изощренные выкрутасы просто нет времени. Ведущий очень часто теряет контроль над парой, если пытается выполнить какой-то сложный маневр. А группа из четырех и более самолетов во время атаки немедленно разваливается на отдельные части. Задача пары заключается в том, чтобы товарищ как можно быстрее поймал противника в перекрестия прицела, а не наоборот. Настоящий ведомый не стремится увеличить свой личный счет, а старается обеспечить решающий успех паре или звену. В паре «против одного» всегда расходитесь в противоположных направлениях. Не летайте, сковывая друг друга, а действуйте свободно. Если противник попался сильный, то ловите его «на живца» или используйте «клещи». Зажимайте противника и вынуждайте сделать роковую ошибку. Например, создайте иллюзию, что вы не в паре и уходите, а сами займите высоту и внезапно завершите бой короткой атакой.

 

 

1_cm.jpgСхема воздушного боя от 27.01.43 Четыре «ЛаГГ-Зф» из 3-го гиап (вед. Татаренко) вылетали на прикрытие наших войск в районе Синявино – Шестой городок. В 12:13 на высоте 4500 м в районе Синявино встретили и сверху сзади атаковали восемь «Ю-88». Татаренко и Жучков атакой сзади с дист. 50 м сбили два «Ю-88». Еще один подбитый ими «Ю-88» со снижением ушел на юг. Капитан Минаев и сержант Андрющенко сверху сзади с дист. 100–50 м также сбили два «Ю-88» и один подбили. Последний с разворотом и резким снижением ушел на свою территорию. Четыре «ЛаГГ-3» (вед. Каберов) в этом же районе в 12:25 также атаковали восьмерку «Ю-88». Из донесения гв. капитана Каберова: «Через 10 мин барража я увидел, что Нагорный и Шестопалов внизу ведут бой с тремя «Ю-88» и парой «Ме-109». С высоты 2500 м снизился до 1000 м и обнаружил, что над Шлиссельбургом из облачности вывалились пять «Ю-88». Дав по радио ведомой паре сигнал о присоединении, я пошел в атаку на пикирующих «юнкерсов». Подойдя к заднему «Ю-88», снизу сзади с дист. 15–20 м дал очередь. У «Ю-88» задымил левый мотор. Нижний стрелок открыл по мне огонь и пробил маслогидросистему. Зайдя чуть правее, с этой же дистанции произвел очередь по второму мотору. Третьей очередью я зажег уже подбитый левый мотор. «Ю-88» начал скользить вправо, загорелся и врезался в лес. В это же время Шилков атаковал второго «Ю-88» сверху сзади и он с дымом пошел вниз. После атаки я увидел двух «Ме-109». Вместе с Шилковым развернулся влево и заметил падающий «Ме-109», которого сбил Шестопалов в момент захода «мессера» в атаку на меня. Завязался бой между четырьмя «Ме-109» и двумя «ФВ-190» и нашей четверкой. Взаимодействие в бою было хорошее. Один «Ме109» пытался атаковать Шилкова. Я резко перешел на горку и отбил атаку «Ме-109», а затем с дистанции 50 м дал очередь. «Ме-109» с черным дымом упал в районе Синявино». Итог боя: Каберов и Шилков сбили по одному «Ю-88», Нагорный и Шестопалов атакой сзади подбили один «Ю-88». Сами были атакованы четырьмя «Ме-109». Одновременной атакой наши летчики в паре сбили «Ме-109». Шестопалов атаковал на развороте второй «Ме-109» и сбил его. В 16:00 шесть «ЛаГГ-3» из 3-го гиап (вед. Татаренко) на высоте 2000 м в районе Синявино атаковали восемь «Ю-88». Первой атакой Татаренко сбил одного «Ю-88», остальные ушли в облака. В районе Мга атакой сверху сзади Цапов подбил левый мотор «Ю-88». Падения самолета противника не наблюдал, был атакован двумя «ФВ-190». В последовавшем бою с 12-ю «Ме-109» и 12-ю «ФВ-190», прикрывавших группы «Ю-88» (до 36 самолетов), подбит «ЛаГГ-3» капитана Татаренко. Посадку произвел на а. Выстав. У самолета перебиты тяги управления, рули и управление гидросистемы шасси.

 

Готовых рецептов для ведения боя парой нет, как нет двух одинаковых противников. Самое главное – не переходите грань разумного ради сохранения строя. Помните, что «скованная» пара – это «один» самолет для опытного врага. Но если противников больше, то ведомый должен держаться максимально долго рядом и позади, чтобы суметь заложить любой вираж в том же направлении, что и ведущий, и если он не под атакой, то и контратаковать. Когда это уже невозможно и вас разделили, то чаще всего используется прием, который называется «бой на встречно пересекающихся курсах». В бою пары с превосходящими силами вы должны стремиться к этому маневру, затягивая севший вам на хвост самолет на своего лидера и наоборот. Всегда ждите коротких команд друг друга на то, чтобы начать вираж и подставить противника. В этом приеме всегда сохраняется взаимный визуальный контакт, и вы сможете меняться местами во время боя. Вы, как ведомый, должны стараться открывать огонь немедленно, как только идущий впереди начал выход из атаки. Это означает, что вы должны видеть, думать и действовать быстрее. Как ведомый, вы должны всегда следить за ведущим и подавлять естественное желание погнаться за каким-нибудь вражеским самолетом. Научитесь следить за флангами и тылом, когда ваш ведущий идет в атаку, после чего на несколько секунд сосредоточьтесь на том, что видите впереди. Вы должны быть в «ТС» и поддерживать контакт «по радио» все время. Не увлекайтесь эмоциональной оценкой происходящего. Выдавайте напарнику короткую и объективную информацию. Со стороны всегда виднее! Умные подсказки друг другу – лучший способ выиграть очередной бой.

 

 

2_cm.jpgСхема воздушного боя от 27.05.43 19:57–21:12. При выполнении задачи по прикрытию кораблей четыре «И-153» (Батурин и Киринчук, Лучков и Карпенко) из 71-го иап вели бой против двух «ФВ-190». Из донесения капитана Батурина: «Летая на высоте 1000 м, в 20:20 заметили двух «ФВ-190» справа сзади и выше на 400-500м, которые намеревались атаковать пару капитана Лучкова, идущего сзади меня на дист. 300–100 м. В момент перехода в пикирование ведущего «ФВ-190», я с Киринчуком разввернулся ему навстречу. Одновременно развернулся и Лучков с Карпенко и открыли по нему огонь из «PC» и пулеметов. Ведомый самолет противника пошел вверх, а ведущий проскочил под пару Лучкова. В это время я с Киринчуком атаковал его сверху спереди, одновременно Лучков и Карпенко развернулись ему в хвост и также открыли огонь. «ФВ-190» идет под мою пару, я с Киринчуком делаю над ним разворот и в хвост с дистанции 200–50 м атакую пулеметным огнем. «ФВ-190» загорелся и в 20:35 упал в воду в районе о.Пенисаари». Из донесения ст. сержанта Карпенко: «… Лучков с дист. 400–500 м в лоб выпустил два «РС»-а, которые разорвались в 10–15 м от самолета противника. Я в это время находился справа. Сделав падение на 100–150 м, с дист. 300–150 м открыл огонь из всех пулеметов по кабине самолета противника. «ФВ-190» прошел подо мной со снижением, где был атакован Батуриным, который расстрелял его в упор с дист. 50–75 м. Второй «ФВ-190» ушел на Север». Из донесения капитана Лучкова: «…Выпустил 2 «PC» по ведущему самолету противника с дист. 400–500 м, которые разорвались впереди в 15 м и на 10 м выше «ФВ-190». Выждав сближения до 200 м, открыл пулеметный огонь спереди. Развернулся на 180 градусов и сзади в хвост с дист. 100–50 м снова атаковал пулеметным огнем».

 

 

При неблагоприятном раскладе уходите на свою сторону «ножницами» – срезайте противника с хвоста друг у друга и контратакуйте даже без боекомплекта. Атаки бомбардировщиков проводите синхронно. Сбивайте с одного захода и уходите. Огонь двух истребителей всегда эффективнее, чем одного. Не вынуждайте друг друга уходить на новый заход, чтобы занять исходное положение. Фактор внезапности изза неудачной атаки одним самолетом будет потерян. Придется добивать его на «догоне». Это неправильно. При большой скорости полета эти маневры истребителей займут значительное пространство, а, следовательно, и некоторое время. Все это экипаж бомбардировщика может использовать для того, чтобы уйти из-под атаки. Кроме того, на больших высотах подобный вынужденный маневр нередко приводит к потере высоты и скорости. Бомбардировщик же идет по прямой. Он не выполняет резких разворотов, что создает ему благоприятные условия для увеличения скорости до максимальной и ухода из-под атаки. Так что синхронизируйте свою атаку в «ТС» и сбивайте! Лучше атаки в лоб на встречно- или параллельнопересекающемся курсе нет. Это почти всегда приводит к фатальным повреждениям бомбардировщика или смерти его пилота. Висеть без скорости на хвосте – плохая идея. Скорее всего, вас заденет стрелок. Вы пойдете парой домой, и от вас можно будет прикуривать.

 

 

4_cm.jpgСхема воздушного боя от 18.07.43 В 08:17 два «Як-1» из 3-го гиап (Агеев и Бутко) вылетели на перехват разведчика «Ю-88», подходившего к о. Лавансаари со стороны о. Сейскар на высоте 600 м. Заметив приближающихся истребителей, «Ю-88» отвернул к северо-западу и в районе о. Соммерс вошел в полосу ливневого дождя. «Яки» продолжали полет в направле нии предполагаемого курса «Ю-88». В 08:35 на высоте 600 м увидели его, когда он вышел из облачности. Пошли на сближение. Стрелок «Ю-88» с дистанции 700800 м открыл огонь. Сблизившись до дист. 150 м, Агеев атаковал снизу сзади, а Бутко сверху сзади. «Юнкерс» отвернул влево. Агеев, зайдя «Ю-88» в хвост, с дист. 100–75 м дал еще три прицельных очереди, после второй очереди стрелок стрельбу прекратил. Из правого мотора «Ю-88» начал идти дым. Агеев отвернул влево. Будко, зайдя в хвост «Ю-88», с дист. 100 м дал одну длинную очередь и отвернул влево. «Ю-88» с горящим мотором упал в Финский залив.

 

 

Одновременные атаки парой истребителей с одного направле ния на малой высоте, как правило, неприменимы. В зависимости от обстановки наиболее эффективными будут последовательные или поочередные атаки. Необходимо учитывать, что случайно выживший противник будет с вами на равных и его выгоднее всего атаковать последовательно и с разных направлений. Кто-то из пары всегда должен иметь превышение! Это обеспечивает большую свободу маневрирования, допускает атаки с различных направлений и позволяет при необходимости изменить направление в ограниченное время. Имеет свои особенности и маневр выхода из атаки на малой высоте. Прежде всего, он должен обеспечивать выход истребителя в исходное положение для повторной атаки без потери визуального наблюдения за целью. Если нет низкой облачности, выходить из атаки целесообразно вверх и в сторону. Старайтесь делать это не одновременно! Если вы решили выполнять последовательные атаки одиночными самолетами, то воздушный бой организуется так, чтобы самолеты при построении маневра для повторной атаки определяли местонахождение друг друга. Это требует от командира пары умелого управления воздушным боем. Нельзя заходить в повторную атаку без четких ориентиров на земле и противника с превышением в пределах границ боя.

 

 

5_cm.jpgСхема воздушного боя от 06.04.42 Пять «И-16» из 12-й коаэ вылетали на прикрытие «Пе-2», корректирующе го арт. огонь наших батарей. Один «И-16» возвратился из-за неисправности материальной части. Оставшаяся четверка в 17:45 на высоте 1300 м вступила в бой с четырьмя «Ме-109», которые зажгли самолет капитана Крайнова. Наш лётчик выпрыгнул на парашюте и приземлился на своей территории. В 18:15 на высоте 1800 м в районе Зенино два «Ме-109» пытались нисходящей спиралью сзади сверху атаковать шестерку «И-16» (Творогов, Байдраков, Кириллов, Е. Дмитриев, Литвиненко и Игнатов) из 4-го иап. Наши самолеты развернулись на 180 градусов и «Ме-109» ушли влево. Таких атак противник повторил до пяти. Наконец, наши летчики спереди снизу пошли в лобовую атаку на «мессеров». Творогов с дист. 950–900 м выпустил два «РС»-а, которые разорвались ниже ведущего «мессера» в 20–30 м «Ме-109» подбросило вверх и в сторону. Потом «Ме-109» две минуты ходили выше наших самолетов, после чего ведущий «мессер» снова пошёл в атаку в пикировании. Байдраков с дист. 400 м дал очередь из пушек и пулемётов, и «Me −109», не выхода из пикирования, врезался в землю в 3–4 км юго- западнее ст. Погостье. Второй «Ме-109» горкой ушел вверх на свою территорию.

 

 

Для одиночного воздушного боя правомочны те же принципы и правила, что и для боя в паре, однако одиночный самолет менее свободен в выборе тактических приемов и маневра и не может всегда максимально использовать преимущество своего самолета. Основой успеха пары истребителей в воздушном бою является правильное и четко организованное огневое взаимодействие между экипажами, слаженность их действий, взаимное понимание летчиками пары друг друга. Решающая роль в этом принадлежит ведущему пары, его умению правильно оценить сложившуюся обстановку, использовать имеющуюся информацию о противнике и выбрать наиболее эффективный тактический прием в данной конкретной обстановке для занятия или удержания тактически выгодного положения, выхода в возможную область применения оружия или ухода из-под удара противника. Тактические приемы воздушного боя пары чрезвычайно многообразны. Вместе с тем существуют некоторые общие принципы воздушного боя пары, основным из которых является ее неделимость. Каждый истребитель пары обязан действовать в соответствии с замыслом командира, организующего бой. При расхождении пары в процессе воздушного боя на одиночные самолеты ведущий и ведомый должны были принять все меры для быстрейшего сбора в единый боевой порядок. Особенно большое значение в воздушном бою имеет взаимопомощь ведущего и ведомого. Таким образом чтобы достичь успеха, паре надо творчески учитывать особенности противника, проявлять инициативу и находчивость, уметь быстро оценивать обстановку и в соответствии с ней принимать целесообразные решения.

 

 

6_cm.jpgСхема воздушного боя от 07.04.42 12:17 четыре «И-16» охраняли корабли в устье Невы. Летчик Твердохлебов при заходе на посадку при выпуске шасси потерял скорость и упал. Самолет сгорел в районе аэродрома. Летчик погиб, В 19:15 шесть «И-16» (вед. Михайлов, Байсултанов, Кузнецов, Цоколаев, Стрельников и Гурьянов) из 4-го гиап, выполняя разведку, встретили в районе Липовник «Хш-126» на высоте 1200. Спереди снизу всей группой «РС» и пулеметным огнем атаковали самолет противника. «PC», выпущенный Байсултановым с дист. 900 м, разорвался в левой плоскости около кабины. Самолет от волны разрыва сделал переворот и перешел в пике. У земли вражеский летчик вывел самолет и попытался уйти. После ряда атак с короткой дистанции пушечным и пулеметным огнем был добит Байсултановым.

 

 

Обычное соотношение асов к рядовым пилотам составляет примерно 1:20. Увы, такова реальность, хотя значение асов истребительной авиации не поддается оценке. Сегодня вы новичок и нуждаетесь в примерах, которые могли бы вдохновить вас, заставили бы поверить в собственные силы. Завтра асом можете стать вы сами. Что отличает аса-истребителя от любого другого пилота? Условный термин «ас» впервые использовали французы в ходе первой мировой войны. Так называли пилота, имевшего на счету не менее пяти побед. Все это мало походит на то, что мы с вами видим в симуляторе. Редкий новичок не сбивает самолетов противника в нескольких удачных вылетах. Забавно, но даже сотни сбитых не дают права признать себя асом. Статистика набирающего силу талантливого виртуального пилота – еще один повод задуматься о перспективах собственного роста. Не более! Когда все начнет получаться, и вы выйдете из группы новичков, то для вас наступит интересное и трудное время. Захочется всерьез заняться боевой подготовкой. Добиться слетанности и взаимопонимания с парой. Захочется совершенствовать совместную тактику и индивидуальный стиль. Но все это трудно осуществимые вещи. Зачастую мешают: работа, семья, разница часовых поясов и т. д. Главное на этом пути – воспитание в себе бойцовского характера и умения владеть собой. Бойцовский характер – качество необходимое каждому виртуальному пилоту. Вы не должны терять задор и желание драться в любых обстоятельствах. Научиться владеть собой в самой критической ситуации стоит дорогого. Еще труднее после нескольких месяцев боев ставить себе «неуд». Снова и снова все начинать сначала, почти с нуля. Но таков наш путь. И если вы его выбрали, то идите по нему до конца. Даже если вы не в состоянии трезво оценить себя и свои способности. Зачтется все. Уж поверьте. Я почти уверен, что некоторые молодые читатели уже злятся на меня. Вам кажется, что вы уже на подсознательном уровне владеете разными типами виртуальных самолетов. Давно перестали обращаться со своей машиной грубо. Перестали дергать ручку. Получаете удовольствие от пилотажа, а в бою проделываете трюки, от которых волосы встают дыбом. «Остыньте!» – посоветует вам любой пилот, летающий уже несколько лет. Только так наступят перемены к лучшему. Вы должны радикально перестроить свое отношение к симулятору и взгляды на воздушный бой. А если я скажу, что все только начинается? То вы вряд ли поймете сейчас меня и других опытных бойцов. Это нормально. Мы все прошли этот долгий путь. Новичок должен научиться делать маленькие открытия в каждом воздушном бою. Должны пройти горячность и самолюбование. Появившиеся у вас расчет и холоднокровие вы научитесь использовать в своих интересах. Знания, полученные в боях, будут вашими до конца дней. Любопытство и уважение к слабому противнику станут определяющими в становлении будущего аса. А неряшливо проведенный поединок будет вызывать неудовлетворенность в душе от нелогичности произошедшего с вами.

 

 

7a_cm.jpgСхема воздушного боя от 23.01.43 12:44–13:45.  В 12:35 шестерка «ЛаГГ-3» из 3го гиап (вед. Каберов) вылетела на прикрытие наших войск в районе Синявино — Дубровка. Из донесения гв. капитана Каберова: «После 10 минут барража внизу заметили одиночный «Ме-110» на высоте 1000 м, шедший курсом через Мгу на д. Липка. Четверка «ЛаГГ-3» осталась наверху, прикрывая нашу атаку, а я в паре с Шилковым атаковал «Ме-110». Заметив нашу атаку, «Me-110» беспорядочно с виража начал бросать бомбы. Сблизившись с ним до дист. 200–100 м, я дал по нему длинную очередь строго в хвост. Самолет противника задымил. Набрав скорость, я произвел по «Me-110» вторую атаку. Огонь открывал с дист. 40 м. Стрелок уже не стрелял. Приблизившись, дал по нему еще три очереди, сзади справа и сзади слева. «Ме-110», резко снижаясь, с дымом, на малой скорости пошел к земле. Врезался в лес в двух км юго-западнее ст. Мга. На бреющем вышли к Неве и соединились с группой капитана Львова. После сбора завязался бой с двумя «Ме-109». Я обстрелял одного «Ме-109» с положения на спирали. Результатов не наблюдал. В это время Львов атаковал сверху сзади второго «Ме-109». Из донесения гв. капитана Львова: «В 13:20, барражируя в районе Синявино на высоте 4000 м, заметил на 500 м ниже идущий планированием курсом на запад самолет. Начал его преследовать. Приблизившись до дистанции 150 м, опознал «Ме-109» старого типа, который пытался уйти от меня пикированием. На пикировании произвел по нему четыре очереди с дист. 50 м. «Ме-109» пытался резкой горкой уйти вверх. В момент перехода «Ме-109» на горку я произвел по нему еще две длинных очереди. «Ме-109» окутался черным дымом и с левым креном перешел в пикирование. Место падения в трех -пяти км южнее Лобаново. В это время к району боя подошли шесть «Ме-109» и два «ФВ-190», барражировавшие в дымке, и, по всей вероятности, поджидавшие наши самолеты на выходе из атаки. Шестерка «ЛаГГ-3» стала в вираж. «Ме-109», не приняв боя, ушли на юг, а пара «ФВ-190» 7b_cm.jpgпыталась нас преследовать. Мы с боем уходили на свой аэродром, так как время нахождения над целью истекало». В 12:40 четыре «И-16» из 4-го гиап при прикрытии «Ил-2» на высоте 1500 м в районе Келколово вели бой с двумя ФВ-190. Лейтенант Стрельников в лобовой атаке сверху сбил ведущий «ФВ-190». В 15:36 два «И-153» из 71-го иап на высоте 1200 м отражали атаку четырех «Ме-109», пытавшихся атаковать «Ил-2» в районе ЦНИГРИ. Капитан Абрамов с дист. 200 м атакой двух «РС-82» подбил один «Ме-109», который дымящий со снижением ушел в юго-западном направлении. В 15:56–16:00 четыре «И-16» из 4го гиап в районе Рабочего поселка No 5 отражали атаку шести «Ме-109» по «Ил-2». Пушечным огнем летчик Протасов сбил «Ме-109». Стрельников и Соколов совместной атакой подбили второй «Ме-109», который с резким снижением ушел в район ст. Мга. Шестерка «ЛаГГ-3» из 3-го гиап (Татаренко -Рябушкин, Щеголев Жучков, Цапов -Прасолов) вылетала на прикрытие наших войск в районе Синявино — Раб. поселок No 6. Патрулировали на высоте 4500–4800 м.

В 16:15 получили сигнал по радио: «В районе Синявино атакуйте самолеты противника на высоте 5000 м». Подойдя к Синявино, увидели пять «Ю-88» и произвели по ним атаку, используя преимущество в высоте. Татаренко с Рябушкиным атаковали первых трех «Ю-88». Из донесения гв. капитана Татаренко: «Через 15 мин увидел группу «Ю-88» в районе Раб. поселка на высоте 200–500 м. Развернулся влево на 90 градусов и начал на них пикировать. Атаковал одного «Ю-88» под ракурсом 2/4 справа, с дист. 150 м дал две очереди. Меня дублировал сержант Рябушкин. В результате атаки у «Ю-88» загорелся мотор и правая плоскость. Сзади слева увидел еще одного «Ю-88». Переворотом влево, с дистанции 150–200 м, под ракурсом 2/4, открыл огонь, произвел 2–3 очереди, меня дублировал Рябушкин. Результатов атаки не наблюдал. После атаки увидел еще одного «Ю-88». Атаковал его сзади справа под ракурсом 2/4 и ¼. Произвел несколько очередей с дистанции 200–100 м. «Ю-88» задымил правым мотором. Я 7d_cm.jpgвышел из атаки для сбора своей группы. После сбора над полем боя на высоте 1500 м южнее Раб. поселка No 6 и Синявино наблюдали на земле четыре горящих «Ю-88». Из донесения гв. мл. лейтенанта Щеголева: «Я с Жучковым атаковал заднюю пару «Ю-88». Первую атаку произвел сверху сзади по ведомому «Ю-88», дал две прицельных очереди по моторам с дист. 150–200 м. «Ю-88» с дымящимися моторами резким снижением ушел вниз. Место падения не проследил. После атаки заметил под собой уходящего со снижением второго «Ю-88». С переворота атаковал его, дав две длинные очереди по кабине летчика с дист. 150 м. Самолет задымил, падение не наблюдал, так как в это время заметил двух «ФВ-190», атакующих нас. Развернулся для отбития атаки, после чего «ФВ-190» ушли в сторону Мги. Бой вели на территории противника. Снизившись до высоты 800 м, были обстреляны слабым зенитно-автоматным огнем. Мой ведомый дублировал атаки по «Ю-88» и обеспечивал атаки ведущего».

Из донесения гв. капитана Цапова: «Я в паре с Прасоловым обеспечивал безопасность атаки четверки, оставаясь выше на 500 м. В момент атаки ударной группы Татаренко по «Ю-88» два «Ме-109» пытались атаковать их сзади сверху. Заметив это, я пошел на них в атаку и завязал с ними бой. Первой атакой сзади сверху «Ме-109» были разогнаны в разные стороны. После этого я сделал разворот и стал набирать высоту, чтобы сохранить превышение в 500 м над ударной группой. Продолжая охранять ее, заметил двух «ФВ-190», которые пытались атаковать моего ведомого. Быстрым разворотом пошли наперерез. «ФВ-190», не производя атаки, ушли вниз. Прасолов, сделав резкий переворот, сорвался в штопор. На выводе из штопора заметил снизу двух «Ме-109» и сразу же атаковал ведущего. Под ракурсом ¼ дал несколько очередей с дист. 200–100 м, но результатов не наблюдал. Второй «Ме-109» хотел зайти в хвост Прасолову. Он резко развернулся на второго «Ме-109» и дал по нему очередь с дист. 150 м. Самолет противника в беспорядочном падении пошел к земле. «Ме-109» предположительно сбит». Итог боя: всего сбито четыре «Ю-88». По одному «Ю-88» сбили Д. Татаренко и Щеголев, по одному «Ю-88» в паре сбили Цапов и Прасолов, Рябушкин и Жучков.

 

 

Что такое неряшливый бой? Совсем недавно на зарубежном сервере я схватился во встречном бою с парой «Ме-109-х». Все начиналось на высоте 3000 м. Глядя на них, я колебался пару секунд. Затем выбрал наступательную тактику и свел этот неравный бой в свою пользу. Мой «Р-40» уступал огневой мощи двух «мессеров», но что-то подсказывало мне — их можно победить. Мы встретились на одной высоте. Солнце было за спиной у меня. «Все решат первые секунды»,— подумал я, начиная атаку. Атаку начал я, так как в голове сложился план боя. Поднырнув под лидера, я переложил самолет, атаковал ведомого. Я уже знал, что делать, когда увидел ведущего, проскочившего мимо меня на солнце. Ведомый (видимо, обидевшись) сделал боевой разворот влево, но я уже проскочил его и встал так же в левый вираж. Когда он довернул ко мне, я уже встречал очередью вернувшегося от солнца лидера. Ведомый, потерявший на развороте скорость, догнать меня уже не мог. Никогда нельзя сбрасывать со счетов психологический эффект воздействия на противника. Лидер, получивший свою порцию свинца, потерял контроль над боем. Эта пара уже совершила несколько непростительных ошибок. Главная из них: они ввязались в бой на виражах, а не использовали вертикальный маневр. Я уступал им в мощи вооружения, но не в сообразительности. Осторожный и тщательный выбор позиции – не для этого боя. Я начал атаку сразу, не раздумывая. Они промедлили. Им лишь нужно было спокойно уйти на солнце, не разбивая пару. Развернуться и, набрав высоту – скорость, взять меня в вертикальные клещи. А то, что мы получили в результате виражей, называется боем на встречно-пересекающихся курсах. Меня это устраивало. Я не дал «Ме-109» «боксировать» мной. Нет хуже ситуации, когда пара поочередно атакует с разных направлений. Я, сделав два виража, затянул уход на третий, дав им возможность «потерять меня». Когда эта «сладкая парочка» увидела мой самолет, то лидер пары уже был под атакой снизу. На проходе я выбил ему движок и встал в правый вираж, уже зная, что ведомый – любитель левых разворотов. Бочка – и он уже под огнем, так как развернулся за мной опять влево. Но я его не сбил. Парень сделал единственно правильный ход – вышел из боя переворотом. Этот бой – пример неряшливого подхода и самоуверенности. Эти пилоты не были новичками, но от всего, что они делали, несло небрежностью и пренебрежением к противнику. Всегда думайте о враге лучше. Я страшно не люблю подныривать под противника, но это был как раз тот случай. Выжимая ручку от себя, я на два корпуса ниже проскакивал у них перед носом. Раньше начинал и заканчивал вираж, давая прицельную очередь. Это опасная игра, но противник каждый раз терял меня из виду.

 

Вот вам и рецепт: владейте собой, не теряйте инициативу, действуйте стремительно. Просто? Даже если вы выбрали не лучшую тактику – нападать легче, чем защищаться. Цепляйтесь за любую ошибку противника. Не пренебрегайте общепринятыми правилами ведения воздушного боя, но и не зацикливайтесь на них. «109-й» – самолет вертикали, а «P-40» быстрее и легче в горизонте. Эта пара пренебрегла правилами и понадеялась на авось и силу, которой у них не было. Прежде чем включаться в маневренный бой на горизонтали, им нужно было крепко подумать, но они этого не сделали. А какими бы недостатками не обладал «P-40», опыт и моя умеренная агрессивность перевесили все. Сценарий боя истребителей всегда непредсказуем. Почти каждый вылет требует новых приемов борьбы, отвечающих складывающейся обстановке. О своей тактике Иван Кожедуб уже после войны вспоминал: «Сбив самолет, особенно ведущего, деморализуешь вражескую группу, почти всегда обращаешь ее в бегство. Этого я и добивался, стараясь завладеть инициативой.

 

 

8a_cm.jpgСхема воздушного боя от 14.01.43 Шесть «ЛаГГ-3» из 3-го гиап (Каберов -Шестопалов, Агеев -Потемкин и Шилков -Прасолов) вылетела в район Шлиссельбург -Дубровка Манушкино на прикрытие своих войск. Придя в район барража, летчики получили сигнал по радио с земли: «В районе Синявино ходят два «Ме-109» выше вас». Пошли туда с набором высоты. Поравнявшись в высотах с «Ме-109», Шилков и Прасолов пошли на сближение с противником.. Из донесения гв. капитана Каберова: «Барраж был на высоте 3500–1500 м. В 12:45 на высоте 2000м я заметил двух «Ме-109», идущих курсом на север. Сделав переворот, я сверху атаковал ведущего. Заметив мою атаку, «Ме-109» хотел пойти на горку, но я был уже от него в 20–40 м сзади и сверху. Я дал длинную очередь, которая пришлась по мотору. Он сделал резкий переворот. Тогда я дал по нему еще одну очередь в положении, когда он был на спине. Противник задымил и с 200 м перешел в пике, после чего врезался в лес северо-западнее пос. Дубровка. Ведомого «Ме-109» подбили и преследовали в районе Мга -Тосно сержанты Шилков и Прасолов. Подбитый «мессер» ушел. Три «ЛаГГ-3» (Каберов, Цапов и 8b_cm.jpgПотемкин) вели бой на виражах и на вертикалях с двумя «Me-109». Из донесения гв. капитана Цапова: «В районе севернее Дубровки в 14:35, находясь на высоте 3200 м, встретили два «Ме-109», которые были на высоте 4000 м. Когда я заметил их, стал делать левый вираж. Только я успел развернуться на 180 градусов, как вижу, что оба «Ме-109» со снижением стали заходить мне сзади сверху в хвост. Потемкин и Каберов отбили их от меня. «Me-109» пошли вверх и стали атаковать Потемкина. Каберов и я выбили их на встречных курсах из атаки по Потемкину. «Ме-109» ушли вверх, и один из них с разворотом зашел мне в хвост на дист. 100–200 м. Я сделал резкий разворот и свалился в штопор. Сделав два витка, вышел из штопора. В это время «Ме-109», 8d_cm.jpgнабрав высоту, оказались выше нас и одновременно стали атаковать Каберова и Потемкина. Каберов энергичным разворотом уклонился от атаки «Ме-109» и пошел на помощь Потемкину, но не успел, так как «Ме-109» дал очередь и зажег самолет Потемкина. После атаки «Me-109» ушли вверх. Потемкин выпрыгнул на парашюте, приземлился на своей территории. Вывод: Ошибка Потемкина в том, что он неэнергично уходил от «Ме-109», когда тот зашел ему в хвост, дал возможность «Ме-109» подойти на дистанцию 30-50м». Четыре «И-153» и четыре «И-16» из 71-го иап (вед. Абрамов) прикрывали «Ил-2». В районе Рабочего поселка No 5 вели бой с двумя «Ме-109». В ходе боя подбили один «Ме-109» и он, задымив, ушел в южном направлении. Сбит «И-16», летчик мл. л-т Розов спустился на парашюте.

 

Надо стараться атаковать врага молниеносно, захватить инициативу, умело использовать летно-тактические качества машины, действовать расчетливо, бить с короткой дистанции, и добиваться успеха с первой атаки, и всегда помнить, что в воздушном бою на счету каждая секунда». Победы в воздушном бою добивается тот летчик, который хорошо видит и понимает, что происходит вокруг него в воздухе. Вы должны научиться: умению правильно и разумно маневрировать в воздушном бою. Находить свое место при маневре пары или группы. Видеть и правильно оценивать обстановку в воздухе. В бою и после боя всегда помнить и знать ориентировку и пространственное положение. Научиться пилотировать самолет на всех высотах, особенно в воздушном бою. Не выходить самовольно из боя. Изучить район боевых действий. Изучить летно-технические данные самолетов противника и их тактику. Облетать каждый самолет. Пристрелять оружие и т. д. Скучно? Тогда продолжим в следующей части…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »