РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Памятка новичку № 3
Автор DEDA   

ГЛАВА 3

0_cm.jpg«В воздушной войне единственной целью, которую должна преследовать воздушная армия, является достижение господства в воздухе; что все остальные задачи, как бы ни были они значительны для войны в целом, решаются легко при достижении этой главной и единственной цели воздушной войны». «А завоевать господство в воздухе – это значит получить возможность предпринимать против неприятеля наступательные действия именно такого масштаба, превосходящие все иные, какие только может вообразить ум человеческий; это значит быть в состоянии отрезать неприятельскую сухопутную армию и морской флот от их баз, лишая их возможности не только сражаться, но и жить; это значит защитить верным и безусловным способом свою территорию и свои моря от подобных нападений; сохранять в боеспособном состоянии свою армию и свой флот, позволить своей стране жить и работать в полнейшем спокойствии; одним словом, это значит – победить». Дуэ Джулио

 

Простые маневры – это то, из чего развивается тактика истребительной авиации. Очень часто вы будете сталкиваться с так называемым встречным воздушным боем, в котором противник будет стремиться решить исход поединка наступлением – по принципу «атака отражается атакой». И успеха в ближнем бою обычно добивается истребитель с малой удельной нагрузкой на крыло и высокой тяговооруженностью, достаточной для восстановления необходимой высоты и уровня энергии. Победа в этом случае напрямую связана с выводом самолета на критические режимы полета. Вашей возможностью разворачиваться без срыва в штопор при больших углах атаки. Поведение истребителя, ведущего ближний бой, характеризуется неожиданными кратковременными увеличениями угла атаки с быстрым доворотом на противника, а затем восстановлением прежнего положения. Основу воздушного боя составляют маневр и огонь. Маневром летчик выводит самолет в выгодную позицию для атаки, а огнем достигается конечная цель боя – уничтожение воздушного противника. Поскольку пилот далеко не всегда точно знает, куда направлен вектор скорости его самолета, обычно в качестве рабочего параметра берется направление носа самолета. Например, вы можете применить преследование с упреждением. Оно применяется для того, чтобы сократить дистанцию до цели. Конечно, лучший угол зависит от относительного расположения самолетов, их скоростей и выполняемых ими маневров. Как правило, лучше всего использовать доворачивание на цель, при ко тором она остается неподвижной относительно кабины. Если цель «плывет» по направлению к носу, необходимо увеличить угол, и наоборот. Это очень простой маневр. Вы направляете самолет в точку перед носом цели и поворачиваете внутри виража цели. Можно замедлить или прекратить сближение с целью, сохраняя или увеличивая при этом скорость, и находиться внутри виража цели вне зоны эффективного огня. Если тактико-технические характеристики вашей машины не позволяют виражить внутри виража цели или на короткий период выносить нос перед целью для ведения огня с упреждением, то одним из вариантов действий атакующего при этом может быть «ослабление» виража, с вынесением носа своего самолета за хвост цели. Это заодно позволит вам набрать больше энергии за счет ускорения. Затем, после пересечения траектории цели, вы снова резко поворачиваете в сторону цели, и занимаете достаточно стабильное положение за целью на внешней стороне ее виража. Эта тактика позволяет оставаться позади более медленного маневрирующего самолета, сохраняя при этом преимущество в скорости, и крайне осложняет для цели сохранение визуального контакта с преследователем, особенно, когда тот находится на внешней стороне виража цели, т. е. ниже, или непосредственно за противником. При этом атакующий должен стараться занять такую позицию, из которой возможно открытие эффективного огня в случае изменения целью направления виража.

 

 

2_cm.jpgСхема воздушного боя от 15.07.43 20:48–21:45. Четыре «И-153» из 71-го иап (Кучерявый — Ситников, Дерунов — Нижник) вылетали на прикрытие флота. Заметив «Ме-109», идущего на них в атаку с набором высоты, Кучерявый пошел на отсечение противника и встретил его на лобовых курсах пулеметным огнем. В это время второй «Ме-109» зашел ему в хвост. Кучерявый резко развернулся на 180 градусов. Во время разворота одна пуля пробила верхнюю левую плоскость, бензо и маслобаки, и Кучерявый вышел из боя. Во время выхода один «Ме-109» пытался его атаковать, но Ситников, приняв удар на себя, смелой атакой отогнал «Ме-109». Кучерявый произвел посадку на аэродром, а Ситников возглавил звено и повел его на прикрытие.

 

 

В случае, когда противник находится на внешней стороне, нужно переложить вираж, что поставит атакующего в неудобную ситуацию с внутренней стороны виража. Это приводит к резкому сокращению дистанции и может даже заставить атакующего проскочить вперед, подставив себя под удар. Переложение виража наиболее эффективно на горке, поскольку это уменьшает поступательную скорость обороняющегося и увеличивает скорость сближения. Однако следует помнить, что при переложении виража у атакующего есть шанс на короткий период ведения эффективного огня.

Давайте передохнем и поговорим, почему вы не смогли сбить своего противника в последней атаке? Большинство новичков раз за разом демонстрируют одни и те же ошибки в плане прицеливания и стрельбы. Вот главные из них. Вы стреляете со слишком большой дистанции. Вы неправильно выбрали упреждение. Вы стреляете из неблагоприятной позиции. У вас хромает координация в управлении самолетом. Вы не используете должным образом сведение бортового оружия. Вы полагаетесь на трассеры при прицеливании и корректировке прицеливания. Ваш конфиг или связь в Сети нуждаются в настройке. Очень важно внимательно изучить все вопросы, рассматриваемые здесь, чтобы понять, что у вас со стрельбой было не так. Если принять вероятность попадания одного залпа из очереди с расстояния в 600 м за единицу, то, израсходовав то же количество боеприпасов с расстояния 300 м, вы будете иметь четыре попадания, с 200 м — девять, со 100 м — 36! Вероятность попадания по мере уменьшения расстояния до цели вырастает очень быстро. Сократив дистанцию из этого примера, вы получите увеличение этой вероятности не вдвое, а вчетверо. Сократив втрое — вдевятеро. Поэтому – подходите ближе!

 

 

3_cm.jpgСхема воздушного боя от 12.07.43 В 20:10 на перехват разведчика «Ю-88», подходившего к о.Лавансаари на высоте 3000 м, вылетели два «Як-1» (Левченко и Кучеров) из 3-го гиап. После взлета «Яков» «Ю-88», не доходя до о. Лавансаари, развернулся на северо-восток в направлении облачности и скрылся. Левченко, подойдя к нижней кромки облака, заметил «Ю-88», когда он, выйдя из облака, начал набирать высоту. Левченко пошел на сближение. С дистанции 800 м стрелок «Ю-88» открыл огонь, после чего «юнкерс» пошел со снижением. Левченко с дист. 400 м сзади дал одну прицельную очередь. «Ю-88» отвернул на юго-восток. Сблизившись до дист. 200 м, Левченко атаковал «Ю-88» сзади и с дист. 75–50 м дал две длинных очереди, после чего стрелок «Ю-88» стрельбу прекратил. «Ю-88» резко повернул вправо, но тут был атакован Кучеровым с дист. 100 м. «Ю-88» перевернулся, задымил, крутой спиралью пошел вниз и упал в воду в пяти км от д. Курголово.

 

 

Конечно, полет и стрельба на дальних дистанциях кажутся проще, но результат также будет известен: дырявое небо – а не ваша цель. Плюс впустую потраченные боеприпасы. А они вам еще понадобятся – после того, как вы подойдете вплотную, чтобы нанести решающий удар. Многие пилоты рвали на себе волосы, потратив снаряды впустую и оказавшись без них, когда появилась реальная возможность сбить противника. Однако если вы совершаете вираж со скольжением и вам нужно стрелять, то очередь можно скорректировать по трассерам, если помнить следующее: когда вы скользите слева направо – цельтесь левее. Когда вы скользите, справа налево – цельтесь правее. Трассирующие снаряды обманут вас — особенно при стрельбе в вираже. Однако трассирующие снаряды могут помочь вам в случае, если: вы научились следить не только за снарядами, пролетающими в непосредственной близости от цели, но и за попаданиями. Таким образом, вы можете научиться игнорировать лишнюю информацию о траектории снарядов. Вы разовьете в себе хорошее чувство момента и места, в которое должен попасть снаряд, и буде те удерживать точку прицеливания, пользуясь трассерами только как дополнительной информацией.

 

 

4_cm.jpgСхема воздушного боя от 23.03.42 13:00–13:58. Восемь «И-16» из 4-го гиап (вед. Васильев) вылетали на штурмовку В районе Кондуя – Макарьевская пустынь на высоте 1400 м встретили «Ю-88» и  «Ме-109», которые направлялись к линии фронта. Увидев наши истребители, противник со снижением на большой скорости развернулся и ушел на свою территорию. Сделав круг, самолеты противника вновь стали подходить к линии фронта в районе Шапки на высоте 1600 м. Наши самолеты находились на высоте 400 м, и летчики погнались за бомбардировщиками сзади снизу с набором высоты. Противник сбросил бомбы на Макарьевское болото. Один «Ю-88», атакованный Васильевым, стал уходить с резким снижением. В это время два «Ме-109» сверху атаковали Васильева, который развернулся на 90 градусов и в свою очередь атаковал в лоб одного из них. После этого истребители противника ушли вверх. Уходящий со снижением «Ю-88» был вторично атакован Шишацким, вошел в вираж, на высоте 500 м сорвался в штопор и врезался в землю.

Из отчета ком-ра 2-й аэ 3-го гиап гв. капитана А. Мясникова:  Необходимо отметить следующий момент — в числе больших групп истребителей противника было не меньше 70% молодых летчиков. Это видно из следующего: а)слабо дерутся на малой высоте, особенно на виражах, но в силу малой опытности все же вступают в бой и на этом проигрывают. б)слабо используют облачность и далеко не так, как это делалось в сентябре-декабре 1941 г., и это их губит. в)впервые отмечен такой факт: в процессе боя его центр оттягивают на свою территорию, чего раньше не наблюдалось».

 

 Каждому воздушному бою предшествует поиск противника. Поиск не является этапом воздушного боя, но оказывает большое влияние на его успех. Победа в воздушном бою во многом зависит от того, кто из противников первым обнаружит цель при поиске. Тот, кто обнаруживает цель первым, всегда быстрее выбирает направление сближения и атаки противника с учетом конкретной обстановки. После обнаружения противника перед завязкой боя вы всегда должны стремиться к достижению тактического превосходства над ним. Это превосходство заключается в преимуществе по высоте, скорости и внезапности атаки. Внезапность атаки одиночного самолета или небольшой группы, особенно истребителей, должна быть такой, чтобы противник обнаруживал вас только в момент открытия ими огня. Достигнуть этого при атаке группы вне боя очень трудно. Выбирайте одиночные цели. Выбирайте одиночку даже в «собачьей свалке». Тут важно научиться быстро определять внимательного противника и ротозея. Для удачной охоты вам, конечно, нужен второй. Тактическое превосходство в этом случае достигается быстротою маневра, концентрацией огня по менее опасной цели до того, как внимательный противник осуществит маневр или перестроится для оборонительного огня.

 

 

5_cm.jpgСхема воздушного боя от 08.06.42 Бискуп и Соловьев в паре сбивают «Ю-88». Шесть «И-16» из 4-го гиап (В. Дмитриев, Ежов, Гурьянов, Бедукадзе, Рочев и Стрельников) вылетали на прикрытие водной трассы. В 11: 42 на высоте 2000 м юго-вост. м. Осиновец два «Ме-109» пытались сзади сверху зайти в хвост нашим самолетам. Летчики своевременно заметили «Ме-109» и развернулись на них. Четыре «И-16» сзади в хвост с дист. 600 м атаковали их «РС»-ами, и «Ме-109» с разворотом пошли на восток. Не теряя их из вида и срезая им курс, Гурьянов и Стрельников сзади сверху с дист. 200–75 м пулеметным огнем атаковали ведущего «Ме-109» и сбили его. Второй «Ме-109» после атаки двух «И-16» ушел на свою территорию. При ведении разведки два «Як-1» (Громодвинников и Герасимов) в районе Пушкина атакованы тремя «Ме-109». Атака была внезапной — ведущий обнаружил «Ме-109», когда последние уже произвели атаку по самолету Герасимова. Самолет сбит, упал в болото в районе м. Купчино. Летчик лейтенант Герасимов погиб. «Як-1» из 21-го иап (вед. Панфилов) сопровождали «Як-1» из 26-й раэ на фоторазведку. При возвращении в районе мыса Лисий Нос ведущего «Яка» со стороны солнца внезапно атаковали два «Me-109». Поврежденный самолет Панфилова упал в залив. Атаковавший Панфилова «Ме-109» начал производить разворот на солнце. Ведомый Павлов довернул свой самолет и выпустил очередь из 70 снарядов ШВАК. «Ме-109» упал в районе д. Владимировка. Панфилов, раненный в левую руку, и летчик «Ме-109» выпрыгнули на парашютах. Немецкий летчик в районе Ольгино взят нашими бойцами в плен.

 

На любом сервере вы увидите попытки завоевания командами господства в воздухе. Любое воздушное сражение ставит своей целью подавление противника, даже если на вашем сервере нет организованных пар и групп. Научитесь чувствовать эти колебания и действуйте сообразно обстановке. Не нужно рваться в бой, не имея поддержки. Иначе вы неожиданно окажитесь один в гуще врагов и станете легкой добычей. Я говорю не о том, что нужно трусить и прятаться за спинами, но говорю о выборе тактики и действиях сообразно моменту. Ваша гибель не поднимет настроение вашей команде, а скорее наоборот. Так что иногда лучше уйти за филд, и там, набрав высоту, неожиданно атаковать зарвавшегося противника. Превосходство и давление хорошо, когда противник знает его границы. Обычно вне проектов нет организации наблюдения за воздушной обстановкой на поле боя и чаша весов может неожиданно качнуться в сторону вашей команды даже после нескольких результативных контратак. Словосочетание «господство в воздухе»в масштабе одного догфайт сервера, звучит несколько необычно, но без него трудно сохранить за собой инициативу в воздухе, а тем более в воздушном бою. Серия стычек с переменным успехом и одиночные победы не дают видеть большинству всю полноту картины происходящего. На серверах чаще всего нет общей координации действий, но вам нужно помнить об этом словосочетании, чтобы лишать противника возможности организованно и агрессивно действовать, атакуя в наиболее активные фазы, не отсиживаясь на собственном аэродроме. Пользуясь инициативой, противник чаще всего блокирует аэродром. Истребители противника группами в 2–4 самолета почти непрерывно барражируют в районе блокируемых аэродромов, атакуя самолеты на наборе и самолеты одиночек, возвращающихся из боя. Это было во время Великой Отечественной войны. Это часто происходит и у нас в виртуальных воздушных сражениях. Для предотвращения этого не нужно «изобретать велосипед». Примкните к любой из групп, которые спонтанно возникают на сервере. Условно их можно разделить на три: «охотники», «дежурные над аэродромом», «патруль в воздухе». Более опытные пилоты обычно находятся на «свободной охоте». Вы, как новичок можете примкнуть к любой из оставшихся групп. Наиболее простым приемом для деблокирования аэродрома может стать агрессивная атака первой взлетевшей пары самолетов. Она должна сразу же вступить в бой с противником, и «оттянуть» его от филда, даже находясь в невыгодных условиях. Остальные самолеты взлетают под прикрытием этой пары, но не в направлении боя, а для набора нужной для контратаки высоты…

В день, когда вы достигните определенного мастерства, то перестанете думать о правилах ведения воздушного боя. Скорее наоборот. Это будет означать, что вы начнете импровизировать, так как осознаете, что ни один бой не походит на предыдущий. Бой станет для вас творчеством, и вы, как настоящий художник, будете творить, никогда не повторяясь. Самолет станет, вашим продолжением. Станет послушен вашим рукам и ногам. Вы сумеете добиться от своего самолета и скорости, и маневренности, причем самые замысловатые маневры будете выделывать без суеты и торопливости, без рывков, без натуги. По собственному скромному опыту знаю, что одного искусного владения самолетом в бою мало. Нужно научиться строить воздушный бой не как состязание самолетов, а как состязание людей. Вам нужно научиться вести бой не с вражеской машиной, а с человеком. Развивайте в себе способность по движению самолета угадывать настроение пилота, который управляет им. Вот этот опытен, но втайне неуверен в себе; вот этот новичок, но сегодня способен из страха перед вами выложиться и победить. Этот кажется сильным, но утомлен и равнодушен к бою, и т. д. Будьте в этот момент изобретательнее, отважнее, искуснее ваших соперников и победа будет за вами!

 

 

6_cm.jpgСхема воздушного боя от 12.03.42 12:30–13:36. Шесть «И-16» (вед. Вас. Голубев) из 4-го гиап вылетали на прикрытие войск 54-й А в районе Погостье -Шала. Увидев «Хш-126», наши летчики с ходу «РС»-ами и пулеметным огнем подожгли его, и он упал на лед в двух км от вражеского берега. 14:00–15:00. Шесть «И-16» из 4-го гиап прикрывали войска 54-й А. При возвращении на свой аэродром, ведомый Вас. Голубева В. Дмитриев заметил сзади разрывы зенитных снарядов и дал сигнал ведущему. Голубев развернулся и в лобовой атаке с первой же очереди сбил «Ме-109». Тут же Голубев атаковал ведомого «Ме-109». Бой вели на виражах. Второй «Ме-109» сделал горку, попытался уйти вниз, но был сбит перекрестным огнем Байсултанова и Е. Дмитриева.

 

 

Часто в литературе мемуарного характера немецких летчиков, уклонившихся от воздушного боя, называют струсившими. Это не так. Вести маневренный бой с нашими истребителями на малой скорости и высоте немецкие пилоты могли, но, естественно, в такие бои не ввязывались, так как маневренный бой является оборонительным по своей сути, а не наступательным. В годы войны немцы, наоборот, предпочитали тактику «охотников». И вот здесь мы подошли к самому интересному… В виртуальной воздушной войне мы большую часть времени затрачиваем на выполнение текущих задач, которые для краткости можно называть “прикрытие” и меньшуюна задачу “сопровождение”. Цель первойне подпустить воздушного противника к защищаемому объекту или аэродрому, а вторая – отразить нападение на «охраняемые», бомбардировщики и штурмовики. Анализ показывает, что боевая задача и несет в себе потенциал результативности. Истребители прикрытия сбивают больше самолетов, а в ходе решения задачи “сопровождения” эскорт истребителей вводится в сложную обстановку повышенных угроз со стороны нападающих и, как правило, сам несет ощутимые потери. Это естественно: атаковать в бою легче, чем защищаться. Но над всем этим целями, конечно, доминирует главная цель – уничтожение противника способом «свободной охоты».

Постепенно вы придете к осознанию своего места в этой иерархии. Это происходит индивидуально, и форсировать процесс невозможно. Я сам сейчас нахожусь в стадии формирования почерка и стиля. Немногим из нас посчастливилось брать управление настоящего самолета в свои руки. Мой же короткий опыт пилотирования дал пищу для размышлений и анализа. Главное в этом опыте можно свести к двум вещам: «правильное» управление виртуальным самолетом требует координированной работы ручки и педалей. Невозможность филигранно исполнить фигуры пилотажа в тренировочном полете обернется для вас обидными ошибками и срывами в виртуальном бою. А это означает, что вы пока лишь «управляете», как и я, своей машиной, но не пилотируете ее в совершенстве. В реале это означало для меня страх «перед приборами», «отвлечение внимания на инструктора», «потерю горизонта» и т. д. Опытные вирпилы скажут: «Ну вот, открыл Америку! Мы тут по-тихому давно педальки прикупили». На это я отвечу просто: «Молодцы!». Неважно, что повлияло на вас. Совет или собственный опыт. Я пишу эти статьи для людей, которые едва научились взлетать. А для «продвинутых» виртуальных бойцов это строчки – повод задуматься. Конечно, если вы наивно не тешите самолюбие победами, а «ищите» и бросаете вызов самому себе.

Второе: воздушный бой и правильное исполнение фигур пилотажа на симуляторе не одно и тоже. Меньше всего я хотел бы ввести читателя в заблуждение. Не педали и ювелирный почерк решают судьбу воздушного боя. Школа пилотирования – лишь повод применить в бою каскад «полу-фигур». Эта «половинчатость» есть ключ к успеху. У мастеров воздушного боя фигуры пилотажа всегда выглядят незавершенными. Но в их «неправильности» и скрыта настоящая опасность. В симуляторе есть возможность не испытывать настоящих перегрузок и вибраций, эффектов воздействия турбулентности. Воздушная среда реализована «плохо» и это — «хорошо» для вас. Я пока испытал немного на своей шкуре, но изумила сильная вибрация самолета, которая проявилась на простом «перевороте» Ничего подобного в симуляторе нет. А скорость выхода была всего 250 км в час. Что же переносил пилот второй мировой, пытаясь спасти свою жизнь? Мне трудно ответить на этот вопрос. При всем сказанном, нужно еще видеть горизонт и, скользнув по приборам глазами, выводить самолет. А если противник подлавливает тебя в этот момент? Невольно задумаешься. Наш самолет трясло так, что нужно обладать немалым опытом и силой воли, чтобы отследить врага в момент выполнения фигур. Видимо, эти «мелочи» и решали все. Знать и уметь выполнять фигуры пилотажа. Знать и уметь! Но это относится, скорее, к оборонительному бою на виражах, которого нужно избегать, если вы хотите стать «охотником», а не «дичью». В боевой авиации существует термин – готовность номер один. Это значит, что летчик и его самолет находятся в полной боевой готовности и в любую минуту могут подняться в воздух и вступить в бой с врагом. Настоящему летчику-истребителю никогда нельзя полагаться на слепой случай или удачу. Риск, интуиция, точный расчет, отличное, я бы сказал — безукоризненное владение техникой, умение взять от нее все ее боевые возможности — необходимые составные части искусства летчика-истребителя. Чкалов много и упорно работал над тем, как повысить маневренность самолета, как «снять» с него те качества, которые нужны для воздушного боя. Фигуры высшего пилотажа, которыми Чкалов так виртуозно владел, не были самоцелью. Они служили летчику для выработки определенного, неизвестного противнику стиля боя, создавали преимущество над врагом. Воздушный бой, который длится считанные секунды, должен иметь свой план. Многое в искусстве летчика-истребителя определяется тем, чтобы суметь в какие-то доли секунды продумать этот план и решить его в свою пользу. Нужно уметь плавно вести самолет, но в решающий момент боя мгновенно и резко бросаться на противника, сбивая его одним молниеносным ударом. Если внимание летчика не поглощено процессом управления самолетом, то он может правильно выполнить маневр, быстро сблизиться с противником, точно прицелиться и нанести ему поражение. Умение выбрать это мгновение стоит дорогого. Ваше мастерство в воздушном бою и определяется умением настроиться на это мгновение, а не количеством «сбитых». Не нужно обманывать себя цитированием статистики вашего сервера. Опытные пилоты встретят это с улыбкой. Хотя нет ничего зазорного в хорошем положительном соотношении побед и поражений. Умение контролировать скорость, красивое использование скороподъемности, удержание высоты – вот яркое подтверждение вашего умения вести наступательный бой. Это особенно ясно проявляется у слетанной пары, работающей по принципу «меча и щита». Умная пара держится выше всех, имея широкий обзор. Она всегда готова первой устранить угрозу внезапного нападения, а также поддержать «меч» или «щит» при необходимости. Большинство же сбитых в виртуальных боях – пилоты-новички или одиночки, лишенные поддержки. Правда, слетанные пары большая редкость. Если вы нарвались на такую пару — ваши шансы невелики. Что можно посоветовать в подобной ситуации? Единственный действенный прием для выживания – это «имитация обороны».

 

Суть его видна из самого названия. Все, что вы делаете в таком бою, смертельно, но действенно. Если вас не сбили с первого захода — время стало работать на вас. Каждая секунда поединка прибавляет вам шансов на выживание. Главное – не терять инициативу и волю к победе. Уходите от атак, которые будут проводиться на большой скорости для сохранения превышения над вами простым скольжением. Вставайте в вираж. Тяните противника на свою территорию. Имитируйте страх и растерянность. Помните, что каждая неудачная атака врага снижает его аккуратность в выполнении следующей. Не теряйте высоту и скорость. И ждите свой шанс для контратаки. На проходе или же на вираже вы обязательно поймаете одного из них. Если пара атаковала и, не сбив, осталась «поиграть с добычей» – это не очень умная пара. Главное – не метаться собачьим хвостом.

 Ваше спокойствие – вот что красноречивее слов скажет «умной паре», что пора уходить. Как говорил император Александр III: «У России только два союзника – ее Армия и Флот». Так и у вас должны быть два союзника: спокойствие и опыт…».

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »