РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Памятка новичку № 2
Автор DEDA   

ГЛАВА 2

0_cm.jpg«Перед войной мы, оказывается, переоценивали мастерство пилотажа, переоценивали храбрость некоторых летчиков. Когда началась война, оказалось, что главное – хорошо видеть воздух, а это не все умели делать. Двое летят, и один видит и группу, и маневр, и все, а другой – слепой, а летчик – хороший, пилотирует хорошо. Из-за этих «хороших летчиков» мы несли большие потери. На смену им подошли ведущие, такие как я. Я пилотировал неплохо, но были и лучше меня. Оказывается, у меня были хорошие данные по видению. Я видел воздух. Видел атаку, наверное, поэтому и жив остался…» Еремин Б. Н.

 

Я не случайно начал эту главу с цитаты известного мастера воздушного боя, гвардии подполковника Еремина Бориса Николаевича. Это он воевал на персонально врученных ему двух истребителях «Як-1» и «Як-3», построенных на деньги колхозника Ферапонта Головатого, совершив 342 боевых вылета, из них 117 на разведку войск противника. В 70 воздушных боях он сбил лично 8 и в группе 15 вражеских самолетов. Ему явно было не занимать опыта в области тактики и приемов ведения воздушного боя, но все же он выделил, на мой взгляд, очень важное обстоятельство, без которого все остальное просто теряет смысл. «Видеть воздух». Что это? Игра слов? Попытка скрыть от непосвященных приемы и методы ведения воздушного боя? Почему он выделял это качество летчика-истребителя и считал его ключом к победе? Попробуем разобраться.

В инструкции по ведению воздушного боя летчику предписывается, обеспечив себя запасом скорости и высоты, использовать наступательную тактику, а это означает, скорость, внезапность, маневр, уничтожение противника с первой атаки. Внезапная атака дает возможность истребителю уничтожить атакуемый самолет, прежде чем он сумеет принять меры к собственной защите. Чтобы действовать внезапно, нужно обнаружить противника первым и остаться незамеченным до момента открытия огня. Для достижения внезапности нужно максимально эффективно использовать дымку, облачность, солнце, фон местности, а главное – мертвые секторы обзора. Как это использовать в виртуальном воздушном бою? Особенно если ты влетел в «собачью свалку»? Начинающие виртуальные пилоты разведут руками: ну как тут использовать все написанное выше? В круговерти воздушного боя ничего не видно. Отовсюду стреляют. Каждую секунду все меняется. Кажется – вот она победа, но ты сам уже под огнем, и твой самолет горит. Какая уж тут внезапность?

 

 

1_cm.jpg14.02.42 Четыре «И-15 бис» из 71-го иап (Петрухин — Барановский, Марков — Савосин) на высоте 1100 м производили разведку войск противника в районе Вороново — Мга — Тосно — Малукса в интересах 54-й армии. В 15:35 в районе Турышкино на высоте 1100 м атакованы снизу слева двумя «Ме-109», которые открыли огонь с дист. 100–50 м, дав две длинные очереди из пулеметов и пушек. После второй атаки «И-15 бис» сержанта А. Барановского вошел в штопор и загорелся. Упал в районе Турышкино на территории противника. Оставшиеся самолеты продолжали бой, прикрывая друг друга и оттягивая центр боя на свою территорию. Летчики произвели до 15-ти атак «РС» и пулеметным огнем. На последних трех атаках один «Ме-109» загорелся и упал в районе оз. Белое.

 

Вот здесь самое время вернуться к изложенному выше и спросить себя: «А что я видел в только что произошедшем бое?» Думаю, что начинающий свой путь вирпил ответит: «Да как тут увидишь? Как можно что-то увидеть кроме заветного перекрестия прицела или мелькания вражеских самолетов вокруг?» Да! Согласен. Все время не хватает скорости. Никак не прицелиться. Противник маневрирует и не хочет умирать. Вот тут и нужно задуматься. Все ли я делаю как надо? Отвечаю: «Конечно – нет!». Наилучший вариант ведения боя – это вертикаль. Тут нет особых правил. Скорее, наоборот. Но без высоты и скорости бой на вертикали вести просто невозможно. Вертикальный маневр дает истребителю инициативу нападения или защиты. Дает возможность занять выгодное исходное положение для атаки. Он вынуждает противника занимать оборонительную или выжидательную позицию. Чтобы использовать вертикальный маневр нужно иметь запас высоты и использовать на все сто процентов тактико-технические характеристики вашего самолета. Тем, кто чуть набрал высоты, всегда забавно видеть стайку самолетов, ведущих маневренный бой на высотах от 100 до 500 м. Постепенно они превращаются в «дирижабли», вяло атакующие друг друга в горизонтали. Какой уж там вертикальный маневр! В любой момент они могут попасть под атаку сверху. Чаще всего так и бывает. Кто откажется от беспомощной цели внизу?

 

 

2_cm.jpgСхема ведения воздушного боя от 15.01.43 Шестерка «ЛаГГ-3» из 3-го гиап (вед. Татаренко) в 10:45 в районе Манушкино вела бой с двумя «Хе-113». Из донесения гв. капитана Татаренко: «По истечении времени барража на высоте 5000 м, увидел двух «Хе-113», ко торые шли на бреющем севернее Манушкино курсом на юг. С высоты 3500 м начал пикировать на «Хе-113» и атаковал ведущего сверху сзади, ведомого атаковал Шестопалов. Атакуемый мною «Хе-113» проскочил Манушкино и развернулся на 8-ю ГЭС. Я шел сзади него на дист. 400 м, а сблизившись до 50 м, начал вести огонь. Проскочив 8-ю ГЭС, я дал по 2b_cm.jpg«Хенкелю» длинную очередь, после чего потерял его в дымке от пожаров. По-видимому, «Хе-113» упал, так как из дымки он не выходил. Набрав высоту 3500 м, встретил двух «Ме-109ф», с которыми вступил в бой четверкой (Татаренко – Шестопалов, Агеев – Жучков). В результате воздушного боя атакой в лоб под ракурсом ¼ и 2/4 очередью с дист. 200–30 м, видимо, подбил одного «Ме-109», который ушел со снижением на свою территорию. Второй «Me-109» после атаки ушел с набором высоты также на свою территорию». (Сбитый капитаном Татаренко «Хе-113» упал в районе 8-й ГЭС).

 

 

 А о «видении боя» и говорить не приходится. Обзор у земли ограничен. Атаку сверху и сзади увидеть почти невозможно, а для маневра нет ни скорости, ни высоты. Речь идет не об азбучных истинах, а об инициативе. Эта дама любит высоких и быстрых. Она не любит приземленных и медлительных. А воздушный бой сродни танцу. Вы приглашаете или приглашают вас. Есть фигуры, и есть ритм. Как это? – спросите вы. Говорим вроде о «видении боя», а тут – ритм и танцы? Бой на вертикали невозможен без чувства ритма. Вы заняли высоту. Лучше с превышением. Вы видите противника и понимаете, что это за самолет. Нельзя строить маневр одинаково с разными самолетами. Нельзя действовать по шаблону. Почувствуйте ритм, в котором идет противник. Секунды решают, к кому перейдет инициатива. Мгновение – и ритм боя уходит от вас вместе с победой. О чем я? О высоте? Нет. Превышение само собой разумеющаяся константа. Я о простом газе. Не нужно все время лететь на форсаже. А уж сближаться с противником тем более. Противник непроизвольно начинает атаку в определенном ритме. Ваша задача – разрушить этот ритм и навязать свой. Противник будет бороться за высоту и скорость. Это – азбука. Но высота и скорость – еще не все. Свяжите противника рваным ритмом, и он растеряется. Он будет ждать разворота, а вы не делайте разворот. Он тянет вас вверх, а вы не идите. Вам навязывают лобовую атаку, а вы подработайте рулем и уйдите в сторону. Предсказуемость – наша главная проблема. Страх сковывает инициативу и интересные решения. Рисуйте бой широкими мазками. Не семените. Не виражьте, гася скорость без особой нужды. Бой на вертикали дает вам простор. Фантазируйте. Резко уходите вниз, вверх, в сторону и так же резко занимайте выгодное положение. Совсем не обязательно сразу атаковать. Меняйте вектор атаки. Стреляйте из любого положения. Обманывайте. Хитрите. Распределяйте свое внимание на весь бой, а не на его отдельные фрагменты.

 

 

3_cm.jpgСхема воздушного боя от 13.01.42 Гв. капитан Львов: «Вылетели в 14:00 на прикрытие своих войск в рон Лобаново-Черная речка в составе 6-ти самолётов. Пробаражировав 20 мин. На высоте 1300–1500 м в 14:20–14:25 заметил «Ме-109ф», который пытался пристроиться к нашей группе сзади, вывалившись из облаков. Я сделал левый разворот и стал заходить ему в хвост. Сделав около виража, произвёл по нему первую очередь, которая прошла сзади его, ибо «Ме-109ф» был в вираже и набирал высоту. Уменьшив радиус виража с дистанции 70–100 м взяв упереждение, произвёл по нему еще пару очередей, которые прошли точно по фюзеляжу, после чего «Ме-109ф» с креном вошёл в облака. Больше я его не видел». Вывод: истребители противника действовали по одному и в парах, рассчитывая на внезапный удар, используя при этом облачность. Выход из боя также делали уходом в облака. Боя не принимали, а немедленно прятались в облачности.

 

 

Не расслабляйтесь. Запоминайте мертвые зоны у разных типов вражеских машин. Ритмично и неожиданно входите в эти зоны для атаки и успех вам обеспечен. Избегайте шаблонов и четко понимайте, зачем вы сближаетесь с противником. Вы – истребитель и вы идете в атаку, а не подлетели познакомиться. Весь процесс сближения стройте в интересах задуманной вами атаки. Старайтесь не действовать в одиночку. Заранее представьте себе бой и проиграйте его в голове. Перед началом боя осмотритесь. Будьте начеку и не сосредотачивайте внимание только на вашем противнике. Возможно, он не один. При выходе на огневую позицию всегда помните об опережении. Ракурс и скорость противника очень важны. Старайтесь стрелять, когда противник «открылся». Огонь с «6» не всегда эффективен. Стреляйте в самолет врага, когда вы видите весь корпус. Лучше сверху или под углом ¾. Сопровождайте свой выход из боя контратаками. Не давайте повода думать, что вы сдались и выходите из боя побежденным. Почти всегда это означает, что вас добьют. Вы можете плохо пилотировать. Плохо стрелять. Плохо чувствовать бой и его перипетии. Но, войдя на сервер, найдите в себе силы внимательно и творчески оценивать происходящее. Присмотритесь, что делают опытные пилоты. Помните, что у каждого опытного виртуального пилота-истребителя есть свой почерк. Учитесь распознавать особенности этого почерка. Учитесь видеть нюансы и всю картину боя в целом. Учитесь, прежде чем ринуться на врага, видеть сам бой как бы со стороны. Помните, что против вас воюет живой противник со своими человеческими слабостями и недостатками. Научитесь использовать эти слабости и недостатки в свою пользу.

 

 

4_cm.jpgСхема воздушного боя от 12.01.43 Гвардии. мл. лейтенант Щеголев: «Патрулируя над целью, на встречных курсах, заметили два «Ме-109», после лобовой атаки развернулся ему в хвост. «Ме-109» левым разворотом с набором высоты развернулись в мою сторону. Я виражем пристроился в хвост ведомому «Ме-109» и когда тот вышел на прямую, с дистанции 100150 метров дал очередь, после чего «Ме-109» сильно задымил и левым разворотом ушёл в облачность. На развороте с Д=200 м под ракурсом ¼ я дал еще две коротких очереди по дымящемуся «Ме-109». Самолёт предположительно сбит. Район боя: запад нее местечка Пески 5 км». Вывод: «Ме-109», оказавшись ниже «ЛаГГ-3ф», преимущества скорости в вертикальном маневре не имеет. На низкой высоте ведёт себя вяло, уходит по прямой, разгоняя скорость. Атаковать пытается внезапно.

 

 

Как это применить на практике, а особенно в «собачьей свалке»? О каких человеческих слабостях идет речь? Конечно, в первую очередь, о невнимательности, азарте, потере чувства времени, пространственной ориентации, элементарной жадности и т. д. Результативные и подготовленные атаки имеют свои особенности. Секрет в своевременном применении вертикального маневра (переворот, горка, переворот на горке, иммельман, косая петля и т. д., чтобы выйти в исходное положение для атаки). Это не может быть простой неконтролируемый спуск или подъем, атака ради атаки. Вы должны видеть поле боя на всех этапах подготовки, точно определяя свое местоположение, высоту и скорость по отношению к вражеским самолетам. Вот тут вам пригодится малый шаг винта и флюгирование. Для разных типов самолетов существует различный порог скорости, за которым следуют необратимые разрушения. Этот процесс можно контролировать шагом винта. На реальном самолете этим вы не допустите «раскрутку» винта. Уберите газ. Перейдите на малый шаг винта: 70–90%. Атакуйте, постепенно убавляя газ и используя инерцию своей машины. Не получается? Увы, но без достаточного запаса высоты невозможно выстроить красивую атаку по своему сценарию. Невозможно набрать нужную скорость. Очень трудно уйти от контратаки противника или его пары.

 

 

5_cm.jpgСхема воздушного боя от 12.01.43 В 12:20 Гвардии капитан Татаренко: «Будучи ведущим четвёрки «ЛаГГ-3», ниже себя увидел двух «Ме-109ф». Развернувшись влево, пошёл к ним со снижением. «Ме-109ф» в это время были уже атакованы гвардии капитаном Львовым. Один «Ме-109ф» ушёл вправо и я на бреющем начал его догонять. Когда дистанция сократилась до 500–600 м я атаковал его сзади в хвост. Гнался за ним 6–7 км до Ивановских порогов. Результата атак не наблюдал, так как самолёт скрылся на фоне леса». Вывод: «Ме-109» подошли для атаки с бреющего полёта. Огонь по «Ме-109» вел не учитывая траектории и без поправки. Командир 3-го Гвардейского иап Гвардии подполковник Никитин: «Огонь необходимо вести с дистанции 50–100 м. Большая дистанция не дает желаемого результата и боезапас расходуется бесцельно. При стрельбе на вираже и разворотах необходимо учитывать инерцию, беря поправку с учётом этой силы. Поравку увеличивать примерно 2–3 раза».

 

 

В этом пособии я все время буду напоминать о запасе высоты. Знаю – это пока не очень понятно и раздражает, но иначе об отсутствии высоты вам напомнят завтра в воздушном бою. Теперь немного о нюансах и мелочах. Если двигатель поврежден и остановился, можно флюгировать винт и тем самым снизить сопротивление набегающего воздуха. В настройках есть эта возможность. Так вы сможете спланировать на свой аэродром и не потерять лишние секунды до спасения. В воспоминаниях ветеранов мне неоднократно попадались упоминания о флюгировании винта в случаях выхода из боя переворотом. Самолет пойдет к земле за счет своей массы, набранной скорости и высоты. Я всегда включаю подсветку приборов, чтобы видеть скорость, высоту, температуру цилиндров, компас, обороты двигателя. Приучите себя смотреть приборы. Однажды вы попадете на сервер, где вам предложат карту необъятных размеров, домой вы пойдете по компасу или будете искать дорогу назад до последней капли горючего. В бою, при чрезмерном пикировании, лучше попытаться вывести машину триммером, чем ручкой, т. к. работа ручкой может привести (минимум) к потере закрылок и (максимум) к разрушению всего самолета. При атаке на большой скорости в пикировании открывать огонь нужно значительно раньше, чем это делается при атаках на одной высоте, так как ваша скорость по отношению к противнику слишком высока.

 

 

6_cm.jpgСхема воздушного боя от 15.01.43 В 14:00. четверка «ЛаГГ-3» (вед. Львов) из 3-го гиап вылетела на прикрытие своих войск. Из донесения гв. капитана Львова: «В районе Шлиссельбурга на высоте 4500 м заметили двух «Ме-109». На первом вираже я зашел в хвост ведомому «Ме-109», а последний стал заходить в хвост моему ведомому. Уменьшив радиус виража, я стал преследовать «Ме-109», который пытался уйти горкой, но я, сблизившись с ним до дист. 250 м, произвел первую очередь. После этого «Ме-109» перешел в пикирование, я преследовал его на дист. 200–300 м. Видя, что я не отстаю, «Ме-109» вошел в левую спираль, продолжая пикировать. С высоты 1500 м «мессер» попытался уйти горкой, но я его преследовал, периодически стреляя по нему короткими очередями. Набрав 2500 м, «Ме-109» стал уходить со снижением правой спиралью. Снизившись до 200 м, «Ме-109» вышел из спирали и взял курс на Шлиссельбург. Я продолжал преследо вать его, причем дистанция не сокращалась и не увеличивалась. При подходе к Шлиссельбургу я отвалил левым разворотом, вследствие полного расходования боезапасов. Мой ведомый продолжал преследовать его до суши, где на фоне дымки потерял из виду. Собравшись в паре и взяв курс на сушу, заметили, что нас преследует «Ме-109». Развернулись на него для атаки, но он, не приняв боя, ушел курсом на юг».

 

 

В бою неправильная оценка расстояния – вполне нормальное явление. Ваши глаза говорят, что вы на расстоянии 100 метров – а на самом деле их порядка 200. Не верьте собственным глазам. Кольца прицела перед вашим носом служат именно для оценки расстояний. Внешнее кольцо прицела рассчитано так, чтобы указывать 1/10 дистанции до цели. Если вам известны линейные размеры вашего противника (например, размах крыльев истребителя составляет порядка 10 м) и крылья самолета точно умещаются во внешнем кольце, то расстояние до цели составляет 100 м (поскольку 10 м – это 1/10 от 100 м). Если тот же противник умещается в кольце дважды, то дистанция, соответственно, вдвое больше, т. е. 200 м. Расчет упреждения весьма прост. Снаряд летит со скоростью примерно 500 м/с. За секунду ваша цель пролетит порядка 100 м. Если вы стреляете с расстояния 500 м, вам нужно «упредить» цель на 100 м, чтобы ваши снаряды и цель нашли друг друга — а это именно то, что вам нужно. Лучше всего, получается, взять упреждение в 100 м, если ваши курсы пересекаются под углом 90 градусов. Если курс цели пересекается под углом менее 90 градусов, угол, и соответственно, дистанция упреждения должны быть меньше. Если угол равен нулю (т. е. летите ей «в лоб»), дистанция упреждения также равна нулю. Для оценки упреждения воспользуйтесь вашим прицелом еще раз. Помните: внешнее кольцо всегда дает вам 1/10 расстояния до цели, т. е. 10 метров на 100 метрах и 50 метров — на 500.Помните: чтобы действительно сбить самолет противника, требуется достаточное количество попаданий в цель. Если не брать в расчет случай удачного залпа, это вопрос вероятности попадания. Один из факторов – дистанция до цели, но, кроме того, важно и время, в течение которого вы можете удержать цель в прицеле с необходимым упреждением. И эти критические секунды должны быть. Вам не поможет, если цель просвистит сквозь очередь за долю секунды. Ваша способность нанести критические повреждения крайне важна. Даже если ваш самолет обладает большой огневой мощью, цель, находившаяся в критической точке 1/10 секунды, получит в лучшем случае по одному попаданию из каждого ствола.

 

 

7_cm.jpgСхема воздушного боя от 13.03.42 09:15–10:18. Шесть «И-16» из 4-го гиап на высоте 2300 м прикрывали войска 54-й А. Два «Ме-109» с высоты 1500 м пытались зайти нашим истребителям в хвост. Ведомая пара «И-16», заметив этот маневр, резко развернулась вправо и произвела лобовую атаку по ведущему «Ме-109», открыв огонь с дист. 150–100 м. В то же время вторая пара наших самолетов резко пошла вверх, где и атаковала вышедших из лобовой атаки «Ме-109». Один «Ме-109» потерял скорость и сорвался в штопор, при выходе из которого атакован на высоте 50 м Байсултановым. После атаки «Ме-109», выпустив шасси, упал в лес. Ведущие Шодин и Дмитриев в это время атаковали ведомого «Ме-109» на встречных курсах. Самолет противника сорвался в штопор, при выходе из которого на высоте 1500 м был добит второй парой наших истребителей сзади сверху. 10:55–12:10. Шесть «И-16» из 4-го гиап в районе Погостья на высоте 200 м лобовой контратакой отразили попытку четырех «Ме-109» зайти в хвост нашим истребителям. Выход из атаки «Ме-109» производили уходом вверх. В одной из атак два «Ме-109» прошли ниже наших самолетов, их атаковали спереди -сверху и один из них сбили. В дальнейшем бой протекал на виражах, с постепенным оттягиванием на нашу территорию. 14:10–14:59. Костылев, Ефимов и Сухов из 3-го гиап на «ЛаГГ-3» вылетели на охрану войск. В районе ст. Погостье вели бой с двумя «Ме-109». Из донесения гв. ст. лейтенанта Костылева: «В 14:35 нас на высоте 1500 м сверху сзади атаковали два «Me-109». Мы вступили в бой на вираже. Ефимов атаковал одного «Ме-109» с дист. 10–30 м сзади. Я атаковал «Ме-109» на левом, с дист. 20 м. Получив пробоины, «Ме-109» на левом вираже пытался уйти на свою территорию. Я подстроился сзади и бил противника в упор, пока не вогнал в лес в трех км южнее д. Шала. Ефимов сбил второй «Ме-109», который упал в двух км сев. д. Виняголово. Сразу же сверху появилось еще шесть «Ме-109», но т. к. время у нас закончилось, то мы с ними в бой не вступили и пошли домой». Из донесения гв. ст. лейтенанта Ефимова: «Два «Ме-109» со стороны солнца с высоты 2000 м пытались атаковать Сухова. Я резким разворотом атаковал «Me-109». Открыл огонь с дист. 100–150 м, после чего самолет противника сделал переворот и пошел дымящийся со снижением в сторону д. Малукса. Второй самолет ушел на юго-восток на солнце с набором высоты. Сделав вираж, я заметил еще четыре «Ме-109», которые ходили выше нас на высоте 2000–1000 м. Я пошел с набором высоты в атаку. Противник боя не принял и ушел на юг с набором высоты».

 

Если вам пришлось стрелять с крутых углов, необходимо удерживать точку прицеливания как можно дольше. Попробуйте сделать это – результат не заставит себя ждать. У меня давно все вооружение заведено на одну кнопку. Залп из всех стволов гораздо эффективнее. Но это не рецепт. Разводите вооружение вашей машины, как вам удобнее. Выбор точки сведения оружия также индивидуален. Не поленитесь следить за ориентирами на местности. Сверяйтесь с картой. Это может понадобиться на тот случай, если придется звать кого-то на помощь. Недостаточно просто набрать в чате «666».Это, наверное, весело, но бесполезно. Если вы в «ТС», то рекомендуется назвать себя и указать свои координаты, количество и тип вражеских самолетов. Очень важно напомнить свою высоту. Те, кто спешит вам на помощь, должны подойти с превышением. Не подставляйте своих друзей под атаку сверху, неверно указав высоту. Во время боя в «свалке» не торопитесь терять скорость, нет нужды доставать противника любой ценой. Если видите, что скорость падает, лучше попытайтесь разменять ее на высоту, чем продолжать опасное преследование. За счет короткого набора можно выбрать более выгодную позицию для атаки. Это охладит вас, а, скорее всего, спасет. Знайте, что почти наверняка ваш «пыл» приметили и готовят атаку. Если скорость во время выхода на огневую позицию велика, и вы чувствуете, что проскакиваете – лучше уйдите вверх и повторите заход. Снижать скорость и бесцеремонно «садиться на «хвост» можно только в полной уверенности в своей безопасности, но такое бывает редко.

 

 

9_cm.jpgСхема воздушного боя от 13.03.42 Четыре «И-16» (Вас. Голубев -ведущий, Вик. Голубев, Байдраков и Игнатов) прикрывали наши войска в районе Кондуя -Зенино. В 09:25 находясь на высотe 2000 м увидели со стороны солнца (3000 м) двух «Ме-109», которые атак не производили и держались на большой дистанции. Затем «мессера» пошли в атаку на группу «И-16» ЛВО, находившуюся на низкой высоте. Вас. Голубев и его ведомый Вик. Голубев решили помочь армейским летчикам и спереди сверху с дист. 200–70 м дали три очереди из ШКАС и БС по ведомому «Ме-109». При развороте ведомого «Ме-109» Вик. Голубев сзади сверху с дист. 100 м дал еще одну очередь, после чего он со снижением пошел на юго-восток. Упал севернее ст. Погостье.

 

 

Бой всегда непредсказуем. Вас тут же могут контратаковать или вы прозеваете противника, и вашей задачей станет выживание. Выход из-под атаки всегда не прост. Огромную роль в этом играет фаза выхода из-под удара. Старайтесь обнаружить противника на ранней стадии, т. е. до выхода им на огневую позицию. Если вы «зевнули», то всеми силами старайтесь затруднить прицеливание, как можно чаще «перекладывая» свой самолет. Очень эффективны бочки с подкручиванием. Вы должны, встав в полупетлю на короткое время, резко выполнить размазанную бочку (кадушку). Прибрав газ, «провалитесь» вниз и выполните размазанную бочку в противоположном направлении. «Размазанная бочка» отличается от обычной тем, что вы сознательно меняете направление движения рулем поворота. У тех, кто имеет педали, это получится легко и непринужденно. Если вы чувствуете, что «сливаете» бой, например, стоите в вираже, а вас перекручивают, то не замирайте. Не продолжайте по инерции изображать жертву. Выходите из виража в сторону и пытайтесь разогнаться. Не упустите этот момент, иначе уже почти проигранный бой может стать фатальным. Старайтесь не выполнять фигуры «через низ», т. е. с потерей высоты. Как-то я «убил» подряд несколько самолетов на каком-то зарубежном сервере. Там было мало опытных пилотов, но поразило то, что все сбитые «учились в одной школе» и гуськом совершали глупый нырок под мой самолет. Наверно им казалось, что я их потеряю, а они, набрав скорость, выскочат выше, как чертики из бутылки. Ошибка в том, что потерю высоты трудно компенсировать на все 100% даже на хорошей машине. Достаточно было наклонить корпус, проследив за маневром, развернуться и поднять нос самолета, ожидая их появления в прицеле. Еще одна распространенная ошибка – лобовая атака. Я сам в 50% случаев бываю сбит именно в лобовой. Такова уж наша человеческая натура: надеяться на русский авось. Конечно, просто уходить в сторону, если у вашего противника есть запас высоты и скорости, почти самоубийство. Есть простое средство не подставиться и не терять высоту при сближении: это незаметно подрабатывать угол рулем. Эти манипуляции с небольшим отклонением при сближении мало заметны для пилота, идущего вам на встречу.

 

 

10_cm.jpgСхема воздушного боя от 15.07.43 В 21:35 два «Як-1» из 3-го гиап (Черненко и Лазаревич) вылетели на перехват двух финских «И-153» в район о. Соммерс. Восточнее о. Соммерс, имея высоту 800 м, и, заметив «И-153» на высоте 1500 м, уходивших на восток, сделали горку и с высоты 1700 м пошли на сближение. На дист. 400–500 м финские летчики, заметив «Яки», отвернули влево и со снижением пошли в направлении облачности. «Як-1» пошли им наперерез. Черненко боевым разворотом, подстроившись к ведущей «чайке», атаковал ее сзади сверху, дав две прицельных очереди. Его ведомый атаковал эту же «чайку» с разворотом влево и последующей атакой сверху в лоб, после чего ведущая «чайка» вошла в левый пологий разворот. Черненко, догнав «чайку» на развороте, атаковал ее сзади сверху с дист. 100–75 м — дал одну очередь, после чего с мотора «чайки» оторвался капот. Самолет противника со снижением врезался в воду. Ведомая «чайка» с правым разворотом успела уйти в облачность.

 

 

А если вы понимаете, что почти разминулись, и противник не атакует, – возьмите инициативу в свои руки, примените в продолжение сближения разворот на опережение. Тут самое главное – выбрать момент начала упреждающего разворота. Если вы выполнили вираж правильно, то должны буквально встать на «6». Во всех остальных случаях этот важный момент упущен и вам придется нагонять противника, а вы уже потеряли скорость. Пробуйте этот маневр на «ботах», иначе бой может принять совсем другой оборот. В случае, если противник опытен, он непременно воспользуется вашей заминкой и уйдет свечкой вверх. Но чтобы ни случилось, не теряйте присутствие духа и инициативу. Кураж в воздушном бою имеет решающее значение. Если есть высота и скорость – все только начинается, и тут важно помнить главное правило воздушного боя: «прежде чем атаковать – выиграй бой за высоту». Если ваш противник ввязался в схватку на виражах, то нужно не забывать о постепенной потере скорости. В этот момент любой подошедший легко собьет вас или вашего противника. Тут уж как повезет. Если не повезло вам, то единственный совет в этой ситуации: бейтесь до конца или неожиданно, абсолютно вертикально, удирайте к земле чтобы скрыться на ее фоне и снова набрать высоту. Если за вами увязались, то, по крайней мере, появится энергия для продолжения боя. Но мой совет: выходите при первой возможности на контролируемую вертикаль в набор или ваш преследователь сделает это за вас. Не закуривайте в этот момент, а оставайтесь телом и душой в бою. Одним глазом все время поглядывая назад. В выходе из боя нет ничего зазорного.

Если вы учитесь и совершенствуете свои навыки, то должны помнить китайскую поговорку: «Если долго сидеть на берегу реки, то труп врага, в конце концов, проплывет по ней». То есть лучше лишний раз уйти из невыгодной ситуации, чем брыкаться и смешить более опытных пилотов. Мне всегда нравится, когда меня «отпускают». В этом есть какое-то благородное осознание своей силы. Приятно, что человек перешел ту грань, за которой лишний сбитый самолет уже ничего не решает в принципе. У меня уже были несколько подобных встреч. Или, узнав себе ровню, мы расходились, т. к. понимали, что продолжение просто опасно для обоих. Наши трассы давно привлекли внимание, и кто-нибудь уже спешит к месту боя. Жаль, что на наших родных серверах война идет «на уничтожение» Тебя, даже подбитого и идущего в зачет, будут «месить» до конца, стараясь набрать очки и убедить самого себя в несуществующем мастерстве. Достаточно редкое на зарубежных серверах килокрадство процветает у нас пышным цветом. Этим грешат молодые пилоты, которым не терпится быстрее заявить о себе таким забавным образом и набрать статистику. Это глупо. Привыкайте не атаковать поврежденный другими пилотами самолет. Тем более, если вы в относительной безопасности. Дайте товарищу закончить свое дело. Очень неприятно видеть, как воруют твою победу, как саранча, снова и снова кидаясь на сбитого, а ты провел с ним сложный бой где-то на высоте 3000 м и заслужил лишнюю сотню на счет…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »