РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
Памятка новичку № 1
Автор DEDA   

0_cm.jpgЗдравствуйте, уважаемый читатель! Если вы открыли эту страницу, значит, в виртуальном небе у вас есть проблемы, которые необходимо срочно решить. Или имеются вопросы по существу понятия «тактика воздушного боя», на которые нужно найти вразумительные ответы.

Дело в том, что несколько лет назад я, так же как и вы, был уверен, что нахожусь в информационном тупике, из которого не видел выхода. Все попытки найти помощь у друзей или в советах авторов немногочисленных опубликованных пособий ни к чему не приводили. Наверное, в этом нет ничего нового. Большинство из нас писать подробно не любит, а много и подробно — особенно. Трудно было начать писать, но еще более сложной задачей оказалось работа над продолжением. Вы спросите: «Что это пособие может предложить и чем может помочь в решении именно моих проблем?». Отвечу: «Опыт виртуальных боев и работа над «Памяткой новичку» позволили мне постепенно вылечиться от «детских болезней» и избежать многих ошибок в виртуальном небе. Но самое важное, все мои явные и надуманные проблемы перестали пугать, так как стала понятна их суть. А желание понять всегда приводило меня, как любознательного человека, к анализу. Анализ — к реальным действиям по творческому решению проблем». Возможно, для кого-то это не железные аргументы. Скорее всего, большинство не станет вновь и вновь садиться по ночам и описывать собственный опыт, опираясь на доступные источники информации. Сочтет это излишней тратой времени. Не знаю. Время рассудит нас. Время уже изменило мои взгляды на саму сущность воздушного боя в Интернете.

Что до личного опыта? Опыт приносил и продолжает приносить разочарования. Такова природа человека, и сложности со временем не исчезают, а, напротив, появляются у нас на пути вновь и вновь. Я не считал и не считаю себя асом. Это нормально. Такое под силу лишь единицам. Так было, и так будет, и в небе виртуальном, и в небе реальном. В любом случае учеба еще никому не вредила. Скорее наоборот… Так как же писалось это пособие? Долго и не просто! Мне не приходили десятками электронные письма от заинтересованных читателей с личными тактическими наработками. Мне не звонили и не просили вставить в пособие авторскую главу или абзац. Увы! «Лишь внимательная тишина в ответ»,— сказал бы я, если бы был поэтом.

Если серьезно, то почти все, что можно было найти полезного, прочитано и использовано в этом скромном по объему труде. К слову, в процессе работы над рукописью выяснилось, например, что до сих пор в военных архивах похоронены бесценные наработки наших военных летчиков в виде схем, наставлений, описаний воздушных боев, и пр. Наверно там же спрятаны никогда не публиковавшиеся рукописные учебники по тактике воздушного боя. Почему такое происходит? Что секретного содержится в тактическом опыте русских истребителей второй мировой войны? Не знаю. Понять это трудно. Возможно, скоро любители истории отечественной авиации доберутся и до них. Мне же, волей случая, удалось прорвать эту плотину. Пробить маленькую брешь. «Памятки новичку» проиллюстрирована схемами и описаниями воздушных боев 1-й гвардейской Краснознаменной Выборгской истребительной авиационной дивизии, сделанными самими участниками воздушных сражений. Что же касается результатов их боевой деятельности за период Великой Отечественной войны, то достаточно сказать, что из 2418 вражеских самолетов, уничтоженных летчиками ВВС КБФ, 1162 приходится на долю истребителей 1-й гиад. Думаю, что комментарии излишни…

Нет смысла указывать и источники, так как буквально по крупицам собранная из них информация творчески осмыслена и переработана. К сожалению, ни у кого так и не возникло желания помочь автору, несмотря на мои обращения к заинтересованным лицам. Однако тысячи посещений страниц пособия в Интернете давали силы и подпитывали меня. Такова жестокая, правда. Только твой, уважаемый читатель, не угасающий со временем интерес, позволил поверить, что время, потраченное на создание «Памятки новичку» потрачено не зря. Поговорка «Все новое — это хорошо забытое старое» — наиболее точно подходит и к этой скромной, и надеюсь нужной, работе…

 

 

Автор выражает глубокую признательность: Юрию Александровичу Мясникову, Нине Игоревне и Леониду Александровичу Каберовым, Андрею Юрьевичу Игнатюк, Александру Николаевичу Казакову (AleX).

 

От винта!

 

Дорогие друзья! Не ошибусь, если скажу, что почти каждый мальчишка в детстве мечтал стать летчиком-истребителем. Сегодня же почувствовать себя настоящим пилотом помогают авиасимуляторы – компьютерные имитаторы полета. Среди всего многообразия авиационных игр лидирующее место занимает симулятор самолетов стран-участниц второй мировой войны, «Ил-2. Штурмовик». Многие о нем просто слышали, а многие уже несколько лет не мыслят своей жизни без ежедневных воздушных боев в виртуальном небе.

Главное отличие этой игры от остальных, благодаря чему она на протяжении нескольких лет остается ведущим мировым симулятором, это беспрецедентная реалистичность физической модели полета и механизма повреждений, а также отличная графика. «Ил-2. Штурмовик» язык не поворачивается назвать игрой. Это не только замечательный симулятор для овладения мастерством воздушного боя, но и глубокий экскурс в историю второй мировой войны, армий, вооружения, ТТХ самолетов. В игре реализована возможность вести бои на более чем двухстах самолетов стран-союзников и стран Оси. Не правда ли, впечатляет?

Однако чтобы освоить авиасимулятор на высшем уровне сложности, необходимо играть несколько часов в день. Для начала азы воздушного боя можно постичь, не выходя в Сеть, исключительно с компьютерным противником. Сразу хочется предупредить: чтобы добиться успехов в пилотировании, а тем более в воздушном бою, потребуется время и терпение. Благо, в игре предусмотрены тренировочные миссии и компании с различными уровнями сложности. Как сто лет назад, так и сегодня, прежде чем пилот впервые садился за штурвал настоящего самолета, ему приходилось усвоить массу знаний, изучить теорию: аэродинамику, двигатель, пилотаж, навигацию и пр. Понять, почему самолет реагирует на органы управления так, а не иначе. «Ил-2. Штурмовик» настолько точно воссоздает поведение самолета во всем многообразии влияющих на него факторов, что виртуальному пилоту так же приходится учить матчасть.

Особая гордость создателей симулятора – точная реализация нюансов технических характеристик и летных качеств отдельных самолетов. Только зная, какие преимущества и недостатки имеет собственный истребитель по сравнению с машиной противника, вы сможете принимать верные тактические решения. Многие виртуальные пилоты нашей страны (вирпилы) проводят значительное время, разыскивая и штудируя историческую литературу о Второй мировой войне, чтобы досконально разобраться в технических данных и тактических преимуществах реальных моделей самолетов и реализовать их в виртуальных воздушных боях. Именно тактика зачастую имеет решающее значение. К примеру, советские истребители чаще всего уступали немецким асам инициативу в сражениях начального периода войны, пытаясь вести техничный бой на виражах (бой на горизонтали). Немецкие же пилоты, самолеты которых имели преимущество в скорости набора высоты, предпочитали атаковать на вертикальных фигурах: к примеру, неожиданно подходили с превышением и поражали противника в пикировании, развивая при этом наибольшую скорость, а затем резко уходили вверх, отрываясь от ответных атак.

Разумеется, с приходом на фронты новейших типов отечественных самолетов и приобретения боевого опыта наши истребители изменили тактику, взяв реванш и на горизонтали, и на вертикали. Но это уже история. Для вас же я надеюсь, все только начинается. Чтобы почувствовать, чего вы стоите как виртуальный боец на самом деле, и ощутить всю прелесть игры, нужно полетать в Сети на игровом сервере. Только там можно понять, насколько вы продвинулись в освоении приемов пилотирования и ведения воздушного боя. Скажу сразу, разница между полетами в одиночку дома и в Интернете с реальными людьми будет чрезвычайно велика.

Контингент нашего «летающего сообщества» необычайно разнообразен как по возрасту, так и с точки зрения опыта не только виртуальных, но и реальных полетов. На серверах по всему миру вирпилы от 10-ти до 70-ти лет – это нормально. Летать рядом будут как представители мужского пола, так и женского. Причем расхожее выражение «женщина за рулем» с понятным подтекстом абсолютно не подходит для этих «ночных ведьм» – они надерут вам хвост почище любого парня! Очень часто в интернете летают настоящие пилоты с солидным налетом и таким же жизненным багажом. Не редкость там и летчики, прошедшие не одну горячую точку, начиная с Анголы и Афганистана и заканчивая Чечней.

 В сети вовсе не обязательно летать по принципу «каждый сам за себя». Игроки могут объединяться в пары, эскадрильи, пилотажные группы. Здесь в игру вступает уже командная тактика – умение пилотов четко выполнять поставленные перед ними задачи, а значит, оттачивается навык совместных действий, приобретается опыт и умение работать на общий результат. Готовьтесь к тому, что вас будут бить. Причем бить профессионально. Без скидок на отсутствие опыта и пробелов в знании тактических приемов воздушного боя. Поначалу будет обидно, но потом, я надеюсь, захочется научиться так же мастерски владеть самолетом и «выделывать кренделя».

Вот здесь и поможет «Памятка новичку» – книга, которую вы сейчас читаете. Она содержит базовые основы тактики воздушного боя. Раскрывает психологические и технические особенности виртуального поединка. К примеру: зачем пилоту пользоваться триммерами, как изменять шаг винта или корректировать состав воздушной смеси. Но главное, какие тактические и психологические приемы наиболее эффективны в той или иной ситуации. Вы научитесь действовать, к примеру, в составе пары или звена и получите много других полезных сведений.

 Особенность «Памятки» в том, что она написана автором на основе продолжительного личного «боевого» опыта полетов на симуляторе «Ил-2», а также скрупулезного изучения источников и тактических наработок истребителей Второй мировой войны разных стран. Содержащаяся в пособии информация и советы легко применимы к авиасимуляторам, которые непременно появятся в ближайшие годы, так как классические принципы ведения воздушного боя на поршневых самолетах остаются неизменными и не устарели даже сегодня. Особую достоверность пособию придают уникальные схемы воздушных боев из военного архива. Описания к ним – рапорты наших пилотов-истребителей, представленные для отчета и обобщения боевого опыта командованию. Читайте, анализируйте, применяйте!

 

С уважением, Александр Казаков (AleX)

 

 

 

ГЛАВА 1

«Было бы, конечно, не только нескромно, но и неправильно говорить, что мысль о вертикальном маневре впервые зародилась только у меня, и только после описанного боя. К этой же мысли в разное время, в разной обстановке приходили многие советские летчики. И это было совершенно естественно. То, что переживали и продумывали мы, на южном участке фронта, было созвучно переживаниям пилотов, самоотверженно защищавших от воздушного противника и Ленинград, и Заполярье, дравшихся с немцами в небе Москвы, Одессы, Севастополя, Киева. Каждый творчески настроенный летчик, на каком бы фронте он ни был, искал новые тактические приемы боя, готовил себя к появлению более совершенных самолетов. Целая серия таких новых тактических приемов могла родиться (и это подтвердилось в дальнейшем) на принципе вертикального маневра, т. е. перенесения центра воздушного боя из горизонтальной плоскости в вертикальную. Драться надо было не только на виражах, но и главным образом на крутых восходящих и нисходящих фигурах высшего пилотажа». А. И. Покрышкин

 

 

Кажется, еще совсем недавно, хотя прошло уже несколько лет, в виртуальном небе состоялись мои первые бои. Как и вы, я учился летать. Тогда «ЛаГГ-3» был, как «Сесна», а немецкий истребитель «Ме-109» доминировал на всех серверах. Вот в этих первых непростых схватках мне и пришлось вставать на ноги, мужать, набираться опыта. Сегодня эти короткие наброски – доброе эхо тех легендарных вечеров. Мои первые бои в Интернете. Их было множество. Простых и сложных, затяжных и скоротечных, радостных и печальных. Но, как и для любого новичка, легких боев не было. Допустил в бою оплошность, вел себя безынициативно, не набрал высоту, подвел товарища своими неумелыми действиями — расплачиваются они и ты сам.

Большинству прославленных асов, как, впрочем, и вообще большинству летчиков – участников Второй мировой войны, — было не более двадцати -двадцати пяти лет. Они с честью выполняли свой воинский долг. Об их беспримерном мужестве и мастерстве написаны книги, стихотворения и песни. В основной своей массе мы старше их. Но для нас воздушная война — это уже история. Мы знаем о ней лишь по рассказам представителей старших поколений, участников войны, по книгам и не очень правдивым кинофильмам.

 

 

1_cm.jpgСхема воздушного боя от 02.08.44 14:06. На высоте 3500 м в 20-ти км южнее о. Лавансаари четыре «Ла-5» из 4-го гиап (вед. Потемкин), находившиеся над кораблями, встретили на высоте 3000 м до 18-ти «Ю-87» и 18-ти «ФВ-190», которые заходили на наши корабли. Наша четверка в лоб справа врезалась в строй и с диcт. 150–50 м атаковала четыре «Ю-87». Результатов не наблюдали, так как сверху были атакованы четырьмя «ФВ-190». Из донесения гв. ст. лейтенанта Потемкина: «Пошел в атаку, открыл огонь по одному «Ю-87». Сауляк выбрал себе цель и тоже открыл огонь. Выйдя из атаки я заметил, что сверху на нас идут «ФВ-190». Передал об этом по радио Сауляку, который только что выходил из атаки. То ли он совсем потерял меня, то ли заметил справа выше себя «ФВ-190», который с правым разворотом хотел зайти ему в хвост, пошел на горку. «ФВ-190» осталось только довернуть на 150 градусов и сбить его. «Ла-5» летчика Сауляк горящим упал в 15-ти км западнее Гакково. Самолет Потемкина получил повреждения. Сапожников и Кузнецов также после первой атаки вышли горкой с набором высоты, где были атакованы тремя «ФВ-190». «Ла-5» Кузнецова был сбит, а самолет ведущего Сапожникова поврежден. Из-за недостатка горючего он произвел посадку на чужом аэродроме, на пробеге резко затормозил и вследствие песчаного грунта скапотировал. Самолет разбит, летчик невредим. Шестопалов и Сауляк сбили по одному «Ю-87», еще один «Ю-87» сбит огнём ЗА кораблей.

 

Тактика воздушного боя, снайперская стрельба, фигуры высшего пилотажа. Звучит красиво, но для виртуальных пилотов все это дорогого стоит. До нас почти не дошли документальные свидетельства непосредственных участников воздушных сражений. Мало фото- и киноматериалов. Описания воздушных боев отрывочны и скупы. Рассказы ветеранов изобилуют лирическими или пропагандистскими отступлениями. Но они взлетали, сражались, побеждали. Как?

Мне, прочитавшему достаточное количество мемуаров, ясно одно:– среди них были таланты и были бездари. Были счастливчики и были фатальные неудачники. Яркие победы вновь сменяли досадные поражения. Кто-то умер, так ничего и не поняв. Кто-то уцелел и, анализируя собственный боевой опыт, постарался передать его новичкам. В общем, все как у нас — виртуальных пилотов. Кроме одного. Всех этих истребителей объединяло важное обстоятельство: свой путь в небо они начинали под неусыпным оком опытного пилота-инструктора.

Они почти сразу учились летать парой и в группе. Страх за свою жизнь быстро отрезвлял любого. Выживание не было чем-то виртуальным. Оно не было абстракцией. Выживание диктовало почти все в воздушном бою. Нам в этом смысле повезло. У каждого из нас есть еще один шанс. Есть еще множество возможностей изменить себя. Есть уникальная возможность учиться…

Если вы новичок и читаете эти строки – вы на правильном пути. Это означает, что у вас есть Интернет или вы купили это пособие. Вы хотите летать и сражаться, но многое кажется странным и не очень понятным. Вы приобрели авиасимулятор. Нашли нужные дополнения и патчи. У вас уже есть небольшой опыт, принесший множество разочарований. Вы ищите рецепты выживания и не находите их. На форумах много флуда и вам не спешат помогать. Это нормально.

Первое, что вы должны осознать: мы не пехота, нас очень мало и время общения стоит дорого в прямом смысле. Классно летают немногие, а желающих вам помочь будет еще меньше.

Причин для этого достаточно и вы не должны обижаться на людей. Большинство из них -взрослые состоявшиеся люди, которые выкраивают деньги и время для нашего общего увлечения. Многие возразят мне, но я пишу о массовом, систематическом обучении. Увы, оно отсутствует как предмет для спора.

 

 

2_cm.jpgСхема воздушного боя от 20.02.44 15:30–16:46. Потемкин и Горюнов из 4-го гиап прикрывали войска в районе д. Устье-Жердянка. В 15:55 на высоте 150 м южнее ст. Аувере заметили двух «ФВ-190», штурмовавших наши войска, и атаковали их. Во время атаки по «Фокке-вульфам» наша пара была атакована спереди сверху двумя «Ме-109». Оба «Фокке-вульфа» и оба «Мессершмитта» преследовали оторвавшегося «Ла-5», не давая уйти ему в облачность, и снова атаковали, когда «Ла-5» выходил из облачности. «Ме-109» огонь открывали с дист. 200–150 м. Горюнов сбил одного «Ме-109», который упал в двух км севернее Выгана. Самолет Потемкина получил попадание снаряда в фюзеляж за бронеспинкой, большое количество осколочных пробоин, а также разрыв троса руля поворота.

 

 

Начнем с мифов и заблуждений присущих каждому новичку. Выбор джойстика. Перед этим выбором рано или поздно встает каждый виртуальный пилот. Существует массовое предубеждение, что качество и цена джойстика влияет на ваше мастерство. Это не так. Я не беру во внимание куски китайской пластмассы стоящие в наших магазинах. Я говорю о тех джойстиках, что пригодны к виртуальному бою. Таких, как серия устройств, стоимостью от 50-ти до 200-т $ фирмы «Saitek».

Если вы выбираете джойстик, то выбирайте «ход», а не «цену». Совет тут один: мягкий и спокойный ход лучше, чем жесткий. Вашим кумиром может быть джойстик за 12 тысяч, но для начала возьмите тот, что вам по руке. У него должен быть рычаг управления газом (РУД) и контроль руля направления (ТВИСТ) заменяющий вируальному пилоту авиа педали. Плюс дополнительные кнопки для назначения на них триммеров. А самое главное не обращайте внимания на тех, кто со смехом встретит ваш выбор. Скажите им, что скоро купите последнюю модель «52-го» и самые дорогие педали из нержавейки. Важно быстро и правильно настроить джойстик.

Я полгода летал в Сети на клавиатуре и с настройками разбирался сам. Сделайте просто. Установите (если есть) программное обеспечение, затем поставьте драйвер джойстика. Откройте настройки джойстика и все ползунки (по всем осям) задвиньте, скажем, на 100. Откалибруйте парой-тройкой спокойных круговых движений. Калибровка обычно находится в «Панели управления» вашего компьютера («игровые устройства»). В конце концов, опытным путем вы придете к своей собственной настройке чувствительности ручки. Многие летают с настройками «по умолчанию», так как начинают понимать, что в воздушной схватке главное не это…

На форумах нашего летающего сообщества бесконечно идет дискуссия о триммерах. Не читайте. В симуляторе реализован «вращательный момент» и вас будет все время разворачивать вправо или влево. Назначьте две кнопки на триммер элеронов и две на руль высоты. Триммера условны и лишь отдаленно напоминают реальные. Этими четырьмя кнопками отбалансируйте ваш самолет. Он должен лететь прямо. Добейтесь этого.

Обзор в игре обычно предлагается делать небольшой кнопкой. Она находится под большим пальцем вашего джойстика сверху и называется «хаткой». Самый простой способ работать с ней, это назначить свободную кнопку джойстика на «смотреть вперед, тип 2» для быстрого возврата к прицелу и нажать F9. Тем, кого не устраивает эта простота, предлагаю, скачать и разобраться с программой «IL2_newview», например.

Теперь о шаге винта. Бородатая тема на форумах. Немного сложно, но усвойте главное. Есть автомат шага винта, и есть ручное управление шагом. При ручном режиме винт нужно «затяжелеть» на взлёте или пикировании: 90-50% от нормы и прибрать газ.

Перед выходом на сервера посмотрите сведение вашего бортового оружия. Эта тема, как вы уже догадались, давно обросла мифами и легендами. На самом деле все просто. Рецептов воздушной снайперской стрельбы не существует. Если вы стрелок, то скоро поймете, что вам нужно. Если нет, то опытным путем придите к своему сведению оружия и оптимальному расстоянию для стрельбы. Помните, что на вашу результативность влияет тип вооружения самолета и скорость соединения с сервером.  Стреляйте в упор и короткими очередями. Чаще всего промах это – отсутствие упреждения в процессе прицеливания. Вы запаздываете или дистанция слишком велика. Давайте пристрелочную очередь, а затем стреляйте на поражение.

 

 

3_cm.jpgСхема от 18.04.42 В 05:37 двенадцать «И-153» (вед. майор Захаров) из 71-го иап, разделенных на две группы по шесть самолетов, вылетели с а. Бычье поле для нанесения удара по а. Красногвардейск по маршруту: Кронштадт — ст. Волосово — Красно гвардейск. Расстояние от аэродрома до линии фронта 35 км, до цели 110 км. Внезапного удара не получилось, так как продолжительный полет наших истребителей над территорией противника на расстоянии 75 км дал последнему возможность поднять свою истребительную авиацию и приготовить ЗА.

В 05:53 при подходе к цели истребители были обстреляны сильным огнем ЗА и зенитных автоматов. С высоты 1200 м ударная группа из шести «И-153» (Соловьев, Абрамов, Спицин, Кучерявый, Батурин и Груздев), зайдя на цель с юго-запада, с пикирования нанесла бомбовый удар по хорошо замаскированным самолетам на дорожках и в юго-вост. окраине аэродрома. На выходе из пикирования наши истребители были атакованы восемью «Ме-109», которые несли барраж в районе аэродрома. Четыре «Ме-109», находясь на высоте 1700 м, атаковали нашу прикрывающую группу, которая вслед за ударной группой начала бомбить аэродром, и сковали ее боем. Из-за сильного огня ЗА и атак «Ме-109» летчики ПГ результатов бомбометания не наблюдали. Перехвачено немецкое радио: «Аэродром Красногвардейск предупреждает самолеты о необходимости соблюдения осторожности при посадке, так как на взлетно-посадочной полосе имеются воронки от бомб». Бой продолжался и на отходе. Наши самолеты атаками в лоб и сбоку на пересекающихся курсах выбивали из-под хвостов друг друга атакующие самолеты противника. Соловьев и Абрамов первыми ответили на удары «Ме-109» лобовым огнем. После этого «Ме-109» ушли вверх и пикировали на «чаек», пытаясь атаковать сзади. Бой вели на встречных курсах с оттягиванием противника на нашу сторону. Один «Ме-109» промахнулся, и Абрамов с Соловьевым прошили его огнем своих пулеметов. Дымящийся «Ме-109» со снижением ушел в сторону г. Пушкина. Майор Захаров, выйдя из атаки 4_cm.jpgпереворотом с уходом вниз, оторвался от группы. Его ведомый потерял его из виду. Тем самым Захаров подставил себя под атаку «Ме-109» и был сбит. В районе г. Пушкин А. Волошин заметил заходящих ему в хвост на дист. 1000 м двух «Ме-109». Он также сделал переворот с уходом вниз, оторвался от группы и дал возможность себя атаковать. Подбитый «И-153» произвел посадку в районе Кокколово между нашими окопами и противника. По данным постов ПВО в течение дня шел бой за овладение самолетом. В 15:48 группе немцев удалось пробиться к «И-153» и сжечь его. Они пытались унести с собой тяжелораненого летчика, но при отходе вся группа с лётчиком была уничтожена арт. огнем.

 

Многих интересует работа корректора и нагнетателя. Запомните: на высоте более 2500м постепенно обедняйте смесь. Выше — переводите первую скорость нагнетателя на вторую. Не все типы самолетов оборудованы нагнетателями. Магнето всегда 1+2.

Пара слов о том, как себя вести новичку… Вы выбрали сервер, ник, и впервые вступаете в бой с виртуальным противником. Будьте спокойны и собраны. Будьте трезвым. Будьте предельно вежливы. Если хотите, то поздоровайтесь: «Привет, всем!» Если вам не ответили, то не обижайтесь — идет бой. Вас пока не знают или люди не расположены, выказывать дружелюбие. Не принято пустословить в чате, а уж тем более оскорблять противника. Если вас сбили, то не нужно огрызаться в ответ. Доказывайте свое превосходство в честном бою, а не на словах. Помните, что с вами рядом опытные пилоты. Ваш гнев и эмоции в «ТС» или чате мешают им. Не засоряйте переговоры матом и пустозвонством. Сдерживайте себя и не стреляйте просто так и уж тем более в своих. Обычно маркеры «своих» самолетов одного цвета с вашим.

Запоминайте силуэт врага — пригодиться. Не принято «вулчить» — атаковать противника на взлете и посадке. Не принято добивать подбитый другим пилотом самолет. Так вы крадете очки у товарища (поощряется лишь совместная атака бомбера или штурмовика угрожающих вашему филду). В игре не обязательно сбивать самолет противника, повреждения так же идут в зачет. Взлетая, выруливайте на старт медленно и «змейкой». Осматривайтесь, чтобы избежать столкновения. Набирая высоту, не жмитесь к земле. На малой высоте и без скорости вы — мишень для опытного пилота. Внимательно прочтите брифинг сервера и найдите основные правила. Соблюдайте их. На популярных серверах есть админы, и они немедленно удалят вас в случае нарушения.

 

 

6_cm.jpgСхема воздушного боя от 15.01.43 Два «ЛаГГ-3» (Цапов и Прасолов) вылетали на охрану своих войск в рай он Шлиссельбург — Дубровка. Из донесения гв. капитана Цапова: «В 12:15, находясь на высоте 3400 м, на высоте примерно 4000 м заметил восемь «Ме-109», которые шли курсом на юго-запад. Один «Ме-109» оторвался и пытался атаковать моего ведомого сзади снизу. Я заметил его и сделал левый разворот, стараясь зайти сзади и произвести атаку по «Ме-109». Последний, видя, что первая его атака не удалась, встал в вираж, стремясь зайти в хвост сержанту Прасолову. Я, сделав резкий крутой вираж, зашел в хвост к «Ме-109». В этот момент «Ме-109», видя, что я у него в хвосте, сделал переворот и начал пикировать до высоты 400 м. Я пикировал за ним и с дист. 100–150 м произвел по нему три очереди. «Me-109» ушел на свою территорию. Самолет противника предположительно упал в районе Шлиссельбурга».Вывод: «Ме-109» стремился произвести внезапную атаку по ведомому, сзади с кабрирования, но видя что внезапная атака не удалась, перешёл в вираж и ушёл пикированием на свою территорию. «Вовремя замеченный противник внезапно атаковать никогда не может, а сам будет сбит!».

 

Сосредоточьтесь. Определите курс к вражескому аэродрому или цели. Внимание и осмотрительность на всех этапах полета — ваше первое оружие. Взлетайте и сразу начинайте осмотр горизонта и задней полусферы. Вы можете быть атакованы и на наборе высоты.

Обнаружив противника, не кидайтесь в атаку не разобравшись, что происходит. Тем более, если нет маркеров. Научитесь следить за обстановкой. Атакуйте наверняка, не подвергая риску свой самолет. Если вам «сели на хвост» сражайтесь до конца. Не замирайте. Не летите по прямой.

Помогайте в бою другим. Это лучший вариант для новичка – атаковать противника, увлеченного боем. При любой возможности сразу уходите, и набирайте высоту.

Не гоняйтесь в группе за одним самолетом. Это приведет, в конце концов, к фатальному столкновению, с кем-нибудь из своей команды. Следите за горючим. На посадку заходите спокойно и без суеты. Можно включить огни или дым. Не дожидаясь полной остановки машины, освобождайте полосу.

Запоминайте, как проходи ли атаки противной стороны. Что вы сделали и не смогли сделать. Записывайте треки боев и разбирайтесь с ошибками. На серверах вы встретите пилотов с различными приставками к основному нику. Это пилоты из сквадов (объединений, групп) нашего сообщества. Будьте почтительны и не надейтесь на легкую победу. Чаще всего в сквадах летают опытные и известные пилоты.

Не пытайтесь нарочито обратить на себя внимание. Помните, что вы на виду и ваши успехи заметят и оценят. Растите. Возможно командный бой в известном скваде ваше будущее.

Очень часто на серверах пилоты общаются с помощью программы «ТС». Скачайте и установите ее. Адрес дополнительного сервера этой программы обычно указан в брифинге. С ее помощью вы можете разговаривать в бою через микрофон. Попробуйте. Если это поможет, то привыкайте к «ТС» и активно пользуйтесь программой в дальнейшем.

Помните, я писал о триммерах? Так вот маленький секрет: кроме балансировки их можно использовать и в бою. Поднимите триммер руля высоты, и вы активнее поползете вверх. Легкие манипуляции с ним в бою помогают быстрее набирать высоту или совершить разворот. Не забывайте возвращать триммер в исходное положение.

 

 

7_cm.jpgСхема воздушного боя от 12.01.43 В 12:10 восьмерка «ЛаГГ-3» из 3-го гиап (Львов, Шестопалов, Шилков и Потемкин; Татаренко, Рябушкин, Щеголев и Лобко) вылетела на прикрытие наших войск в районе Марьино — Манушкино — Пески с задачей не допустить бомбардировщиков противника на правобережье Невы. Из донесения гв. ст. сержанта Шилкова: «После 20-ти минут барража с земли было приказано пробить облака и принять бой с двумя «Ме-109». Мы развернулись и энергично пошли в лобовую атаку. Как только мы пошли в лоб, один «Ме-109» сделал боевой разворот, я тоже, таким образом мы очутились с ним на одной высоте. «Ме-109» лобовую атаку не принял, а пошел вниз, я за ним и зашел ему в хвост. Второго «Ме-109» в это время атаковала оставшаяся группа. Он горкой ушел за облака, в конце горки я дал по нему очередь. Он задымил и пошел вниз со снижением по прямой. Я дал еще одну очередь, он еще больше задымил, потом резко дал горку, затем пошел со снижением на малой скорости. Я ему добавил еще одну очередь и он врезался в лес. Вывод: противник был неопытный, летчик маневрировал слабо, поэтому был сбит. Я, увлекшись преследованием самолета противника, оторвался от группы, и ведомый меня потерял. Меня могли сбить».

 

Обычно можно слышать на форумах и частных разговорах одно и тоже: «Меня сбивают, а я не понимаю как!» Ответ лежит на поверхности: «Вы – виражили»! Что я имею в виду? А то, что вы не осмотревшись и не заметив противника выше, втянулись в неоправданные маневры в горизонтали. Вы, сами того не замечая, потеряли высоту и скорость. Расплата: вас неожиданно атаковали и сбили. Самый опасный противник тот, которого вы не видите! Высота ваш друг, а виражи — беда.

Полетав месяц другой, вы быстро заметите пилотов, которые всегда выше вас. Что с ними? Что они там наверху делают? Так вот с ними все в порядке…Они готовят атаку. Эти опытные пилоты терпеливо ждут тот легендарный и единственный момент воздушного боя, о котором пишут некоторые ветераны. Его суть проста: удар в самый неподходящий момент для противника, потерявшего скорость, высоту и бдительность. Атака и быстрый уход вверх. Стремитесь к этому.

Преодолевайте свое детское желание добивать. Пусть вы потеряете очки, и вашу мишень запишут другому пилоту. Главное, что вы на порядок уменьшаете шансы противника сесть вам на хвост. Заставляйте себя вновь и вновь набирать высоту. Хотя бы тысячу метров, а лучше две и более. Так у вас появится возможность занять тактически выгодное положение для атаки или отхода. Думайте! Маневрируйте! Ищите противника или он сам найдет вас!

Поднявшись в виртуальное небо, вы вступите завтра в свой первый воздушный бой, но у вас еще нет необходимости думать, какими качествами нужно обладать пилоту, кроме тех, что ведут вас к победе. Всем новичкам нужна только «победа», как идол, как «победа» любой ценой. Сегодня вы еще не понимаете что важно, а что, увы -не имеет значения. Вас частенько застают врасплох, ограничивают в свободе движений, сбивают. Борясь с невидимой паутиной мастерства более опытных противников, вы сами того не замечая, оказываетесь в состоянии раздражения и агрессии, ограничивая тем самым свою свободу. Не нужно паниковать. Не нужно смотреть на тех, кто сильнее, быстрее, опытнее, как на чемпионов. Не нужно завидовать. Всмотритесь в себя. Сконцентрируйтесь не на деталях проигранного боя, а на самооценке.

Для многих молодых пилотов «догнать и перегнать в результативности» может служить мотивацией, но я хочу надеяться, что ваш путь это – путь поиска тактических приёмов, а не глупой агрессии. Если взглянуть на воздушный бой истребителей как бы со стороны, то можно легко увидеть, что ничего не происходит случайно. У всех ошибок есть изначальная причина и у всех есть определенные внешние обстоятельства.

Часто завязав очередной воздушный бой, через какое-то время понимаешь — бой проигран. Если вы переживаете это состояние задолго до явных признаков ухудшения ситуации – вы на правильном пути. Схватка это всегда вызов. В первую очередь самому себе. Но мало чувствовать признаки поражения. Нужно научиться нейтрализовать врага.

Сегодня вами движет лишь страх быть уничтоженным пусть даже виртуально. Вы плохо владеете ситуацией. Еще секунду назад казалось, что вы ведете бой, но ваш противник совершил маневр и вот вы уже лишь набор мыслей, идей и страхов. Чаще всего беспорядочных и малопригодных для воздушного поединка. Ваше эго новичка диктует классическую реакцию на опасность. Вместо контратак вы вновь и вновь выказываете противнику вашу растерянность, отсутствие стиля, отсутствие техники, отсутствие воли к победе.

Эффективность вражеской атаки в первую очередь результат правильных оценок сложившейся ситуации. Я имею в виду, что противник «ведет» вас, а не наоборот. Ваши же маневры напоминают движения робота севшего в истребитель по ошибке. Нужно учиться, не спешить. Нужно научиться быть гибким. Вы не должны выполнять маневры отрывисто и беспорядочно. Плавность и «напряженная» расслабленность – вот естественный ритм, в котором вы должны вести бой. Отпустите джойстик. Сделайте глубокий выдох. Осмотритесь…

О чем в первую очередь думать новичку? Хорошая позиция один из самых важных элементов воздушной схватки. Возьмите себе за правило не начинать бой без превышения над противником. Тот, кто наверху – всегда контролирует воздух и поле боя.

Правильное ощущение дистанции. Тот кто не чувствует дистанцию не сможет правильно выбрать позицию для атаки или обороны.

Учитесь точному восприятию времени. Ощущение времени позволит вам вовремя атаковать или отойти. Помните, что опытный пилот «растягивает» время и мгновенно его «сжимает» исходя из конкретной ситуации. Концентрация. Вам нужно знать не только о непосредственном нападающем, но видеть возможность другой атаки на ваш самолет.

Не пытайтесь выглядеть небрежным. Уважайте своего противника и его боевой опыт. Наносите удар первым. Бой с виртуальным противником в Интернете – это не тренинговая дуэль с ботами. Получите преимущество сразу. Победить честно, открыто, красиво очень здорово, но вы рискуете получить залп в спину, и тогда вам будет уже не христианских добродетелей.

Каждое столкновение уникально. Соответствующее решение боя должно появляться естественно, а не быть результатом случайных факторов. Не убеждайте себя, что сегодня противник действует  шаблонно. Никогда нельзя быть уверенным, что он предпримет через секунду…

 

 

5_cm.jpgСхема воздушного боя от 19.04.42 Шесть «И-153» (Бискуп -Голосов, Антонов -Спицин, Шитов -Федоров) под прикрытием шести «И-16» (вед. Шварев) вылетели по маршруту Кронштадт -Красногвардейск. Расстояние от цели 91 км. Высота полета штурмующей группы 600–25 м, группы прикрытия — 900–1000 м. Заход был сделан вдоль бетонной взлетной полосы, вдоль которой плотно расположенные в ряд стояли около 25-ти «Ю-88» и «Ю-87». В 10:10 снизившись до высоты 30 м нанесли удар огнем «РС»-ов и пулеметов по самолетам на а. Красногвардейск. При штурмовке взлетело четыре «Ме-109», из которых один был сбит на взлете капитаном Бискупом. Удар производился при сильном противодействии ЗА и зенитных автоматов. Прямым попаданием ЗА у «И-153» летчика Шитова отбита полукоробка. Самолет с высоты 50 м упал на аэродром, летчик погиб. «И-153» Спицина загорелся в воздухе и упал на северной окраине аэродрома у леса (летчик остался жив и попал в плен). В бою трех «Ме-109» с четырьмя «И-16» группы прикрытия подбит «Ме-109», который упал в районе Коммолово. Самолетом противника сбит «И-16» ст. политрука М. Студенкина (упал в Александровский парк г. Пушкина). Таким образом на аэродроме уничтожено до пятнадцати «Ю-87» и «Ю-88» и сбито два «Ме-109».

 

Управляйте ситуацией. Нельзя, чтобы она выходила из — под контроля. Как только в бою возник хаос или используйте его или выходите из боя. Равновесие очень хрупкая вещь. Доверяйте интуиции и не говорите себе, что еще все хорошо. Через мгновение вы пожалеете об этом.

Не летайте по прямой. Меняйте высоту и скорость. Живите в трехмерном измерении. Если вы разгоняете свой самолет по прямой, то помните, что рано или поздно придется резко свернуть вправо или влево. Потеря скорости на вираже может вам дорого стоить. Летайте по дугообразным траекториям.

Инициатива в воздушной схватке достается тому, кто действует на опережение своего противника. Ваша реакция не должна быть запоздалой. Без постоянной концентрации невозможно быстро реагировать на опасность, вовремя уходить с линии вражеской атаки или контратаковать самому. Если вы вдруг не понимаете, где противник или “слили” высоту – убегайте. Всегда осматривайте небо вокруг себя. Лучше по секторам. Перед началом атаки обдумайте сложившуюся ситуацию. Осмотритесь. Займите выгодное положение. В случае неудачи не торопитесь опять нападать. А если атакуете — атакуйте уверенно и агрессивно!

Я приучил себя оглядываться дважды. Первый раз перед атакой, а второй — сразу после стрельбы по противнику. Всему этому вы рано или поздно научитесь. Через какое-то время все встанет на свои места. Даже опытные пилоты допускают ошибки. Бывают дни, когда нам лучше не летать.

Летайте чаще! Летайте на любых серверах! Не бойтесь проиграть! Только у сильного противника можно чему-то научиться…

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »