РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
ГЛАВНАЯ arrow СТАТЬИ arrow 315-й боевой вылет майора Александра Мясникова ч.24
315-й боевой вылет майора Александра Мясникова ч.24
Автор Ю.А.Мясников, И.Г.Прокофьев, В.И.Суворов, К.И.Тарасов   

«Харрикейн» – это все-таки не ураган…

1_cm.gifКак бы восторженно ни писали западные источники об этом истребителе, наши летчики о боевых качествах «Харрикейнов» отзывались не очень лестно. Мнение летчиков 3-го ГИАП, только что освоивших этот самолет и еще не побывавших на нем в боях, вы прочитали в приведенных выше отрывках из книги Каберова.

А вот что писал Каберов в самом конце сентября, после полуто-рамесячных боев на «Харрикейнах.

Из книги И. Каберова, стр. 250: «Воздушное сражение нередко длится около часа. «Харрикейны» неудобны для вертикального маневра, и мы часто вынуждены в схватках со сворой «Мессершмиттов» обороняться. Мы обороняемся, но используем каждый подходящий случай, чтобы меткой очередью сразить вражеский самолет. Фашистский истребитель «Ме-109Ф» превосходит «Харрикейн» в скорости почти на сто километров. А у кого скорость, тот владеет и высотой. Высота обеспечивает все: и свободу выбора цели, и маскировку солнцем, и внезапность нападения, и скоротечность атаки. Но ни эти преимущества, ни численное превосходство не спасают авиаторов противника от потерь. Гитлеровцы, кажется, разобрались, наконец, что воюют не над Ла-Маншем. Это там они похвалялись в 1940 году, что встречи с «Харрикейнами» напоминают охоту на куропаток. А здесь на «Харрикейнах» советские летчики и советские пушки, разящие наверняка.

2_cm.jpgИз книги И. Каберова, стр. 260: «На стоянке я насчитываю девять самолетов – все, что у нас теперь есть. Стоят эти самолеты на большом расстоянии один от другого. Похоже на то, что инженер специально оставляет незанятыми места сбитых в воздушных сражениях истребителей. Похоже на то, что он все еще верит в их возвращение. Но не возвращаются ни самолеты, ни люди, сгоревшие в пламени войны. И невольно перед глазами проходят лица друзей, которых мы потеряли, и невидимые тиски сдавливают мое сердце. Мысленно я подсчитываю, сколько самолетов противника сбили мы после того, как полк получил «Харрикейны», оснащенные советскими пушками и пулеметами. Выходит, что нами уничтожено за это время шестьдесят восемь фашистских истребителей и бомбардировщиков. При этом мы потеряли одиннадцать наших товарищей и четырнадцать боевых машин. Нет сомнения, что полк получит новую технику Новые люди придут на место погибших летчиков. Но боль тяжелой утраты останется в наших сердцах навсегда».

Послушаем мнение Героя Советского Союза, генерал-лейтенанта авиации В. Ф. Голубева, в то время командира 3-й эскад-рильи 4-го ГИАП 61-й авиабригады.

Из книги В. Голубева, стр. 221: «Особенно досталось 3-му истребительному полку нашей бригады, летавшему на английских самолетах «Харрикейн». Наши оружейники вынуждены были заменить на нем пулеметы ружейного калибра на более мощное вооружение, но все равно самолет оказался малопригодным к боям в дневных условиях. Хотя был он металлическимиз дюраля, но незащищенность бензобаков часто в бою оборачивалась их разрушением, самолет воспламенялся. К тому же его мизерная скорость и «дубовая», как говорили летчики, неповоротливость делали его весьма уязвимым. Противник именно в это время впервые применил новые истребители «Фокке-Вульф-190», машину с очень сильным вооружением – четыре 20-миллиметровые пушки и два крупнокалиберных пулемета. Мощный мотор воздушного охлаждения позволял самолету развивать скорость более 600 километров в час, а главное, он обладал повышенной живучестью и защищал летчика от поражений на встречных курсах».

Из журнала «Война в воздухе», № 74, 2001 г, стр. 17 — 18: «На «Харрикейнах» летали многие советские асы, но хорошие слова из их уст о «Харрикейне» звучали редко. Герой Советского Союза С. Ф. Долгушин, летавший в составе 180-го ИАП, писал: «Харрикейн» — отвратительная машина. Низкая скорость, тяжелый… На «Харрикейне» я сбил четыре или пять самолетов, но для этих побед требовались специальные условия. Сопровождали девятку «Бостонов», шли в облаках. То вынырнем, то опять нырнем. В очередной раз вынырнули — прямо передо мной «Мессершмитт». Не оставалось ничего другого как нажать на спуск. Немец взорвался в воздухе. При похожих условиях сбил и второго». Разумеется, большой популярностью «Харрикейн» пользоваться не мог. Особенно требователен самолет был к соблюдению правил эксплуатации, резко теряя в летных характеристиках при их нарушении. Двигатель самолета был рассчитан под хороший бензин с октановым числом 100. На практике «Харрикейны» часто заправляли низкокачественным бензином Б-70 или Б-78, в лучшем случае смесью Б-100 и Б-70. Масло также использовалось не лучшего качества. В результате двигатель недобирал мощность и не отличался высокой надежностью. Недостаточно полно использовались и возможности самолета, применительно к Восточному фронту. Если пилот полностью раскрывал все достоинства и недостатки «Харрикейна», то его мнение приближалось к мнению майора Г. В. Зимина из 485-го ИАП: «Харрикейн» отличается маломощным двигателем. Поэтому для него важно держать плотный строй и открывать огонь с дистанции в несколько десятков метров или даже в несколько метров. Интервал между звеньями не должен превышать 400–500 м, чтобы звенья могли приходить друг к другу на помощь. Интервал между парами внутри звена не более 100 м. Интервал между истребителями и сопровождаемыми штурмовиками или бомбардировщиками 100–150 м. Открывать огонь по противнику следовало с дистанции не более 70–80 м в виду слабого вооружения. Вертикальный маневр для «Харрикейна» противопоказан. Бой можно вести только на горизонтальных виражах». Большой норов проявлял самолет и на земле. Так в 4-м ИАП Северного фронта пилоты в ходе обучения столкнулись со склонностью «Харрикейна» капотировать на снегу и мягком грунте. Старший техник лейтенант Александр Мельников предложил механикам сидеть на хвосте заморской машины во время рулежки. Рискуя жизнью, механики выполнили приказ. Не обошлось без трагикомических случайностей. Один пилот забыл, что у него на хвосте висит механик и резко начал набирать высоту. Потом внезапно вспомнил, и быстро приземлился. Когда механика отцепили от хвоста, выяснилось, что он отморозил руки и весь поседел.

Во время вынужденной посадки на брюхо «Харрикейны» часто утыкались носом в землю. Этому способствовал радиатор, расположенный под центропланом.

Ленинградские поисковики, работая с документами военных архивов, проследили судьбу всех самолетов «Харрикейн», поступивших в 3-й гвардейский авиаполк ВВС КБФ, и сделали очень печальный вывод. За период боевого применения самолетов «Харрикейн» в этом полку погиб почти весь цвет полка. Так с 14 августа по 9 ноября 1942 года в полку потеряли 18 из 22-х прибывших в полк самолетов, при этом погибло 15 летчиков.

Вот краткие сведения об этих славных ребятах, средний возраст которых был всего 27 лет.

10_cm.jpgЧепелкин Петр Афанасьевич; 1919 БССР, Могилевская область, Хотинский район, деревня Малуновка. В РККА c 1940 года, окончил Ейское ВМАУ имени Сталина в 1940 г. Гвардии капитан; летчик 2-й АЭ. Орден «Красного Знамени». Сбил 8 самолетов противника, из них 2 лично. 14 августа 1942 года сопровождал Ил-2 на бомбо-штурмовой удар по кораблям противника в Финском заливе. Вступил в воздушный бой с «Брюстерами В-239» из состава LLv-24 (24-я АЭ) финских ВВС на траверзе Шепелевского маяка. Был подбит, при вынужденной посадке на воду утонул.

 

13_cm.jpgРыбин Ефрем Петрович; 1909 г. Ярославль. Жена – Ульяна Порфирьевна, дочь Нелли. В РККА с 1940 г., окончил ВМАУ имени Сталина в 1940 г. Гвардии капитан, военный комиссар 1-й АЭ. Орден «Красного Знамени». Совершил 290 боевых вылетов. 21 августа 1942 сопровождал самолеты ДБ-3 на бомбовый удар в район Ивановских порогов. В воздушном бою в р-не ст. Ржевка внезапно был атакован, резко развернулся влево, со снижением пошел вниз. Самолет при падении полностью сгорел. Похоронен: деревня Борки, Ломоносовский район Ленинградской области.

 

Романов Борис Владимирович; 1914 г. Москва. Жена – Александра Ивановна, 1915 г.р., сын – Владимир, 1941 г.р. В РККА с 1937 года, окончил ВМАУ имени Сталина 1937 году. Участник боев на реке Халхин-Гол и Финской кампании. Гвардии капитан, заместитель командира 3-й АЭ. Два ордена «Крас-ного Знамени», медаль «За боевые заслуги» 30 августа 1942 года сопровождал самолеты Ил-2 на БШУ по станции Волосово. На обратном пути, в районе деревни Воронино (10 километров севернее озера Тяглицкое) был атакован истребителями противника. Прикрытие добиралось домой поодиночке. Романов не вернулся с боевого задания, пропал без вести.

 

Евграфов Алексей Петрович; 1918 Новгородская область, Маловишерский район, Полищенский с/с, д. Дворище. Жена – Власова Таисия Степановна, 1923г.р.; сестра Екатерина. В РККА с 1940 года. Гвардии ст. лейтенант, к-р звена 1-й АЭ. Орден «Красного Знамени». 3 сентября 1942 пропал без вести в воздушном бою. Место гибели по документам командира полка: район Ивановских порогов. В документах ВВС КБФ и в воспоминаниях И. Каберова – район Красного Бора Ленинградской области.

 

11_cm.jpgКосоруков Николай Михайлович; 1913 г. Москва Жена — Павлова Анастасия Степановна, 1912 г.р., дочь Тамара, 1936 г.р., сын Владимир, 1938 г.р. В РККА с 1936 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1936 г. Гвардии старший политрук; военный комиссар 3-й АЭ. Орден «Красного Знамени». 4 сентября 1942 года охранял свои войска над линией фронта в районе Мга-Синявино. Вели бой с истребителями противника. На подбитом самолете предположительно раненный, разбился при посадке вне аэродрома. Летчик и самолет сгорели. Похоронен: деревня Выстав, Кировский район Ленинградской области.

 

7_cm.jpgТеплов Евгений Христофорович; 1917 Тульская область, г. Тула, ул. Каракозова, д. 19. Жена – Мира Александровна, дочь – Эмилия, 1938 г.р., сын – Евгений, 1941 г.р. В РККА с 1940 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1940 г. Гвардии капитан, зам. командира 1-й АЭ. Орден «Красного Знамени». Совершил 258 боевых вылетов 4 сентября 1942 года вел воздушный бой в паре с Косоруковым над линией фронта в районе Мга-Синявино. Самолет загорелся в воздухе и упал на свою территорию. По документам командира полка: погиб в бою в районе Выстав, что перекликается с местом гибели Косорукова.

 

8_cm.jpgМясников Александр Федорович, 1909 Новгородская область, Мошенской район, деревня Овинец. Жена – Матрена Макаровна, 1903; сын Юрий – 1936. В РККА с 1930 года, окончил 2-ю Военную Краснознаменную школу летчиков им. «Осоавиахима» (г. Борисоглебск) в 1935 г. Участник Советско – Финляндской войны. Гвардии майор, заместитель командира полка. Орден «Ленина», два ордена «Красного Знамени». Совершил 314 боевых вылетов, сбил 18 самолетов противника, в том числе 2 лично. 11 сентября 1942 года группа «Харрикейнов» под командованием Александра Мясникова сопровождала бомбардировщики Пе-2. При отходе от цели были атакованы «Мессершмиттами −109. На аэродром не вернулся, пропал без вести в районе деревни Манушкино. В книге излагаются две версии гибели майора Мясникова. Место падения самолета и останки летчика обнаружены ленинградскими поисковиками летом 2003 года. Останки захоронены на родине в селе Мошенское Новгородской области рядом с могилой жены.. Его именем названа одна из улиц в поселке Невская Дубровка (Всеволожский район Ленинградской области), недалеко от которого был найден его самолет. На доме № 4 по улице Мясникова установлена мемориальная доска. Мемориальная доска установлена также на доме, в котором родился А. Ф. Мясников, в деревне Овинец Мошенского района Новгородской области.

 

5_cm.jpgСухов Сергей Иванович; 1915 Калининская область, Медновский район, Мухинский с/с, деревня Заболотье. Жена – Елена Николаевна, сын – Бронислав, 1941 г.р. В РККА с 1939 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1940 г. Гвардии капитан, командир звена 2-й АЭ. Орден «Ленина», орден «Красного Знамени». Совершил 289 боевых вылетов, сбил 18 самолетов противника. 11 сентября 1942 года прикрывал переправы через реку Нева в районе Анненское. Вступил в бой с противником на высоте 3000 метров между Синявино и рекой Нева. Погнался за самолетом противника, вошел в облачность. Из облаков вывалился в плоском штопоре, после трех витков перешел в крутой штопор, из которого не вышел до земли. Упал на нашей территории, севернее Невской Дубровки. Место падения самолета не найдено.

 

6_cm.jpgРуденко Алексей Федорович; 1915 УССР, Запорожская область, Ореховский район, деревня Новопавловск. Жена – Копылова Антонина Ивановна, 1918 г.р.; дочь – Лидия, 1941 г.р. В РККА с 1937 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1940 г. Гвардии ст. лейтенант, командир звена 3-й АЭ. Орден «Ленина», орден «Красного Знамени». 26 сентября 1942 года охранял наши войска в устье реки Мга – поселок Марьино. Патрулирование вели выше облачности. При обнаружении противника резко развернулся на 180 градусов, сорвался в штопор и скрылся в облачности. Атакован не был. Заключение командира 61 ИАБ полковника Кондратьева: «…по моему мнению, старший лейтенант Руденко был атакован с большой дистанции и убит. Остальные экипажи атаки не наблюдали…».

 

4_cm.jpgБуряк Дмитрий Прокофьевич, 1912 УССР Днепропетровская область, г. Кривой Рог, Украинская ул., д. 6. В РККА с 1935 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1938 г. Гвардии капитан, военком 3-й АЭ. Два ордена «Красного Знамени». Совершил 203 боевых вылета, лично сбил 5 самолетов противника. 26 сентября 1942 года в воздушном бою с двенадцатью Ме-109 в районе устья реки Мга самолет был подбит. Летчик был ранен, выпрыгнуть на парашюте не смог. Похоронен: деревня Большое Манушкино, Всеволожский район Ленинградской области.

 

Ткачев Николай Корнеевич; 1917 Ростов-на-Дону, Морозовск, ул. Дзержинского, д. 156. Жена – Лидия Лазаревна, 1920 г.р. Сын – Виталий, 1939 г.р. В РККА с 1936 года, окончил ВМАУ в 1939 г. Гвардии капитан, командир звена 3-й АЭ. Орден «Красного Знамени». Совершил 148 боевых вылетов. 29 сентября 1942 года прикрывал войска на переднем крае обороны в районе Анненское – Арбузово – Московская Дубровка. Вел воздушный бой. Был подбит, из боя вышел и тянул на аэродром, но был вторично атакован и сбит двумя Ме-109 в районе аэродрома Углово. Похоронен: станция Всеволожская, Всеволожский район Ленинградской области.

 

12_cm.jpgНеделин Виктор Фомич; 1915 Город Ростов-на-Дону, Ленгородок, Рыбный переулок, д. 20.,кв. 18. Жена – Надежда Ивановна, 1918 г.р.; Сестры: Анфиса, Надежда, 1902 г.р. В РККА с 1939 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1940 г. Гвардии ст. лейтенант, летчик 1-й АЭ. Орден «Красная Звезда». Совершил 294 боевых вылета. 29 сентября 1942 года сопровождал Ил-2 на линию фронта в район Синявино. Вступил в бой с противником северо-восточнее Манушкино.. Два Ме-109 зашли в хвост Неделину и сбили самолет. Летчик погиб. Похоронен в дер. Березовка Всеволожского р-на Ленинградской области.

 

3_cm.jpgБондаренко Семен Григорьевич; 1915 УССР, Полтавская область, Ново-Сенжарский р-н, д. Зачепиловка. Жена – Чижова Клавдия Ефимовна, 1910 г.р. Сын – Евгений, 1934 г.р. В РККА с 1935 года, окончил ВМАУ в 1939 г. Гвардии капитан, командир 1-й АЭ. Орден «Ленина», два ордена «Красного Знамени». Совершил 277 боевых вылетов, сбил 18 самолетов, из них 6 лично. 25 октября 1942 года сопровождал ДБ-3 в район острова Большой Тютерс в Финском заливе. При возвращении от цели был атакован и сбит истребителями 1-го звена 24-й АЭ финских ВВС (1/LLv24).

 

Киреев Федор Михайлович; 1919 Мордовская АССР, станция Рузаевка, ул. Ухтомская, д. 2. Жена – Надежда Андриановна, 1922 г.р. В РККА с 1937 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1940 г. Гвардии младший лейтенант; летчик 1-й АЭ. Орден «Красного Знамени». Совершил 48 боевых вылетов. 25 октября 1942 года сопровождал ДБ-3 в район острова Большой Тютерс в Финском заливе. При возвращении от цели был атакован истребителями 1-го звена 24-й АЭ финских ВВС (1/LLv24). Сбит в воздушном бою над Финским заливом.

 

Казин Александр Васильевич, 1914 Калининская область, Конаковский район, деревня Борцино. Мать Журкина Анна Николаевна В РККА с 1935 года, окончил ВМАУ имени Сталина в 1937 г. Гвардии капитан, ВРИО командира 1-й АЭ, замполит 1-й АЭ. Орден «Красного Знамени». В обязанности командира АЭ вступил после гибели капитана Бондаренко. 9 ноября 1942 года над Ладожским озером охранял трассу Кабона – Осиновец. При подходе к цели в воздушном бою два Ме-109 зашли в хвост Казину и сбили самолет. Летчик выбросился на парашюте над Ладожским озером и утонул.

 

Существует мнение некоторых авиационных «специалистов», что наши пилоты были плохо обучены и гибли в первых же боях, что у них не хватало боевого опыта. Давайте посмотрим, кто же погиб на этих английских самолетах, или, как их называли наши летчики, «деревянных гробах». В этом скорбном списке один заместитель командира полка, один командир эскадрильи, три военных комиссара эскадрилий, три заместителя командира эскадрилий, 4 командира звена и только 3 рядовых летчика. Из всех пятнадцати погибших, самый маленький опыт был только у гвардии младшего лейтенанта Д. М. Киреева48 боевых вылетов. У остальных количество боевых вылетов было за 200. У гвардии капитанов С. И. Сухова и В. Ф. Неделина было соответственно 289 и 294, у майора А. Ф. Мясникова число вылетов достигало 314. У одиннадцати из пятнадцати погибших был опыт воздушных боев в Финской кампании. Некоторые могут возразить: значит, плохо освоили материальную часть, да и тактика боя у советских летчиков «хромала». Но ведь смогли же эти люди провоевать почти до конца 1942 года. И войну они встретили на устаревших машинах «И-153» и «И-16». И не просто выжили, а воевали, сбивали и «Мессершмиттов», и «Фоккеров», и бомбардировщиков. У каждого на счету были сбитые немецкие самолеты. Выходили живыми из страшных переделок, делая по нескольку боевых вылетов в день. И когда? В 1941, страшном для нашей авиации году, когда численное превосходство немцев в воздухе было подавляющим. Да и на «Харрикейнах» лупили немцев и финнов почем зря. И. Каберов в своей книге пишет о 68 сбитых самолетах противника и о 14 потерянных своих. Это данные на конец сентября. К моменту, когда полк убыл в тыл для перевооружения самолетами ЛаГГ-3, было сбито 78 самолетов противника. Только майор Александр Мясников за неполный месяц боев, летая на «Харрикейне», увеличил счет своих побед с тринадцати самолетов до восемнадцати. По нескольку самолетов сбили и другие погибшие в этот период летчики. А ведь сражаться им пришлось с модифицированным «Мессершмиттом» «Ме-109F» и с еще более совершенным истребителем «Фокке-Вульф – 190», которые значительно превосходили «Харрикейны» по скорости и другим показателям.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »