РАСПРАВЛЕННЫЕ КРЫЛЬЯ
ГЛАВНАЯ arrow СТАТЬИ arrow 315-й боевой вылет майора Александра Мясникова ч.23
315-й боевой вылет майора Александра Мясникова ч.23
Автор Ю.А.Мясников, И.Г.Прокофьев, В.И.Суворов, К.И.Тарасов   

А газеты продолжали писать о Мясникове

Ассы Краснознаменной Балтики

0_cm.jpgИз газеты «Красный Балтийский Флот», № 223 от 15.09.42«Гитлеровские воздушные пираты хорошо познали балтийскую хватку. Сотни сбитых вражеских машин – лучшее подтверждение мастерства летчиков Краснознаменной Балтики.

 

В боевой семье балтийцев немало мастеров воздушного боя, воинов-богатырей, имеющих на своем счету десятки сбитых самолетов врага. Не только на Ленинградском фронте, но и далеко за его пределами гремит слава Героев Советского Союза Ефимова, Васильева, орденоносцев Костылева, Сухова, Голубева, Петрова, Кожанова и других. Эти летчики выработали свою походку в воздухе, свой стиль удара, свою культуру огня. Это – наши ассы, советские ассы. Когда в воздухе Ефимов, его узнают по походке, когда Костылев бьет немца, все говорят, что ударил именно он, когда самолет стремительно идет на сближение с врагом и он камнем падает на землю, все говорят – это бьет Сухов. Асс – это мастер, виртуоз, знаток воздушного боя. На больших и малых высотах, в ясную и облачную погоду, в тылу врага или над своей территорией асс с одинаковым успехом дерется с врагом. У пункта Л. появились фашистские волки-охотники». На усовершенствованных «Мессершмиттах» и «Хейнкелях» сидели немецкие ассы. «Волки Геринга», как их называли наши летчики, нападали не только на транспортные и пассажирские самолеты, но подкарауливали и боевые машины, возвращающиеся с задания, расстреливали автомашины и колонны. Надо было очистить ленинградское небо от этой погани.

1_cm.jpgЗа это дело первыми взялись летчики подразделения тов. Мясникова. Фашисты избегали открытого боя. Поэтому их надо выло ловить, заставить драться. Применяя русскую сметку, летчики Ефимов, Костылев, Мясников, Бондаренко, Чепелкин и другие начали охоту за немецкими «волками-охотниками». Во время одного из воздушных боев с «Мессершмиттами» два таких «охотника» ходили в стороне. Когда ассы заметили, что бой стал особенно горячим, они решили удрать. Один немец стал пикировать на самолет летчика Мунина. В это время летчик Чепелкин с дистанции в 50 метров так резанул немца, что у фашиста капоты полетели с мотора. Через несколько дней Ефимов, Костылев и еще два летчика снова встретились с «охотниками» Пираты были убеждены в своем мастерстве, в своих машинах и огне. Они дрались с остервенением. Но и балтийцы знали себе цену. Разгорелся бой не на жизнь, а насмерть, бой на мастерство, стойкость и умение. Первым удар нанес Костылев. Он так ловко подхватил «Мессера» на вираже, что тот, описав дугу, пошел к земле. Второй немец быстро удрал. Несколько встреч с немецкими ассами позволили балтийцам быстро раскусить тактику «геринговских волков» и выработать свою тактику борьбы с ними. Бои показали, что немецкие ассы серьезный и сильный противник, но вместе с тем они показали и то, что наши ассы сильнее и что число наших ассов может быть намного больше. Стойко и мужественно сражаются летчики Краснознаменной Балтики с врагом.

Так дерутся гвардейцы Из газеты «Победа», № 238 от 21.09.42

«Первая декада сентября у летчиков-истребителей гвардейского подразделения ознаменовалась большими ожесточенными воздушными боями и блестящей победой. Летчики получили задание вылететь на линию фронта и прикрыть от воздушных пиратов наши наземные войска. В воздух поднялись прославленные в боях советские ассы Герой Советского Союза Ефимов, трижды орденоносцы Мясников и Львов, дважды орденоносцы Сухов и Бондаренко, а с ними молодые, но уже на деле доказавшие свое мастерство, летчики Киреев, Черненко и другие. Прикрывая наземные войска, две группы наших истребителей, ведомые Героем Советского Союза Ефимовым и дважды орденоносцем Усыченко, встретились с большой группой «Мессершмиттов», «Хейнкелей» и «Юнкерсов». Несмотря на 3-х кратное численное превосходство гитлеровцев, балтийцы смело вступили в бой, сразу же принявший ожесточенный характер. Немцы, имея численное превосходство, нахально лезли, но это их не спасло.

4_cm.jpgПервый день боевой десятидневки над линией фронта ознаменовался блестящей победой гвардейцев. По одному «Мессершмитту» сбили отважные летчики истребители Ефимов, Сухов, Теплов, Буряк и Хаметов, два «Мессершмитта-109» гвардейцы сбили в группе, а Усыченко в паре с Буряком сбили один «Юнкерс-88». Семь сбитых «Мессершмиттов» и один «Юнкерс»– вот итог первого сентябрьского боя летчиков-гвардейцев. Несколько дней спустя, разыгрался еще более ожесточенный бой. Шестерку истребителей в район барража в пункты М. и С. вел сталинский сокол трижды орденоносец Мясников. На прифронтовом фашистском аэродроме Л. гвардейцы заметили несколько вражеских истребителей. Цель не могла не привлечь внимание балтийцев, и они немедленно ринулись в атаку на взлетающие и стоящие на земле самолеты. Огонь балтийских истребителей расстроил боевой порядок «мессеров». Немецкие самолеты взлетели с опозданием, а часть из них навеки осталась на земле. Выйдя из атаки и миновав немецкий аэродром, балтийцы пошли за бомбардировщиками. «Юнкерсы», ожидавшие подхода сопровождающих «мессеров», приняли наши истребители за свои. Стрелки даже не успели открыть огня, как гвардейцы ринулись в атаку. Завязался ожесточенный бой шестерки советских летчиков с восемью «Юнкерсами-88», двумя «Мессершмиттами-110» и восемью «Мессершмиттами-109». Балтийцы рассеяли стервячью армаду, заставили неприцельно сбросить бомбы и нанесли ей большой урон.

Один «Юнкерс» рухнул на землю от метких залпов летчика Бондаренко, другой «Ю-88» сбили Мясников и Каберов. Летчики Теплов и Терехин уничтожили «Ме-110», а вся группа сбила еще два «Ме-109ф». В это же время вторая группа наших самолетов, ведомая Героем Советского Союза Ефимовым, вела воздушный бой в другом пункте с 16 немецкими истребителями. Тройное превосходство успеха немцам не принесло. Гвардейцы смело атаковали фашистов и нанесли им чувствительный удар. В этом бою истребители Ефимов, Сухов и Львов сбили по одному «Мессершмитту» каждый. Четвертого стервятника Львов подбил. Ужаленный фашист метался из стороны в сторону. Оставляя за собой дымный след, он со снижением стал уходить в сторону своего логова. Ведущий Ефимов заметил это и бросился вдогонку. Всей мощью огня своего истребителя обрушился советский асс Ефимов на стервятника. Фашист клюнул, ударился о полотно железной дороги, взорвался и тут же сгорел. Три вражеских самолета с дымящимися моторами ушли на свою территорию, а остальные рассеялись.

В этом бою немцы подбили самолет летчика Буряка. У машины оторван правый элерон и поврежден руль глубины. Обладая исключительным знанием материальной части и техники пилотирования, тов. Буряк вышел из боя на совершенно неуправляемом самолете, перетянул линию фронта и блестяще посадил машину на своем аэродроме. От метких пулеметно-пушечных очередей гвардейцев свалились 11 истребителей и З бомбардировщика противника. Несколько коршунов ушли на свои базы с большими повреждениями. Последний день воздушных боев в эту десятидневку ознаменовался также победой наших летчиков. Гвардейцы дрались четверкой против восьми, шестеркой против десяти и больше самолетов врага. Немецкому коварству и хитрости гвардейцы противопоставляли хитрость и мастерство свое – большевистское. В бою гвардейцы используют солнце и облака, всю мощь огня истребителей и свое мастерство.

2_cm.jpgВ один из этих дней балтийцы вылетели на барраж. На высоте 1000 метров – кучевые с разрывами облака. А на высоте 3000 метров облака были сплошными. Вот сюда, под нижнюю кромку верхних облаков и забрались наши соколы. Барражируя, летчики за воздухом и землей наблюдали в разрывы нижнего слоя облаков. Вскоре они заметили, что под нижней кромкой ходят «мессера». Гвардейцы пошли в атаку. Немецкие любители обла-ков на сей раз просчитались. Три фашиста сразу же рухнули на землю, один ушел подбитым, а остальные поспешно скрылись. В этом бою по одному немецкому истребителю сбили гвардейцы Терехин, Руденко, Каберов, Ефимов. Несколько машин сбиты балтийцами в группе. За десять дней воздушных боев над линией фронта под Ленинградом гвардейцы уничтожили двадцать девять «Ме-109», два «Ю-88», один «Ю-87» и один «Ме-110». Больше десятка немецких машин летчики-истребители подбили. За это же время Герой Советского Союза Ефимов сбил четыре самолета лично и четыре в группе с товарищами. Два самолета лично и 6 в группе сбил летчик Сухов. По одному лично и по несколько самолетов в группе уничтожили тт. Буряк, Хаметов, Теплов, Усыченко, Бондаренко, Львов, Терехин, Руденко и Каберов. Высокое мастерство ведения воздушных боев показали летчики-истребители Мясников, Теплов, Косоруков, Сухов, Евграфов и другие.

Воздушные бои на Балтике Из газеты «Правда», № 293 от 20.10.42

«Несколько месяцев летчики-истребители Краснознаменного Балтийского флота провели в ожесточенных воздушных боях. В них – много нового и поучительного. На нашем театре фашисты стали применять самолеты иных типов, чем раньше («Мессершмитт-109ф», «Фиат», «Капрони», «Фоккер Д-21» и другие), пользоваться новыми тактическими приемами. Немцы всячески стараются вырвать из наших рук инициативу боев в воздухе. В это время авиация Балтийского флота развернула свои наступательные действия. Балтийцы провели ряд операций по морским и сухопутным: коммуникациям противника, наносили удары по кораблям и военным объектам врага, совершали налеты на скопления вражеских войск и техники. Стремясь парализовать действия нашей авиации, немцы стянули в район Балтики большие силы своих истребителей.

Небезынтересно вспомнить первые дни воздушных встреч с новыми истребителями противника. По нескольку раз в день дрались балтийцы с немцами и, как правило, выходили победителями. 17 августа восемь наших истребителей под командованием гвардии майора Мясникова сопровождали штурмовиков, вылетевших на боевую операцию. В районе пункта Н они заметили шестерку «Фоккеров Д-21», ходивших парами в разрывах облачности. По команде ведущего шесть советских истребителей отделились и пошли на сближение с противником, а двое продолжали сопровождать штурмовиков. Заметив приближение краснозвездных истребителей, две пары «ФД-21» вошли в облачность, а одна пара пошла в лобовую атаку на наши самолеты. Известно, что геринговские молодчики не любят лобовых атак. Это заставило наших летчиков насторожиться. Дистанция быстро сокращалась, но «Фоккеры» огня не открывали. Не доходя до наших самолётов 100 – 150 метров, они резко перешли в горку и сделали раверсман, чтобы затем отвесно пикировать на наши самолеты сзади. Это был новый маневр. Но вражеская хитрость успеха не принесла. Один «ФД-21» был атакован пушечно — пулемётным огнем с нескольких сторон в тот момент, когда он переходил из раверсмана в пикирование. «Фоккер» загорелся и упал. Вскоре был сбит второй самолёт и еще два серьезно подбиты.

3_cm.jpgНа другой день в семи воздушных боях с истребителями «Мессершмитт-109ф» и «Капрони» наши лётчики сбили 10 вражеских самолетов, большую часть из них – «Капрони». Следующие дни ознаменовались новыми ожесточёнными схватками. Сражаясь с шестью «Фиатами», четвёрка наших истребителей сбила три вражеских самолёта. Лётчики-гвардейцы под командованием гвардии капитана Костылева встретились с четырьмя «Капрони» и двумя «Фоккерами». Бой разгорелся над водой, на высоте 20–25 метров. После многочисленных атак обеих сторон все четыре «Капрони» оказались сбитыми, а «Фоккеры» поспешили выйти из боя. Боевой опыт наших летчиков, накопленный за время войны, дал им возможность сравнительно быстро разгадать новую тактику противника, применённую им на этих типах истребителей. В отличие от «Месссершмиттов-109» истребители «Капрони», «Фиат» и «ФД-21» идут в атаку сразу всей группой, стремясь нанести удар одновременно по всему боевому порядку наших самолётов. Пользуясь хорошей горизонтальной маневренностью своих машин, они стараются вести бой преимущественно на виражах и на малых высотах, вплоть до бреющего полёта. Имея достаточно сильное пулемётное и пушечное вооружение и мотор с воздушным охлаждением, «Фиаты» охотно принимают лобовую атаку. «Фоккеры», как правило, дерутся на вертикали, применяя раверсман, при этом время пребывания их в верхней точке фигуры очень малое. Наиболее целесообразно бить «Фоккера» в момент перехода с раверсмана в пикирование. Во время боя противник широко применяет метод убирания газа при нагоне его нашим самолетом. Зазевавшийся лётчик может проскочить мимо вражеского самолёта и подставить под его огонь хвост своего истребителя. Бой с самолетами «Капрони», «Фиат» и «ФД-21» отличается большим упорством и протекает энергично, в весьма оживлённом темпе («в клубке»). Обе стороны применяют все маневры и эволюции, какие только может выполнить машина. Часто фигуры следуют одна за другой целым каскадом. Иногда, зайдя в хвост противника, приходится в последний момент бить по другому вражескому самолёту, оказавшемуся в хвосте у товарища. Это вызывает новый манёвр. Таким образом, весь бой состоит из целой серии фигур; стрелять приходится почти в упор по маневрирующим самолётам.

Приобретённый опыт позволяет сделать некоторые выводы о ведении воздушного боя с этими типами самолётов противника. Нашим скоростным истребителям необходимо первой же (и по возможности внезапной) атакой разбить строй противника, перевести бой на вертикаль и, пользуясь преимуществом в высоте, уничтожить, врага поодиночке. После атаки следует уходить снова вверх для выбора нового исходного положения. Ни на одну минуту нельзя быть впереди самолета противника. Если лётчик видит, что обгоняет врага, необходимо немедленно уходить вверх, иначе проскочишь вперёд и подставишь немцу хвост своего самолёта. Чтобы полностью оценить значение выигранных нами воздушных боёв, необходимо сказать, что немцы имели на своей стороне ряд преимуществ. Нашим истребителям обычно приходилось разбиваться на две группы: одна прикрывала сопровождаемые бомбарди-ровщики или штурмовики, а вторая сковывала, отражала и сбивала самолёты противника. Наши истребители вели бои в основном над водой и часто вдали от своих аэродромов. Несмотря на всё это, высокое мастерство балтийских лётчиков помогло им выйти победителями из всех схваток.

Особый интерес представляют воздушные бои, проведённые морскими лётчиками в районе Синявино. Немцы пытались добиться господства своей авиации в этом районе. В течение многих дней в воздухе над этим участком фронта с утра до вечера кружились десятки советских и немецких самолетов, ведя упорные бои. Фашистское командование придавало весьма серьёзное значение происходившим операциям. Для обеспечения успеха своих воздушных сил немцы приняли ряд организационных мер. Они широко применяли аэродромный манёвр, сажая свои самолеты на прифронтовые аэродромы, расположенные на расстоянии 10 – 12 километров от боевых порядков войск. Полёты производились эшелонированно, на разных высотах, группами от 10 до 30 самолётов. Против наших истребителей здесь действовали опытные немецкие лётчики, применившие новые манёвры на истребителях «Мессершмитт-109» и «Хейнкель-113». Несмотря на отличный горизонтальный манёвр того типа наших самолётов, которые применялись в этом бою, немцы на высотах 3000–4000 метров принимали бой на виражах. В ходе боя противник выделял группы самолётов для атаки снизу и сверху. При первой же возможности немцы стремились расчленить наши самолёты, нанося удар почти вертикально сверху. Стреляя иногда с дистанции от 1000 до 4000 метров, противник поочередно «давал ногу», образуя своеобразный веер огня. Однако ни численное превосходство, ни новые манёвры не принесли противнику успеха. В каждом бою немцы бывали жестоко биты и несли большие потери. Восемь советских истребителей, ведомые Героем Советского Союза гвардии капитаном Ефимовым, приняли бой с 26 «Ме-109». Гвардейцы Ефимов, Теплов, Хаметов и Сухов сбили по одному самолету, несколько вражеских машин было подбито.

В другом бою девятка скоростных истребителей под командованием трижды орденоносца гвардии майора Мясникова сопровождала группу, наших пикирующих бомбардировщиков. На них напало шестнадцать «Мессершмиттов-109ф». Разгорелся жестокий бой. Обе стороны яростно атаковывали друг друга. Бой закончился победой советских лётчиков. Герой Советского Союза гвардии капитан Ефимов и летчики-орденоносцы Терёхин и Руденко сбили по одному немецкому истребителю. В этот же день произошёл еще один интересный бой. Балтийскими истребителями командовал капитан Ефимов. Против 8 «Мессершмиттов» дрались 8 гвардейцев. И эта схватка окончилась победой советских лётчиков. Один «Мессершмитт» был сбит Ефимовым, второй – Каберовым, третий – Руденко и Львовым. За декаду боёв в районе Синявино гвардейская часть сбила 34 и подбила 8 вражеских самолётов. Особенно отличились в этих боях гвардии капитан Ефимов, сбивший четыре «Ме-109» лично и четырев группе с товарищами, гвардии капитан Сухов (соответственно – 4 и 5), гвардии капитаны Львов, Терёхин и Костылев, сбившие по одному самолёту лично и по четыре – в группе.

За три месяца второго года войны морские лётчики нашего соединения уничтожили 89 и повредили 20 самолётов противника, в том числе 20 бомбардировщиков. Балтийские истребители ещё раз показали своё умение быстро распознавать изменяющуюся тактику врага, способность противопоставить ей свою гвардейскую тактику, выражающуюся в суворовской формуле: бить врага не числом, а умением. За это же время мы потеряли 13 лётчиков и 19 самолётов. С точки зрения законов войны соотношение потерь личного состава (1:11) и самолётов (1:5) можно считать выдающейся победой. Анализ наших потерь показывает, что они могут быть гораздо меньше. Лучшая отработка организационной стороны нашей боевой деятельности, дальнейшее совершенствование тактических приёмов и методов борьбы с вражеской авиацией, повышение дисциплины в воздухе и строгое соблюдение всех лётных инструкций и положений дадут возможность свести потери к минимуму.

 

Добавить комментарий


Защитный код
Обновить

« Пред.   След. »